Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 12:54, реферат
На современном этапе труд представляет собой транснациональное явление. В связи с этим большое значение приобретает международно-правовое регулирование трудовых отношений. Однако возникают определенные затруднения при соотношении международных договоров и национального законодательства о труде, что со всей полнотой относится и к Республике Беларусь.
СУРС по дисциплине Трудовое право
Цымбалист Анны Игоревны
3-й курс, международное право, гр.936
Соотношение международных договоров Республики Беларусь и национального законодательства о труде
На современном этапе труд представляет
собой транснациональное
Легальное определение международного договора дано и в национальном законодательстве Беларуси, а именно в абзаце 11 части первой ст.1 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь»: международный договор Республики Беларусь — международный договор (межгосударственный, межправительственный или международный договор межведомственного характера), заключенный в письменной форме Республикой Беларусь с иностранным государством (иностранными государствами) и (или) с международной организацией (международными организациями), который регулируется международным правом независимо от того, содержится он в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования и способа заключения (договор, соглашение, конвенция, решение, пакт, протокол, обмен письмами или нотами и другие наименования и способы заключения международного договора). [1, с. 236] Однако белорусские ученые признают данное определение не совсем корректным в силу его «тавтологичности» и в силу упущения одного из основных признаков явления международного договора.
В плане оценки соотношения международного
и национального (внутригосударственного)
права существуют разные мнения. Монистическая
теория исходит из единства двух правовых
систем. Дуалистическая теория признает
наличие двух самостоятельных правовых
систем, которые развиваются
Конституция Республики Беларусь не
содержит прямого указания о месте
международных договоров в
Однако в национальном законодательстве не решен вопрос о месте международных договоров в системе источников трудового права. Среди источников регулирования трудовых и связанных с ними отношений Трудовой кодекс в статье 7 международные договоры не упоминает. В свою очередь, статья 8 Трудового кодекса определяет правила применения международных договоров в регулировании трудовых отношений.[4] Данной статьей предусмотрено, что нормы вступивших в силу международных договоров или конвенций МОТ, в которых участвует Беларусь, являются частью действующего на ее территории законодательства о труде, подлежат применению, кроме случаев, когда из международного договора или конвенции следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта.
Из буквального толкования вышеприведенных положений следует, что нормы, содержащиеся в международных договорах, не обладают безусловным приоритетом над нормами, содержащимися в иных нормативных актах, действующих на территории республики. Отсюда вывод - действие норм международного договора на территории республики может быть прекращено путем принятия нового закона, декрета или указа. В случае коллизии между нормами международного договора и нормами закона, декрета или указа будет действовать норма более позднего по времени принятия акта. [3]
В противовес данному суждению следует отметить, что в действующем белорусском законодательстве о труде (в ч. 4 ст. 8 ТК) все же имеется правило о приоритете норм международного договора по сравнению с иными правилами, содержащимися в актах национального законодательства о труде. Это позволяет сделать вывод о том, что международный договор имеет приоритет по отношению к акту, которым выражено согласие на его обязательность, либо выше акта, который вправе издавать лицо (орган), подписавшее данный международный договор, если не требуется издание дополнительных нормативных правовых актов. Помимо приведенного выше нормативного подкрепления такой подход может быть дополнительно обоснован следующими аргументами. В изданном единолично нормативном правовом акте государственного органа выражена лишь его воля, тогда как в процессе заключения международного договора происходит согласование воль нескольких государств и (или) международных организаций. Такой подход избавит от проблем, когда последующий акт такой же юридической силы вводит норму, отличную от правила международного договора. Гарантией против этого также выступает ст. 27 Венской конвенции ООН от 23.05.1969 «О праве международных договоров», согласно которой участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. [1, с.246]
Несмотря на то, что речь идет о
международных договорах, которые
должны исполняться, нельзя все договоры
поставить на одну ступень в системе
права. Республика Беларусь заключает
договоры на различных уровнях, соответственно
предусмотрены разные способы имплементации
международных норм. Например, межведомственный
договор не может быть выше закона,
так как органы власти, уполномоченные
заключать международные
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о сложном, дифференцированном расположении международных договоров в системе источников трудового права Беларуси, а именно:
• международные договоры, ратифицированные Республикой Беларусь, в том числе конвенции МОТ, в системе источников трудового права по иерархии уступают Конституции, но имеют приоритет перед ТК и законами;
• межгосударственные договоры, подлежащие утверждению или к которым оформлено присоединение указом Президента Республики Беларусь, в системе источников ниже законов и декретов Президента, но выше указов, в том числе директив Президента;
• международные договоры,
заключенные Советом Министров
Республики Беларусь, имеют приоритет
над постановлениями
• единственный пока межведомственный договор Республики Беларусь в сфере труда, заключенный Министерством труда и социальной защиты населения Республики Беларусь с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан «О взаимном сотрудничестве» от 23.04.2003, имеет приоритет над нормативными правовыми актами министерств и иных республиканских органов государственного управления. [1, с. 247]
Список использованных источников: