Правовой статус безработного, гарантия, компенсации безработного

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:28, реферат

Описание работы

Цель данного реферата – изучение вопроса социального пособия по безработице в РФ.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть понятие безработного;

-изучить права и обязанности безработного;

-произвести анализ социальных гарантий и компенсаций безработным в нашей стране.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО 5
1.1. Понятие безработного 5
- справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), оформленную в установленном порядке (выдается работодателем). Порядок определения среднего заработка установлен Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 N 62 «О порядке исчисления среднего заработка" 7
1.2. Права и обязанности безработного 12
2 СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ 16
2.1 Пособие по безработице 16
2.2 Максимальный срок выплаты пособия 17
2.3 Минимальный и максимальный размер пособия по безработице 18
2.3 Размер пособия в особых случаях 19
Пособие по безработице для военнослужащих 20
Пособие по безработице при увольнении по собственному желанию 20
Увольнение без уважительных причин 21
2.4 Продление сроков выплаты пособия по безработице и досрочный выход на пенсию 22
2.5 Прекращение выплаты пособия 23
2.6 Приостановка выплаты пособия 24
2.7 Отказ в выплате пособия 25
2.8 Снижение размера пособия 26
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

основы права.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     Решение о признании инвалида безработным  принимается органами службы занятости  с учетом Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Так, для регистрации в качестве безработного, ему надлежит представить дополнительно к перечисленным выше документам, индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы. Безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:

     - не достигшие 16-летнего возраста;

     - которым в соответствии с пенсионным  законодательством Российской Федерации  назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

     - отказавшиеся в течение 10 дней  со дня их регистрации в  органах службы занятости в  целях поиска подходящей работы  от двух вариантов подходящей  работы, включая работы временного  характера, а впервые ищущие  работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложения оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды, в том числе и профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности;

     - не явившиеся без уважительных  причин в течение 10 дней со  дня их регистрации в целях  поиска подходящей работы в  органы службы занятости для  предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

     - осужденные по решению суда  к исправительным работам без  лишения свободы, а также к  наказанию в виде лишения свободы;

     - представившие документы, содержащие  заведомо ложные сведения об  отсутствии работы и заработка,  а также представившие другие  недостоверные данные для признания  их безработными.

     Если  гражданину отказано в регистрации  в качестве безработного, за ним  сохраняется право повторного обращения в органы по вопросам занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации их безработными. В случае отказа гражданину в регистрации его безработным, органы по вопросам занятости устно или письменно, с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.

     Основаниями для снятия безработных с регистрационного учета, следствием которого является прекращение  у гражданина статуса безработного, закон выделяет следующие случаи:

     - признание гражданина занятым  в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации. 

     По  Закону о занятости занятыми считаются  граждане, работающие по трудовому  договору (контракту); занимающиеся предпринимательской  деятельностью; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы; проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, включая обучение по направлению органов службы занятости населения; временно отсутствующие на рабочем месте, когда оно сохраняется за ними; являющиеся учредителями (участниками) организаций, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей) за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

     - неявка без уважительных причин  в течение 10 дней со дня регистрации  гражданина в целях поиска  подходящей работы в органы  по вопросам занятости для предложения ему подходящей работы, а также при неявке в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации его в качестве безработного;

     - длительная (более месяца) неявка  гражданина в органы по вопросам  занятости без уважительных причин;

     - переезд в другую местность;

     - если при обращении в органы  по вопросам занятости со стороны  гражданина допущены злоупотребления  (сокрытие заработка (дохода), предоставление  документов, содержащих заведомо  ложные сведения, а также предоставление  других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);

     - осуждение гражданина к исправительным  работам или наказанию в виде  лишения свободы;

     - назначение в соответствии с  пенсионным законодательством Российской  Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

     Снятие  безработных граждан с регистрационного учет осуществляется исключительно  на основании решения органа по вопросам занятости.

1.2. Права и обязанности безработного

     С момента получения гражданином  статуса безработного, между ним  и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности.

     Закон о занятости закрепляет широкий  спектр прав граждан, признанных в установленном  порядке безработными, которые условно  можно подразделить на две группы:

     - правомочия, направленные на реализацию права на труд;

     - правомочия, обеспечивающие социальную  поддержку и материальную помощь  безработному в период поиска  работы.

     Право граждан на труд может быть реализовано  как путем прямого обращения  к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта). Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы. Именно в этом втором смысле право на трудоустройство приобретает характер субъективного права, составляющего правовой статус безработного. Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

  • право на получение подходящей работы;
  • право на выбор места работы, в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской;
  • право на бесплатные консультационные услуги, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
  • право на участие в общественных оплачиваемых работах;

     Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку  и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают  возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:

  • пособие по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.
  • стипендия на период обучения по направлению службы занятости;
  • материальная помощь безработным и членам из семей;
  • назначение досрочной пенсии безработным;
  • организация отдыха и лечения детей безработных граждан;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
  • оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.

     К этой группе как и к предыдущей можно отнести общественные работы, потому как они являются не только возможностью осуществить право на труд, но и направлены на поддержку безработного.

     Но  у безработных, помимо правомочий, существует ряд обязанностей. Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин обязан сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработными назначении ему пособия по безработице.

     Безработные граждане обязаны активно содействовать  своему трудоустройству, безработный  должен регулярно, не реже двух раз  в месяц проходить перерегистрацию  в органах службы занятости; заранее  сообщать о длительном отсутствии по месту регистрации в качестве безработного, явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный должен соглашаться на предложение подходящей работы, информировать органы по вопросам занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера.

     Невыполнение  безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), так и специфическими, присущими только данному правовому институту. К числу таких специфических мер относится приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания - лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

     В соответствии со ст. 11 Закона о занятости  граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц  в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

2 СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ

  2.1 Пособие по безработице

     Пособие по безработице – это денежные выплаты гражданам, признанным безработными в установленном надлежащем порядке.

     Решение о выплате Вам пособия по безработице  должно быть принято одновременно с  принятием решения о признании  Вас безработным.

     Обратите  внимание, что пособие по безработице  должно Вам начисляться с первого  дня признания Вас безработным.

     Если  Вас уволили из организации по сокращению численности (штата) работников, ликвидации самой организации и Вы не нашли себе работу в течение того времени, пока за Вами сохранялась средняя заработная плата по последнему месту работы (с зачетом выходного пособия), то пособие по безработице начисляется Вам начиная с первого дня после истечения срока, в течение которого за Вами сохраняли среднюю заработную плату.

     Условия и сроки  выплаты пособия по безработице

     Выплата пособия по безработице регулируется Федеральным законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

     Пособие по безработице выплачивается только тем людям, которые зарегистрировались в службе занятости и были признаны безработными. Однако важно понимать - пособие по безработице выплачивается не весь период нетрудоустройства. Период выплаты и размер его меняется в зависимости от срока, в течение которого Вы его получаете.

     Итак, каждый период выплаты Вам пособия  по безработице не может быть больше 12 месяцев (в общей сложности, они  могут идти непоследовательно друг за другом) в течение 18 календарных месяцев.

     Если  Вы, будучи безработным, не нашли работу по истечении первого периода (первых 12 месяцев) выплаты пособия по безработице, Вы имеете право на повторное получение  пособия по безработице.

2.2 Максимальный срок выплаты пособия

     Общий срок выплаты Вам пособия по безработице не может быть больше 24 месяцев (в общей сложности) в течение 36 календарных месяцев.

     Пособие по безработице должно Вам выплачиваться  ежемесячно, но лишь при условии, что  Вы регулярно проходите перерегистрацию  в качестве безработного в установленный органом службы занятости срок (около двух раз в месяц).

     Однако  не во всех случаях Вы сможете воспользоваться  такой социальной гарантией как  получение пособия по безработице  в полном объеме, т.е. получать его  в течение 24 месяцев.

Информация о работе Правовой статус безработного, гарантия, компенсации безработного