Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:17, курсовая работа
Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблем оплаты труда, проведенный по следующим направлениям:
– всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования оплаты труда;
– выявление сущности и значения оплаты труда как института трудового права;
– рассмотрение проблем применения права в области реализации норм об оплате труда.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА. МЕТОДЫ ЕЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Заработная плата как правовая категория
1.2. Методы правового регулирования оплаты труда
ГЛАВА 2. ВИДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
2.1. Тарифная система оплаты труда
2.1.1. Тарифная система оплаты труда в производственной сфере
2.1.2. Особенности оплаты труда работников бюджетных организаций
2.2. Бестарифные системы оплаты труда
ГЛАВА 3. СИСТЕМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
3.1. Сдельная система оплаты труда
3.2. Повременная система заработной платы
3.3. Премиальная система заработной платы
ГЛАВА 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА
4.1. Правовая защита заработной платы
4.2. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение законодательства об оплате труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Кроме непосредственно заработной платы в организациях применяются различные виды премирования работников, а также им производятся всякого рода гарантийные и компенсационные выплаты.
Заработная плата, премирование, гарантийные и компенсационные выплаты образуют структуру заработной платы организации, которая складывается из следующих выплат.
1)
Выплата за фактически
2)
Выплаты стимулирующего
-
по итогам работы за
- за выполнение отдельных видов работ;
- за внедрение новой техники и технологии;
-
выполнение нормированных
- за высокую квалификацию, профессиональное мастерство;
-
за экономию материальных
-
за поставку продукции на
Иногда
администрация преднамеренно
3)
Гарантийные и компенсационные
выплаты, которые
- за сверхурочные работы;
- за работу в вечернюю и ночную смены;
-
за выполнение работ в
- за совмещение профессий и др.
4)
Выплаты гарантийного
- региональные надбавки;
- надбавка за выслугу лет и др.
Наряду с этими выплатами широкое распространение получили и так называемые косвенные выплаты, которые в ряде случаев трансформируются в натуральную форму:
- выплаты в виде бесплатной выдачи различных материальных ценностей - угля на шахтах, продовольственных и кормовых культур в сельском хозяйстве и т.п.;
- социально-бытовое обслуживание - предоставление жилья, путевок в дома отдыха и санатории, питания, мест в детских садах и яслях, транспорта для проезда к месту работы и обратно и т.п.
Обратим внимание на существенное обстоятельство: приведенная выше в общем виде организация оплаты труда работников сложилась при прежнем общественном строе. В настоящее время она применяется в части организаций. Поэтому умолчать о ней нельзя.17
В то же время, во многих организациях, и число их быстро и неуклонно растет, идет процесс трансформации сложившейся ранее организации оплаты труда работников применительно к рыночным условиям хозяйствования.
Анализ правил ст. 144 ТК показывает, что:
1) работодатель лишь вправе (но вовсе не обязан, если иное не предусмотрено законом) устанавливать стимулирующие выплаты.
2)
устанавливая же или иные
а) должен учитывать мнение представительного органа работников (чаще всего выборного профсоюзного органа, в порядке предусмотренном в ст. 372, 373 ТК;
б) предусматривает их в локальном нормативном акте (чаще всего в Положении об оплате труда, Положении о зарплате и т.п.). Впрочем, указанные системы могут устанавливаться также в коллективном договоре;
3) работодатель - физическое лицо вправе предусматривать стимулирующие выплаты в непосредственно в тексте трудового договора с работником.
Применяя правила ст. 144 ТК, нужно также учесть, что:
1) в ней неисчерпывающим образом перечислены виды стимулирующих выплат (надбавки, доплаты, премии и т.п.). Могут иметь место и иные их виды (например, участие в прибылях, вознаграждения за особые достижения и т.п.), главное, чтобы они имели характер стимулов, чтобы они способствовали более производительному и качественному труду работников (см. об этом ниже);
2) если работодателями являются организации и учреждения, финансируемые из бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, то порядок и условия стимулирующих и компенсационных выплат соответственно устанавливаются Правительством Российской Федерации, госорганами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В некоторых организациях локальными нормативными актами предусмотрена выплата работникам вознаграждения по итогам годовой работы. Выплата вознаграждения по итогам годовой работы (далее для краткости - ВИГР) может производиться или за счет средств фонда оплаты труда (ФОТ), или фонда материального поощрения (ФМП) и единого фонда оплаты труда (ЕФОТ), или фонда социального развития (ФСР) и т.п. Все зависит от того, как решен вопрос в Уставе организации и Положении о фондах и т.п. В качестве ориентира можно использовать Рекомендации о выплате ВИГР от 10 августа 1983 г. На основе их конкретизации к нуждам организации ее администрация и профсоюзный орган (либо иной представительный орган работников) могут утвердить Положение о выплате ВИГР данной организации.
Правовая защита заработной платы осуществляется ТК РФ.
В ст. 136 ТК РФ сохранен ранее действовавший порядок (ст. 96 КЗоТ РФ), согласно которому заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Однако установленный ст. 96 КЗоТ РФ порядок выплаты заработной платы дважды в месяц повсеместно трансформировался таким образом, что работникам выплачивался в определенный день месяца аванс, а полностью начисление заработной платы и расчеты по ней производились по итогам этого, истекшего месяца, также в определенный день.
Сохранив текст ст. 96 КЗоТ РФ, согласно которому заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца, ст. 136 ТК РФ, тем не менее, существенно изменила сложившийся порядок начисления и выплаты заработной платы, отменив выплату аванса.
Дело в том, что в ст. 129 ТК РФ дано определение понятия "заработная плата", что не было сделано в КЗоТ. Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполнения работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Как видим, в этом определении об авансе ничего не говорится.
А раз так, ни о каком авансе речь идти не должна: не реже чем каждые полмесяца работнику следует выплачивать именно заработную плату, которая является вознаграждением за уже проделанную работу. Другими словами: каждые полмесяца работнику следует начислять заработную плату по итогам его труда, полностью производить с ним расчет за этот период.
Если же в организации применяется понедельная оплата труда, полный расчет по заработной плате должен производиться еженедельно.
В эти же сроки - два раза в месяц или еженедельно - администрация организации должна выдавать работнику расчетный листок, содержащий сведения о составных частях его заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Согласно ранее действовавшему порядку (ст. 100 КЗоТ РФ) всем работникам, труд которых оплачивался сдельно, администрация обязана была выдавать по истечении пяти дней после приема на работу расчетные книжки, в которых записывались условия труда и расчеты по заработной плате.
Практически эта норма соблюдалась не всегда, на многих предприятиях получили распространение так называемые расчетные листки, в которых проводились расчеты по заработной плате работника по итогам истекшего месяца.
Теперь на смену расчетной книжке пришли расчетные листки, которые должны выдаваться всем работникам, а не только тем, труд которых оплачивался сдельно. Мало того, расчетные листки должны выдаваться, как это следует из текста части первой ст. 136, при выплате заработной платы за соответствующий период, т.е. два раза в месяц.
Возможно, если выплату аванса не относить к выплате заработной платы, то практика применения указанной статьи пойдет по тому пути, когда расчетный листок будет выдаваться при расчетах заработной платы, т.е. по итогам месяца.
Как следует из текста ст. 137 ТК РФ, удержания из заработной платы работников допускаются лишь в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Никаких иных оснований для таких удержаний быть не может.
Следует иметь в виду, что обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника согласно ФЗ об исполнительном производстве может иметь место только на основании исполнительных документов. Согласно ст. 7 указанного Закона исполнительными документами являются:
1)
исполнительные листы,
-
принимаемых ими судебных
-
решений Международного
- решений иностранных судов и арбитражей;
-
решений межгосударственных
2) судебные приказы;
3)
нотариально заверенные
4) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;
5)
оформленные в установленном
порядке требования органов,
6) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
7)
постановления судебного
8)
постановления иных органов в
случаях, предусмотренных
В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат, выдаваемый судом или иным органом, вынесшим соответствующий акт, в порядке, предусмотренном законом.
Статьей 140 ТК РФ сохранен, хотя и в несколько иной редакции, действовавший ранее (ст. 98 КЗоТ РФ) порядок расчета работника при его увольнении из организации.
1.
Во всех случаях днем
2.
В последний день работы
3.
При увольнении работнику
4.
По письменному заявлению
5.
Лицо, ранее состоявшее в трудовых
отношениях с работодателем,