Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:42, реферат
Современный период развития общества характеризуется резким увеличением социальных проблем и усилением роли широкой общественности в поиске путей их решения. Одним из новых явлений российской общественной жизни становится социальное партнерство, которое получило признание с начала 90-х годов прошлого века.
Социальное партнерство в сфере труда является важной частью отношений между работодателем и работником.
1. Введение ............................................................................................................. 3
2. Понятие социального партнерства ............................................................... 4-5
3. Стороны социального партнерства .............................................................. 6-8
4. Формы и уровни социального партнерства ............................................... 9-10
5. Коллективные переговоры и коллективный договор ............................. 11-12
6. Заключение ....................................................................................................... 13
7. Список использованной литературы ..............................................................14
Содержание
1. Введение ..............................
2. Понятие социального
партнерства ..............................
3. Стороны социального
партнерства ..............................
4. Формы и уровни социального
партнерства ..............................
5. Коллективные переговоры и коллективный договор ............................. 11-12
6. Заключение ..............................
7. Список использованной
литературы ..............................
Введение
Современный период развития общества характеризуется резким увеличением социальных проблем и усилением роли широкой общественности в поиске путей их решения. Одним из новых явлений российской общественной жизни становится социальное партнерство, которое получило признание с начала 90-х годов прошлого века.
Социальное партнерство в сфере труда является важной частью отношений между работодателем и работником. Поскольку каждый человек на разных этапах своей жизни может занимать как позицию работника, так и позицию работодателя, то вопрос социального партнерства является существенным для всех сторон.
Стоит отметить, что политика социального партнерства не ограничивается только сферой экономических или социально-трудовых отношений. Ее реализация связана с участием в таком процессе общественных объединений, представляющих интересы различных социальных групп, слоев, органов государственной власти, местного самоуправления, принятием и выполнением договоров и соглашений, экономических и политических решений. В разработке и процессах их принятия участвуют большие группы людей, трудовые коллективы, представители населенных пунктов и т.д.
Цель данной работы - раскрыть
понятие социального партнерства, выделить
стороны социально-партнерских отношений,
их права и интересы, а также проанализировать
основные формы и уровни, на которых осуществляется
социальное партнерство.
1. Понятие социального партнерства
В Статье 23 Трудового Кодекса РФ приводится следующее определение социального партнерства: «Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».
Социальное партнерство можно также определить как систему институтов, механизмов и процедур, призванных поддерживать баланс интересов сторон, участвующих в переговорах об оплате и условиях труда (работодателей и наемных работников), способствовать достижению взаимоприемлемого для них компромисса ради реализации как корпоративных, так и общественных целей. Социальное партнерство выступает как специфический тип общественных отношений и характеризуется следующими чертами:
Система социального партнерства состоит из трех основных частей:
2. Стороны социального партнерства
Субъекты социально-
Сторонами социального партнерства
являются работники и работодатели
в лице уполномоченных в установленном
порядке представителей. Органы государственной
власти и органы местного самоуправления
участвуют в создании и работе
постоянно действующих органов
социального партнерства, подготовке
проектов и заключении соглашений различного
уровня. Вместе с тем они не являются
стороной соответствующего соглашения
и не принимают на себя никаких
обязательств. Их роль заключается
в защите общественных интересов
при осуществлении коллективно-
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом. Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля над его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников при
проведении коллективных переговоров
о заключении и об изменении соглашений,
разрешении коллективных трудовых споров
по поводу заключения или изменения
соглашений, осуществлении контроля
за их выполнением, а также при
формировании и осуществлении деятельности
комиссий по регулированию социально-
При отсутствии в организации
первичной профсоюзной
Представителями работодателя являются:
Объединение работодателей
— некоммерческая организация, объединяющая
на добровольной основе работодателей
для представительства
Интересы государства
представляют:
1) на федеральном уровне
а) Правительство РФ;
б) Министерство по труду и социальному
развитию;
в) государственные органы по труду.
2) на региональном уровне
а) органы исполнительной власти субъекта
Российской Федерации;
б) органы по труду субъекта Российской
Федерации.
Особым субъектом при заключении территориального коллективного соглашения являются органы местного самоуправления, так как они не относятся ни к представителям работников и работодателей, ни к представителям государства.
На каждом уровне социального
партнерства стороны имеют
3. Формы и уровни социального партнерства
Формы социального партнерства - конкретные способы взаимодействия работников и работодателей, относящиеся к социально-партнерским. В соответствии со Статьей 27 ТК РФ, социальное партнерство может осуществляться в следующих формах:
1) коллективных переговоров
по подготовке проектов
2) взаимных консультаций
(переговоров) по вопросам
3) участия работников, их представителей в управлении организацией;
4) участия представителей
работников и работодателей в
досудебном разрешении
Статья 26 ТК РФ определяет следующие уровни социального партнерства:
5. Коллективные переговоры и коллективный договор
Коллективные переговоры
предшествуют заключению коллективного
договора. Согласно конвенции МОТ
№154 от 1981 г., коллективными переговорами
называются все переговоры по вопросам
условий труда и занятости
и регулирование отношений
Коллективные переговоры
вправе начать любая из сторон. Для
этого она должна направить другой
стороне письменное уведомление
с предложением о начале коллективных
переговоров. В этом письменном уведомлении
целесообразно указать
Содержание и структура коллективного договора определяется сторонами самостоятельно. При этом необходимо исходить из компетенции работодателя и помнить, что есть ряд вопросов, которые в соответствии с Конституцией РФ и Статьей 6 Трудового кодекса решаются только на федеральном уровне путем принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов. К ним относятся: установление порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, единого порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора; видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения и др.
В коллективный договор, соглашение могут включаться взаимные обязательства работников и работодателей по следующим вопросам: