Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:00, курсовая работа
Целью моей работы является изучение защиты трудовых прав граждан России.
В своей работе я предлагаю рассмотреть такие вопросы как:
Понятие защиты трудовых прав работников;
Способы защиты трудовых прав работников;
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда;
Государственные органы, обеспечивающие надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда;
Защита профсоюзами трудовых прав работников;
Самозащита работниками своих трудовых прав.
Введение 2
Глава 1. Историческая справка 3
Первые попытки защиты трудовых прав работниками в истории российского государства 3
Первые попытки создания трудового законодательства 3
Глава 2. Понятие защиты трудовых прав работников 5
Глава 3. Способы защиты трудовых прав работников 7
Самозащита работниками трудовых прав 7
Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами 8
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права 10
Федеральная инспекция труда 10
Государственные инспекторы труда 11
Индивидуальные трудовые споры 12
Комиссии по рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров 14
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах 16
Заключение 17
Список литературы 18
Это
основные права государственного инспектора.
Необходимо отметить, что тесно взаимодействуют
и сотрудничают профсоюзы и государственные
инспекторы труда. В случае не исполнения
работодателем предъявленных
Статья
358 главы 57 ТКРФ раскрывает нам обязанности
государственных инспекторов
Статья
359 главы 57 ТКРФ гласит о том, что
государственный инспектор
Статья 360 главы 57 ТКРФ говорит о порядке инспектирования работодателей.
Инспектирование работодателей проводится государственными инспекторами труда и другими должностными лицами федеральной инспекции труда. Порядок проведения такой проверки определяется Ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда, Правительством РФ, а так же действующим Трудовым Кодексом РФ.
Следует отметить, что государственный инспектор и другие должностные лица Федеральной инспекции труда, которые проводят проверку, могут не сообщать работодателю о своём присутствии на его предприятии. Зачастую информированность работодателя мешает осуществлению контроля и получению достоверных сведений о соблюдении ТКРФ и прочих нормативно- правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Иными словами, рассмотрение и разбирательство индивидуальных трудовых споров. Глава 60 тринадцатого раздела ТКРФ раскрывает основные положения и возможности защиты своих трудовых прав в судебном порядке.
Для начала стоит определиться, что же такое индивидуальный трудовой спор. Согласно статье 381 главы 60 ТКРФ под индивидуальным трудовым спором подразумевается неурегулированные разногласия между работником и работодателем по вопросам нарушения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, включающих в себя вопросы труда. О таких разногласиях необходимо заявить в соответствующий орган, который рассматривает и разбирает индивидуальные трудовые споры. Так же оспаривать нарушения и защищать свои права может бывший работник предприятия, то есть лицо, которое трудилось ранее у данного работодателя.
Статья 382 главы 60 ТКРФ определяет органы, которые занимаются рассмотрение и разрешением индивидуальных трудовых споров. К таковым относятся комиссии по трудовым спора и, конечно, суды РФ.
Статья 383 главы 60 ТКРФ описывает порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Комиссии по рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров руководствуются порядком прописанным действующим Кодексом и федеральными законами РФ. Суды же применяют еще и нормы Гражданского законодательства РФ.
Очень
часто предметом трудового
Г. работала товароведом в ООО «Торговый дом», приказом от 25 августа 2006 г. уволена по пп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ за прогул. Г. с увольнением не согласна, т.к. 30 июля 2006 г. она написала заявление об увольнении по собственному желанию. Поскольку директор организации отсутствовал в городе (был в отпуске за пределами города), Г. подала заявление заместителю руководителя Х., которая, ссылаясь на отсутствие полномочий по приему и увольнению работников, отказалась его принять (указанные факты в суде сторонами не отрицались). Факт подачи заявления об увольнении 30 июля истцом заместителю директора Х. был подтвержден также свидетельскими показаниями. Непосредственно руководителю Г. была вынуждена представить заявление об увольнении от 30 июля только 21 августа 2006 г. Ответчик полагал, что, поскольку Г. не настаивала на увольнении 14 августа (через две недели согласно ст. 80 ТК РФ), выходила на работу 15 и 16 августа, то трудовые отношения считаются продолженными, и он был вправе уволить истца по другому основанию – за совершенные после 16 августа прогулы, кроме того, ответчик полагал, что истица, работавшая товароведом, не могла быть уволена до погашения выявленной недостачи. Ответчик также указывал, что заявление об увольнении не было подписано Г., однако представить само заявление в судебное заседание не смог, пояснив, что заявление им утрачено. Г. утверждала, что выходила на работу 15 и 16 августа только для того, чтобы завершить начатую ранее и требовавшую завершения работу, свое заявление об увольнении не отзывала, намерений о продолжении трудовых отношений с ответчиком не высказывала. Судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции, которым исковые требования Г. были удовлетворены, является законным и обоснованным, и указала в частности, что: «Никакие задолженности истца перед работодателем не могут служить основанием для удержания работника на работе или невыдачи ему трудовой книжки и окончательного расчета. Соблюдение процедуры увольнения работника, предусмотренной законом, возлагается на работодателя» .
Таким образом, данный пример может служить доказательством того, что работодатель нарушил права трудящегося. К сожалению, в судебной практике встречается масса подобных дел, в которых виновными признаются не только работодатели, но и сами работники. Автор статьи, из которой приведен данный пример, ссылается на недоработки в трудовом кодексе по вопросам регулирования разрыва трудового договора по собственному желанию работника. Я бы добавила от своего лица и то, что граждане имеют правовую безграмотность, отсюда возникают споры и разногласия между работником и работодателем как в данной сфере трудовых правоотношений, так и в остальных сферах этой отрасти права.
Комиссия по трудовым спорам образуется из работников или представительных органов работников и работодателей или их представительных органов. Инициатива по созданию такой комиссии может принадлежать как работнику, так и работодателю. Если работнику или работодателю приходит уведомление о создании комиссии, то тот или другой, соответственно, обязан определиться с составом своих представителей в комиссию сроком за 10 дней. Количество представителей обеих сторон должно быть равным.
Представители работников избираются на всеобщем собрании, или конференции, трудящихся, либо представительным органом, или организацией, трудящихся. Представителей же работодателя определяет управляющий орган организации или сам работодатель, или индивидуальный предприниматель.
Работодатель должен обеспечить организационно-техническую деятельность комиссий по разрешению индивидуальных трудовых споров. Так же следует отметить, что каждая такая комиссия имеет свою индивидуальную печать. Каждая комиссия должна избрать председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.
В компетенции комиссии по трудовым спорам рассмотрение и разрешение таких трудовых споров, для которых не определен иной порядок рассмотрения и разрешения действующим Кодексом или федеральными законами. Рассматривать трудовой спор комиссия начинает только в том случае, когда работник или его представитель и работодатель не смогли самостоятельно найти компромисса или достичь консенсуса.
Работник или работодатель может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок с момента нарушения трудового права с той или другой стороны.
Иначе,
если проходит более трех месяцев
с этого дня, комиссия не имеет
права рассматривать спора, так
как не может восстановить достоверно
события и принять
После
поступления письменного
В процессе рассмотрения спора комиссия может пригласить свидетелей или необходимых специалистов, а работодатель обязан представить требуемые документы в запрашиваемый срок.
Заседание комиссии считается правомочным, если на ней присутствует не менее половины состава работников и не менее половины состава представителей работодателя.
Заседание комиссии протоколируется, и составленный протокол заверяется печатью комиссии.
Десять дня после вынесения решения комиссией, принятое решение можно обжаловать. Но по истечении этих десяти дней в течении последующих трех дней решении подлежит исполнению.
Если решение не исполнено в указанный срок, комиссия выдает работнику удостоверение, которое является исполнительны документом. Такое удостоверение не выдается в случае перенесения спора в суда в указанные сроки.
Статья 391 главы 60 ТКРФ: когда работодатель, работник или профсоюз, защищающий интересы работника, не согласны с решением комиссии по трудовым спорам, они имеют право обратиться в суд. В этом случае перечисленные выше должны написать заявление в суд.
Существует перечень споров по заявлениям, рассматриваемых в судебном порядке: