Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:07, контрольная работа
В современный период трудовое право развивается на основе принципов правового регулирования труда, закрепленных в Трудовом кодексе Российской Федерации, а также охватывает новые области отношений, которые раньше находились за рамками правовой регламентации.
Нормам и принципам трудового права отведена важная миссия — быть гарантом осуществления широкого комплекса провозглашенных в Конституции Российской Федерации социально-экономических прав и свобод, которыми наделен человек как участник трудового процесса.
Введение
1. Предмет, принципы и источники трудового права
2. Особенности трудовых правоотношений и их субъекты
3. Социальное партнёрство в сфере труда
Заключение
Задача № 1
Задача № 2
Список использованной литературы
Следуя принципам социального партнерства (ст. 24 ТК РФ), его стороны (их представители) являются равноправными партнерами, свободны в выборе при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, обязаны уважать и учитывать интересы друг друга, проявлять заинтересованность в участии в договорных отношениях, соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, добровольно принимать на себя обязательства, которые должны быть реально выполнимыми, и нести ответственность за их неисполнение.
Систему социального партнерства составляют пять следующих уровней (ст. 26 ТК РФ).
1. Федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда.
2. Региональный уровень, устанавливающий такие основы в субъекте Российской Федерации.
3. Отраслевой, устанавливающий эти основы в отрасли (отраслях).
4. Территориальный уровень, устанавливающий эти основы в муниципальном образовании (города, района и т. д.).
5. Уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Формами социального партнерства являются следующие (ст. 27 ТК РФ):
- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования труда, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
- участие работников, их представителей в управлении организацией. Таким образом, законодатель производственную демократию отнес к одной из форм социального партнерства, поскольку счел ее действенной, лишь если есть соглашение с работодателем о ней, что, думается, не бесспорно;
- участие представителей работников и работодателей в судебном разрешении трудовых споров.
Основные принципы социального партнерства.
Основными принципами социального партнерства, закреплёнными в ст. 24 ТК РФ являются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Значение социального партнерства в трудовых правоотношениях.
Значение социального партнерства заключается в том, что оно:
а) в трудовом праве является новым
методом правового
б) призвано налаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным ТК РФ.
Развитие института социального партнерства играет важную роль в деятельности службы занятости населения РФ.
Основные цели социального партнерства на рынке труда:
- работа по согласованию спроса и предложения на локальном рынке труда;
- создание эффективного механизма улучшения обеспеченности предприятий квалифицированной рабочей силой путем опережающего обучения рабочих, высвобождаемых с неэффективных рабочих мест;
- обеспечение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда через объединение ресурсов социальных партнеров.
Благодаря сотрудничеству и объединению усилий всех участников рынка труда, прежде всего работодателей, согласованности их действий при реализации активных мероприятий содействия занятости населения, областная служба занятости является полноправным участником процесса регулирования социально-трудовых отношений. Дальнейшее развитие института социального партнерства имеет важное значение для осуществления государственной политики занятости населения в РФ.
Концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, экспертизе, сотрудничестве, консультациях играет важную роль в решении многих проблем социально трудовой сферы. Социальное партнерство является основой взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами власти, органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира и общественного развития. Социальное партнерство осуществляется путем взаимных консультаций, переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров и принятия совместных решений.
Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли коллективных договоров и соглашений являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход к договорному регулированию отношений, от «единства интересов» работодателей и работников к поиску взаимоприемлемых условий совместной работы, к социальному партнерству.
Возросла роль коллективного договора с принятием Трудового Кодекса, поскольку он законодательно закрепил нормы по конкретному решению многих социально-трудовых вопросов, в том числе охраны труда через этот нормативно-правовой акт, и вопросы эти должны решаться в ходе переговоров. Поэтому, какой будет коллективный договор, какие будут в нем закреплены условия, такие социальные гарантии в области охраны труда.
Заключение
В соответствии со ст. 72 Конституции
РФ трудовое законодательство находится
в совместном ведении Российской Федерации
и ее субъектов.
В настоящее время трудовое право
решает сложные и ответственные задачи,
касающиеся реализации положений Трудового
права, в известной мере учитывающего
реалии и потребности сегодняшнего дня
и нацеленного на перспективу. В условиях
разгосударствления экономики, обеспечения
свободы производителя и предпринимательства
законодателем введена новая модель регулирования
трудовых отношений, основанная на децентрализации,
расширении договорных начал между сторонами
трудовых отношений. Государство не может
и, в известной мере, не должно вмешиваться
в законную деятельность организаций,
в частности, занимающихся предпринимательской
деятельностью. Но оно нашло компромиссные
варианты регулирования правоотношений
в сфере труда между их субъектами посредством
социального партнерства.
Стратегическая цель законодателя,
касающаяся реформ трудовых отношений
и производных от них отношений, заключается
в том, чтобы создать в стране эффективный,
цивилизованный рынок труда, который обеспечил
бы работодателя рабочей силой надлежащей
квалификации, а работников —
высокооплачиваемой работой и надлежащими
условиями труда.
Трудовое законодательство —
единственная отрасль российского трудового
права, которая способна не только непосредственно
воздействовать на основную производительную
силу — людей и защитить их в процессе
производственной деятельности, но также
и защитить права и законные интересы
работодателей. Собственно, новое кодифицированное
законодательство о труде явилось своеобразной
вехой, логическим этапом на пути социально-экономических
и институционнных преобразований, проводимых
в России в течение последних десяти лет.
Трудовое законодательство ставит
своей задачей создание правовых возможностей
более свободно регулировать трудовые
отношения, установление правовых гарантий
для обеих сторон этих отношений. Законоположения
Трудового кодекса распространяются на
все организации, действующие на территории
Российской Федерации, независимо от их
формы собственности и организационно-правовой
структуры.
К ведению федеральных органов
государственной власти в сфере трудовых
и иных непосредственно связанных с ними
отношений относится принятие обязательных
для применения на всей территории России
федеральных законов и иных нормативных
правовых актов, устанавливающих:
- основные направления государственной
политики в сфере трудовых и связанных
с ними отношений;
- основы правового регулирования
трудовых и связанных с ними отношений;
- обеспечиваемый государством
уровень трудовых прав, свобод гарантий
работникам (включая дополнительные гарантии
отдельным категориям работников).
Предметом трудового права являются трудовые
отношения, возникающие при применении
работником своей способности к труду
в процессе трудовой деятельности, а также
другие общественные отношения, связанные
с трудовыми. Трудовые отношения возникают
между субъектами при заключении трудового
договора. На трудовые правоотношения
влияют также иные непосредственно связанные
с ними общественные отношения, обусловленные
применением труда, предусмотренного
трудовым договором, а также имевшего
место в прошлом либо предполагаемого
в дальнейшем.
Задача № 1
После смерти дедушки Саше Садову 10-ти лет перешёл в собственность автомобиль «Жигули». Автомобиль стоял в гараже и им никто не пользовался более двух лет со дня смерти дедушки. Через некоторое время Саша был вызван в налоговую инспекцию, где ему было предложено оплатить налог с владельцев транспортных средств. Родители Саши полагали, что Саша является недееспособным, не может сам платить налоги и выступать субъектом налоговых отношений. Налоговая инспекция передала документы на рассмотрение юрисконсульта.
Составьте мотивированное заключение юрисконсульта.
Налоговая правоспособность — это свойство (признак) субъектов налогового права, которая проявляется в их способности иметь субъективные права в налоговых правоотношениях. Причем ее особенностью является возложение налоговой обязанности на граждан Конституцией РФ и налоговым законодательством.
Для определения возраста наступления налоговой дееспособности необходимо обратиться к анализу действующего налогового законодательства.
П.1 ст.45 НК РФ гласит, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Непосредственно в НК РФ нет каких-либо специальных норм, ограничивающих участие гражданина в налоговых отношениях определенным возрастом. Однако известно, что в силу п.2 ст.107 НК РФ физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с16-летнего возраста.
Деликтоспособность (или способность нести самостоятельную ответственность за свои действия) традиционно считается составной частью дееспособности. Следовательно, возраст наступления деликтоспособности и дееспособности в целом должны совпадать. Недопустимо самостоятельное участие в налоговых отношениях лиц, не несущих налоговой ответственности за свои действия (бездействие), т.е. граждан моложе 16 лет. Поэтому, наверное, целесообразно закрепить в НК РФ норму, непосредственно декларирующую недееспособность граждан моложе 16 лет.
Соответствующие налоговые обязанности и права лиц в возрасте до 16 лет могут реализовать их законные представители. Это позволяет лучше защитить интересы несовершеннолетних в такой специфической сфере публично-правового регулирования, как налоговые отношения. В соответствии с п.1 ст.26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Пункт 2 ст.27 НК РФ уточняет, что законными представителями налогоплательщика — физического лица — признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством (опекуны, попечители, родители и др.), которые обязаны платить налоги с доходов (имущества) недееспособного налогоплательщика (малолетнего, страдающего психическими заболеваниями, признанного ограниченно дееспособным и т.д.). Подобное переложение обязанности происходит при получении наследства, реорганизации юридических лиц, когда уплатить налоги обязан наследник или правопреемник. При ликвидации организации эта обязанность возлагается на ликвидационную комиссию (ст.49,50,51 НК РФ).
Однако путем законотворческой работы следует внести большую ясность в механизм правового регулирования данных отношений в соответствующей части.
Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью другого.
Итак, в силу своего
возраста Саша Садов не
Задача № 2
Решением местной администрации Васильевой был снижен брачный возраст до 17 лет, после чего она вступила в брак с Федоровым. В связи с предстоящим переездом к мужу, проживающему в другом посёлке, она решила продать дом, перешедший к ней по завещанию. Поскольку никто из её односельчан не изъявил желания купить дом для постоянного проживания, она договорилась с одним из соседей, Никитиным, о продаже ему дома на снос за сумму, эквивалентную 300 долларам США.
Узнав об этом, родители Федоровой заявили ей, что они возражают против этой сделки, т.к. цена очень низкая. Федорова ответила, что договор с Никитиным уже заключен, и изменять или расторгать его она не намерена. Тогда родители обратились с иском в суд о признании заключенной с Никитиным сделки недействительной как совершенной их несовершеннолетней дочерью без их согласия.
Какое решение должен принять суд?
Гражданская дееспособность гражданина, т.е. его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности в полном объеме, возникает по общему правилу с наступлением совершеннолетия, а именно по достижении 18-летнего возраста.
С наступлением совершеннолетия предусмотренные законом права во всей сфере гражданско-правовой жизнедеятельности гражданина (гражданская правоспособность) могут самостоятельно им осуществляться в имущественных, трудовых, семейных и иных правоотношениях с физическими и юридическими лицами.
Независимо от возраста каждый гражданин обладает определенной законом правоспособностью, которая возникает в момент его рождения и прекращается со смертью.
Несовершеннолетние, обладающие дееспособностью в полном объеме по совершению самостоятельно действий в сфере имущественных и трудовых отношений — это граждане, вступившие в брак до достижения 18-летнего возраста, когда это допускается законом (ст. 21 ГК РФ).
Вступление несовершеннолетних в брак в тех случаях, когда это допускается, является основанием для обретения молодоженами полной гражданской дееспособности, представляющей им возможность самостоятельно, без чьего-либо попечительства пользоваться своими правами и нести всю полноту ответственности по своим обязательствам (ст. 21 ГК РФ).