Профсоюзы и регулирование трудовых споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 05:50, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение защитных функций профессионального союза.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: выяснить, что же такое профессиональный союз, зачем такое объединение нужно и что профессиональный союз может сделать в процессе реализации своей защитной функции.

Содержание

С.
Введение 2
Глава I: Правовая природа и основы деятельности профсоюзов 5
Глава II: Профсоюзы и трудовое законодательство 7
§-1 – Участие в создании трудового законодательства и локальном нормотворчестве
7
§-2 – Учет мотивированного мнения профсоюза при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

9
§-3 – Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
10
Глава III: Профсоюзы и регулирование трудовых споров 17
§-1 – Регулирование коллективных трудовых споров 17
§-2 – Регулирование индивидуальных трудовых споров 19
Глава IV: Гарантии 21
§-1 – Гарантии профсоюзным работникам 21
§-2 – Гарантии деятельности профсоюзов 22
Заключение 25
Библиография

Работа содержит 1 файл

Защита профсоюзами прав работников-ДВГТУ.doc

— 151.00 Кб (Скачать)
§-2 – Учет мотивированного  мнения профсоюза при расторжении  трудового договора по инициативе работодателя
 

      Несколько иной порядок учета работодателем мнения профкома установлен при принятии им решения о расторжении трудового договора с работниками – членами профсоюза по основаниям пункта 2 (сокращение численности штата), подпункта «б» пункта 3 (несоответствие по недостаточной квалификации) и пункта 5 (неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей) статьи 81 Трудового кодекса. В этих случаях, согласно ст. 373 Трудового кодекса, работодатель направляет в профком проект соответствующего приказа и копии документов, являющихся основанием для принятия данного решения, а профком в течение семи рабочих дней со дня их получения рассматривает этот вопрос и направляет работодателю своё письменное мотивированное мнение.

      Если  профком выразил мотивированное несогласие с предполагаемым приказом работодателя, то он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

    Кроме того, согласно ст. 82 ТК РФ при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 81 Трудового кодекса, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа.

      При недостижении общего согласия по результатам  консультаций работодатель по истечении  десяти дней со дня направления в  профком проекта приказа с  копиями соответствующих документов имеет право принять окончательное  решение, которое профком может  обжаловать в соответствующий орган Гострудинспекции. Этот орган в течение десяти дней со дня получения жалобы решает вопрос, и в случае признания увольнения незаконным выдает работодателю обязательное для него предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

      Таким образом, Трудовой кодекс значительно  ограничил работодателя в принятии незаконного решения об увольнении работника, а профкому предоставил  право быстрее защитить и восстановить незаконноуволенного через Гострудинспекцию. 

§-3 – Надзор и  контроль за соблюдением трудового  законодательства
 

      Надзор  и контроль за соблюдением трудового  законодательства – относительно самостоятельный  вид деятельности профсоюзов. Спецификой профсоюзного контроля является его  двойственность. По отношению к поднадзорным и подконтрольным органам, а также к администрации предприятий и учреждений надзор профсоюзов и их контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда можно считать внешним, что вполне понятно: профессиональный союз является самостоятельной организацией. В то же самое время, надзор и контроль, осуществляемый профсоюзными организациями и их органами, несомненно, можно считать и внутренним. Последнее обстоятельство связано с тем, что хотя профсоюзы юридически и независимы от предприятия, учреждения, но они объединяют одних и тех же людей. В этой двойственности выявляется огромное достоинство профсоюза, так как открывает перед ним большие возможности надзора и контроля по сравнению с другими внешним надзором и контролем, представителям которого, например, требуется больше времени, чтобы вникнуть в суть дела на данном предприятии, в учреждении.

      С учетом вышеизложенного, необходимо объяснить, в чем же разница между надзором и контролем. Различием в данном случае является, как указывает А. И. Цепин, то, что «надзор имеет в виду соблюдение законности в трудовых правоотношениях, соответствие действий администрации предписаниям трудового законодательства»12. Контроль же, осуществляемый профсоюзами за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда, имеет в виду проверку действий администрации не только с точки зрения соответствия их трудовому законодательству, но и их эффективности, учета имеющегося передового опыта в данной отрасли, ведомстве. Несомненно, «надзор» следует считать более узким понятием, чем «контроль».

      Кроме того, различия между надзором и  контролем можно проследить по такому основанию, как характер реагирования на обнаруженные нарушения. Надзору  профсоюзов за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда присуща возможность пресечения некоторых неправомерных действий и применения к нарушителям мер административной ответственности непосредственно осуществляющими его лицами и органами. При контроле же, хотя властные полномочия профсоюзов не исключаются, среди них нет непосредственного применения мер административной ответственности в виде штрафов.

      Контроль  профсоюза (профкома) за соблюдением  законодательства о труде может  быть:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

      Цель  предварительного контроля – предупреждение нарушений законодательства о труде. Такой контроль имеет место главным образом тогда, когда условия труда устанавливаются администрацией с предварительной санкции профкома. Суть такого контроля заключается в предотвращении нарушений законодательства.

      Текущий (периодический) контроль осуществляют профкомы профсоюзов и их комиссии (социального страхования, по охране труда, заработной платы и нормирования труда и т.д.).

      Текущий контроль имеет несколько разновидностей, различающихся, прежде всего, по объему и частоте проверок. В зависимости от объема контроль может быть сплошным, когда проверяется соблюдение законности в отношении не всех, а лишь отдельных категорий работников, например работающих пенсионеров. Его возможно проводить лишь на небольших по численности предприятиях; на крупных предприятиях, как правило, проводят выборочный контроль.

      В зависимости от частоты проверок контроль может быть разовым (например, при рассмотрении конкретного трудового  спора) и периодическим (например, проверка правильности заполнения трудовых книжек).

      Контроль  может быть плановым и оперативным. Так, время проведения проверки с  привлечением профсоюзного актива профком  обычно планирует заранее. Оперативный  же контроль осуществляется незапланировано, как правило, по заявлению или по жалобе работника.

      Последующий контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется главным  образом при разрешении трудовых споров и имеет целью восстановление нарушенных трудовых прав рабочих и  служащих.

      Теперь  остановимся на правомочиях профессиональных союзов в процессе осуществления контроля. Контрольные функции, полномочия профсоюзов за соблюдением законодательства о труде, правил и норм по охране труда и другим вопросам изложены, прежде всего, в Трудовом кодексе.

      Федеральный Закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» предусматривает, что общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками, представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов (ст. 22).

      Также Закон о профсоюзах закрепил и  конкретно определил право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, правил и норм по охране труда. В статье 19 дан перечень основных вопросов, по которым наиболее часто допускаются нарушения. Это:

  • трудовой договор (контракт), прием на работу, перевод и увольнение с работы;
  • рабочее время (продолжительность и режим);
  • время отдыха (продолжительность и предоставление всех видов отдыха – обеденного перерыва, отдыха между рабочими днями и рабочими неделями, праздничных дней, отпусков);
  • оплата труда (т.е. система, размер, сроки выплаты заработной платы);
  • гарантии и компенсации;
  • льготы и преимущества (предусмотренные законодательством и коллективным договором);
  • нормы труда (выработки, времени, численности).

      Профсоюзный комитет, выявив нарушения трудового  законодательства, имеет право требовать  от работодателя их устранения. Работодатель или должностное лицо обязаны  в недельный срок с момента получения требования сообщить профкому о его рассмотрении и принятых мерах.

      Отраслевым  профсоюзам предоставлено право  создавать правовые инспекции труда  для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и законодательства о  профсоюзах. Профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать организации (независимо от форм собственности и подчиненности), в которых работают члены данного профсоюза.

      Профсоюзный комитет имеет право на участие  в разработке мероприятий, направленных на улучшение состояния охраны труда, техники безопасности и окружающей среды на предприятии, в организации и осуществлять профсоюзный контроль за выполнением этих мероприятий через своих уполномоченных по охране труда, избираемых на профсоюзных собраниях в структурных подразделениях.

      Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов согласно ст. 370 Трудового кодекса  имеют право:

  • «осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
  • принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве»13.

      Работодатель  обязан создавать необходимые условия  для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

      Профессиональные  союзы, их инспекции труда при  осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

      Минтруд РФ разработал «Рекомендации по организации  работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального  союза или трудового коллектива», принятые Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 8 апреля 1994 года № 30. В приложении 2 показана рекомендуемая форма «обязательного к рассмотрению представления… об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда»14. В приложении 3 приведен образец удостоверения уполномоченного по охране труда профессионального союза. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава III: Профсоюзы и регулирование трудовых споров 

      §-1 – Регулирование коллективных трудовых споров 

      Согласно  ст. 398 Трудового кодекса РФ «коллективный  трудовой спор – неурегулированное  разногласие между работниками  и работодателем по поводу изменений  и выполнения коллективного договора, соглашения по вопросам социально-трудовых отношений»15. К ним можно отнести вопросы, связанные с условиями труда, нарушением сроков выплаты заработной платы и др., а также случаи отказа работодателя от заключения коллективного договора, соглашения или его невыполнение.

      В случае возникновения коллективного  спора о выполнении обязательств работодателя (администрации) по отношению к трудовому коллективу стороны – работодатель и работник действуют через своих представителей.

      Согласно  ст. 2 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», представителями работников могут быть «органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им»16.

Информация о работе Профсоюзы и регулирование трудовых споров