Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:51, доклад
В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями.
Раньше, когда все мы были уверены в своем будущем и могли планировать карьеру на несколько лет вперед, когда существовало государственное распределение выпускников, у бывших студентов не возникали те проблемы, связанные с трудоустройством, которые нынешние молодые специалисты смогли почувствовать на себе в полном объеме.
Сегодня на рынке продается все, в том числе и знания, полученные в высших учебных заведениях. У выпускника третьего тысячелетия в отличие от студентов 70—80-х прошлого века есть как неоспоримые преимущества, так и очевидные проблемы. Получаемое высшее образование при правильном подходе необходимо рассматривать, как долгосрочные инвестиции, а они требуют взвешенного подхода к решению выпускниками ряда вопросов, на которые попробуем вместе найти ответы.
Проблемы трудоустройства молодых специалистов
Екомасов В.В.,
начальник
управления по работе
с персоналом
ОАО «Агентство «РОСПЕЧАТЬ»
В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями.
Раньше, когда все мы были уверены в своем будущем и могли планировать карьеру на несколько лет вперед, когда существовало государственное распределение выпускников, у бывших студентов не возникали те проблемы, связанные с трудоустройством, которые нынешние молодые специалисты смогли почувствовать на себе в полном объеме.
Сегодня на рынке продается все, в том числе и знания, полученные в высших учебных заведениях. У выпускника третьего тысячелетия в отличие от студентов 70—80-х прошлого века есть как неоспоримые преимущества, так и очевидные проблемы. Получаемое высшее образование при правильном подходе необходимо рассматривать, как долгосрочные инвестиции, а они требуют взвешенного подхода к решению выпускниками ряда вопросов, на которые попробуем вместе найти ответы.
I. Куда пойти учиться?
На этот вопрос
в сегодняшних условиях можно
ответить — куда хотите. Для некоторых
эта проблема решена, но остается главная
— правильность выбора. Возникновение
этого вопроса связано с
Увы, это реалии нашего времени, и именно перечисленные факторы зачастую возглавляют перечень основных ориентиров будущего студента и отодвигают главную цель поступления в тот или иной вуз — изучение дела, которому он намерен посвятить всю свою жизнь.
Поступление в вуз должно начинаться с определения специальности. Например, выпускник школы решил, что он хочет быть экономистом. Получить эту специальность он может в десятке, сотне образовательных учреждений. По какому же пути идти?
Прежде всего
не стоит ограничиваться только элитными
государственными вузами. Во-первых, потому,
что преподаватели старейших
государственных институтов, университетов
и академий нередко осуществляют
педагогическую деятельность в разных
учебных заведениях, во-вторых, престижность
государственно го диплома, полученного
не знаниями, а иными способами, нередко
теряется при первом приближении
молодого специалиста к его рабочему
месту и знакомстве с его рабочей
функцией, а в-третьих, потому, что
только незначительный процент работодателей
в числе предпочтений называет диплом
конкретного образовательного учреждения.
Чаще всего организацию интересует,
государственный или
Еще одна особенность,
которую необходимо учитывать при
выборе высшей школы, — это различие
в образовании, которое дает специализированный
вуз (например, металлургического профиля)
и университет. Для университетов
характерна академичность знаний; выпускники
их экономических факультетов
II. Как в процессе обучения приобрести практический опыт?
Трудный выбор между образовательными учреждениями, наконец, сделан, и перед студентом встают еще более сложные задачи.
Дело в том,
что уровень российского
В процессе обучения большинство студентов вузов рассчитывают на предоставляемые высшим образованием долгосрочные выгоды. Раньше диплом высшего учебного заведения давал выпускнику уважение, престижную работу, высокую занимаемую должность. Но в последнее время «корочка» перестала быть простым пропуском в мир больших возможностей. Для того, чтобы реализовать себя в послевузовской жизни, нынешним студентам уже на первых курсах необходимо строить свою карьеру, и это касается не только полученных знаний.
Представление
об идеальном молодом специалисте
в настоящее время различно как
у работодателей, так и у выпускников.
Это связано с тем, что действующая
система образования находится
в процессе реформирования и в
вопросах подготовки специалистов редко
соответствует современным
Среди требований,
предъявляемых к молодым
Кроме того, во многих случаях найм молодежи более привлекателен с точки зрения минимизации расходов на приобретение и потребление рабочей силы, хотя в некоторых областях, например, на управленческих позициях, просто необходим определенный опыт работы, и выпускники, не обладающие им, не могут занять соответствующее место в компании. Но вместе с позитивными факторами, влияющими на конкурентоспособность молодых специалистов, имеется ряд объективных характеристик, предопределяющих настороженное отношение к ним со стороны работодателей. К их числу можно отнести:
Рассмотренные выше факторы в значительной степени определяют особенности поведения молодежи в сфере занятости: высокую мобильность и динамичность, специфическую структуру ее занятости (предпочтение частного сектора экономики). Многие работодатели, в свою очередь, используют выпускников не в соответствии с полученным образованием и квалификацией, а исходя из потребностей компании.
В последние годы заметно и резкое изменение профессиональных предпочтений молодежи при выборе отрасли. Так, если раньше молодые люди не считали привлекательной занятость в торговле и общественном питании, то сегодня названные сферы деятельности, а также бытовое обслуживание предпочитают производству и науке. Наиболее престижны ми выпускникам школ представляются профессии банковского служащего, менеджера, экономиста, юриста, коммерсанта. Ведущими мотивами профессионального выбора по-прежнему являются высокий уровень оплаты труда и престижность компании.
В связи с этим молодые специалисты должны развивать в себе гибкие механизмы приспособления к соответствующим изменениям на рынке труда.
III. Как решить проблему занятости на старших курсах?
Существует несколько путей решения этого вопроса. Первый — это самостоятельный поиск работы. Что необходимо сделать студенту для того, чтобы его пригласили на работу в компанию?
Прежде всего,
необходимо составить грамотное
резюме, в котором подробно осветить
все вопросы, связанные с трудовой
деятельностью. Это может быть и
участие в краткосрочных
Вторым способом, которым могут воспользоваться студенты, — это обращение в службу занятости вуза или агентства, которые занимаются специальными программами по трудоустройству выпускников. В настоящее время можно выделить несколько основных методов работы с выпускниками, которые используют крупные российские и западные компании. По данным, которые приводятся в обзоре рынка Graduate Recruitment в 2001—2002 гг., предоставленных проектом e-Graduate (www. e-Graduate.ru), практикуется 5 методов работы с молодыми специалистами:
На мой взгляд,
производственная практика или стажировки
могут помочь только отчасти. В нынешней
ситуации возможность проходить
производственную практику в тех
организациях, которые представляют
для студента интерес, не всегда можно
реализовать. Кроме того, опасаясь последствий
неправильно принятых решений, практикантам
и стажерам компания чаще всего поручает
несложную работу или же работу,
не соответствующую получаемой специальности.
Как следствие — студент
Информация о работе Проблемы трудоустройства молодых специалистов