Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:34, курсовая работа
Основная цель работы полное и всестороннее рассмотрение надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;
Рассмотреть систему государственных органов и их компетенцию в сфере надзора и контроля;
Рассмотреть общественный контроль профсоюзов за соблюдением законодательства о труде;
Проанализировать ответственность за нарушение законодательства о труде.
ВВЕДЕНИЕ
Надзорно-контрольные функции важны в деятельности любого государства, ибо позволяют обеспечивать проведение «заданной» законодательством политики в той или иной сфере общественной жизни, включая трудовые и связанные с ними отношения.
В принципе, обеспечить надлежащее исполнение (соблюдение) трудового законодательства внутри конкретной организации обязан, прежде всего, наниматель через своих уполномоченных должностных лиц и других работников.
Государственный же и общественный надзор и контроль, а также ответственность - это уже дополнительные правовые средства воздействия на нанимателя в том, чтобы понудить его обеспечить то, что он не обеспечил.
Надзор за соблюдением законодательства о труде определен в главе 39 Трудового кодекса Республики Беларусь только в одной форме - государственного надзора.
Контроль за соблюдением того же законодательства существует в трех формах:
Ряд новшеств в регулирование надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде привнес Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З «Об охране труда», вступивший в силу 02.01.2009. Все это говорит об актуальности темы данной курсовой работы.
Предметом курсовой работы
являются общественные отношения возникающие
в области контроля и надзора
за соблюдением законодательства о
труде. Объектом работы выступают нормативные
правовые акты, регулирующие трудовые
отношения и полномочия государственных
органов в области надзора
и контроля за соблюдением законодательства
о труде, а также учебные пособия
под редакцией различных
Основная цель работы полное и всестороннее рассмотрение надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
При написании данной работы использовались общенаучные методы дедукции и индукции, метод сравнительного анализа, правовой метод и др.
Тема данной работы рассматривается
различными авторами в своих изданиях.
Так вопросы данной темы широко освещены
в учебнике под редакцией В.И.
Семенковой. Она подробно рассматривает
систему и компетенцию
Т.Н. Важенкова в учебном
пособии «Трудовое право» рассматривает
только отдельные вопросы данной
темы. Автор раскрывает понятие и
сущность надзора и контроля за соблюдением
законодательства о труде и характеризует
систему и компетенцию
ГЛАВА 1. Понятие и сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде
Важнейшим фактором обеспечения законности в сфере трудовых отношений является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, осуществляемый системой надлежащих саганов.
Согласно Трудовому кодексу Рес
Надзорно-контрольная деятельно
Объектом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде являются трудовые права человека (как индивидуальные, так и коллективные). К общественным функциям, которые призваны выполнять органы надзора и контроля, относятся: обеспечение законности в трудовых правоотношениях, защита субъективных трудовых прав работников, содействие совершенствованию организации труда и др.
Надзор и контроль за соблюдением трудового законода
Контроль - составная часть управленческой деятельности. Сущность ее заключается в проверке соответствия деятельности подконтрольных объектов предписаниям нормативных актов, корректировке и применении санкций, в оценке ее не только с точки зрения законности, но и целесообразности, эффективности.
Основная задача, контроля состоит в том, чтобы улучшить состояние законности на подконтрольных объектах за счет наиболее целесообразного применения правовых норм, принятия реальных мер как по устранению выявленных нарушений, так и их причин. По мере усиления договорных методов в регулировании трудовых отношений появляется реальная возможность принимать в рамках действующего законодательства наиболее эффективные решения. В связи с этим повышается ответственность нанимателей не только за законность, но и за целесообразность, эффективность принятых решений [16, c.632].
Соответственно своему назначению при осуществлении контроля государственные органы наделены административными полномочиями. Они принимают акты, обязательные для исполнения нанимателями, уполномоченными должностными лицами, привлекают к дисциплинарной и административной ответственности, могут назначать и проводить проверки, производственно-технические экспертизы, приостанавливать незаконные распоряжения и действия должностных лиц, делать им предупреждения, привлекать к обсуждению состояния законности трудовые коллективы, общественные организации, непосредственно налагать на виновных взыскания вплоть до отстранения от должности, наложения штрафов и передачи материалов в органы прокуратуры.
Процесс осуществления контроля включает следующие стадии: стадию проверки, установления фактического состояния дел; стадию анализа, сравнения существующего положения с требованиями трудового законодательства; стадию исправления и реагирования на обнаруженные нарушения.
Надзор - это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов. Полномочия органов при осуществлении надзора сводятся к требованиям устранить нарушения закона. Обнаружив нарушение, органы, осуществляющие надзорную деятельность, добиваются их устранения, применения к виновным лицам мер воздействия путем внесения своих предложений на рассмотрение того органа, который правомочен решать вопросы привлечения правонарушителей к ответственности [17, c.501].
На практике разграничение надзорно-контрольных органов невозможно и нецелесообразно, поскольку они сочетают в своей деятельности как надзорные, так и контрольные полномочия [4, ст. 462].
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде проводится в двух основных сферах: сфере установления условий труда и сфере применения условий труда.
При установлении условий труда осуществление на
В сфере применения установленных условий труда на
В каждой сфере надзорно-коитрольной дея
Таким образом, надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде - это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.
Надзор - это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.
Контроль - проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям нормативных правовых актов.
Различие между надзорной и кон
В зависимости от органов, осуществляющих надзорноконтрольную деятельность в области трудового законодательства, различают государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, а также общественный контроль.
ГЛАВА 2. Система и компетенция органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде
Система органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде - единый механизм, позволяющий эффективно осуществлять правоохранительную функцию государства. Именно благодаря наличию системы может быть достигнуто такое положение, когда любое юридически значимое действие нанимателей в отношении работников оказывается охваченным сферой надзора и контроля.
Критерием Объединения в одну систему неодинаковых по природе и назначению органов является необходимость обеспечения наиб
Систему органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, образуют специально уполномоченные органы. Их единственное назначение - обеспечение соблюдения законодательства о труде. Это органы межотраслевой компетенции.
Особое место в регулировании и
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589 утверждено Положение о Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [13].
Министерство труда и социально
В структуре министерства в настоящее время созданы депа
Основными задачами Министерства труда асоциальной защиты являются разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов госу
Информация о работе Понятие и сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде