Правовые основы трудоустройства граждан РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 01:22, контрольная работа

Описание работы

Правовую основу отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства, составляют статьи 34, 37 Конституции РФ, гарантирующие гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Конституционным нормам должны соответствовать положения всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области занятости и трудоустройства.

Содержание

Основные принципы трудового права 3
Правовые основы трудоустройства граждан РФ 10
Виды и продолжительность времени отдыха 14
Список использованных источников 18

Работа содержит 1 файл

трудовое право РФ...doc

— 96.50 Кб (Скачать)

    19. Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование работников. Этот принцип означает, что в период своей трудовой деятельности работник в обязательном порядке должен быть застрахован работодателем от различных страховых случаев (травм, профессиональных заболеваний и т.п.).

Правовые  основы трудоустройства  граждан РФ

     Под трудоустройством понимают систему  организационно-правовых и экономических  мер, осуществляемых государством в  целях обеспечения трудовой занятости  населения.

     Правовую основу отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства, составляют статьи 34, 37 Конституции РФ, гарантирующие гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Конституционным нормам должны соответствовать положения всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области занятости и трудоустройства.

     В сфере занятости и трудоустройства возникает множество и других отношений, для регламентации которых существуют нормы права.

     К отношениям в сфере занятости  и трудоустройства применимы  нормы международно-правовой регламентации. Так в ст. 7 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на труд, предполагающее обеспечение членов общества работой.

     К отношениям в области занятости  и трудоустройства могут быть применены следующие конвенции  МОТ: Конвенция № 122 о политике в  области занятости и трудоустройства, Конвенция № 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенция № 105 об упразднении принудительного труда, Конвенция № 111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция № 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, Конвенция № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, Конвенция № 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала, Конвенция № 179 о найме и трудоустройстве моряков.

     Специальным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в области занятости и трудоустройства, является Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями. Первая глава названного Закона посвящена общим положениям, в ней даны понятия "занятость", "безработный", "подходящая работа", а также определены основные направления государственной политики в области занятости и основополагающие права органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во второй главе рассматриваемого Закона перечислены основные права граждан в области занятости. В третьей главе данного Закона определены основные государственные гарантии в области занятости. Четвертая глава указанного Закона посвящена вопросам регулирования и организации занятости населения. В пятой главе названного Закона помещены нормы, регламентирующие участие работодателей в обеспечении занятости населения. В шестой главе этого Закона имеются нормы, посвященные социальным гарантиям и компенсациям, а также подготовке и переобучению граждан. В седьмую главу Закона включены две нормы об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости и ответственности за нарушение его положений.

     На  федеральном уровне приняты и  подзаконные акты, направленные на регулирование отношений в области занятости и трудоустройства. В частности, постановлением Правительства РФ № 458 от 22 апреля 1997 года утвержден Порядок регистрации безработных граждан, постановлением Правительства РФ № 875 от 14 июля 1997 года утверждено Положение об организации общественных работ.

     В ст. 7 Закона РФ "О занятости населения  в Российской Федерации" предусмотрена  возможность регламентации отношений  в области занятости и трудоустройства  на уровне законодательства субъектов  Российской Федерации. Однако субъекты Российской Федерации не могут ограничить права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, международно-правовыми актами, а также федеральным законодательством. Наличие в законодательстве субъектов Российской Федерации условий, умаляющих права и свободы граждан по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством, позволяет требовать признания нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации полностью или в части недействующими или недействительными.

     Таким образом, субъекты Российской Федерации за счет собственных средств могут создавать более льготный по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством правовой режим для граждан в области занятости и трудоустройства.

     В п. 3 ст. 7 Закона РФ "О занятости  населения в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право за счет имеющихся в их распоряжении средств усиливать социальную защищенность граждан, то есть предоставлять им дополнительные по сравнению с федеральным и региональным законодательством льготы и компенсации, но они не могут отменить льготы и компенсации, гарантированные федеральным и региональным законодательством. Издание органами местного самоуправления актов, ограничивающих права и свободы граждан в области занятости, которые предусмотрены федеральным и региональным законодательством, позволяет требовать их признания недействующими или недействительным и.

     Основная  обязанность по организации трудоустройства  граждан РФ возложена на Федеральную  службу по труду и занятости населения. Совместными решениями представительных и исполнительных органов власти с участием вышестоящих органов службы занятости могут создаваться межтерриториальные службы труда и занятости. Практическая работа по трудоустройству населения возложена на соответствующие центры занятости.

     Отношения по трудоустройству предшествуют трудовым отношениям и являются предметом  трудового права. Правоотношения по трудоустройству возникают на основании обращения гражданина с соответствующим заявлением о содействии в устройстве на работу.

     Обязанностью  работодателя является предоставление территориальным органам службы занятости информации о наличии  вакантных мест, сведения о возможных  массовых увольнениях работников (ст. 25 Закона о занятости населения). Служба занятости выдает безработному гражданину направление на работу, которое содержит рекомендацию принять его на работу.

     Закон о занятости населения предусматривает  право органов государственной  власти субъектов РФ устанавливать  для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений; лиц, освобожденных из мест лишения свободы и др.).

     Правоотношения  по трудоустройству прекращаются в связи с заключением трудового или ученического договора. На основании направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты возникают трудовые отношения.

     Важной  гарантией трудоустройства является закрепление в ст. 64 ТК РФ положения о том, что запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Необоснованным считается отказ в приеме на работу по причинам, не предусмотренным законом. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке. 
 

Виды  и продолжительность времени отдыха

   Время отдыха — это период времени, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

   Право граждан на отдых закреплено в ч.5 ст.37 Конституции РФ. В ТК РФ и других нормативных правовых актах конкретизируется конституционное право на отдых, закрепляются виды времени отдыха, их  продолжительность и порядок предоставления.

   Различают следующие виды времени отдыха:

  • перерывы в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный отдых между рабочими днями (сменами);
  • выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
  • праздничные дни;
  • отпуска.

   Перерывы  в работе могут включаться либо не включаться в рабочее время.  Перерыв для отдыха и питания не включается в рабочее время и не оплачивается. Продолжительность данного перерыва составляет не более двух часов и не менее 30 минут, время его начала и окончания определяется Правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. Если по условиям производства невозможно установление перерыва для отдыха и питания, то работодатель обязан предоставить работникам возможность приема пищи в течение рабочего времени. Некоторые перерывы включаются в рабочее время и подлежат оплате (например, перерывы для кормления ребенка, перерывы для обогревания работникам, занятым в холодное время года на открытом воздухе).

   Ежедневный отдых (междусменный перерыв) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности. Минимальная продолжительность такого отдыха должна составлять не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующей отдыху смене.

   Выходные дни (еженедельный отдых) – это свободные от работы дни календарной недели. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня, при шестидневной рабочей неделе — один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при 5-дневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Как правило, оба выходных дня предоставляются подряд.

   Ежегодные нерабочие праздничные дни. В  соответствии с действующим законодательством  нерабочими праздничными днями в РФ являются: 1, 2, 3, 4 и 5 января — Новогодние каникулы, 7 января — Рождество Христово, 23 февраля — День защитника Отечества, 8 марта — Международный женский день, 1 и 2 мая — праздник Весны и Труда, 9 мая — День Победы, 12 июня — день России, 4 ноября — День народного единства. Наличие в месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переноситься на следующий после праздничного рабочий день.

     По общему правилу работа в выходные и нерабочие праздничные дни допускается лишь в исключительных случаях:

  1. для предотвращения производственной аварии, катастрофы, стихийного бедствия, либо устранения их последствий; 
    2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества; 
    3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

   Допускается привлечение к работе в выходные дни творческих работников организаций кинематографии, театров, цирков и т.п. в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а в иных организациях — в порядке, устанавливаемом коллективным договором.

   Привлечение к работе в выходные дни производится по письменному приказу работодателя и с письменного согласия работников.

   Отпуск  — это свободное от работы время в течение установленного законом количества дней.

   Выделяют  следующие виды отпусков:

   1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Предоставляется всем работникам с сохранением места работы и среднего заработка продолжительностью не менее 28 календарных дней. 
2. Удлиненный отпуск. Устанавливается для отдельных категорий работников: 
- несовершеннолетним — не менее 31 календарного дня;

- инвалидам  — не менее 30 календарных дней;

- работникам научно-исследовательских и культурно-просветительных учреждений — 36 или 48 рабочих дней; 
- работникам образовательных учреждений и педагогическим работникам других организаций — 42 или 56 календарных дней;

- судьям  — 30 рабочих дней;

- прокурорским работникам — 30 календарных дней и др.

3. Дополнительные отпуска предоставляются:

- работникам, занятым на работах с вредными  и (или) опасными 
условиями труда;

- отдельным  категориям работников, труд которых  связан с особенностями выполнения  работы (перечень категорий работников и минимальная продолжительность этого отпуска определяются Правительством РФ);

- работникам  с ненормированным рабочим днем ;

- работникам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях (в районах Крайнего Севера — 24 календарных дня; в местностях, приравненных к ним, — 16 календарных дней);

Общая продолжительность отпуска (основного  и дополнительного) определяется путем  суммирования основного и дополнительного  отпусков. 
4. Отпуск без сохранения заработной платы. Предоставляется по заявлению работника с согласия работодателя по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам и оформляется приказом работодателя. В некоторых случаях работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы. Особенность этого отпуска в том, что он предоставляется по просьбе работника, а это значит, что работодатель не вправе направить работника в такой отпуск помимо его желания, но может отказать в его предоставлении.

Информация о работе Правовые основы трудоустройства граждан РФ