Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 01:52, контрольная работа
Целью исследования в настоящей работе является изучение основ льготного пенсионного обеспечения граждан, работавших в особых условиях труда в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
- выявление природы льготного пенсионного обеспечения граждан, работавших в особых условиях труда;
- обобщение и характеристика основных положений действующего пенсионного законодательства Российской Федерации по льготному пенсионному обеспечению граждан, работавших в особых условиях труда;
- анализ проблем действующей системы льготного обеспечения граждан, работавших в особых условиях труда и перспектив перехода к профессиональным пенсионным системам.
Введение 3
1. Природа льготных пенсий для граждан, работавших в особых условиях труда 5
2. Основы правового регулирования и право на льготную пенсию за работу в особых условиях труда 8
3. Проблемы современного льготного пенсионного обеспечения в Российской Федерации работников, работавших в особых условиях труда 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Содержание
Актуальность темы настоящей работы обусловлена следующими обстоятельствами. В настоящее время пенсионная система России переживает серьезный кризис. Во многом обострение данного кризиса обусловлено досрочным пенсионным обеспечением. Дело в том, что каждая седьмая пенсия в стране предоставляется досрочно (на 5, 10 и более лет). По этой причине каждый пенсионер по старости недополучает пятую часть пенсии из-за того, что более 20% средств Пенсионного фонда России приходится на финансирование досрочных пенсий, назначаемых за работу в связи с особыми условиями труда, а также в связи с особыми видами профессиональной деятельности (ранее такие пенсии именовались пенсиями за выслугу лет). Кроме того, по оценкам специалистов, около 30% работников, пользующихся правом на пенсионные льготы, трудятся в нормальных условиях труда1.
С помощью данной «льготной» пенсионной системы по-прежнему решается вопрос привлечения кадров в производство с вредными условиями труда. При этом предприятия, имеющие в своей структуре такие производства, никакой финансовой нагрузки за предоставление их работникам досрочных пенсий не несут. Для рыночных отношений такой подход не приемлем2.
Создание в России пенсионной системы, соответствующей новым социально-экономическим условиям, является одной из наиболее сложных и важных задач. Создаваемая пенсионная система затрагивает интересы всего населения страны: и тех, кто уже получает пенсию (около 38 миллионов человек), и тех, кому она будет назначена в будущем. Именно этим объясняется повышенное отношение к ней.
Целью исследования в настоящей работе является изучение основ льготного пенсионного обеспечения граждан, работавших в особых условиях труда в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
- выявление
природы льготного пенсионного
обеспечения граждан,
- обобщение и характеристика основных положений действующего пенсионного законодательства Российской Федерации по льготному пенсионному обеспечению граждан, работавших в особых условиях труда;
- анализ проблем
действующей системы льготного
обеспечения граждан,
Объектом исследования
в настоящей работе являются общественные
отношения, складывающиеся в сфере
льготного пенсионного
Предметом исследования в настоящие работе является действующее пенсионное законодательство Российской Федерации.
Государственная пенсионная система Российской Федерации на протяжении последних нескольких лет претерпевает серьезные преобразования.
На смену
единой, обезличенной и уравнительной
должна прийти разветвленная, персонифицированная,
многоуровневая пенсионная система, построенная
на принципах социального
В настоящее время круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, определен ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»3. Отметим, что в него были механически, по инерции, перенесены социальный, экономический и правовые аспекты природы льготных пенсий в том виде, в каком они постоянно закладывались в советское законодательство и олицетворяли, по мнению его идеологов, гуманизм существующего государственного строя и заботу о здоровье трудящихся.
Социальный аспект состоит в ответственности общества за риск ранней утраты трудоспособности представителями профессиональных групп, занятых на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда4.
Сегодня в России существуют три формы компенсации профессиональной утраты трудоспособности:
- пенсионное обеспечение по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания;
- возмещение работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей;
- пенсионное обеспечение со снижением возраста в связи с особыми, то есть вредными и опасными, условиями труда или льготное пенсионное обеспечение.
Две первые формы компенсации базируются на индивидуальном определении фактической утраты трудоспособности и ее степени (в процентах степени утраты). Третья - на предполагаемой ее возможности без количественного определения степени утраты трудоспособности, то есть основана на гипотетическом предположении такой утраты в производствах, где имеется повышенный риск утраты трудоспособности.
Именно третьей
форме компенсации утраты профессиональной
трудоспособности присуще массовое
(по производственно-
Общеизвестно,
что в настоящее время
Поэтому одной
из поставленных в Концепции реформы
системы пенсионного
В соответствии с Программой в долгосрочной перспективе тарифная политика в государственном пенсионном страховании должна ориентироваться на постепенное снижение тарифа отчислений за работников, работающих в нормальных технологических и природно-климатических условиях, и дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое исключительно на накопительном принципе как за счет обязательных (например, в связи с работой в условиях экстремального уровня профессионального риска, то есть реальной угрозы нарушения здоровья вследствие неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса), так и добровольных взносов работодателей и граждан.
Согласно указанным документам, в перспективе льготное пенсионное обеспечение планируется перевести в сферу профессиональных пенсионных систем, предусматривающих особые условия пенсионного обеспечения, учитывающие специфику труда в той или иной профессии (должности) и устанавливающие ответственность работодателей за условия труда на производстве.
Таким образом, льготное пенсионное обеспечение - это один из видов компенсаций, предоставляемых работникам за неблагоприятные условия труда. Под ним понимаются ежемесячные денежные выплаты, назначаемые на льготных условиях, снижение требуемого пенсионного стажа и общеустановленного пенсионного возраста на 5-10 лет.
Система льготного пенсионного обеспечения по условиям труда в России регулируется:
статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»6;
Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»7;
Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 108;
Разъяснением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденное постановлением этого Министерства от 22 мая 1996 г. № 299.
Основным документом при назначении льготной пенсии является трудовая книжка, в которую вносятся необходимые сведения:
- наименование профессии (должности);
- название структурного подразделения (цеха, участка, отделения, установки и т.д.), на работу в которые принят или переведен работник, с указанием приказа;
Наименование профессии должно устанавливаться в строгом соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, в зависимости от характера выполняемой работы.
При представлении работника к назначению льготной пенсии часто бывает необходимо подтверждать в органах социальной защиты населения занятость:
- на подземных работах;
- на горячих участках работ или на горячих работах;
- на работах в определенных структурных подразделениях;
- на работах, выполняемых определенным способом и с помощью определенного оборудования (инструмента);
- на работах с определенными веществами и материалами;
- на ремонте и обслуживании машин, механизмов, установок и другого оборудования.
Отметим, что подтверждением трудового стажа может явиться и трудовой договор, и свидетельские показания, а главное - сведения индивидуального учета Пенсионного фонда РФ.
Льготное пенсионное обеспечение устанавливается рабочим, руководителям и специалистам на основании Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, а именно:
а) по Списку №1 мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж составляет не менее 20 и 15 лет;
б) по Списку №2 мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж не менее 25 и 20 лет.
Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных указанными Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается занятость в течение не менее 80 процентов рабочего времени. В это время включается период выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, – время выполнения текущего ремонта и работ по технической эксплуатации оборудования.
После принципиальных
изменений пенсионного
Отметим, что при рассмотрении вопроса о назначении льготной пенсии работники нередко получают от Пенсионного фонда отказ. Чаще всего проблемы вызваны не пробелами законодательства или необоснованными требованиями чиновников, а отсутствием документов, обосновывающих специальный стаж и особые условия труда.