Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 07:50, курсовая работа
Предметом ученического договора являются отношения между работодателем и учеником.
Объектом исследования является ученический договор.
Методами исследования в данной работе является:
-системный подход;
-функциональный подход;
-формально-юридический метод;
-сравнительно-правой метод.
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность ученического договора 4
1.1. Правовая природа ученического договора 4
1.2. Содержание ученического договора 6
Глава 2. Срок, форма и стороны ученического договора 15
2.1. Срок и форма ученического договора 15
2.2. Стороны ученического договора 18
Заключение 21
Приложение 1 22
Список используемой литературы 25
В ст. 70 ТК содержится перечень работников, которым не может быть установлен испытательный срок при приеме на работу.
Часть 1 ст. 207 дополняет этот перечень указанием на то, что испытательный срок не устанавливается лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым он проходил обучение.
Это правило относится к лицам, ищущим работу, заключившим ученический договор для приобретения профессии, специальности, квалификации и после успешного окончания обучения заключающим трудовой договор с тем же работодателем, у которого они проходили обучение.
К работникам, прошедшим переобучение, повышение квалификации на основании ученического договора, ч. 1 ст. 207 не относится.
В таких случаях речь идёт не о приёме работника на работу по окончании обучения, а о переводе (с его согласия, по его просьбе) на другую работу по сравнению с той, которую он выполнял до обучения.
Другой работой, как правило, является та, которая по профессии, специальности и квалификации соответствует той, по которой работник проходил обучение.
Как известно, при переводах на другую работу испытательный срок не устанавливается.
В содержание ученического договора включается обязательство ученика проработать по трудовому договору с работодателем в течение обусловленного этим договором срока по профессии, специальности, квалификации, полученной при обучении.
Без уважительных причин ученик не вправе отказаться от выполнения этой обязанности. Уважительной причиной, в частности, является невыполнение работодателем условий ученического договора.
Отсутствие у ученика уважительных причин, препятствующих заключению с ним трудового договора по полученной профессии, специальности, квалификации, влечет для ученика негативные последствия – он будет нести перед работодателем материальную ответственность с целью возместить ему затраченные на обучение средства (стипендию, оплату обучающего персонала и т. д.).
Условия ученического договора, противоречащие Кодексу, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не должны применяться. В период обучения на учеников распространяется трудовое законодательство и ученический договор может быть расторгнут по тем же основаниям, что и трудовой.
Этим, по существу, вводится новый вид срочного трудового договора, заключаемого по окончании обучения по ученическому договору, чем расширяется и сфера срочных трудовых договоров.
Как правило, по окончании обучения ученик сдает квалификационные экзамены и ему присваивается полученная им специальность с определенной ее квалификацией, по которой он (без испытания) заключает с работодателем срочный трудовой договор. Если по окончании обучения работник (ученик) не выполняет свои обязательства по договору без уважительных причин, в том числе не приступает к работе, то он по требованию работодателя возвращает полученную за время обучения стипендию и возмещает расходы в связи с ученичеством .
Практика показывает, что многие работодатели направляют своих работников в высшие и средние профессиональные учетные заведения, выплачивая за время их обучения стипендии или даже сохраняя им полностью или частично заработную плату. В таких случаях Кодекс не запрещает использовать ученический договор, так как его ранее указанное содержание отвечает интересам как работника, так и работодателя.
2.1 Срок и форма ученического договора.
Ученический договор заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации. Срок ученического договора определяет срок его обучения по избранной профессии, специальности и квалификации. Поэтому данный договор всегда является срочным договором, но минимальный и максимальный сроки законом не устанавливаются.
В соответствии с п. 11 Рекомендации МОТ № 88 продолжительность обучения должна определяться с учётом:
либо уровня квалификации, которая должна быть приобретена по окончании обучения;
либо необходимости подготовить взрослых как можно быстрее для использования их на производственной работе;
либо обоих вышеназванных факторов.
При разработке планов и программ обучения и переобучения работников организации, включаемых в коллективный договор или прилагаемых к нему, целесообразно определять сроки обучения по каждой профессии, специальности, квалификации. При необходимости они могут быть уточнены (увеличены или сокращены) ученическим договором.
Ученический договор заключается в письменной форме в двух экземплярах. Один из них остаётся у работодателя, а другой передаётся работнику.
Письменный ученический договор должен быть подписан руководителем, полномочным заключать такой договор, и работником. Подпись руководителя удостоверяется печатью организации.
На основании заключённого ученического договора работодатель издаёт соответствующиё приказ (распоряжение). Глава 32 Трудового кодекса не содержит указаний на то, как должен оформляться ученический договор с работником. По мнению юристов, компании следует издать документ о заключении с сотрудником такого соглашения и направлении его на обучение. Содержание приказа зависит от характера предстоящего образования (получение новой профессии, повышение квалификации) и связано с налоговыми последствиями для компании.
Ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах. Данная статья содержит примерный перечень организационных форм ученичества.
Рекомендация МОТ № 88 предусматривает, что обучение должно осуществляться, в частности:
либо в процессе работы;
либо на обычном рабочем месте;
либо в отдельных мастерских;
либо вне рабочих мест и мастерских, когда это лучше всего соответствует потребностям обучения;
либо посредством сочетания этих методов в соответствии с типом и целью обучения и техническими возможностями предприятия.
Если обучение осуществляется непосредственно в процессе работы:
производственная работа, полученная обучающимися, должна иметь действительную учебную ценность;
обучающиеся должны работать под наблюдением младшего руководящего персонала или квалифицированных сотрудников, способных обучать их.
Если обучение производится не в процессе работы, то оно должно, по окончании первоначального периода, осуществляться в условиях, как можно более приближающихся к условиям, существующим на обычной работе, и должно включать там, где это возможно, выполнение настоящих производственных операций или операций аналогичного характера.
При индивидуальном обучении ученика либо прикрепляют к квалифицированному работнику, либо включают в производственную бригаду, где с ним занимается бригадир или рабочий высокой квалификации – член данной бригады.
Необходимый теоретический курс ученик изучает, консультируясь с соответствующими специалистами организации.
Групповая (бригадная) форма обучения работников предусматривает объединение учеников в специальные группы, занятия с которыми проводят рабочие высокой квалификации, мастера.
Курсовая форма подготовки применяется при обучении работников сложным профессиям и осуществляется в два этапа:
1. в учебной группе под руководством мастера производственного
обучения на специально созданной для этого учебно-производственной базе организации или учебного комбината (пункта);
2. на рабочих местах организации в учебной группе под руководством не освобождённого от основной работы квалифицированного работника – инструктора производственного обучения.
Теоретическое обучение работников при курсовой и групповой (бригадной) подготовке осуществляется в учебных группах, учебно-курсовых комбинатах (пунктах) и на иных курсах, создаваемых работодателем (группой работодателей).
Порядок подготовки работников отдельных профессий, специальностей регулируется особо.
Подготовка новых работников – это первоначально профессиональное обучение ранее не имеющих профессии лиц, ищущих работу и принятых в организацию для обучения профессии с целью последующего их трудоустройства в данной организации.
Подготовка новых рабочих из числа женщин и несовершеннолетних производится только по определённым профессиям и для тех производств, в которых разрешается применение их труда.
При заключении ученического договора работодатель должен учитывать противопоказания на выполнение определённых работ по состоянию здоровья, требование законодательства о прохождении предварительных медицинских осмотров и обязательного психиатрического освидетельствования лиц, которым предстоит работать там, где такие осмотры и освидетельствования обязательны. Например, нормы, содержащиеся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ или неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».
Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, специальностям, работниками, пожелавшими сменить профессию с учётом потребностей производства или по состоянию здоровья.
Повышение квалификации работников – это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.
Для повышения квалификации работников организуются курсы, школы передовых приёмов и методов труда и т. д.
При необходимости работодатель по соглашению с работником направляет его на стажировку в институт повышения квалификации или другое образовательное учреждение. Способом квалификации служит прохождение аспирантуры, ординатуры, соискательства, докторантуры.
2.2. Стороны ученического договора.
Заключать ученические договоры имеют право только работодатели-организации. Работодатели — физические лица такого права лишены.
Согласно части 1 статьи 198 Трудового кодекса организация может заключить ученический договор на профессиональное обучение (переобучение):
— со своим штатным работником;
— с соискателем, который хочет работать в данной организации.
Организация обучения на самом предприятии возможна при соблюдении ряда требований. Образовательная деятельность, в том числе профессиональная подготовка в образовательных подразделениях организаций, подлежит лицензированию. Если по результатам обучения организация не будет проводить итоговую аттестацию и выдавать своим сотрудникам документ об образовании или квалификации, это требование можно не соблюдать. Именно так сказано в подпункте «а» пункта 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности.
Если у организации есть лицензия, то квалификационный экзамен должен проходить в соответствии с Типовой инструкцией об организации проведения квалификационных экзаменов при профессиональном обучении рабочих на производстве.
Если сотрудник обучается в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией, лицензия не требуется. В этом случае итоговое испытание можно назвать аттестацией или экзаменом и присвоить сотруднику соответствующую квалификацию.
Ученический договор с работником предприятия оформляется в дополнение к трудовому.
Для правильного налогообложения и отражения в бухгалтерском учете расходов на обучение необходимо соблюдать определенный порядок действий.
1. Оформить приказ об обучении работника по новой специальности. Типовой формы для такого приказа не предусмотрено, поэтому его можно составить произвольно. Приказ должен подписать руководитель организации, работника следует ознакомить с приказом под личную роспись. После этого копию документа передают в бухгалтерию для последующего расчета и начисления стипендии и зарплаты.
2. В табеле учета рабочего времени (унифицированные формы № Т-12 и Т-13, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) в период обучения в графе 2 вместо специальности или должности записать «ученик (профессия)». Если в течение одного календарного месяца один и тот же работник исполнял и основные обязанности, и был учеником, следует сделать две записи: стандартную, например «И.И. Самоделов, слесарь 2-го разряда», и запись об ученичестве — «И.И. Самоделов, ученик токаря».
3. Составить приказ о проведении итогового квалификационного экзамена, теста и т. д.
Ученику-работнику, который обучается по месту работы, оплачивают:
— фактически отработанное время на основе данных табеля учета рабочего времени или объем фактически выполненных работ (при сдельной форме оплаты труда);
— стипендию за период обучения с отрывом от производства;
— работу, выполненную на практических занятиях.
Информация о работе Срок, форма и стороны ученического договора