Понятие занятости, ее правовое значение, обеспечение занятости.Формы трудоустройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Статья 37 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на труд, а также на защиту от безработицы.
Основным социальным назначением прав и свобод в сфере труда является обеспечение занятости населения страны, предоставление гражданам возможностей честно зарабатывать средства к существованию, которые позволят им жить достойно.

Содержание

Содержание
Содержание 2
Введение 3
1.Понятие занятости по российскому законодательству и её виды. 5
1.1 Понятие занятости 5
1.2 Виды занятости 12
2. Органы, обеспечивающие решение проблемы занятости 17
3. Формы трудоустройства 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Имеются общие  и специальные организационно-правовые формы трудоустройства.

Общие формы  трудоустройства — это самостоятельное  или с помощью органов занятости  трудоустройство.

К специальным  формам трудоустройства относятся:

1) организованный  набор рабочей силы в отъезд на предприятия, стройки районов, нуждающихся в притоке рабочей силы из трудоизбыточных районов, но ныне он мало применяется;

2) направление  на работу выпускников вузов,  техникумов, ПТУ, других специальных  учебных заведений, заключивших  с работодателями договоры о подготовке для их производства молодых специалистов и молодых квалифицированных рабочих;

3) направления  органом службы занятости в  счет установленных органами  местного самоуправления для  работодателей квот (количества  бронируемых мест) по приему инвалидов, несовершеннолетних и других нуждающихся в особой социальной защите граждан.

Как общие, так  и специальные организационно-правовые формы трудоустройства входят в  понятие трудоустройства. Таким  образом, трудоустройство охватывает всю систему организационно-правовых мер по обеспечению занятости.

При трудоустройстве  в узком смысле поступление на работу происходит при бесплатном посредничестве органов службы занятости. В этом им могут помогать такие органы, как военкоматы (для демобилизованных и жен мобилизованных в армию), милиция (для лиц, вернувшихся из мест заключения), комиссия по делам несовершеннолетних при местном органе самоуправления (для несовершеннолетних) и др.

Работодатель  при увольнении работника не по его  вине обязан быть для него трудоустраивающим органом, т. е. обязан предложить ему перед увольнением другую имеющуюся у него работу.

Работодатель  обязан также не менее чем за два  месяца довести до органа службы занятости  информацию о предстоящем высвобождении  каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты его труда.

Значение трудоустройства  в том, что оно: а) оказывает гражданам  помощь в реализации права на труд, устройстве на работу; б) помогает работодателям  подобрать необходимую рабочую силу; в) сокращает потери рабочего времени почти в 3—4 раза при подыскании новой работы;

4) право граждан  на бесплатную консультацию по  профориентации, на профессиональную  подготовку, переподготовку, а также  на получение от органа службы занятости необходимой информации о наличии вакантных мест. Это право имеют как впервые ищущие работу, так и ранее работавшие,

нуждающиеся в  переподготовке, повышении квалификации для получения новой работы через  службу занятости;

5) право граждан  на профессиональную деятельность за границей. Ныне в России в связи с безработицей наблюдается значительный отток на работу за границей высококвалифицированных специалистов и ученых. В соответствии с Законом о занятости им предоставлено право на профессиональную деятельность за границей на основе контракта (на 2—5 лет). Однако наша страна несет от такого оттока как материальный, так и моральный ущерб;

6) право граждан  на обжалование неправомерных действий (бездействий) органов службы занятости, их должностных лиц по обеспечению занятости, трудоустройству в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд.

Гарантии реализации права граждан на труд являются и  гарантиями занятости. Они закреплены ст. 2 Закона о занятости. Государство  гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации:

а) свободу выбора вида занятости, в том числе работу с различными режимами труда (например, с неполным рабочим временем);

б) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и  трудоустройстве со стороны федерального органа занятости;

в) предоставление организациями в соответствии с  их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений  на период не менее трех лет;

г) бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение  квалификации в системе органов службы занятости или по их направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;

д) компенсацию  материальных затрат в соответствии с законодательством при направлении  на работу в другую местность по предложению органа службы занятости;

е) возможность  заключения срочных трудовых договоров  на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;

ж) правовую защиту от необоснованного увольнения.

Таким образом, указанные правовые, экономические и организационные условия (т. е. гарантии) обеспечения занятости, реализации права на труд закреплены законодательством. Ряд нормативных актов предусматривает дополнительные гарантии обеспечения занятости, трудоустройства т. е. реализации свободы труда, права на труд для некоторых категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Так, Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25 марта 1993 г предусматривал: установление квоты для приема на работу инвалидов для организаций независимо от их форм собственности;

  • обязанность организаций при несоблюдении ими приема на работу по этой квоте платить в фонд занятости определенные суммы;

лицензирование  деятельности организаций независимо от форм

  • собственности по осуществлению профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;
  • создание при Министерстве труда и социального развития РФ и Министерстве общего и профессионального образования РФ (ныне Министерство образования РФ) специализированных подразделений (групп) по вопросам профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов;
  • определение приоритетных профессий и специальностей (по регионам), овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.

Указом был  намечен ряд мер по подготовке и переподготовке инвалидов, а также  по трудоустройству инвалидов, высвобождаемых из организаций, признанных банкротами, и расширению надомного труда  инвалидов, стимулированию организаций, применяющих их труд.

Положения Указа  Президента РФ от 25 марта 1993 г. были закреплены и расширены в Федеральном  законе «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г., который предусмотрел обеспечение  занятости инвалидов, в том числе квоты приема их на работу, резервирование рабочих мест по наиболее для них подходящим профессиям, создание условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации (ст. 20—24). Для признания инвалида безработным ему нужно представить в орган службы занятости наряду с положенными документами указанную программу реабилитации7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных  условиях, когда существование безработицы  признается не только в качестве явления  неизбежного, но и в некотором смысле явления полезного, государство принимает на себя обязательства по оказанию содействия в реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Нормы института  занятости и трудоустройства  направлены на социальную защиту безработных граждан. К таким мерам защиты относятся: трудоустройство с помощью органов государственной службы занятости населения, профессиональная подготовка и переподготовка по направлению органов службы занятости, выплата пособия по безработице, направление на общественные работы, оказание материальной помощи и др.

Трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда  и занятости. Прежде всего, оно выступает  гарантией реализации права на труд. Ранее основным правомочием, составляющим данное право, было право на получение гарантированной работы, реализация которого обеспечивалась общегосударственной системой трудоустройства. В современных условиях функционирования рынка труда ситуация значительно изменилась. Международно-правовое определение права на труд подразумевает, что это право должно обязательно гарантироваться государством посредством установления им путей и средств, обеспечивающих полное осуществление этого права, к числу которых относится и трудоустройство. Так, в соответствии со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на труд включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Подобный подход воспринят и современным ТК, ст. 2 которого в числе основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений называет защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.

Трудоустройство является гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных.

В современных  условиях, когда проблема безработицы  обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено прежде всего на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда - работников и работодателей (потенциальных работников и потенциальных работодателей), а также государства. Не следует забывать, что в силу ст. 1 ТК основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений (т.е. как работников, так и работодателей) и интересов государства.

В пользу этого  тезиса свидетельствует наличие  большого количества нормативного материала, специфический предмет правового  регулирования. Законодательство о  занятости и трудоустройстве  регулирует вопросы, отличные от трудового законодательства, имеет при этом и специальных субъектов - это не работники, а люди, ищущие работу или потерявшие ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативная литература

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993года.
  2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 25.11.2009 № 267-ФЗ (ред. от 15.01.2010).
  3. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009)  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  4. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 18.10.2007) «О занятости населения в Российской Федерации».
  5. Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (ред. от 14.12.2006) «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан». Справочная правовая система Консультант Плюс.
  6. Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 (ред. от 11.01.2007) «Об утверждении Положения об организации общественных работ». Справочная правовая система Консультант Плюс.

Специальная литература

Бердычевский  В. С.Трудовое право. Учебное пособие 2002

Бородин И.И., Минаева  Л.А. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения // Юрист. - М.; Юрист, 2002. - № 10. - с.60-61

Вайнштейн В.Н. Достоинства и проблемы нового ТК РФ №5, 2002

Гаврилина А. Трудоустройство  работников в связи с прекращением трудового договора, 2000

Димитрова С.А. Правовые проблемы труда и занятости населения, 1997

Колобова С.В. Трудовое право России: учебное пособие  для вузов. ЗАО Юстицинформ. 2005.

 «Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации» (краткий) / Под ред. Ю.П. Орловского. КОНТРАКТ. ИНФРА∙М. 2006.

Миронов В.И. Трудовое право России: учебник. ООО «Журнал  «Управление персоналом». 2005.

Миронов  В. И . Трудовое право. Учебник для вузов. 2009г.

Нурмагамбетов А.М. Рынок труда: правовые проблемы и перспективы, 1998

Парягин О.А. Концептуально-правовые основы и проблемы занятости инвалидов // Право и политика. № 5. 2007.

www.vuzlib.net

 

 

1 Нурмагамбетов А.М. Рынок труда: правовые проблемы и перспективы. Алматы. 1998. С.105-106.

2 Гаврилина А. Трудоустройство работников в связи с прекращением трудового договора / Трудовое право. 2000. - № 3. - с.57-66

3 Бородин И.И., Минаева Л.А. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения / Юрист. - М.; Юрист, 2002. - № 10. - с.60-61

4 Димитрова С.А. Правовые проблемы труда и занятости населения. Алматы, 1997. С.17.

5 Учебник для вузов. Трудовое право Миронов В.И.  2009г.

6 www.vuzlib.net

7 Бердычевский В. С.Трудовое право. Учебное пособие 2002

 


Информация о работе Понятие занятости, ее правовое значение, обеспечение занятости.Формы трудоустройства