Срок, форма и стороны ученического договора

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 07:50, курсовая работа

Описание работы

Предметом ученического договора являются отношения между работодателем и учеником.
Объектом исследования является ученический договор.
Методами исследования в данной работе является:
-системный подход;
-функциональный подход;
-формально-юридический метод;
-сравнительно-правой метод.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность ученического договора 4
1.1. Правовая природа ученического договора 4
1.2. Содержание ученического договора 6
Глава 2. Срок, форма и стороны ученического договора 15
2.1. Срок и форма ученического договора 15
2.2. Стороны ученического договора 18
Заключение 21
Приложение 1 22
Список используемой литературы 25

Работа содержит 1 файл

Ученический договор.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

В ст. 70 ТК содержится перечень работников, которым не может быть установлен испытательный срок при приеме на работу.

Часть 1 ст. 207 дополняет этот перечень указанием на то, что испыта­тельный срок не устанавливается лицам, успешно завершившим учениче­ство, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым он проходил обучение.

Это правило относится к лицам, ищущим работу, заключившим уче­нический договор для приобретения профессии, специальности, квалифика­ции и после успешного окончания обучения заключающим трудовой договор с тем же работодателем, у которого они проходили обучение.

К работникам, прошедшим переобучение, повышение квалификации на основании ученического договора, ч. 1 ст. 207 не относится.

В таких случаях речь идёт не о приёме работника на работу по оконча­нии обучения, а о переводе (с его согласия, по его просьбе) на другую работу по сравнению с той, которую он выполнял до обучения.

Другой работой, как правило, является та, которая по профессии, спе­циальности и квалификации соответствует той, по которой работник прохо­дил обучение.

Как известно, при переводах на другую работу испытательный срок не устанавливается.

В содержание ученического договора включается обязательство уче­ника проработать по трудовому договору с работодателем в течение обуслов­ленного этим договором срока по профессии, специальности, квалификации, полученной при обучении.

Без уважительных причин ученик не вправе отказаться от выполнения этой обязанности. Уважительной причиной, в частности, является невыполне­ние работодателем условий ученического договора.

Отсутствие у ученика уважительных причин, препятствующих заклю­чению с ним трудового договора по полученной профессии, специальности, квалификации, влечет для ученика негативные последствия – он будет нести перед работодателем материальную ответственность с целью возместить ему затраченные на обучение средства (стипендию, оплату обучающего персонала и т. д.).

Условия ученического договора, противоречащие Кодексу, коллектив­ному договору, соглашениям, являются недействительными и не должны при­меняться. В период обучения на учеников распространяется трудовое законо­дательство и ученический договор может быть расторгнут по тем же основа­ниям, что и трудовой.

Этим, по существу, вводится новый вид срочного трудового договора, заключаемого по окончании обучения по ученическому договору, чем расши­ряется и сфера срочных трудовых договоров.

Как правило, по окончании обучения ученик сдает квалификационные экзамены и ему присваивается полученная им специальность с определенной ее квалификацией, по которой он (без испытания) заключает с работодателем срочный трудовой договор. Если по окончании обучения работник (ученик) не выполняет свои обязательства по договору без уважительных причин, в том числе не приступает к работе, то он по требованию работодателя возвра­щает полученную за время обучения стипендию и возмещает расходы в связи с ученичеством .

Практика показывает, что многие работодатели направляют своих ра­ботников в высшие и средние профессиональные учетные заведения, выпла­чивая за время их обучения стипендии или даже сохраняя им полностью или частично заработную плату. В таких случаях Кодекс не запрещает использо­вать ученический договор, так как его ранее указанное содержание отвечает интересам как работника, так и работодателя.


2.1 Срок и форма ученического договора.

Ученический договор заключается на срок, необходимый для обуче­ния данной профессии, специальности, квалификации. Срок ученического договора определяет срок его обучения по избранной профес­сии, специальности и квалификации. Поэтому данный договор всегда являет­ся срочным договором, но минимальный и максимальный сроки законом не устанавливаются.

В соответствии с п. 11 Рекомендации МОТ № 88 продолжительность обучения должна определяться с учётом:

             либо уровня квалификации, которая должна быть приобретена по окончании обучения;

             либо необходимости подготовить взрослых как можно быстрее для использования их на производственной работе;

             либо обоих вышеназванных факторов.

При разработке планов и программ обучения и переобучения работни­ков организации, включаемых в коллективный договор или прилагаемых к нему, целесообразно определять сроки обучения по каждой профессии, спе­циальности, квалификации. При необходимости они могут быть уточнены (увеличены или сокращены) ученическим договором.

Ученический договор заключается в письменной форме в двух экзем­плярах. Один из них остаётся у работодателя, а другой пере­даётся работнику.

Письменный ученический договор должен быть подписан руководи­телем, полномочным заключать такой договор, и работником. Подпись руко­водителя удостоверяется печатью организации.

На основании заключённого ученического договора работодатель из­даёт соответствующиё приказ (распоряжение). Глава 32 Трудового кодекса не содержит указаний на то, как должен оформляться ученический договор с ра­ботником. По мнению юристов, компании следует издать документ о заклю­чении с сотрудником такого соглашения и направлении его на обучение. Со­держание приказа зависит от характера предстоящего образования (получе­ние новой профессии, повышение квалификации) и связано с налоговыми по­следствиями для компании.

Ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах. Данная статья содер­жит примерный перечень организационных форм ученичества.

Рекомендация МОТ № 88 предусматривает, что обучение должно осуществляться, в частности:

             либо в процессе работы;

             либо на обычном рабочем месте;

             либо в отдельных мастерских;

             либо вне рабочих мест и мастерских, когда это лучше всего соот­ветствует потребностям обучения;

             либо посредством сочетания этих методов в соответствии с типом и целью обучения и техническими возможностями предприятия.

Если обучение осуществляется непосредственно в процессе работы:

             производственная работа, полученная обучающимися, должна иметь действительную учебную ценность;

             обучающиеся должны работать под наблюдением младшего руко­водящего персонала или квалифицированных сотрудников, способных обу­чать их.

Если обучение производится не в процессе работы, то оно должно, по окончании первоначального периода, осуществляться в условиях, как можно более приближающихся к условиям, существующим на обычной работе, и должно включать там, где это возможно, выполнение настоящих произ­водственных операций или операций аналогичного характера.

При индивидуальном обучении ученика либо прикрепляют к квалифи­цированному работнику, либо включают в производственную бригаду, где с ним занимается бригадир или рабочий высокой квалификации – член данной бригады.

Необходимый теоретический курс ученик изучает, консультируясь с соответствующими специалистами организации.

Групповая (бригадная) форма обучения работников предусматривает объединение учеников в специальные группы, занятия с которыми проводят рабочие высокой квалификации, мастера.             

Курсовая форма подготовки применяется при обучении работников сложным профессиям и осуществляется в два этапа:

1.             в учебной группе под руководством мастера производственного

обучения на специально созданной для этого учебно-производствен­ной базе организации или учебного комбината (пункта);

2. на рабочих местах организации в учебной группе под руководством не освобождённого от основной работы квалифицированного работника – инструктора производственного обучения.

Теоретическое обучение работников при курсовой и групповой (бри­гадной) подготовке осуществляется в учебных группах, учебно-курсовых комбинатах (пунктах) и на иных курсах, создаваемых работодателем (группой работодателей).

Порядок подготовки работников отдельных профессий, специально­стей регулируется особо.

Подготовка новых работников – это первоначально профессиональное обучение ранее не имеющих профессии лиц, ищущих работу и принятых в организацию для обучения профессии с целью последующего их трудо­устройства в данной организации.

Подготовка новых рабочих из числа женщин и несовершеннолетних производится только по определённым профессиям и для тех производств, в которых разрешается применение их труда.

При заключении ученического договора работодатель должен учиты­вать противопоказания на выполнение определённых работ по состоянию здоровья, требование законодательства о прохождении предварительных ме­дицинских осмотров и обязательного психиатрического освидетельствования лиц, которым предстоит работать там, где такие осмотры и освидетельствова­ния обязательны. Например, нормы, содержащиеся в Постановлении Прави­тельства Российской Федерации от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обяза­тельного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляю­щими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ или не­благоприятных производственных факторов), а также работающими в усло­виях повышенной опасности».

Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть исполь­зованы по имеющимся у них профессиям, специальностям, работниками, по­желавшими сменить профессию с учётом потребностей производства или по состоянию здоровья.

Повышение квалификации работников – это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных знаний, уме­ний и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.

Для повышения квалификации работников организуются курсы, шко­лы передовых приёмов и методов труда и т. д.

При необходимости работодатель по соглашению с работником направляет его на стажировку в институт повышения квалификации или дру­гое образовательное учреждение. Способом квалификации служит прохожде­ние аспирантуры, ординатуры, соискательства, докторантуры.

 

 

 

2.2. Стороны ученического договора.

Заключать ученические договоры имеют право только работодатели-организации. Работодатели — физические лица такого права лишены.

Согласно части 1 статьи 198 Трудового кодекса организация может за­ключить ученический договор на профессиональное обучение (переобуче­ние):

— со своим штатным работником;

— с соискателем, который хочет работать в данной организации.

Организация обучения на самом предприятии возможна при соблюде­нии ряда требований. Образовательная деятельность, в том числе профессио­нальная подготовка в образовательных подразделениях организаций, подле­жит лицензированию. Если по результатам обучения организация не будет проводить итоговую аттестацию и выдавать своим сотрудникам документ об образовании или квалификации, это требование можно не соблюдать. Именно так сказано в подпункте «а» пункта 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Если у организации есть лицензия, то квалификационный экзамен  должен проходить в соответствии с Типовой инструкцией об организации проведения квалификационных экзаменов при профессиональном обучении рабочих на производстве.

Если сотрудник обучается в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией, лицензия не требуется. В этом случае итоговое испытание можно назвать аттестацией или экзаменом и присвоить сотруднику соответствующую квалификацию.

Ученический договор с работником предприятия оформляется в до­полнение к трудовому.

Для правильного налогообложения и отражения в бухгалтерском уче­те расходов на обучение необходимо соблюдать определенный порядок дей­ствий.

1. Оформить приказ об обучении работника по новой специальности. Типовой формы для такого приказа не предусмотрено, поэтому его можно со­ставить произвольно. Приказ должен подписать руководитель организации, работника следует ознакомить с приказом под личную роспись. После этого копию документа передают в бухгалтерию для последующего расчета и на­числения стипендии и зарплаты.

2. В табеле учета рабочего времени (унифицированные формы № Т-12 и Т-13, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) в период обучения в графе 2 вместо специальности или должности записать «ученик (профессия)». Если в течение одного календарного месяца один ­и тот же работник исполнял и основные обязанности, и был учеником, следу­ет сделать две записи: стандартную, например «И.И. Самоделов, слесарь 2-го разряда», и запись об ученичестве — «И.И. Самоделов, ученик токаря».

3. Составить приказ о проведении итогового квалификационного экза­мена, теста и т. д.

Ученику-работнику, который обучается по месту работы, оплачивают:

— фактически отработанное время на основе данных табеля учета ра­бочего времени или объем фактически выполненных работ (при сдельной форме оплаты труда);

— стипендию за период обучения с отрывом от производства;

— работу, выполненную на практических занятиях.

Информация о работе Срок, форма и стороны ученического договора