Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:21, курсовая работа
Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. На первый план выдвигаются учет и охрана интересов человека труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий. В условиях разгосударствления экономики, обеспечения свободы производителя необходима новая модель правового регулирования трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных начал.
Введение 3
Глава 1. Понятие и источники международно-правового
регулирования труда 5
1.1. Понятие международно-правового регулирования труда 5
1.2. Источники международно-правового регулирования труда 9
Глава 2. Законодательная база международно-правового
регулирования труда 16
2.1. Международно-правовое регулирование актами МОТ
занятости, условий и охраны труда 16
2.2. Международно-правовое регулирование труда в рамках СНГ 19
Заключение 25
Список литературы 27
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие и источники международно-правового
регулирования труда 5
1.1. Понятие международно-правового регулирования
труда 5
1.2. Источники международно-правового
регулирования труда 9
Глава 2. Законодательная база международно-правового
регулирования труда 16
2.1. Международно-правовое регулирование
актами МОТ
занятости, условий и охраны труда 16
2.2. Международно-правовое регулирование
труда в рамках СНГ 19
Заключение 25
Список литературы 27
Введение
Построение демократического правового
государства, основанного на рыночной
экономике и многообразии форм собственности,
должно сопровождаться перемещением приоритетов
в правовом регулировании труда, содержании
трудового законодательства. На первый
план выдвигаются учет и охрана интересов
человека труда, защита его прав, обеспечение
социальных гарантий. В условиях разгосударствления
экономики, обеспечения свободы производителя
необходима новая модель правового регулирования
трудовых отношений, основанная на децентрализации,
расширении договорных начал.
Важнейшей составляющей международно-правового
регулирования труда как на универсальном,
так и на региональном уровне, является
межгосударственное сотрудничество в
области социального обеспечения.
Целью сотрудничества государств в области
социального обеспечения «является уравнивание
в правах с гражданами страны пребывания
граждан другого (других) договаривающихся
государств». Предмет международно-правового
регулирования на сегодняшний день охватывает
все основные виды социального обеспечения,
которые предназначены для защиты людей
от общепризнанных социальных рисков:
потребность в медицинской помощи, болезнь,
безработица, старость, трудовое увечье
и профессиональное заболевание, наличие
детей, беременность и роды, инвалидность,
потеря кормильца. В наиболее полной форме
они закреплены в Конвенции МОТ № 102 «О
минимальных нормах социального обеспечения»
1952. Международно-правовое регулирование
социального обеспечения, по мнению Е.Е.
Мачульской, «выражается в разработке
международных стандартов в области социального
обеспечения, а также в гармонизации и
координации национальных законодательств
по вопросам сохранения приобретаемых
прав на социальные выплаты при переезде
гражданина из одного государства в другое
в процессе трудовой деятельности или
сохранения приобретенных прав на конкретный
вид пенсии или пособия в случаях изменения
страны постоянного места жительства».
Объект исследования – трудовое право.
Предмет исследования – международно-правовое
регулирование труда.
Цель исследования – изучить и дать обзор
международно-правовому регулированию
труда.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие международно-правового
регулирования труда.
2. Проанализировать источники международно-правового
регулирования труда.
3. Рассмотреть особенности международно-правового
регулирования актами МОТ занятости, условий
и охраны труда.
4. Дать характеристику международно-правовому
регулированию руда в рамках СНГ.
Глава 1. Понятие и источники международно-правового
регулирования труда
1.1. Понятие международно-правового регулирования
труда
Международно-правовое регулирование
труда представляет собой регламентирование
с помощью международных соглашений государств
(многосторонних и двусторонних договоров)
и других международно-правовых средств
вопросов, связанных с применением наёмного
труда, улучшением его условий, охраной
труда, защитой индивидуальных и коллективных
интересов работников [6, c.67].
Новые законодательные акты о труде и
принимаемые решения должны отвечать
самым высоким требованиям, соответствовать
общемировым стандартам прав человека
и международным нормам трудового права.
Российской Федерации нужно взять из международного
трудового права самые прогрессивные
нормы, отвечающие интересам человека
и позволяющие обеспечивать реализацию
всех трудовых прав и свобод, закрепленных
Конституцией РФ.
На современном международно-правовом
регулировании труда базируются Декларация
прав и свобод человека и гражданина РФ
1991 г. и Конституция РФ. В частности, Конституция
РФ предусматривает, что человек, его права
и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина – обязанность
государства (ст.2). Основные права и свободы
человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения (ст. 17) [1].
Международные нормы, касающиеся трудовых
отношений, направлены на то, чтобы усовершенствовать
систему внутреннего национального трудового
права. При этом обязанность государства
– члена Международной организации труда
(МОТ) – внести изменения в свою систему
права в соответствии с конвенциями МОТ
возникает лишь постольку, поскольку их
нормы содержат, как правило, более льготные
условия труда, нежели нормы внутреннего
закона. Поэтому трансформация международных
норм о труде имеет все-таки определенную
специфику.
В связи с принятием Конституции РФ 1993
г. спор о возможности прямого применения
международных норм получил свое разрешение.
На конституционном уровне теперь закрепились
приоритеты международных норм над внутригосударственными.
В Конституции ч.4 ст.15 гласит: «Общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного
договора» [1].
Следует также указать на ст.46 Конституции
РФ, где закрепляется право каждого гражданина
в соответствии с международным договором
Российской Федерации обращаться в межгосударственные
органы по защите прав и свобод человека
и гражданина, если исчерпаны все имеющиеся
внутригосударственные средства правовой
защиты.
В науке трудового права под международно-правовым
регулированием труда следует понимать
регулирование условий труда и охраны
законных прав работников посредством
международных соглашений.
Это одна из разновидностей защиты прав
человека, институт, который в настоящее
время успешно утвердился в современном
трудовом праве. Формой международно-правового
регулирования труда являются конвенции
и рекомендации о труде, разработанные
МОТ.
Международная организация труда в настоящее
время занимает важное место среди субъектов
международно-правового регулирования
труда. Созданная в соответствии с Версальским
мирным договором в 1919 г. вместе с Лигой
Наций и пережившая эту организацию, МОТ
в 1946 г. стала первым специализированным
учреждением ООН. На сегодняшний день
число государств – членов МОТ достигло
170, тогда как первоначально в нее входило
лишь 45 государств.
От других международных организаций
МОТ отличается одной важной особенностью:
представители трудящихся и предпринимателей
участвуют в определении ее политики на
равных правах с представителями правительств,
т.е. она строится по принципу равного
трипатризма, что отражает своего рода
социальное партнерство на международном
уровне.
На протяжении 81 года МОТ успешно решает
поставленные перед ней задачи, разрабатывая
и принимая конвенции и рекомендации,
устанавливающие международные трудовые
нормы, руководствуясь в своей деятельности
принципами универсальности и трехсторонности
(трипартизма), сочетания разработки и
принятия норм с контролем за их соблюдением
[7, c.54-58; 13, c.34-37]:
1. Принцип универсальности.
Его можно назвать принципом всеобщности.
Он обеспечивает возможность вступления
в МОТ всем государствам, берущим на себя
предусмотренные ее Уставом обязательства
(ст.1 Устава п.2-4). Принцип универсальности
выражается также в характере вырабатываемых
и принимаемых МОТ многих трудовых норм.
Эти нормы, в частности, направлены на
создание условий в которых трудящиеся
менее развитых регионов мира могли бы
получить права, аналогичные правам рабочих
и служащих стран с более передовым социальным
законодательством. Тем самым международные
нормы о труде отражают и основную цель
деятельности МОТ, которая заключается
в создании универсальной системы защиты
основных прав человека, улучшения условий
труда и жизни трудящихся. Такие универсальные
нормы содержатся, например, в конвенциях
МОТ о свободе ассоциаций и праве на коллективные
переговоры (№87, №98), защите от принудительного
труда (№29, №105) и др. Международные трудовые
нормы считаются универсальными еще и
потому, что в их разработке участвуют
государства различного социального строя,
экономической и политической систем.
Универсальность международных трудовых
норм в значительной степени способствует
взаимодействию с нормами внутригосударственного
права и применению этих норм государствами
в национальном законодательстве, и тем
самым осуществляется задача установления
минимальных требований к поведению государств
при решении конкретных социальных проблем.
2. Принцип трехсторонности (трипартизма).
В его основе лежит особая организация
работы МОТ по разработке и принятию международных
норм о труде, а также контролю за их применением.
Если принцип универсальности характерен
для многих международных организаций,
то принцип «трипартизма» присущ только
МОТ. Он заключается в том, что в этой работе
наряду с представителями государств-членов
на равных с ними основаниях участвуют
представители предпринимателей и трудящихся.
Каждое государство – член МОТ направляет
на ежегодную международную конференцию
труда двух делегатов от правительства,
одного делегата от предпринимателей
и одного от трудящихся. Делегаты от предпринимателей
и от трудящихся выступают и голосуют
самостоятельно. Таким образом, каждая
международная норма отражает интересы
трудящихся и предпринимателей и является
результатом компромиссного решения вопросов,
связанных с взаимоотношением сторон
в области труда.
3. Контроль за соблюдением государствами
международных трудовых норм.
Особое внимание в деятельности МОТ уделяется
контролю за соблюдением конвенций МОТ,
так как, ратифицируя конвенцию, государства
– члены МОТ фактически берут на себя
обязательства проводить в жизнь положения
этих актов. В соответствии с п.5 «е» ст.19
Устава МОТ государства обязаны представлять
на рассмотрение компетентных властей
вновь принятые конвенции, а также представлять
Генеральному директору МОТ информацию
о том, состоялась ли ратификация конвенции,
и о мерах, необходимых для эффективного
применения положений данной конвенции.
В случае, если конвенция не ратифицируется
соответствующими властями, государство
обязано представлять по запросам МБТ
доклады о состоянии законодательства,
о существующей практике в его стране
в областях, которых касается конвенция,
о том, какие меры были приняты или намечены
для придания силы любым положениям конвенции
путем принятия законодательных или административных
мер или любым другим путем. Государство
также должно информировать МБТ и о тех
обстоятельствах, которые задерживают
или препятствуют ратификации конвенции.
Другая процедура контроля за практическим
применением конвенций – рассмотрение
жалоб от различных общественных организаций,
а также государств. Наиболее активными
в этой области оказались профсоюзы. Для
рассмотрения жалоб от них в МОТ был создан
специальный Комитет по свободе ассоциаций.
Следует отметить еще один метод контроля,
который заложен в Уставе МОТ. В соответствии
со ст. 26-34 Устава каждый член организации
может подать жалобу в МБТ, если он не удовлетворен
тем, насколько другой член Организации
эффективно обеспечивает выполнение какой-либо
конвенции, которую они оба ратифицировали.
Разработана процедура рассмотрения такого
рода жалоб. Однако даже в том случае, если
весь механизм рассмотрения жалоб будет
задействован и орган МОТ, ответственный
за рассмотрение таких жалоб, признает
факт нарушения конвенции, МОТ не может
принудительно обязать государство изменить
национальное законодательство, дабы
оно не противоречило ратифицированной
конвенции. Фактически Устав МОТ не содержит
твердой правовой базы для привлечения
к ответственности государств – членов
Организации, не выполняющих своих обязательств
по ратифицированным конвенциям. Чаще
всего ответственность носит моральный
характер [7, c.54-58; 13, c.34-37].
1.2. Источники международно-правового
регулирования труда
Одним из главных источников международно-правового
регулирования труда являются акты, принятые
МОТ.
Конвенции и рекомендации МОТ разрабатываются
и принимаются Международной конференцией
труда с использованием одинаковой процедуры.
Их принятию предшествует обсуждение
на двух последовательных международных
конференциях (сессиях МОТ). МБТ готовит
предварительные доклады, в которых обобщаются
законодательство и практика в различных
странах. Каждая конвенция (рекомендация)
обсуждается специальной комиссией, сформированной
конференцией, и должна быть одобрена
большинство в 2/3 присутствующих делегатов.
Хотя процедура принятия конвенции и рекомендации
одинакова, их юридическая сила и порядок
применения различны.
Конвенция после ее ратификации обычно
двумя государствами – членами МОТ становится
многосторонним международным соглашением
и налагает обязательства как на ратифицировавшие,
так и на не ратифицировавшие ее государства.
В случае ратификации конвенции государство
обязано принять законодательные или
иные акты для проведения ее в жизнь и
регулярно представлять в МОТ доклады
относительно принятых мер по эффективному
применению ратифицированной конвенции
(такие доклады предоставляются один раз
в 2-4 года в зависимости от важности конвенции).
Если конвенция не ратифицирована, государство
все же несет обязательство информировать
по запросам Административного совета
МОТ о состоянии национального законодательства
и практики в отношении нератифицированной
конвенции и о мерах, которые предполагается
принять для придания ей силы [17, c.89-91].
Рекомендация не является международным
договором и не требует ратификации. Вместе
с тем было бы неверным недооценивать
ее значение и определенную юридическую
силу. Она представляет собой обращенное
к государствам пожелание, предложение
(совет) ввести соответствующие нормы
в национальное законодательство. Рекомендация
содержит материал для ориентации в мировом
опыте, необходимый для совершенствования
национального законодательства. Иными
словами, рекомендация – источник информации
и модель для совершенствования национального
законодательства. Рекомендация детализирует,
уточняет, а иногда и дополняет положения
конвенции, делает их содержание более
полным и гибким, расширяет возможности
выбора для государств при решении вопроса
о заимствовании международных норм.
Рекомендация как и конвенция должна быть
представлена правительством государства
– члена МОТ на рассмотрение компетентных
властей для придания рекомендации силы
путем принятия закона или иным путем,
при этом МОТ должна быть информирована
о результатах такого рассмотрения. В
дальнейшем государства должны представлять
в МОТ такую же информацию относительно
реализации рекомендаций, как и нератифицированных
конвенций.
Согласно Уставу принятие государством
конвенции или рекомендации МОТ не может
изменять во вред работникам действовавшее
в данной стране законодательство.
Устав МОТ определяет порядок пересмотра
устаревших международных актов. В настоящее
время примерно 50 конвенций МОТ пересмотрены
последующими конвенциями. Это не отменяет
прежние конвенции, а означает лишь то,
что прежняя конвенция с момента вступления
в силу новой перестает быть открытой
для ратификации, а ратификация государством
новой (измененной) конвенции означает
денонсацию прежней (если иное не предусмотрено
в самом тексте конвенции). При принятии
пересмотренной конвенции Международная
конференция труда каждый раз решает,
закрыта ли прежняя конвенция для ратификации
и означает ли ратификация пересмотренной
конвенции денонсацию прежней [11, c.55-57].
Устав МОТ содержит положения о контроле
за соблюдением (применением) конвенций
и рекомендаций. Механизм контроля включает
деятельность Комитета экспертов по применению
конвенций и рекомендаций, состоящего
из авторитетных юристов различных стран,
назначаемых МБТ «в личном качестве»,
и Комитета Международной конференции
труда по применению конвенций и рекомендаций,
состоящего из представителей правительств,
профсоюзов и организаций предпринимателей.
Доклады правительств о применении конвенций
и рекомендаций первоначально рассматриваются
Комитетом экспертов. Он формулирует замечания,
относящиеся к тем или иным правительствам,
либо направляет им запросы. Комитет публикует
также периодические обзоры о применении
в различных странах конвенций МОТ.
Ежегодные доклады Комитета экспертов
передаются в Комитет по применению конвенций
и рекомендаций, который образуется на
каждой сессии МОТ. Этот последний Комитет
обсуждает доклад Комитета экспертов,
в случаях необходимости требует объяснений
от соответствующих правительств, посылает
представителей МОТ (с согласия правительств)
в государства, где допускаются нарушения
международных трудовых стандартов, для
рассмотрения на месте положения дел.
Уставом МОТ создан специальный механизм
рассмотрения жалоб на нарушения государствами
обязательств по соблюдению международных
трудовых стандартов.
Представления (жалобы) на государства
– члены МОТ, не соблюдающие ратифицированные
конвенции, могут быть направлены в МОТ
любым государством – членом МОТ, национальной
организацией трудящихся и предпринимателей,
международными организациями. Такие
представления (жалобы) рассматриваются
в комиссиях и комитетах, формируемых
Административным советом, в том числе
в Комитете по свободе объединений.
Нормативные акты МОТ выходят за рамки
проблематики трудового права, предмета
его регулирования. Они включают положения,
относящиеся к праву социального обеспечения,
свободному времени трудящихся, строительству
жилья для работников, их бытовому обслуживанию,
статистике труда, профессионально-техническому
образованию и профессиональной ориентации,
организации и способам деятель6ности
государственных органов по управлению
трудом. Многие акты МОТ относятся не только
к зависимым (наемным) работникам, но и
к независимым работникам, предпринимателям,
а в ряде случаев ко всему населению [7,
c.60-62].
Декларация основополагающих принципов
и прав в сфере труда, принятая на 86-й сессии
МОТ в июне 1998 г., сформулировала 4 принципа,
соблюдение которых является обязательным
для всех государств – членов МОТ. Это
свобода объединения и действенное признание
права на ведение коллективных переговоров;
упразднение всех форм принудительного
труда; запрещение детского труда; недопущение
дискриминации в области труда и занятий.
По своему содержанию нормативные акты
МОТ обычно классифицируются по следующим
группам:
1. Акты, осуществляющие защиту основных
прав и свобод человека в области труда.
2. Акты, относящиеся к обеспечению занятости,
защите от безработицы.
3. Акты, регулирующие условия труда.
4. Акты по безопасности и гигиене труда.
5. Акты, регулирующие труд работников,
нуждающихся в повышенной правовой защите.
6. Акты, регулирующие труд отдельных категорий
работников.
7. Акты, регулирующие сотрудничество организаций
работников, работодателей, государства,
мирные способы разрешения трудовых конфликтов
[9, c.111; 10, c.256].
Данная классификация лишь частично совпадает
с подразделением трудового права на традиционные
институты. Обращает на себя внимание
то, что некоторые вопросы труда остались
полностью или частично вне регламентации.
Например, в самой минимальной степени
отрегулированы в международных актах
трудовой договор, порядок разрешения
индивидуальных трудовых споров, участие
работников в управлении производством;
отсутствуют правила, относящиеся к забастовкам,
дисциплине труда.
Возможность участия ООН в международном
регулировании труда основывается на
положениях п.1 ст.1 и ст.55 Устава ООН, определивших
задачи международного сотрудничества
по разрешению социальных проблем, обеспечению
уважения к правам человека и основным
свободам.
Конкретизация этого осуществлена во
Всеобщей декларации прав человека, одобренной
Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. в
форме резолюции. В этом документе сформулированы
основные права и свободы человека, в число
которых входят и важнейшие трудовые права:
- право на труд, на свободный выбор работы,
на защиту от безработицы;
- право на справедливые и благоприятные
условия труда;
- право на равную оплату за равный труд
без какой-либо дискриминации;
- право на удовлетворительное вознаграждение,
обеспечивающее достойное человека существование
для него и его семьи;
- право на создание профсоюзов и вступление
в них;
- право на отдых, включая право на разумное
ограничение рабочего дня и оплачиваемый
периодический отпуск [6, c.85-86].
Всеобщая декларация прав человека не
имеет обязательного для государств характера.
Это в большей мере программный, политический
акт.
Второй важнейший документ ООН, фиксирующий
трудовые права, - это Международные пакты
о правах человека, одобренные Генеральной
Ассамблеей ООН в 1966 г. В Международном
пакте об экономических, социальных и
культурных правах трудовым правам посвящено
значительное число статей. В нем закреплены
право на труд, одинаковые для всех возможности
продвижения по работе исключительно
на основе трудового стажа и уровня квалификации,
право на отдых, особая охрана труда, интересов
женщин-матерей, детей и подростков и др.
Международный пакт о гражданских и политических
правах содержит нормы о запрещении принудительного
труда и свободном осуществлении права
на ассоциацию.
Международные конвенции ООН о ликвидации
расовой дискриминации (1966г.) и дискриминации
в отношении женщин (1979 г.) запрещают расовую
и этническую дискриминацию, а также дискриминацию
женщин, в частности в сфере труда и трудовых
отношений. В 1990 г. ООН принята Международная
конвенция о защите прав трудящихся мигрантов
и членов их семей, в которой существенное
место уделено трудовым правам мигрантов.
На региональном уровне источниками международно-правового
регулирования труда являются акты, принятые
европейскими региональными объединениями
государств: Советом Европы и Европейским
союзом.
Совет Европы принял более 130 конвенций,
в том числе в области труда. Среди них
Европейская социальная хартия (1961 г.),
которая с некоторыми изменениями, учитывающими
региональную специфику, воспроизводит
универсальные права человека в социальной
и экономической областях, закреплённые
в актах ООН и МОТ. В Европейской конвенции
о защите прав человека и основных свобод
(1950 г.) запрещен принудительный труд и
закреплена свобода ассоциации, включая
право образовывать профсоюзы и вступать
в них.
Важнейший акт Совета Европы, в котором
провозглашены социальные и экономические
права, - «Хартия основных социальных прав
трудящихся» (1989 г.).