Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:32, курсовая работа
Цель представленной курсовой работы может быть сформулирована следующим образом: пути и способы совершенствования государственной политики в сфере занято-сти. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
- определить основные признаки таких явлений как занятость населения, безработи-ца, выявить их причины;
- исследовать возможные пути совершенствования государственной политики в сфе-ре занятости.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ 4
1.1 Понятие занятости и безработицы 4
1.2 Регулирование занятости 7
1.3 Правовые основы занятости 9
2. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ В ЧУВАШИИ 12
2.1 Динамика рынка труда в Чувашии в 2001-2003 гг. 12
2.2 Динамика рынка труда в Чувашии начиная с 2004 г. 16
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В ЧУВАШИИ 22
3.1 Регулирование рынка труда в странах СНГ: опыт для Чувашии 22
3.2 Прогнозы развития рынка труда в Чувашии 25
3.3 Приоритетные направления государственной политики 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 33
Цели создания объединений предпринимателей состоят в содействии развитию частного предпринимательства, рыночной экономики; совершенствовании трудовых отношений; защите интересов предпринимателей во взаимоотношениях с государством; координации тактики и стратегии предпринимательства в области забастовочного движения. Социальное партнерство предполагает сотрудничество различных групп и слоев для достижения общих целей, согласование интересов работников и работодателей для обеспечения социального мира.
Социально-трудовые отношения регулируются соответствующими законодательными актами, конвенциями Международной организации труда, соглашениями между правительством, объединениями профсоюзов и нанимателей. На региональном и отраслевом уровнях заключаются тарифные соглашения, направленные на обеспечение стабильной работы предприятий и отраслей, защиту прав и интересов работников, обеспечение установленных государством минимальных социальных гарантий. На предприятиях, в учреждениях и организациях заключаются коллективные договора.
В области достижения социального партнерства в странах СНГ существуют следующие проблемы: отсутствие правового статуса объединений нанимателей, сложности в определении представительства от трудящихся на всех уровнях социального партнерства, необходимость учета в коллективных договорах сложной экономической ситуации, отсутствие научно обоснованной концепции развития системы социального партнерства.
Как показывает опыт многих стран, наиболее приемлемой государственной политикой является политика комплексного подхода к решению этих проблем при сохранении приоритета за "активной политикой", т.е. политикой создания рабочих мест. В таком подходе просматривается не столько "корыстный подход" государства, сколько психологический маневр, заставляющий безработного смотреть на себя не как на государственного иждивенца, а как на потенциального работника.
Комплексная реализация государственной политики занятости населения включает следующие основные направления:
а) создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и индивидуальной защиты безработных.
б) создание условий со стороны государства для самозанятости. Мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база.
в) Обучение, переобучение и повышение квалификации кадров. Структурная перестройка централизованной экономики и становление ее на рыночные рельсы неизбежно порождают структурирую безработицу, которая характерна в переходный период для стран СНГ. Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный характер, а осуществляться постоянно в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. В Германии, например, большое внимание уделяется подготовке кадров к конкретному производству. Для этого обучение организуется непосредственно на предприятиях и при этом выплачиваются стипендии.
г) Поощрение территориальной мобильности рабочей силы. Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, сюда относятся мероприятия по организованному набору рабочей силы. Организованный набор рабочей силы позволяет решать вопросы трудоустройства с меньшими издержками для человека и большим эффектом для экономики (например, вахтовый метод работы в районах Дальнего Севера или в районах, пораженных аварией на ЧАЭС).
д) Регулирование международных потоков рабочей силы.
В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами. В свою очередь каждая из стран, исходя из собственной экономической ситуации, формирует внутреннее законодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной практике всегда поощряется приток в страну видных ученых и специалистов уникальных профессий.
е) Регулирование демографических процессов. Государство отслеживает процессы рождаемости и смертности и в случае проявления негативных тенденций принимает меры по их регулированию.
Наряду с вопросами занятости безработных государство решает проблемы их социальной защиты. Сюда входят:
а) гарантии лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций. Они предусматривают: выплату выходного пособия, досрочное назначение пенсий и др.
б) Выплата стипендий безработным на период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки.
в) Выплата пособия по безработице.
Условия назначения, порядок выплаты и размер пособия по безработице определяются законодательством.
г) Пенсионное обеспечение.
д) и др.
Кроме ожидаемой положительной динамики основных макроэкономических показателей на развитие рынка труда в оказывают влияние следующие факторы:
1) увеличение численности населения трудоспособного возраста. Предположительная численность населения в трудоспособном возрасте. Этот рост обусловлен вступлением в трудоспособный возраст граждан, родившихся в конце 80-х годов XX века, когда в республике наблюдался естественный прирост населения;
2) сохранение в экономике республики неэффективной занятости, открытым проявлением которой является неполная занятость населения;
3) продолжение процесса высвобождения работников в ходе реформирования экономики, в том числе реструктуризации и модернизации черной металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей;
4)
недостаточный спрос на рабочую силу по
причине несоответствия профессионально-
5) рост напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный увеличением численности трудоспособного населения, недостаточными темпами развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающими рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики;
6) значительная дифференциация районов и городов республики по ситуации, сложившейся в сфере занятости и на рынке труда;
7) сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы; женщин, имеющих малолетних детей; инвалидов; беженцев, вынужденных переселенцев и других), обусловленной ужесточением требований работодателей к потенциальным работникам.
Данные прогнозного расчета общей и регистрируемой безработицы на 2011 год (разработан в двух вариантах с учетом менее благоприятного (1 вариант) и благоприятного (2 вариант) путей развития экономики) представлены в таблице.
Таблица 1
Прогноз занятости на 2011 г.
Показатель (в среднегодовом исчислении) | 2011 (1 вар) | 2011 (2 вар) |
Численность
экономически активного населения, тыс.
чел.
в том числе: занятые в экономике безработные в том числе: зарегистрированные в органах службы занятости Уровень безработицы (в%) общей регистрируемой |
687,6 622,6 65,0 14,4 9,5 2,1 |
690,7 627,7 63,0 13,8 9,1 2,0 |
По данным http://zakon.chuvashia.com
Средний уровень регистрируемой безработицы за прошедшие 4 месяца 2011 г. колеблется около 2,3%. Однако уровень безработицы в Чувашии подвержен сезонным колебаниям, так что выполнение прогнозных показателей в среднегодовом исчислении вполне реально.
В зависимости от развития ситуации в экономике республики уровень общей безработицы при благоприятном пути развития уменьшится с 9,4 до 9,1 процента по отношению к численности экономически активного населения, а при менее благоприятном - не превысит к концу 2011 г. 9,5 процента.
Следует отметить роль малого предпринимательства в Чувашии. Дальнейшее развитие малого предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие места. Особое значение в силу ряда объективных экономических и социальных причин (рост численности трудоспособного населения, имеющиеся резервы в развитии агропромышленного комплекса, специфика условий сельского труда и ряд других факторов) имеет развитие малого предпринимательства для поддержания занятости сельского населения.
К приоритетным направлениям государственной политики занятости в Чувашии необходимо отнести направления, которые могут способствовать улучшению общей ситуации на рынке труда в республике и способны принести наилучший положительный результат.
К таким направлениям можно отнести
1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения республики, направленное на создание необходимых условий для решения следующих задач государственной политики занятости: обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; повышение качества рабочей силы на основе развития рынка образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка труда; развитие трудовой мобильности на основе динамичного развития системы рабочих мест и свободного передвижения рабочей силы по отраслям, профессиям, территориям; поддержка малого бизнеса и предпринимательства как источника для создания новых рабочих мест, особенно в сельской местности; повышение уровня занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений; улучшение условий и охраны труда в отраслях экономики.
2. Развитие социального партнерства на рынке труда, которое предусматривает следующие направления действий: обеспечение комплексного подхода к решению проблем занятости путем укрепления взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики всех уровней, работодателей, общественных организаций при разработке и реализации республиканской, районных и городских программ содействия занятости населения; учет целей политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и кредитно-финансовой политики, а также при разработке и реализации инвестиционных, отраслевых, образовательных и иных программ; проведение социальной экспертизы проектов программ социально-экономического развития территорий и иных программ по вопросам их влияния на создание и сохранение рабочих мест, ситуацию на республиканском рынке труда; создание в организациях, предусматривающих увольнение работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, пунктов для их консультирования перед увольнением и содействия в дальнейшем трудоустройстве; организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, увольняемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики.
3. Повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда следующими способами: