Автор: t***************@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 09:54, контрольная работа
Международно-правовое регулирование труда — это установленная международными договорами (актами) система стандартов по регулированию труда, которые государства, присоединившиеся к соответствующему международному договору (ратифицировавшие его), используют в национальном трудовом законодательстве. Система выработанных мировым опытом международно-правовых норм о труде представляет собой Международный кодекс труда.
1. Теоретический вопрос:
Понятие международного регулирования труда.
1. Понятие международно-правового регулирования труда, его субъекты..........3
2. Источники международного трудового права и основные его трудовые
права……………………………………………………………………….……….6
3. Международно-правовое регулирование актами МОТ занятости, условий и охраны труда………………………………………………………………………..11
2. Задачи……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………………………………….19
— удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта;
в) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
с)
одинаковую для всех возможность
продвижения по работе на соответствующие
более высокие ступени
д) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни
Статья 8 Пакта довольно подробно предусмотрела право каждого пользоваться профсоюзными правами и защитой, включая право на забастовки. При этом в п. 3 этой статьи подчеркнуто, что ничто не дает права государствам — участникам Конвенции МОТ 1948 г. о свободе ассоциаций и защите права на организацию принимать законодательство в ущерб гарантиям этой конвенции.
Международный
пакт о гражданских
правах, принятый ООН 19 декабря 1966
г. и ратифицированный нашей страной в
1976 г. (Ведомости СССР. 1976. № 17. Ст. 291), также
содержит некоторые международные трудовые
права. Так, ст. 2 предусматривает равноправие
граждан в гражданских (а, следовательно,
и трудовых) и политических правах без
какого бы то ни было различия (по расе,
языку, цвету кожи, полу и т. д.), ст. 25 —
равное право граждан и возможность допускаться
в своей стране на общих условиях равенства
к государственной службе. Статья 8 устанавливает,
что никто не должен принуждаться к принудительному
или обязательному труду, при этом оговорено,
что этот термин не охватывает труд в местах
заключения, какую бы то ни было службу
военного характера, службу, обязательную
при чрезвычайном положении или бедствии,
угрожающих жизни или благополучию населения,
работу по обыкновенным гражданским обязанностям.
Для нашего трудового права важен такой
акт ООН, как Конвенция
о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении
женщин, принятая Генеральной ассамблеей
ООН 18 декабря 1979 г., ратифицированная
СССР в 1980 г. Это не только международный
билль о правах женщин, но и программа
действий государств-участников в целях
обеспечения гарантий этих прав. В ней
закреплено понятие дискриминации в отношении
женщин (ст. I), ее осуждение во всех формах
и обязательства государств участников
провести в национальном законодательстве
для этого ряд мер (ст. 25). Не считаются
дискриминационными специальные меры,
направленные на охрану материнства (ст.
4). Данная Конвенция предусматривает ряд
мер для ликвидации дискриминации женщин
в области образования (ст. 10) и занятости
(ст. 11), в том числе по причине замужества
или материнства. Предусмотрено также,
что все договоры и все другие частные
документы любого рода, ограничивающие
правоспособность женщин, являются недействительными.
3. Международно-правовое
регулирование актами
МОТ занятости,
условий и охраны
труда
Сравнительно новой сферой деятельности МОТ является ее Программа в области совершенствования методов управления предприятиями и повышения производительности труда, а также регулирования занятости. Конечная цель Программы МОТ по управлению предприятиями — способствовать развитию у руководителей предприятий более широкого подхода к своим обязанностям по обучению персонала и другим аспектам повышения производительности труда, усвоению руководителями техники управления современными предприятиями, методов руководства кадрами и развитию прогрессивных взглядов на взаимоотношения между администрацией и трудящимися. Важное значение имеет практическая работа экспертов МОТ по такому обучению, и особенно руководящего персонала, правилам техники безопасности и гигиены труда.
Основные задачи МОТ согласно ее уставу:
К 2001 г. МОТ приняла более 182 конвенций и 190 рекомендаций (в России действуют менее 1/3 этих конвенций). Конвенции МОТ для страны, к ним присоединившейся путем их ратификации, обязательны для исполнения. МОТ контролирует это. Рекомендации МОТ не подлежат ратификации, но их значение в том, что они часто подробно разъясняют конвенции, дополняют их, а рекомендации МОТ по вопросам, не предусмотренным конвенциями, помогают в совершенствовании национального трудового законодательства. Многие рекомендации просто дублируют конвенции, помогая тем странам, которые к соответствующей конвенции не присоединились.
Основные трудовые права человека были, как указывалось, закреплены актами ООН. Эти трудовые права конкретизируют акты МОТ, например, о запрете принудительного труда — Конвенция № 29 (1936 г.) и Конвенция № 105 (1957 г.). В Конвенции № 29 развернуто дается понятие принудительного труда, в Конвенции № 105 расширены меры по устранению принудительного труда, в том числе запрет его в качестве меры дисциплинарного взыскания.
Большое
количество актов МОТ конкретизирует
положения актов ООН о
Общие положения о занятости Пакта ООН 1966 г, и в частности о достижении государствами участниками полной производительной занятости, конкретизированы в ряде конвенций и рекомендаций МОТ, относящихся главным образом к защите от безработицы слабо защищенных групп населения (инвалидов, женщин, молодежи, пожилых, трудящихся-мигрантов) или к определенным отраслям (сельскому хозяйству, рыболовству и др.). Так, Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) провозглашает активную политику государств в содействии полной продуктивной и свободно избранной занятости трудоспособного населения. Эти положения закреплены в российском Законе «О занятости населения в Российской Федерации». Конвенции № 2 и 88 обязывают создавать бесплатные органу (бюро) занятости для обеспечения полной занятости.
В ряде актов МОТ установлены критерии незаконного увольнения и предусмотрена защита от них. Так, Конвенция № 158 предусматривает, что увольнение возможно лишь при наличии законных оснований, связанных со способностями или поведением работника, или признанием производства банкротом. Мы эту Конвенцию пока не ратифицировали, поскольку у нас эти основания закреплены четче и яснее.
Конвенция МОТ № 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» еще в 1935 г. установила международный стандарт рабочей недели — 40 часов как нормальное рабочее время. Этот стандарт некоторые развитые страны, например, Франция, по национальному законодательству сократили до 39 часов в рабочую неделю, а теперь она перешла на 35-часовую рабочую неделю. Сверхурочные работы согласно актам МОТ (Рекомендация № 116) допускаются лишь в определенных случаях и пределах и подлежат дополнительной оплате.
Ежегодные
оплачиваемые по среднему заработку
отпуска установлены
По вопросам заработной платы МОТ приняла ряд конвенций и рекомендаций, в основном они касаются установления государственного минимума зарплаты (Конвенция № 131 1970 г.), равной оплаты за равноценный труд мужчины и женщины (Конвенция № 100 1951 г.), охраны заработной платы (Конвенция № 95 1949 г.), обязывающая государства обеспечить систематическую выплату заработной платы).
Особенно много конвенций и рекомендаций МОТ по вопросам охраны труда (техники безопасности и гигиены труда), в частности о запрете использования некоторых вредных веществ (белый фосфор, бензол и др.) в производстве, об охране труда детей и подростков, минимальном возрасте их допуска к отдельным видам труда, о запрете использования труда их и женщин на подземных работах, о медицинском освидетельствовании детей и подростков для выяснения их пригодности к труду в промышленности. Есть также акты, касающиеся охраны труда моряков, женщин, охраны материнства, ограничения подъема тяжестей и ряд других актов по защите трудящихся на производстве, технике безопасности и гигиене труда, защите от профессиональных заболеваний. Например, Конвенция № 193 «О снабжении машин защитными приспособлениями» (1963 г.) предусматривает меры по безопасности для работающих с механизмами, оборудованием, Конвенция № 148 (1977 г.) — меры по защите трудящихся от профессионального риска (т.е. профессионального заболевания), вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, Конвенция № 184 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков» (1970 г.) направлена на профилактику таких несчастных случаев.
Ряд актов МОТ посвящен профсоюзам, их правам на коллективные переговоры, например Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите прав на организации» (1948 г.), Конвенция №11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921 г.).
Ряд актов МОТ закрепляет международный бипартизм (трудящиеся и администрация) и трипартизм коллективных социально-партнерских отношениях на уровне предприятий (Рекомендации № 94 и 129).
Рекомендации № 130 посвящены порядку рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
Как видим, акты ООН и МОТ дают международные стандарты труда почти по всем институтам особенной части трудового права и по многим вопросам общей части. Их влияние на национальное законодательство всех государств, в том числе и современной России, очень большое. Следовало бы лучше их использовать в Трудовом кодексе РФ.
В
соответствии со ст. 15 Конституции РФ
«общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем
предусмотрено Законом, то применяются
правила международного договора». Тем
самым Конституция предусмотрела примат
международно-правовых норм о труде и
в российском трудовом праве. Они теперь
являются одним из существенных источников
российского трудового права. В них воплотился
мировой опыт по регулированию труда.
Недаром акты МОТ называют международными
стандартами по регулированию труда.
ЗАДАЧИ
Задача 1.
Водитель Смирнов ввиду ремонта его машины был переведен на другую работу в качестве грузчика на месяц без сохранения средней зарплаты по прежнему месту работы. Смирнов отказался от перевода и не вышел на работу. За отказ и невыход администрация уволила его за прогул. Он обратился в суд с иском о восстановлении на работе.
Имел ли право руководитель перевести Смирнова на другую работу в случае простоя?
Есть ли нарушение трудового права работника?
Какое решение должен вынести суд в этой ситуации?
Решение.
Имел ли право руководитель перевести Смирнова на другую работу в случае простоя?
Данный перевод на срок до 1 месяца допускается только с письменного согласия работника.
Поэтому отказ работника от выполнения распоряжения работодателя в этом случае является правомерным, и работодатель в силу этого не вправе применять к работнику меры дисциплинарной ответственности.
Письменное согласие работника предполагает инициативу работодателя, поэтому оно может быть оформлено различными способами. В частности, работодатель вправе издать приказ (распоряжение) о переводе работника для замещения временно отсутствующего работника на работу, требующую более низкой квалификации. Основанием такого приказа (распоряжения) может быт согласие работника, оформленное письменно.
Есть ли нарушение трудового права работника?
Нарушение ст. 72.2 ТК РФ.
Какое решение должен вынести суд в этой ситуации?
Восстановить
на должность водителя.
Задача 2.
В связи с поступившими в профсоюзную организацию жалобами работников на серьезные нарушения охраны труда, угрожающие жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации приняли решение осуществить профсоюзный контроль за состоянием охраны труда через своих уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Работодатель всячески препятствовал проведению такой проверки, ссылаясь на то, что проверкой состояния охраны труда могут заниматься лишь органы федеральной инспекции труда.
Информация о работе Понятие международного регулирования труда