Трудовые споры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 18:08, реферат

Описание работы

Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 1993 года1 определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Являясь базой для развития и совершенствования всего российского законодательства, Конституция закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

Введение
1. Понятие и причины трудовых споров
2. Компетенция судов общей юрисдикции по рассмотрению индивидуальных трудовых споров
3. Исполнение решений суда по индивидуальным трудовым спорам
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

трудовые споры.docx

— 52.60 Кб (Скачать)

     Решения судов по индивидуальным трудовым спорам подлежат обязательному исполнению по вступлению их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения.

     Законодательством предусмотрено, что решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника, принятое органом по рассмотрению трудовых споров, подлежит немедленному исполнению (ст. 211 ГПК, 396 ТК). Это означает, что после принятия решения суд должен немедленно выдать взыскателю исполнительный лист или направить его по просьбе взыскателя непосредственно для исполнения (ст. 428 ГПК).

     В случае неисполнения решения суда добровольно, возбуждается исполнительное производство. Его инициаторами могут быть: истец, прокурор, профсоюзный комитет, выступающий в защиту работника. Если решение суда по индивидуальному трудовому спору не исполнено в установленный законом или судом срок, то заинтересованный работник вправе подать в тот же суд заявление о неисполнении его решения и  

13Собрание законодательства РФ. 1997. № 30, Ст. 3591.

14 Федеральный закон от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

принуждении к тому ответчика. Когда неисполнением  решения суда нарушаются права и интересы работника, в его защиту в суд вправе обратиться профсоюзный орган.

     Принудительное исполнение решений судов по индивидуальным трудовым спорам осуществляется через судебного пристава-исполнителя. Судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ о восстановлении на работе, выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В постановлении указывается, что исполнительный документ подлежит немедленному исполнению.

     Приступая к исполнению решения, судебный пристав-исполнитель посылает должнику предложение о добровольном исполнении решения в срок до пяти дней. Такое предложение представляет собой попытку восстановления нарушенных прав без применения принудительных мер. Оно вручается должнику под расписку на втором экземпляре документа, приобщаемого к исполнительному производству. В необходимых случаях одновременно с вручением предложения судебный исполнитель может наложить арест на имущество должника.

     В п. 2 ст. 73 Закона «Об исполнительном производстве» четко устанавливается момент исполнения исполнительного документа о восстановлении на работе.

Исполнение считается  завершенным с момента:

а) фактического допуска работника к исполнению прежних обязанностей;

б) издания приказа  администрации об отмене своего незаконного  распоряжения об увольнении или переводе этого работника.

     Для надлежащего исполнения исполнительного документа о восстановлении на работе необходимо, чтобы эти два условия существовали в совокупности.

     Если исполнительный документ невозможно исполнить, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возвращении исполнительного документа в суд или иной орган, его выдавший. Данное постановление утверждается старшим судебным приставом и подлежит обжалованию в соответствующий суд в 10-дневный срок.

     Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом.

     В ст. 74 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрены меры воздействия на должника в случае неисполнения им исполнительного документа о восстановлении на работе.

К этим мерам  относятся:

1) наложение  штрафа в размере до 200 минимальных  размеров оплаты труда;

2) при  последующих нарушениях должником  без уважительных причин сроков  исполнения исполнительного документа  - наложение штрафа в двойном  размере;

3) при  повторном неисполнении без уважительных  причин исполнительного документа  - внесение судебным приставом-исполнителем  в соответствующие органы представления  о привлечении к административной  или уголовной ответственности  должностного лица, которое в  силу своих обязанностей должно  исполнить исполнительный документ.

     Помимо указанных мер судебный пристав-исполнитель обращается в суд общей юрисдикции с утвержденным старшим судебным приставом заявлением о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа. Заявление подается в суд, принявший решение. В результате рассмотрения заявления судом выносится определение (ст. 203 ГПК, ст. 396 ТК).

     Обязанность по возмещению понесённых взыскателем убытков возлагается на должника-организацию, в которой работник работал до увольнения или перевода. Убытки, которые в данном случае несет организация, являются следствием виновного поведения конкретных лиц, не выполнивших требования исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника.

     В качестве меры защиты от таких действий ст. 93 Закона «Об исполнительном производстве» предоставляет право организации предъявить регрессный иск руководителю или иному работнику этой организации, виновным в неисполнении исполнительного документа, с требованием о взыскании с них ущерба, причиненного организации выплатой незаконно уволенному или переведенному работнику денежных сумм. Такой иск предъявляется в суд общей юрисдикции и рассматривается в порядке, определенном гражданским процессуальным законодательством.

     При наличии в действиях должника признаков состава преступления он может быть привлечен к уголовной ответственности. Так, например, в ст. 315 УК РФ15 закреплена ответственность за злостное неисполнение вступивших в законную силу судебных актов, а равно воспрепятствование их исполнению лицами, которые обязаны в пределах предоставленных им полномочий исполнять предписания судебного акта.

     В свою очередь законодатель предусмотрел и ответственность взыскателя на стадии исполнительного производства. Ответственность взыскателя возможна в случае, если он нарушает законодательство об исполнительном производстве и не подчиняется законным требованиям судебного пристава-исполнителя. На основании ст. 83 Закона «Об исполнительном производстве» она выражается, прежде всего, в частичной утрате уплаченного взыскателем авансового взноса (взыскателю возвращается часть

авансового  взноса, превышающая расходы по совершению исполнительных действий), связанного с расходами по совершению исполнительных действий, если он своими действиями (бездействием) препятствовал исполнению исполнительного  документа или безосновательно  отказался от получения предметов, изъятых у должника, при исполнении  

15Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

соответствующего  исполнительного документа. При  наличии в действиях взыскателя признаков состава преступления он привлекается к уголовной ответственности.

     Таким образом, видно, что существует довольно обширная юридическая база для применения судебными приставами мер воздействия в случае уклонения от исполнения решений судей о восстановлении на работе. Однако, несмотря на это, всё же существуют некоторые проблемы, возникающие на стадии исполнительного производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Являясь регулятором общественных отношений, право активно проявляет себя обычно именно тогда, когда возникает тот или иной конфликт, в том числе и трудового характера. Именно во время конфликта проверяются и эффективность правовых норм, и способность государства и общества на деле гарантировать человеку реализацию его прав, в том числе и в сфере применения способностей к труду.

     Нарушения трудового законодательства встречаются сплошь и рядом. Они начинаются ещё до момента заключения трудовых договоров, когда соискателю на вакансию выставляются заранее противозаконные условия заключения трудового договора. От него работодатель зачастую требует отказаться от отпуска, выходных, требует работать сверх норм рабочего времени. В результате трудовой договор заключается на заранее противозаконных условиях.

     Российская действительность показывает, что в экономике на сегодняшний день сложилось два правовых режима регулирования трудовых отношений - писанное трудовое право для государственных (бюджетных) организаций и «обыденное» право для нового коммерческого сектора. Если в государственных организациях Трудовой кодекс РФ в большей части соблюдается, то в коммерческом секторе он практически вообще не работает. На предприятиях малого и среднего бизнеса распространены гражданско-правовые отношения, так как это удобно работодателю (нет необходимости соблюдать минимум гарантий, установленных в трудовом законодательстве). Рост числа малых и средних предприятий обостряет проблему защиты законных прав наемных работников. На этих предприятиях обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, то есть отсутствуют органы, которые должны представлять и защищать интересы работников. Юридическая незащищенность плюс правовая неосведомленность заставляет людей принимать любые условия работодателя. Число кабальных договоров растет, а значит, растет и число социально незащищенных работников.

     Именно такая ситуация способствует возникновению трудовых споров как индивидуальных, так и коллективных.

     Трудовой кодекс РФ определяет два органа, которые уполномочены рассматривать трудовые споры. Это комиссия по трудовым спорам и суд.

Что касается комиссии по трудовым спорам, то, как  показывает практика, она не может  реально защитить права работника, т.к. её состав (как члены КТС, назначенные  работодателем, так и члены, выбранные  работниками) фактически зависит от работодателей и проводит их линию. Поэтому реально свои права работник может защитить только в суде.

     Необходимо помнить, что эффективный процесс развития трудовых отношений возможен только в условиях правопорядка и дисциплины на производстве, уважения к трудовому закону. Он нацеливает на правовое воспитание и непримиримость к любым нарушениям законности и правопорядка, на предупреждение любых трудовых правонарушений и устранение порождающих их причин. Активное проведение этого в жизнь способствует сокращению и ликвидации причин и условий трудовых споров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы и источников 

  1. Коршунов  Ю.Н., Снигирева И.О. Комментарий законодательства о рассмотрении индивидуальных трудовых споров. М., 1996.
  2. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М., 2004.
  3. Трудовое право. / Под ред. Смирнова О.В. М., 2001.
  4. Толкунова В.Н. Справочник судьи и адвоката по трудовым делам. М., 2004.
  5. Губенко М.И. Практика разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров: Соционика: Тексты лекций. Челябинск, 2003.
  6. Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2004 году // Российская юстиция. 2005. № 6.
  7. Российская газета. 1993. 25 дек. № 237.
  8. Российская газета. 2001. 31 дек. № 256.
  9. Трудовое право / Под ред. Смирнова О.В. М., 2001. С. 114.
  10. Постановление Правительства РФ от 28 января 2001 г. № 78 «О Федеральной инспекции труда» СЗ РФ. 2001. № 6. Ст. 760.
  11. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2901.
  12. Чижов Б. Кто и как разрешит трудовой спор // Кадровое дело. 2003. № 6. С. 78-91.
  13. Федеральный закон от 24 февраля 1994 г. «О предупреждении распространения ВИЧ-инфекции» // СЗ РФ. 1995. № 14. Ст. 1212.
  14. СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
  15.   Чесовской Е. Разрешение трудовых споров // Российская юстиция. 2002. № 11. С. 43-57.
  16.  Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
  17. Российская газета. 1993. 10 авг. № 1523.
  18. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
  19. Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1988. № 7.
  20. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 3.
  21. Федеральный закон от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
  22. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Информация о работе Трудовые споры