Социальное партнерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:42, реферат

Описание работы

Современный период развития общества характеризуется резким увеличением социальных проблем и усилением роли широкой общественности в поиске путей их решения. Одним из новых явлений российской общественной жизни становится социальное партнерство, которое получило признание с начала 90-х годов прошлого века.
Социальное партнерство в сфере труда является важной частью отношений между работодателем и работником.

Содержание

1. Введение ............................................................................................................. 3
2. Понятие социального партнерства ............................................................... 4-5
3. Стороны социального партнерства .............................................................. 6-8
4. Формы и уровни социального партнерства ............................................... 9-10
5. Коллективные переговоры и коллективный договор ............................. 11-12
6. Заключение ....................................................................................................... 13
7. Список использованной литературы ..............................................................14

Работа содержит 1 файл

реферат по ОСГ.docx

— 28.55 Кб (Скачать)

Содержание

1. Введение ............................................................................................................. 3

2. Понятие социального  партнерства ............................................................... 4-5

3. Стороны социального  партнерства .............................................................. 6-8

4. Формы и уровни социального  партнерства ............................................... 9-10

5. Коллективные переговоры и коллективный договор ............................. 11-12

6. Заключение ....................................................................................................... 13

7. Список использованной  литературы ..............................................................14

 

Введение

Современный период развития общества характеризуется резким увеличением  социальных проблем и усилением  роли широкой общественности в поиске путей их решения. Одним из новых  явлений российской общественной жизни  становится социальное партнерство, которое  получило признание с начала 90-х  годов прошлого века. 

Социальное партнерство  в сфере труда является важной частью отношений между работодателем  и работником. Поскольку каждый человек  на разных этапах своей жизни может  занимать как позицию работника, так и позицию работодателя, то вопрос социального партнерства  является существенным для всех сторон.

Стоит отметить, что политика социального партнерства не ограничивается только сферой экономических или социально-трудовых отношений. Ее реализация связана с участием в таком процессе общественных объединений, представляющих интересы различных социальных групп, слоев, органов государственной власти, местного самоуправления, принятием и выполнением договоров и соглашений, экономических и политических решений. В разработке и процессах их принятия участвуют большие группы людей, трудовые коллективы, представители населенных пунктов и т.д.

Цель данной работы - раскрыть понятие социального партнерства, выделить стороны социально-партнерских отношений, их права и интересы, а также проанализировать основные формы и уровни, на которых осуществляется социальное партнерство. 

1. Понятие социального  партнерства

В Статье 23 Трудового Кодекса РФ приводится следующее определение социального партнерства: «Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».

Социальное партнерство можно также определить как систему институтов, механизмов и процедур, призванных поддерживать баланс интересов сторон, участвующих в переговорах об оплате и условиях труда (работодателей и наемных работников), способствовать достижению взаимоприемлемого для них компромисса ради реализации как корпоративных, так и общественных целей. Социальное партнерство выступает как специфический тип общественных отношений и характеризуется следующими чертами:

  • Это отношения между субъектами, сторонами, имеющими наряду с тождественными интересами и принципиально различные социальные, экономические, политические интересы.
  • Отношения ориентируются не на конфронтацию сторон, а на поиск и достижение социального консенсуса, при котором собственник может обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, а наемный работник – достойное образование.
  • Это такой тип отношений, в котором объективно заинтересованы все важнейшие социальные группы, государство в целом, так как при нем достигается социальная стабильность общества, его прогресс, социально-экономическое развитие.

 

Система социального партнерства  состоит из трех основных частей:

  • Совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений;
  • Совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и других), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами, направленных на регулирование социально-трудовых отношений;
  • Соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов. 

 

2. Стороны социального  партнерства

Субъекты социально-партнерских  отношений — участники данных отношений, наделенные правами и  обязанностями, ими являются представители  государства, работодателей, наемных  работников. 

Сторонами социального партнерства  являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном  порядке представителей. Органы государственной  власти и органы местного самоуправления участвуют в создании и работе постоянно действующих органов  социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня. Вместе с тем они не являются стороной соответствующего соглашения и не принимают на себя никаких  обязательств. Их роль заключается  в защите общественных интересов  при осуществлении коллективно-договорного  регулирования. Органы государственной  власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального  партнерства в тех случаях, когда  они выступают в качестве работодателей  или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством  или работодателями, а также в  других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные  уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных  Трудовым кодексом. Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении  коллективного договора, осуществлении  контроля над его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при  проведении коллективных переговоров  о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения  соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при  формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие  профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных  организаций профессиональных союзов. Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

При отсутствии в организации  первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной  организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление  своих интересов указанной профсоюзной  организации либо иному представителю. Наличие иного представителя  не может являться препятствием для  осуществления профсоюзной организацией своих полномочий. Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с Трудовым кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями.

Представителями работодателя являются:

  • руководитель организации;
  • иные уполномоченные руководителем лица в соответствии с законодательством, учредительными документами организации и локальными нормативными актами;
  • объединения работодателей.

Объединение работодателей  — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей  для представительства интересов  и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной  власти и органами местного самоуправления. 

Интересы государства  представляют: 
1) на федеральном уровне 
а) Правительство РФ; 
б) Министерство по труду и социальному развитию; 
в) государственные органы по труду. 
2) на региональном уровне 
а) органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 
б) органы по труду субъекта Российской Федерации. 

Особым субъектом при  заключении территориального коллективного  соглашения являются органы местного самоуправления, так как они не относятся ни к представителям работников и работодателей, ни к представителям государства.

На каждом уровне социального  партнерства стороны имеют своих  представителей.

 

 

3. Формы и уровни социального партнерства

Формы социального партнерства -  конкретные способы взаимодействия работников и работодателей, относящиеся к социально-партнерским. В соответствии со Статьей 27 ТК РФ, социальное партнерство может осуществляться в следующих формах:

1) коллективных переговоров  по подготовке проектов коллективных  договоров, соглашений и их  заключению;

2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования  трудовых отношений и иных  непосредственно связанных с  ними отношений, обеспечения гарантий  трудовых прав работников и  совершенствования трудового законодательства;

3) участия работников, их  представителей в управлении  организацией;

4) участия представителей  работников и работодателей в  досудебном разрешении трудовых  споров.

Статья 26 ТК РФ определяет следующие  уровни социального партнерства:

  1. федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации; 
    межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
  2. региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  3. отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  4. территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  5. локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

 

 

5. Коллективные переговоры и коллективный договор

Коллективные переговоры предшествуют заключению коллективного  договора. Согласно конвенции МОТ  №154 от 1981 г., коллективными переговорами называются все переговоры по вопросам условий труда и занятости  и регулирование отношений между  работодателями и работниками в  лице их представителей.

Коллективные переговоры вправе начать любая из сторон. Для  этого она должна направить другой стороне письменное уведомление  с предложением о начале коллективных переговоров. В этом письменном уведомлении  целесообразно указать предполагаемую дату начала переговоров, место их проведения, предложения по составу комиссии. Сторона, получившая уведомление, обязана  в семидневный срок вступить в  коллективные переговоры. Необходимо иметь в виду, что Трудовой кодекс не обязывает каждую организацию  иметь коллективный договор. Если работники  не хотят заключать коллективный договор, и работодатель тоже не выступает  с инициативой проведения коллективных переговоров, они могут не заключать  коллективный договор.

Содержание и структура  коллективного договора определяется сторонами самостоятельно. При этом необходимо исходить из компетенции  работодателя и помнить, что есть ряд вопросов, которые в соответствии с Конституцией РФ и Статьей 6 Трудового кодекса решаются только на федеральном уровне путем принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов. К ним относятся: установление порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, единого порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора; видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения и др.

В коллективный договор, соглашение могут включаться взаимные обязательства  работников и работодателей по следующим  вопросам:

  • формы, системы и размеры оплаты труда;
  • выплата пособий и компенсаций;
  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
  • улучшение условий и охраны труда работников, в т.ч. женщин и молодежи;
  • соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работника на производстве;
  • контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений.

Информация о работе Социальное партнерство