Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 00:32, курсовая работа
Объектом исследования является правоотношения в области труда, предметом – право на труд.
Цель работы раскрыть основную сущность права на труд.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ПРАВО НА ТРУД КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………… 6
1.1 Права человека………………………………………………….. 6
1.2. Право на труд несовершеннолетних…………………………. 9
ГЛАВА 2. ТРУДОВОЕ ПРАВО В КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….. 12
2.1. Гарантии прав и свобод граждан…………………………….. 14
2.1.1. Организационно-правовые средства охраны труда.. 15
2.1.2. Вознаграждение за труд………………………………… 20
ГЛАВА 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………….. 23
ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА………………………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….. 32
Положения, регулирующие детский труд и нашедшие свое отражение в белорусском законодательстве, основаны на нормах Декларации прав ребенка, провозглашенной резолюцией 1386 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. и предусматривающей, что ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее соблюдение интересов ребенка. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Несовершеннолетний может быть привлечен нанимателем к материальной ответственности за ущерб, причиненный по его вине, при исполнении трудовых обязанностей.
В
этой связи Пленум Верховного Суда
Республики Беларусь в п. 9 постановления
от 26 марта 2002 г. № 2 «О применении судами
законодательства о материальной ответственности
работников за ущерб, причиненный нанимателю
при исполнении трудовых обязанностей»
разъяснил, что применительно к
пп. 1 и 2, а также к чч. 1 и 2 п. 3 ст.
25 ГК, учитывая положения ст. 273 ТК, материальную
ответственность в размере, установленном
Трудовым кодексом за ущерб, причиненный
нанимателю несовершеннолетним в возрасте
от 14 до 16 лет, несет сам несовершеннолетний,
а лицо, давшее письменное согласие
на заключение трудового договора,
несет субсидиарную ответственность.
Несовершеннолетние, достигшие 16 лет,
такую ответственность несут
самостоятельно. Несовершеннолетние не
несут материальной ответственности
по основанию, предусмотренному п. 1 ст.
404 ТК, поскольку письменные договоры
о полной материальной ответственности
могут быть заключены нанимателем
с работниками, достигшими 18 лет (ч.
1 ст. 405 ТК).
ГЛАВА
2. ТРУДОВОЕ ПРАВО В КОНСТИТУЦИИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Конституция Республики Беларусь утверждает подлинно демократические права граждан, активное использование которых способствует свободному развитию каждого и всех. Среди них на одном из первых мест находятся: права на труд (ст.41), отдых (ст.43), охрану здоровья (ст.35), материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца (ст.47), право на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже установленного государством минимального размера (ст.42).
Раскрывая
содержание права на труд, законодатель
включает в это понятие право
на выбор профессии, рода занятий
и работы в соответствии с призванием,
способностями, образованием и профессиональной
подготовкой. В таком объеме подобное
обязательство со стороны государства
по отношению к своим гражданам
не встречается даже в конституциях
стран с традиционно
Невольно напрашивается вопрос: коль скоро гарантируется право на труд, создаются все условия для полной занятости населения, откуда появится "незанятость лица по независящим от него причинам", т.е. безработица? И наоборот, если неизбежна безработица, то можно ли говорить о праве на труд?
Необходимо обратить внимание и на то, что законодатель ставит реализацию составляющих прав на труд в зависимость от общественных потребностей. При этом остается неясной концепция самих общественных потребностей, неизвестно, кто будет их определять. Это лишний раз подчеркивает во многом пока декларативный характер провозглашенного конституцией права на труд.
Далее
необходимо еще раз повторить, что
по ст.41 право на труд включает в
себя право на выбор профессии
и рода занятий, а также право
на работы в соответствии с призванием,
способностями, образованием, профессиональной
подготовкой. Тем самым Конституция
закрепляет самые прогрессивные
нормы, соответствующие международно-
2.1
Гарантии прав и свобод
граждан
Обеспечение
прав и свобод граждан РБ, в том
числе свободы труда, гарантируется
государством, говорится в ст.21 Конституции
РБ. Свобода труда провозглашена
в ст.23 Всеобщей Декларации прав человека
от 10 декабря 1948 года. Только сам гражданин
может распоряжаться своим
1.
Никто не должен содержаться
в рабстве; рабство и
2. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии.
3.
Никто не должен принуждаться
к принудительному или
2.1.1
Организационно-правовые
средства охраны труда
Ст.45
Конституции РБ гарантирует право
граждан на охрану здоровья, включая
бесплатное лечение в государственных
учреждениях здравоохранения. Оно
обеспечивается также мерами по оздоровлению
окружающей среды, совершенствованию
правил и норм охраны труда, возможностью
использоваться оздоровительными учреждениями,
развитием физической культуры и
спорта. Организация охраны труда -
социальная и государственная функция.
В условиях новых экономических
отношений в республике она обретает
особую значимость. Рациональная организация
охраны труда достигается умелым
применением экономических, социальных,
правовых, моральных, психологических
и других средств. Она представляет
собой комплексную проблему, которая
находится на стыке экономики
труда, социологии, социальной психологии,
эргономики, юриспруденции и некоторых
других наук. В регулировании отношений
охраны труда важную роль играет трудовое
право. Оно закрепляет на основе прогнозирования,
моделирования и
В последние годы нормотворческая и правопреминительная практика существенно изменили организационно-правовые средства охраны труда.
Важные
сдвиги произошли в приемах правового
воздействия на поведение участников
отношений по охране труда. Локальное
регулирование этих отношений повысило
актуальность данной проблемы. Встал
вопрос о критериях эффективности
соответствующих норм. Серьезные
проблемы возникают и в связи
с изменениями в
Международная
конвенция N 148 "О защите трудящихся
от профессионального риска, вызываемого
загрязнением воздуха, шумом и вибрацией
на рабочих местах" от 20 июня 1977 г.
устанавливает обязанность
Из ст.2 Конституции РБ, признающей человека высшей ценностью общества и государства, вытекает приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности предприятий [5].
Существенным моментом в деятельности соответствующих государственных органов по охране труда должно стать усиление контроля за созданием нового оборудования (прежде всего в процессе его проектирования и испытания) с целью предотвращения случаев ввода в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, не отвечающих требованиям техники безопасности. Практика требует глубокого и всестороннего исследования правовых проблем охраны труда, разработки и научного обоснования мероприятий, проведение которых помогло бы эффективнее бороться с нарушениями правил и норм охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, а значит, обеспечить снижение травматизма и заболеваемости работающих.
В борьбе с производственным травматизмом, на мой взгляд, необходимо переходить от чисто внешнего надзора и контроля к более углубленной аналитической работе - детально изучать причины каждого отдельного несчастного случая, внимательно анализировать конкретные производственные моменты с точки зрения их опасности, творчески подходить к планированию мероприятий, направленных на ликвидацию причин, порождающих несчастные случаи. Важнейшими задачами органов охраны труда являются: а) добиваться полного поступления извещений о всех без исключения несчастных случаях, происшедших как на государственных предприятиях, так и в частном секторе; б) поставить их систематическую обработку на научную основу; в) более углубленно расследовать причины несчастных случаев; г) наладить научную разработку комплексных проблем техники безопасности; д) усилить ответственность нанимателей за невнимание к технической охране труда; е) обеспечивать активное изучение работающими правил и норм техники безопасности и производственной санитарии.
Таким образом, улучшение условий труда работников неразрывно связано с обеспечением их конституционного права на здоровые и безопасные условия труда. Успешной реализации этого права способствовало бы законодательное урегулирование вопросов охраны труда работающих, в частности, быстрейшее принятие Закона "Об охране труда в Республике Беларусь", в котором были бы закреплены принципы охраны труда, общие положения этого правового института, определена компенсация расходов нанимателя на создание здоровых и безопасных условий труда, конкретизированы соответствующие правомочия работников [10].