Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 01:22, контрольная работа
Правовую основу отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства, составляют статьи 34, 37 Конституции РФ, гарантирующие гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Конституционным нормам должны соответствовать положения всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области занятости и трудоустройства.
Основные принципы трудового права 3
Правовые основы трудоустройства граждан РФ 10
Виды и продолжительность времени отдыха 14
Список использованных источников 18
19. Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование работников. Этот принцип означает, что в период своей трудовой деятельности работник в обязательном порядке должен быть застрахован работодателем от различных страховых случаев (травм, профессиональных заболеваний и т.п.).
Под трудоустройством понимают систему организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения.
Правовую основу отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства, составляют статьи 34, 37 Конституции РФ, гарантирующие гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Конституционным нормам должны соответствовать положения всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области занятости и трудоустройства.
В сфере занятости и трудоустройства возникает множество и других отношений, для регламентации которых существуют нормы права.
К отношениям в сфере занятости и трудоустройства применимы нормы международно-правовой регламентации. Так в ст. 7 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на труд, предполагающее обеспечение членов общества работой.
К
отношениям в области занятости
и трудоустройства могут быть
применены следующие конвенции
МОТ: Конвенция № 122 о политике в
области занятости и
Специальным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в области занятости и трудоустройства, является Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями. Первая глава названного Закона посвящена общим положениям, в ней даны понятия "занятость", "безработный", "подходящая работа", а также определены основные направления государственной политики в области занятости и основополагающие права органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во второй главе рассматриваемого Закона перечислены основные права граждан в области занятости. В третьей главе данного Закона определены основные государственные гарантии в области занятости. Четвертая глава указанного Закона посвящена вопросам регулирования и организации занятости населения. В пятой главе названного Закона помещены нормы, регламентирующие участие работодателей в обеспечении занятости населения. В шестой главе этого Закона имеются нормы, посвященные социальным гарантиям и компенсациям, а также подготовке и переобучению граждан. В седьмую главу Закона включены две нормы об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости и ответственности за нарушение его положений.
На федеральном уровне приняты и подзаконные акты, направленные на регулирование отношений в области занятости и трудоустройства. В частности, постановлением Правительства РФ № 458 от 22 апреля 1997 года утвержден Порядок регистрации безработных граждан, постановлением Правительства РФ № 875 от 14 июля 1997 года утверждено Положение об организации общественных работ.
В
ст. 7 Закона РФ "О занятости населения
в Российской Федерации" предусмотрена
возможность регламентации
Таким образом, субъекты Российской Федерации за счет собственных средств могут создавать более льготный по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством правовой режим для граждан в области занятости и трудоустройства.
В п. 3 ст. 7 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право за счет имеющихся в их распоряжении средств усиливать социальную защищенность граждан, то есть предоставлять им дополнительные по сравнению с федеральным и региональным законодательством льготы и компенсации, но они не могут отменить льготы и компенсации, гарантированные федеральным и региональным законодательством. Издание органами местного самоуправления актов, ограничивающих права и свободы граждан в области занятости, которые предусмотрены федеральным и региональным законодательством, позволяет требовать их признания недействующими или недействительным и.
Основная обязанность по организации трудоустройства граждан РФ возложена на Федеральную службу по труду и занятости населения. Совместными решениями представительных и исполнительных органов власти с участием вышестоящих органов службы занятости могут создаваться межтерриториальные службы труда и занятости. Практическая работа по трудоустройству населения возложена на соответствующие центры занятости.
Отношения по трудоустройству предшествуют трудовым отношениям и являются предметом трудового права. Правоотношения по трудоустройству возникают на основании обращения гражданина с соответствующим заявлением о содействии в устройстве на работу.
Обязанностью работодателя является предоставление территориальным органам службы занятости информации о наличии вакантных мест, сведения о возможных массовых увольнениях работников (ст. 25 Закона о занятости населения). Служба занятости выдает безработному гражданину направление на работу, которое содержит рекомендацию принять его на работу.
Закон
о занятости населения
Правоотношения по трудоустройству прекращаются в связи с заключением трудового или ученического договора. На основании направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты возникают трудовые отношения.
Важной
гарантией трудоустройства
Время отдыха — это период времени, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Право граждан на отдых закреплено в ч.5 ст.37 Конституции РФ. В ТК РФ и других нормативных правовых актах конкретизируется конституционное право на отдых, закрепляются виды времени отдыха, их продолжительность и порядок предоставления.
Различают следующие виды времени отдыха:
Перерывы в работе могут включаться либо не включаться в рабочее время. Перерыв для отдыха и питания не включается в рабочее время и не оплачивается. Продолжительность данного перерыва составляет не более двух часов и не менее 30 минут, время его начала и окончания определяется Правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. Если по условиям производства невозможно установление перерыва для отдыха и питания, то работодатель обязан предоставить работникам возможность приема пищи в течение рабочего времени. Некоторые перерывы включаются в рабочее время и подлежат оплате (например, перерывы для кормления ребенка, перерывы для обогревания работникам, занятым в холодное время года на открытом воздухе).
Ежедневный отдых (междусменный перерыв) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности. Минимальная продолжительность такого отдыха должна составлять не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующей отдыху смене.
Выходные дни (еженедельный отдых) – это свободные от работы дни календарной недели. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня, при шестидневной рабочей неделе — один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при 5-дневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Как правило, оба выходных дня предоставляются подряд.
Ежегодные
нерабочие праздничные дни. В
соответствии с действующим
По общему правилу работа в выходные и нерабочие праздничные дни допускается лишь в исключительных случаях:
Допускается привлечение к работе в выходные дни творческих работников организаций кинематографии, театров, цирков и т.п. в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а в иных организациях — в порядке, устанавливаемом коллективным договором.
Привлечение
к работе в выходные дни производится
по письменному приказу
Отпуск — это свободное от работы время в течение установленного законом количества дней.
Выделяют следующие виды отпусков:
1.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск.
Предоставляется всем работникам с сохранением
места работы и среднего заработка продолжительностью
не менее 28 календарных дней.
2. Удлиненный отпуск. Устанавливается
для отдельных категорий работников:
- несовершеннолетним — не менее 31 календарного
дня;
- инвалидам — не менее 30 календарных дней;
- работникам
научно-исследовательских и культурно-просветительных
учреждений — 36 или 48 рабочих дней;
- работникам образовательных учреждений
и педагогическим работникам других организаций
— 42 или 56 календарных дней;
- судьям — 30 рабочих дней;
- прокурорским работникам — 30 календарных дней и др.
3. Дополнительные отпуска предоставляются:
- работникам,
занятым на работах с вредными
и (или) опасными
условиями труда;
- отдельным
категориям работников, труд которых
связан с особенностями
- работникам с ненормированным рабочим днем ;
- работникам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях (в районах Крайнего Севера — 24 календарных дня; в местностях, приравненных к ним, — 16 календарных дней);
Общая
продолжительность отпуска (основного
и дополнительного) определяется путем
суммирования основного и дополнительного
отпусков.
4. Отпуск без сохранения заработной платы.
Предоставляется по заявлению работника
с согласия работодателя по семейным обстоятельствам
и другим уважительным причинам и оформляется
приказом работодателя. В некоторых случаях
работодатель обязан предоставить отпуск
без сохранения заработной платы. Особенность
этого отпуска в том, что он предоставляется
по просьбе работника, а это значит, что
работодатель не вправе направить работника
в такой отпуск помимо его желания, но
может отказать в его предоставлении.
Информация о работе Правовые основы трудоустройства граждан РФ