Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности занятости итрудоустройства населения РФ.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие занятости и трудоустройства населения;
- охарактеризовать права граждан в сфере занятости;
- проанализировать правовой статус безработного;
- рассмотреть размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;
- определить актуальные проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ.
Введение…………………………………………………………………….......3
Глава 1. Общая характеристика занятости и трудоустройства граждан РФ…………………………………………………………………………………4
1.1 Закон «О занятости и трудоустройстве населения»……………….4
1.2 Понятие занятости и трудоустройства в РФ……………………….8
Глава 2. Особенности правового регулирования безработных граждан в РФ...........................................................................................................................13
2.1 Признание граждан безработными и их основные права…………13
2.2 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице………18
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………….26
Так же стоит учитывать, что законодательство РФ о занятости населения распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан, а также на лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами.
Трудоустройство - это система организационно-правовых мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения. Трудоустраиваемым, по общему правилу, является физическое лицо, которое обращается в орган по трудоустройству с целью получения содействия в подыскании подходящей работы и устройстве на нее. Основную группу трудоустраиваемых составляют граждане РФ. В качестве трудоустраиваемых могут выступать и иностранные граждане, а также лица без гражданства (ст.6 Закона о занятости). Вместе с тем законодательство о занятости закрепляет принцип приоритета граждан РФ при занятии вакантных рабочих мест, что выражается в существовании особых правил привлечения иностранной рабочей силы на территории РФ.
Правоотношения между трудоустраиваемым гражданином и трудоустраивающим органом устанавливаются на основании обращения гражданина в указанный орган в целях получения содействия в поиске
11
походящей работы и устройства на нее. Современная правовая организация трудоустройства в РФ отличается тем, что основная роль отводится органам
государственной службы занятости. Последние обязаны принят заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать услуги по подысканию для него подходящей работы. Данные органы осуществляют также учет профессиональной квалификации безработных, содействие в профориентации, переобучении и переподготовке; выдают направления трудоустраиваемым гражданам на подходящие вакантные рабочие места в конкретную организацию; предлагают варианты самостоятельного поиска работы, оказывают иные услуги.
Сроки трудоустройства законом
не установлены. Трудоустройство длится,
как правило, до тех пор, пока гражданин
не будет устроен на работу или
на производственное обучение. Исходя
из принципа свободы труда, правоотношения
с органом трудоустройства
Органы трудоустройства,
находящиеся в ведении
Акт направления на работу,
принятый органом трудоустройства,
имеет двоякую юридическую
12
обжалован в судебном порядке. При отказе в приеме на работу заключивших договоры выпускников вузов, средних специальных и профессионально-
технических учебных заведений работодатель обязан производить целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год. Неисполнение этой обязанности может повлечь для работодателя привлечение к административной ответственности в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке.
Таким образом, важно отметить, что трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных.
13
Глава 2. Особенности правового регулирования безработных граждан в РФ.
2.1 Признание граждан безработными и их основные права.
Трудовое право уделяет большое значение решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.
Безработными признаются
трудоспособные граждане, которые не
имеют работы и заработка, зарегистрированы
в органах службы занятости в
целях поиска подходящей работы, ищут
работу и готовы приступить к ней.
Исходя из законодательно закрепленного
определения, можно выделить следующие
условия признания граждан
1) достижение 16 летнего возраста;
2) отсутствие работы и заработка;
3) регистрация в органах
службы занятости в целях
4) отсутствие подходящей работы;
5) поиск работы самим
безработным и готовность
Безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, достигшие 16 летнего возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ не назначена трудовая пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет. Не относятся к трудоспособным граждане, являющиеся инвалидами 1-ой группы.
Безработным может быть признан только гражданин, не имеющий работы и заработка. Статус безработного не присваивается гражданам, занимающимся деятельностью, указанной в ст. 2 Закона «О занятости
14
населения в РФ», то есть
работающим по трудовому, гражданско-правовому,
авторскому договору, в кооперативе
на основании членства, обучающимся
на очном отделении в
В качестве заработка не
учитывается выплата выходного
пособия и сохраняемого среднего
заработка гражданам, уволенным
из организаций либо с военной
службы в связи с ликвидацией,
сокращением численности и
Однако не считаются безработными лица: не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по возрасту, получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу - единожды отказавшиеся от профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы; осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виде лишения свободы.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Безработными могут быть признаны только те граждане, которые зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Готовность приступить к работе - такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.
15
Решение о признании гражданина
безработным принимается
С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности. Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы:
-правомочия, направленные на реализацию права на труд;
-правомочия, обеспечивающие
социальную поддержку и
Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:
1) Право на получение подходящей работы (ст. 4 Закона );
2) Право на выбор места работы (ст.8 Закона), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст.10 Закона);
3) Право на бесплатные
консультационные услуги, профессиональную
ориентацию, профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение
16
Правомочия, обеспечивающие
социальную поддержку и материальную
помощь безработному в период поиска
работы, также закреплены в Законе
о занятости, где предусмотрен широкий
перечень мер социальной защиты. Государство
гарантирует безработным
Трудоспособные граждане,
не имеющие работы и заработка,
регистрируются в
В целях трудоустройства
осуществляется регистрация безработных
граждан в органах
1)первичная регистрация безработных граждан;
2)регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
3)регистрация граждан в качестве безработных;
4)перерегистрация безработных граждан.
Регистрация граждан в целях подходящей работы осуществляется органом занятости по месту жительства гражданина со дня представления им необходимых документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовой стаж; документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию; справка о среднем заработке по последнему месту работы.
Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц.
При перерегистрации безработные предъявляют паспорт и трудовую книжку. Впервые идущие работу и не имеющие профессии предъявляют паспорт или
17
иной документ, удостоверяющий личность.
Безработные граждане снимаются органами занятости с регистрационного учета в случае признания их занятыми. А так же в случае направления его органом занятости для прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки.
Гражданин снимается с
регистрационного учета вследствие
неявки без уважительных причин в
течение 10 дней со дня его регистрации
в целях поиска подходящей работы
в орган занятости для
Безработный снимается с
регистрационного учета при переезде
в другую местность. В этом случае
гражданин будет
Законом предусмотрено снятие гражданина с регистрационного учета в качестве безработного за предоставление заведомо ложных сведений при регистрации, а также в случае обнаружения злоупотреблений с его стороны.
Наконец, безработный снимается с регистрационного учета в случае назначения ему пенсии в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Имеется в виду не только назначение трудовой пенсии по старости на общих основаниях (т. е. при достижении пенсионного возраста), но и досрочное назначение пенсии (в том числе по предложению органов занятости), назначение пенсии за выслугу лет и т.п.
Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в трудоустройстве на работу, как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого.
18
2.2 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице.
Решение о назначении пособия
по безработице принимается
Информация о работе Правовое регулирование занятости граждан рф