Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы являться изучение предмета и метода трудового права. В соответствии с целью выделяются следующие задачи исследования:
- изучить понятие предмета и метода трудового права;
- раскрыть общую характеристику общественных отношений входящих в предмет трудового права;
- проанализировать способы регулирования общественных отношений в трудовом праве.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА. 5
1.1.Понятие предмета трудового права. 5
1.2.Общая характеристика общественных отношений, входящих в предмет трудового права 8
ГЛАВА 2. МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА. 14
2.1. Понятие методов трудового права. 14
2.1. Анализ отдельных способов регулирования общественных отношений. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24
Социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Сыроватская Л.А. считает, что «социальное партнерство осуществляется в формах:
Это отношения охранительного характера. Могут возникать отношения по материальной ответственности работодателя перед работником либо работника перед работодателем. Следовательно, сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с Трудовым Кодексом и иными федеральными законами.
Указанные отношения складываются в процессе надзорной деятельности компетентных государственных органов за состоянием охраны труда и соблюдением трудового законодательства в организациях. В профсоюзах функцию контроля и надзора осуществляют как общие органы (комитеты и советы профсоюзов), так и специализированные (техническая и правовая инспекции труда). Общий государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляют органы прокуратуры. В процессе осуществления функции надзора за охраной труда и соблюдением трудового законодательства эти органы вступают в правовые отношения с организациями, предпринимателями, должностными лицами из числа администрации. Естественно, что складываются эти отношения не сами по себе, а в связи с необходимостью охраны труда и защиты прав работников. Указанные охранительные отношения относятся к категории сопутствующих. Однако, как уточняет Магницкая Е. В. «эти отношения нередко возникают еще до того, как предприятие вступит в строй (например, предупредительный надзор за охраной труда на стадии разработки и утверждения проекта, надзор на стадии сооружения или реконструкции организации). В этих случаях, естественно, надзорные отношения складываются до возникновения трудовых отношений и носят характер предшествующих»11.
Они складываются в связи с разрешением в органах по рассмотрению трудовых споров неурегулированных разногласий, касающихся применения или установления условий труда работников. Кильдеев А. Х. уточняет, что «участниками этих отношений выступают спорящие субъекты (работник – работодатель; трудовой коллектив – работодатель), с одной стороны, и орган по рассмотрению трудового спора – с другой»12.
В отличие от иных
общественных отношений, составляющих
предмет трудового права
Таким образом, предмет трудового права России составляют в настоящее время две группы общественных отношений: 1) трудовые отношения — главный элемент (ядро) предмета; 2) иные общественные отношения, существование которых обусловлено неразрывной связью с трудовыми отношениями.
Каждая
отрасль права имеет не только
свой предмет правового
Метод трудового права — это своего рода инструмент, с помощью которого регулируются соответствующие трудовые отношения.
Левшиц Р. В. делает акцент на том, что «с течением времени этот инструмент может изменяться и модифицироваться, воплощаясь в правовых и иных способах регулирования трудовых отношений»13. Предмет дает ответ на вопрос, какие общественные отношения регулирует отрасль права, а метод — каким способом осуществляется это регулирование. Иными словами, метод трудового права отвечает на вопрос, каким способом осуществляется регулирование общественных отношений в трудовом праве.
Метод
правового регулирования не остается
неизменным и не может быть сведен
к одному раз и навсегда данному
способу регулирования. Даже внутри
одной отрасли права
Метод трудового права — это не один специфичный для данной отрасли способ правового регулирования, а целый комплекс, он указывает:
В теории права Лазарев В. В. выделяет такие основания правового регулирования, как «предписания, запреты и дозволения, трансформирующиеся в императивный и диспозитивный метод правового регулирования»14, что присуще и методу трудового права со своими специфическими особенностями.
В трудовом праве государство принимает приемы воздействия на трудовые отношения:
1)
оно дозволяет гражданам
2) государство рекомендует определенную минимальную зарплату, не ниже установленной государством
3)
государство запрещает
Почти не применяется предписание, оно используется только для разрешения трудовых споров.
Такие
специфические особенности
Централизованное регулирование трудовых отношений связано с нормотворческой деятельностью государства в этой области. Полностью от этого государство не отказалось. Однако, Смирнов О. В. уточняет, что «сфера такого регулирования заметно сузилась за счет значительного усиления локального регулирования: сами субъекты трудового права устанавливают для себя правила поведения и закрепляют их в нормативных актах, действующих в определенной отрасли, организации, на территории и распространяющихся на установленный ими круг лиц»15.
Нормативное регулирование выражается в установлении определенных правил поведения для участников трудовых отношений, как в исходящих от государства нормативных правовых актах, так и в локальных нормативных актах, договорное же предполагает достижение соглашения между участниками трудовых отношений, к которым и применяются установленные в нем положения.
Таким образом, метод трудового права – это комплекс способов правового регулирования, т.е. воздействия законодателя через нормы права на волю людей, их поведение в труде на производстве в нужном для общества направлении: сочетание централизованного и локального (местного) регулирования, нормативного (трудовым законодательством) и договорного.
2.1. Анализ отдельных
способов регулирования
общественных отношений.
Метод трудового права состоит из следующих специфичных для данной отрасли права способов правового регулирования труда:
Их соотношение все больше изменяется в сторону расширения локального и договорного регулирования. Усачев В. указывает, что «централизованное, законодательное регулирование труда устанавливает лишь минимальный уровень гарантий трудовых прав, который не может снижаться договорным и локальным способами, но может повышаться, увеличиваться»16. Статья 9 ТК предусматривает, что коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленныйтрудовым законодательством. В локальном порядке на производстве за счет собственных средств установленный законодательством уровень гарантий может повышаться.
Трудовой договор порождает трудовое отношение работника с данной организацией и устанавливает необходимые его условия. Социально-партнерские соглашения на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях определяют отношения между соответствующими социальными партнерами и устанавливают тоже определенные гарантии для работников, их трудовых коллективов и профсоюзов. Поскольку они заключаются выше уровня предприятия, организации, то нормативная часть этих соглашений относится к централизованному уровню правового регулирования социально-трудовых отношении. Коллективный договор, как высказывается Орловский Ю. П. «устанавливает локальные нормы, распространяющиеся только на работников данного производства, которые так же, как и условия отраслевых и других социально-партнерских соглашений, повышают гарантии трудовых прав работников и обязательны для работодателя, если его представители были участниками переговоров»17. Переход к рыночным отношениям на много повысил значение договоров регламентации трудовых прав и обязанностей, условий труда и его оплаты, социально-бытового обеспечения. При этом используются не только отраслевые и другие социально-партнерские соглашения, коллективные договоры, но и индивидуальные договоры: трудовые договоры, ученические договоры как договоры о повышении квалификации непосредственно на производстве и др. Они могут улучшать условия труда для данного конкретного работника.
В
коллективных переговорах о заключении
коллективных договоров, отраслевых и
других социально-партнерских
Европейская Социальная Хартия18, принятая Советом Европы в 1961 году, предусматривает в ч. I реализацию более 30 трудовых прав и принципов, а в ч. II закрепляет гарантии этих социально-трудовых прав. Так, в ст. 22 «Право участвовать в определении и в улучшении условий труда и производственной сферы» закреплено участие работников в определении и улучшении условий труда, организации труда и производственной среды, в обеспечении безопасности и гигиены труда на предприятии, в организации социально-бытового обслуживания работников на предприятии, в надзоре за соблюдением указанных правил. Степень участия государства и самих субъектов трудового права в правовом регулировании труда влияет на весь метод трудового права, его способы. В установлении и реализации условий труда участвуют и работодатели. Они применяют, как правило, нормы трудового законодательства. За нарушение же их и установленных условий труда они несут ответственность.
В санкциях законодательства за трудовые правонарушения расширяется такая мера, как штраф, налагаемый на должностных лиц, работодателей (см. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях).
Единство
трудового права отражается в
его общих конституционных