Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:49, контрольная работа
Понятие субъекта права характеризуется такими правовыми категориями, как способность к правообладанию, само правообладание, способность к правореализации, реализация права и правонарушение, правовые последствия правообладания и правореализации (в том числе юридическая ответственность), наконец, юридические гарантии. Именно работник, являясь единственным носителем способности к труду, занимает центральное место среди всех субъектов трудового права, призванных своей деятельностью создавать условия для эффективной реализации его способности к труду.
Трудовое отношение складывается между физическим лицом (обычно гражданином, реже иностранным гражданином или лицом без гражданства) и юридическим лицом, (т.е. каким-либо предприятием, учреждением, организацией, выступающей в качестве работодателя), от имени которого действует администрация.
Понятие субъекта права характеризуется такими правовыми категориями, как способность к правообладанию, само правообладание, способность к правореализации, реализация права и правонарушение, правовые последствия правообладания и правореализации (в том числе юридическая ответственность), наконец, юридические гарантии. Именно работник, являясь единственным носителем способности к труду, занимает центральное место среди всех субъектов трудового права, призванных своей деятельностью создавать условия для эффективной реализации его способности к труду.
Целью
работы является определение статуса
работника в трудовом праве, в трудовых
правоотношениях, а так же раскрытие таких
понятий, как трудовой правосубъектности
граждан, правообладание и правореализация.
Глава 1. Работники как
субъекты трудового
права
Наука трудового права - достаточно давно, а ныне и российское законодательство оперируют понятием «работник», рассматривая его в числе важнейших субъектов соответствующей отрасли. В правовой среде действуют коллегиальные и коллективные субъекты права и такой его специфический субъект, как государство. Соответственно все эти субъекты делятся на физические и юридические лица, а с точки зрения характера и способов реализации своих функций - на лица публичные и частные. В число указанных субъектов входят лица, стремящиеся реализовать свою способность к труду. Нет необходимости доказывать, что в качестве таковых выступают исключительно физические лица: способность к труду присуща только человеку, отдельно взятой человеческой личности, и все иные субъекты права - юридическое лицо, государство - могут действовать не иначе, как посредством трудовой деятельности отдельных человеческих индивидов, реализующих свою способность к труду в качестве органов или представителей соответствующего коллегиального субъекта.1
Итак,
с одной стороны, работник - это
человек, как правовая категория
- физическое лицо. Но, с другой стороны,
не каждое физическое лицо, а тем более
не каждый человек является субъектом
трудового права, даже если имеется в виду
физическое лицо - человеческая личность,
у которой опосредуется правом только
одно ее качество - способность к труду.
Прежде всего физическое лицо может реализовывать свою способность к труду в форме самостоятельного труда. В одном случае это - труд, не имеющий какого бы то ни было выхода за пределы хозяйственной сферы данного физического лица и потому вовсе не опосредуемый правом, в другом - труд, направленный на производство прибыли (предпринимательский) и соответственно опосредуемый нормами гражданского права, однако и в том, и другом случае определять данное физическое лицо в качестве работника, по-видимому, можно не в юридическом, а в морально-этическом смысле. Следовательно, физическое лицо, реализующее свою способность к труду в форме предпринимательского труда в принципе не является субъектом трудового права.
Однако если мы предложим к употреблению термин «физическое лицо как субъект трудового права», то он будет неточен по другой причине - в трудовом праве физические лица действуют как в качестве субъектов, реализующих свою собственную способность к труду, так и субъектов, применяющих в сфере своей хозяйственной деятельности чужой труд (т. е. как работодатели). 2
Понятие субъекта трудового права не является тождественным понятию субъекта трудового правоотношения - и не только в силу того, что предмет трудового права не ограничивается трудовым отношением и предполагает наличие иных отношений с соответствующим субъектным составом. Для того чтобы вступить в само трудовое отношение, лицо, обладающее способностью к труду, уже должно быть субъектом трудового права, способным нести права, обязанности и ответственность в рамках этого отношения. В собственном смысле слова «работник» - это физическое лицо, состоящее в трудовом правоотношении с работодателем, обладающее соответствующими относительными субъективными трудовыми правами и обязанностями:
«Статья
20. Стороны трудовых отношений. Сторонами
трудовых отношений являются работник
и работодатель.
Работник - физическое лицо, вступившее
в трудовые отношения с работодателем.
Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры…»
В
широком смысле слова понятие
«работник» употребляется для обозначения
физического лица, являющегося субъектом
трудового права и реализующего свою собственную
способность к труду в форме несамостоятельного
труда, в отличие, например, от такого физического
лица - субъекта трудового права, как работодатель,
использующего чужой труд и реализующего
свои способности к предпринимательству.
В узком смысле слова
«работник» есть лицо, уже состоящее в
трудовых правоотношениях с конкретным
работодателем.
Представляется,
что использование обобщающего
термина «работник» для работающего
и неработающего лица не вполне корректно,
поэтому, может быть, имело бы смысл применять
этот термин только в узком смысле, т. е.
для обозначения работающего лица. Во
всех же других случаях могли бы использоваться
такие термины, как «лицо», «лицо, ищущее
работу»,
«физическое лицо», «нанимающийся» и др.
3
1.2.
Содержание понятия
трудовой правосубъектности
работника
Работник, как известно, - это человек, применяющий свою способность к труду, т. е. целенаправленно расходующий свои физические, интеллектуальные и моральные силы. Но человек, применяющий свою способность к труду на основе договора с работодателем, - не только определенный психофизический организм, он одновременно как субъект несамостоятельного и по большей части наемного труда представляет собой физическое лицо - носителя юридических прав и обязанностей. Именно в этом смысле он является субъектом трудового права, т. е. обладателем правосубъектности - особого юридического свойства, присущего только людям, выступающим в качестве отдельных индивидов либо в качестве создаваемых ими организаций.
Российская, юридическая наука единодушна в признании правосубъектности в качестве самостоятельной правовой категории, дающей социально-юридическую характеристику участнику тех или иных общественных отношений. Но что касается содержания этой категории, то здесь наблюдается достаточно большой разброс суждений. Многие из которых считают трудовую правосубъектность как правовое понятие, выражающее способность граждан иметь трудовые права и обязанности, а также обладание конкретными трудовыми правами и обязанностями, непосредственно вытекающими из закона4 (т. е. статутными). Конечно, способность к правообладанию нетождественна самому правообладанию. Однако необходимо помнить о целевом назначении категории правосубъектности.
Таким образом, предлагается трактовать трудовую правосубъектность работника (как и правосубъектность вообще) в ее изначальном значении - как систему всех правовых категорий, применяемых к субъекту права. Иными словами, правосубъектность предлагается рассматривать как синтетическую правовую категорию, позволяющую дать комплексную характеристику субъекту той или иной отрасли права. В качестве компонентов, составляющих эту категорию, выступают: а) способность к правообладанию и правореализации; б) само правообладание; в) юридически значимые действия; г) следствия совершения юридически значимых действий; д) юридические гарантии.5
Сам перечень компонентов трудовой правосубъектности работника предполагает его правовую характеристику и в статике, и в динамике: от признания физического лица потенциальным работником до правовых последствий реализации конкретным работником принадлежащих ему трудовых прав и обязанностей, а также правовых форм и методов защиты субъектом своих правомочий.
Данная трактовка содержания правосубъектности имеет значение и с точки зрения научной систематизации правовых категорий. Она позволяет, с одной стороны, избежать дублирования понятий (правосубъектность и праводееспособность), с другой - дать отсутствующее ныне определение общего правового состояния того или иного субъекта. Предлагаемые иногда для этого иные правовые категории, например правовой модус, несмотря на свой солидный возраст, воспринимаются тем не менее как некая правовая экзотика и не приживаются ни в науке, ни в нормотворчестве, ни в правореализации.6
Трудовая
правосубьектность возникает по общему
правилу с 16 лет (ст.
63 ТК). Составляющими правосубъектности
являются правоспособность и дееспособность,
включающая и деликтоспособность. В трудовом
праве правоспособность и дееспособность
возникают одновременно. Восполнить недостаток
дееспособности, как это имеет место в
гражданском праве, никто не может, поскольку
характер трудового правоотношения таков,
что от работника требуется его личное
участие: интеллектуальные, организационные,
волевые, физические или другие усилия.
Шестнадцать лет - это тот возраст, когда
человек уже обладает фактической трудоспособностью,
т.е. способностью выполнять какой-то вид
трудовой деятельности, причем выполнять
регулярно и отвечать за свои поступки,
совершаемые в процессе трудовой деятельности.
В некоторых случаях на работу могут быть приняты и пятнадцатилетние подростки по согласованию с профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации. Но практикуется это крайне редко, потому что современный уровень производства требует приобретения работником специальных навыков, а это достигается в процессе обучения сначала в школе, а затем в специальном учебном заведении.7
Для подготовки к производительному труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений с 14-летнего возраста. Но при этом должны выполняться следующие условия:
1) предлагаемая подростку работа должна относиться к разряду легкой;
2) работа не должна причинять вреда здоровью;
3)
работа не должна нарушать
процесс обучения и
4)
должно быть получено согласие
одного из родителей или
В
организациях кинематографии, театрах,
театральных и концертных организациях,
цирках допускается с согласия одного
из родителей (опекуна, попечителя) и
органа опеки и попечительства заключение
трудового договора с лицами, не достигшими
возраста четырнадцати лет, для участия
в создании и
(или) исполнении произведений без ущерба
здоровью и нравственному развитию.
Несовершеннолетние,
т.е. лица, не достигшие 18 лет, в трудовых
правоотношениях приравниваются к совершеннолетним,
но в области охраны труда, рабочего времени,
отпусков и некоторых других условий труда
имеют льготы.8
1.3.
Способность к
правообладанию и правореализации.
Это
свойство лица нередко определяют в
науке трудового права как
собственно правосубъектность (правоспособность
и дееспособность не исчерпывают всех
компонентов содержания правосубъектности,
поскольку характеризуют только способность
к правообладанию и правореализации).
В таком случае она включает в себя два
компонента - правоспособность
(способность к правообладанию) и дееспособность
(способность к правореализации). Определение
правосубъектности как более общей категории
заставляет более пристально взглянуть
на понятия правоспособности и дееспособности,
поскольку каждое из них приобретает самостоятельное
значение в системе правосубъектности.
В трудоправовой науке, по-видимому, общепризнанным является положение о нераздельности категорий трудовой правоспособности и трудовой дееспособности. И для этого существуют достаточные основания в реальной правовой действительности. Однако не меньше оснований она дает и для разграничения указанных категорий. И если до последнего времени наша юридическая наука в большей степени, если не исключительно, концентрировала внимание на обстоятельствах сходства, иногда даже отождествления трудовой правоспособности и дееспособности (характерно, что в литературе тождество трудовой право- и дееспособности иногда подчеркивается единым определением «трудовая праводееспособность»), то сейчас предлагается выявить различие указанных категорий. Но для этого необходимо вернуться я к определению понятия труда.