Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 22:44, контрольная работа
В работе рассмотрены теоретические основы понятия: социальная защита; субъекты и объекты управления в социальной сфере, особенности их взаимодействия.
Одной из задач исследования явилось изучение различных типов и моделей социальной защиты в мировой практике, анализ возможности применения положительного опыта других стран по решению социальных задач в процессе формирования национальной модели социальной защиты Республики Беларусь.
Введение
1. Социальная защита населения: сущность, основные формы, принципы и инструменты
2. Правоотношение по социальному обеспечению граждан.
2.1. Понятие правоотношений по социальному обеспечению граждан.
2.2. Субъекты, объекты и содержание правоотношений в сфере социального обеспечения граждан.
3. Социальное страхование – одно из важнейших направлений социальной защиты населения.
4. Понятие, значение и виды трудового стажа. Специальный трудовой стаж.
Заключение
Список используемых источников
Содержание
Введение
1. Социальная защита населения: сущность, основные формы, принципы и инструменты
2. Правоотношение
по социальному обеспечению
2.1. Понятие правоотношений по социальному обеспечению граждан.
2.2. Субъекты, объекты и содержание правоотношений в сфере социального обеспечения граждан.
3. Социальное страхование – одно из важнейших направлений социальной защиты населения.
4. Понятие, значение и виды трудового стажа. Специальный трудовой стаж.
Заключение
Список используемых источников
Введение
Социальная
защита населения является первоочередной
задачей для большинства стран
мира. В мировой практике насчитывается
большое количество моделей социальной
защиты, которые отличаются друг от
друга источниками
Объектом исследования работы стала система социальной защиты Республики Беларусь. Цель исследования анализ особенностей государственного управления в данной сфере.
В работе рассмотрены теоретические основы понятия: социальная защита; субъекты и объекты управления в социальной сфере, особенности их взаимодействия.
Одной из задач исследования явилось изучение различных типов и моделей социальной защиты в мировой практике, анализ возможности применения положительного опыта других стран по решению социальных задач в процессе формирования национальной модели социальной защиты Республики Беларусь.
В работе выделены приоритетные направления, подходы и принципы в развитии системы социальной защиты республики, а также тенденции современной организационно-управленческой деятельности в современной сфере.
Система
социальной защиты Республики Беларусь
с организационно-
На примере деятельности Фонда социальной защиты населения исследованы основные проблемы в пенсионной системе Республики Беларусь и пути ее реформирования.
При написании работы изучена литература по данной тематике, публикации в журналах «Директор; Социальное обеспечение; Экономический бюллетень НИЭИ Министерства Республики Беларусь».
Наибольший
интерес представили материалы
исследований Писарчика Л.Я., бывшего
работника системы
В
работе также использованы публикации
других авторов.
1. Социальная защита населения: сущность, основные формы, принципы и инструменты
Создание эффективной системы социальной защиты населения является важнейшим направлением социальной политики.
Потребность в социальной защите со стороны государства для конкретного человека наступает в случае, когда он в силу каких-либо обстоятельств не имеет возможности за счет труда извлекать доходы, достаточные для обеспечения жизненных основных потребностей.
Причины снижения уровня социальной защищенности условно можно подразделить на две группы:
-
личного характера (полная или
частичная потеря
-
порожденные системными
Таким
образом, под социальной защитой
понимается защита человека либо определенных
групп населения от социальных рисков,
связанных с утратой
Социальная защита обеспечивает гражданам доход либо предоставляет социальные услуги, необходимые для обеспечения их потребностей в определенные периоды жизни.
Социальная защита — система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.
В качестве стратегического ориентира для защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.
По формам можно выделить материальную, социальную и правовую защиту. При этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.
Субъектами социальной защиты выступают семья и дети, больные и инвалиды, старики и т. д.
Объектами социальной защиты выступают: а) уровень потребления материальных благ (доходы); б) минимальный уровень охраны здоровья и медицинской помощи, получения образования; в) жилищные условия.
Уровень жизни населения— это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами. Иными словами, это — уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.
Выделяют четыре уровня жизни населения:
♦ полный достаток - пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека;
♦ нормальный уровень - рациональное потребление по научно-обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;
♦ бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства человеческого капитала;
♦ нищета - минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых приводит к суженному воспроизводству человеческого капитала.
Совокупность показателей уровня жизни затрагивает следующие аспекты жизнедеятельности населения:
♦ условия жизни и проживания (уровень потребления, степень обеспеченности жильем, уровень здоровья и др.);
♦ условия труда (санитарно-гигиенические условия, уровень травматизма и профзаболеваний и др.);
♦ условия развития человека как личности (степень развития социальной сферы, время и интенсивность отдыха, соблюдение прав человека, динамика рождаемости и др.);
♦ состояние окружающей среды и др.
При этом следует отметить, что указанные показатели предполагают их сравнение с аналогичными за предыдущий период, с аналогичными показателями в другой стране, а также с некоторыми общепризнанными нормативами.
Современная экономическая теория использует в качестве аксиомы построения социальной защиты предположение, что каждый индивидуум стремится иметь постоянное потребление, а, следовательно, и доход на протяжении всей своей жизни. Помочь ему в этом могут частные сбережения или государственная система социальной защиты. Чем больше развита система социальной защиты в стране, тем меньше стремление населения делать частные сбережения.
Понятие
«социальная защита» по-
Однако при всем многообразии подходов к пониманию роли социальной зашиты, масштабов охвата населения социальными программами можно выделить общую для всех стран с рыночной экономикой функцию социальной защиты - поддержание уровня жизни тех групп населения, которые испытывают отрицательное воздействие рынка или в силу тех или иных причин теряют трудоспособность.
В соответствии со сложившейся законодательной практикой принято относить граждан, не имеющих возможности за счет труда обеспечить приемлемый уровень удовлетворения жизненных потребностей для себя и членов своей семьи, к социально уязвимым (незащищенным) слоям населения. Система социальной защиты призвана создавать определенную защищенность и безопасность социально уязвимых слоев населения.
Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.
Основополагающим
документом по вопросам социальной защиты
в международном праве является
Конвенция Международной
На основе рекомендаций Международной организации труда страны вырабатывают свое национальное социальное законодательство. Особенно развито оно в странах Северной Европы, наименее - в США, где центр тяжести решения социальных вопросов переносится на коллективные соглашения и систему трудового арбитража.
Несмотря
на разнообразные подходы в
Первым принципом можно назвать принцип дифференцированного подхода к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности. Для нетрудоспособных членов общества главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение определенного уровня потребления, создание необходимых надежных гарантий уровня доходов и т.п. Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, зависимости потребления от трудового вклада каждого. Социальными же гарантиями для них являются создание условий для получения трудового дохода, и. прежде всего, гарантий занятости, профессиональной подготовки и квалификационного роста, а также защита других социальных прав и прав граждан в сфере трудовых отношений.
Вторым принципом является требование того, чтобы механизм социальной защиты создавался на основе совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, предоставляемых обществом каждому члену и обеспечивающих соблюдение его важнейших социальных прав. Иными словами, это принцип перехода от социального иждивенчества к социальным гарантиям. Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов. В самом общем виде государственные минимальные социальные стандарты - это установленные органами государственной власти социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах, имеющих приоритетное значение.
Информация о работе Понятие, значение и виды трудового стажа. Специальный трудовой стаж