Представители работника и работодателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:01, доклад

Описание работы

Порядок формирования




























1) профсоюзы и их объединения (создаваемые в крупных организациях либо по территориальному, отраслевому и т. п. принципам);

Работа содержит 1 файл

Критерий сравнения.docx

— 20.99 Кб (Скачать)
Критерий  сравнения Представители работника Представители работодателя
Порядок формирования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1) профсоюзы и их объединения (создаваемые в крупных организациях либо по территориальному, отраслевому и т. п. принципам);

2) иные профсоюзные организации (создаваемые, например, в государственных органах, в органах внутренних дел, таможенных органах и т. п.), если это предусмотрено уставами общероссийских профсоюзов. Главное, чтобы эти организации были созданы и функционировали в соответствии с Законом о профсоюзах;

3) другие представители (т. е. не относящиеся к профсоюзам), избираемые работниками на общем собрании (конференции) для защиты своих интересов 1.

При этом вопрос о том, какой именно представитель  будет участвовать в качестве представителей от имени работников, зависит от желания работников, представительности профессионального союза.

Согласно ст. 11 указанного Закона профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные  организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные  права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство  в установленном порядке.

В качестве представителя  работодателя выступает, как правило, руководитель организации (ст. 20 ТК) или, иными словами, единоличный исполнительный орган юридического лица.  
   В том случае, когда в организации одновременно функционируют единоличный и коллективный исполнительный органы, следует опираться на положения устава, определяющие компетенцию органов управления. Если упоминания о представительстве в коллективных трудовых отношениях нет, то представителем работодателя выступает лицо, осуществляющее функцию единоличного исполнительного органа.  
   Надо учитывать возможность передачи полномочий исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему (ст. 69 Закона об АО, ст. 42 Закона об ООО). Управляющая организация или управляющий (индивидуальный предприниматель) будет действовать от имени общества, в т.ч. и при осуществлении социального партнерства, если иное не предусмотрено уставом. 
Нормативно-правовые акты Право профессиональных союзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов  работников закреплено в Федеральном  законе от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении  коллективного договора является руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии со ст. ст. 33 и 34 Трудового кодекса, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами (ст. 20 ТК). Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом «Об объединениях работодателей».  
Правовой  статус Тем не менее необходимо прояснить правовой статус избранных работниками представительных органов. Данные органы являются органами общественной самодеятельности, образуемыми в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм. и доп. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г.).

Органом общественной самодеятельности является не имеющее  членства общественное объединение, целью  которого является совместное решение  различных социальных проблем, возникающих  у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга  лиц, чьи интересы связаны с достижением  уставных целей и реализацией  программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении  указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в  соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой  вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной  регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Орган общественной самодеятельности должен быть образован  на общем собрании и представлять интересы всех работников.

При участии  в механизме социального партнерства  на федеральном, региональном, территориальном  и отраслевом уровнях работодателей  представляют соответствующие объединения. Объединением работодателей признается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления. Это организация, не имеющая прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Она основана на членстве. Основной задачей объединения работодателей является представительство и защита интересов своих членов в коллективных трудовых отношениях.  
   При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально - трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. 
Представления интересов 1) проведения  коллективных переговоров. Так,  согласно ст. 36 ТК РФ представители  работников и работодателей участвуют  в коллективных переговорах по  подготовке, заключению и изменению  коллективного договора, соглашения  и имеют право проявить инициативу  по проведению таких переговоров.

При наличии  в организации двух или более  первичных профсоюзных организаций  ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта  коллективного договора и его  заключения. Формирование единого представительного  органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства  в зависимости от численности  членов профсоюза. При этом представитель  должен быть определен от каждой профсоюзной  организации.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций  не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную  профсоюзную организацию, которой  поручается формирование представительного  органа;

2) реализации  работниками права на управление  организацией. Согласно ст. 52 Трудового  кодекса РФ право работников  на участие в управлении организацией  непосредственно или через свои  представительные органы регулируется Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

5) участие в разработке и принятии коллективных договоров;

6)  иные формы, определенные настоящим Кодексом, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

3)  рассмотрения трудовых споров.

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного  числа представителей работников и  работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим  утверждением на общем собрании (конференции) работников организации (ст. 386 Трудового  кодекса РФ);

4) заключения и изменения коллективных договоров;

5) осуществления контроля за исполнением условий коллективного договора.

Будучи некоммерческой организацией, объединение работодателей  не отвечает по обязательствам своих  членов. Не может оно гарантировать  и выполнение работодателем принятых на себя обязательств. Объединение  выполняет лишь представительские  функции – правовые последствия  его действий наступают для членов объединения. Этот принцип подтверждается и правилами определения сферы  действия соглашений (ст. ст. 35, 48, 398-408 ТК). От имени объединения работодателей  выступает сформированный им исполнительный орган.  
   Представлять работодателей – государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.  
   Работодатели, действующие в интересах государства либо муниципального образования, могут не создавать объединения и уполномочить на представительство своих интересов органы, указанные выше: органы исполнительной власти или местного самоуправления. На практике таким представителем чаще всего выступает государственный орган отраслевого управления или ведомство.  
   Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут быть уполномочены на представительство законодательством, например, законом, определяющим особенности хозяйствования в той или иной сфере, или специальным решением работодателей.  
   На практике органы исполнительной власти наделяются полномочиями на участие в системе социального партнерства путем направления работодателем писем с соответствующим содержанием.  
   Все представители работодателей в системе социального партнерства обладают равными правами на участие в коллективных переговорах, заключение соглашений от имени представляемых, однако при формировании постоянно действующих трехсторонних комиссий участвуют только объединения работодателей (ст. 35 ТК).

Информация о работе Представители работника и работодателя