Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:53, контрольная работа
Трудовые споры – разногласия, возникающие между субъектами трудового права и связанных с ними отношений по поводу применения законодательства о труде, коллективных договоров, установления либо применения существующих условий труда
Введение
В настоящее время соблюдение трудового законодательства становится одним из наиболее приоритетных направлений политики компаний. Так, всевозрастающая правовая грамотность работников в вопросах трудового права, усиление роли социального партнерства в трудовых отношениях и увеличение контроля со стороны государства по защите прав работников приводят к резкому росту количества трудовых споров, нередко именно коллективных (задержка заработной платы, массовые увольнения и т.д.), значительному возрастанию уровня штрафных санкций, и, соответственно, увеличению потребности в защите интересов сторон трудовых правоотношений.
Предметом исследования являются коллективные трудовые споры: понятие, виды и порядок разрешения.
Объектом исследования: общественные отношения, регулируемыми нормами трудового права, в части защиты трудовых прав работников.
Основной целью исследования являются коллективные трудовые споры: понятие, виды и порядок их разрешения в соответствии с трудовом законодательством.
В процессе исследования ставятся следующие частные задачи:
- рассмотреть и изучить понятия, причины, общую характеристику и правовую природу коллективных трудовых споров;
- изучить общий порядок разрешения коллективных трудовых споров;
- изучить судебное рассмотрение коллективных трудовых споров.
В
контрольной работе исследуется институт
разрешения коллективных трудовых споров
в соответствии с действующими законодательными
актами, регулирующими данную сферу трудового
права: Конституцией РФ, Трудовым кодексом
РФ.
Понятие трудового спора
Трудовые споры – разногласия, возникающие между субъектами трудового права и связанных с ними отношений по поводу применения законодательства о труде, коллективных договоров, установления либо применения существующих условий труда.
Трудовыми спорами, называются поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия, субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда.1
Трудовые споры можно классифицировать:
Субъектами индивидуальных трудовых споров являются с одной стороны – отдельный работник, с другой – наниматель. В коллективных – группа работников и с другой стороны – наниматель/ наниматели, его/их представители.
В основе трудовых споров искового характера является индивид, т.к. трудовые права, предоставляемые работникам, имеют персональный характер, и защита их осуществляется в индивидуальном порядке.
Неисковыми спорами могут быть как индивидуальные, так и коллективные трудовые споры, в зависимости от вида правоотношений, из которых они возникают. Этого вида споры могут возникнуть из 4-х правоотношений:
Возникновение трудовых споров обусловлено объективными и субъективными причинами. Объективные вытекают из экономической сущности трудовых отношений, основанных на найме рабочей силы, когда работник по договору отделен от собственности, что влечет несоблюдение интересов работника и нанимателя.2
Субъективными причинами являются:
Понятие
коллективных трудовых споров. Предмет,
стороны и виды
Общее понятие трудовых споров относится и к коллективным спорам, но с конкретизацией спорящих субъектов. Коллективными трудовыми спорами называются разрешаемые юрисдикционными органами неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений. Это понятие закреплено в ст. 2 Закона РФ о коллективно-трудовых спорах.
Предметом коллективно-
Например, разногласия по вопросам изменения норм выработки, сдельных расценок, оплаты труда, установления систем заработной платы, режима рабочего времени, по вопросам состояния охраны труда и техники безопасности в организации.
При споре трудового коллектива другой спорящей стороной может быть не только работодатель, его администрация, но и отраслевой вышестоящий орган управления, поскольку самоуправление трудового коллектива, осуществление его полномочий может ущемляться этим отраслевым органом.
В трудовом же споре профкома другой спорящей стороной является работодатель, его администрация организации как субъект правоотношения с профкомом.
Профком может быть и представителем интересов трудового коллектива по его уполномочию. Следовательно, профком в коллективно-трудовых спорах может выступать в двух ролях: а) как субъект спора профкома с работодателем, его администрацией и б) как представитель интересов трудового коллектива в его споре с работодателем, его администрацией или вышестоящим органом отраслевого управления. Если же спор возникает между СТК и администрацией, то он решается общим собранием трудового коллектива.
На
более высоком уровне, чем организация,
сторонами коллективного
Представителями работников являются органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство их уставами, а также органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им. Например, собрание работников может уполномочить представлять их в трудовом споре Совет трудового коллектива. Таким образом, профком и вышестоящие органы профсоюзов (их объединений) уставами профсоюзов уполномочены представлять работников, в том числе и в коллективном трудовом споре. СТК же для такого представительства в споре должен быть уполномочен на это общим собранием (конференцией) работников.3
Представители работодателей — это руководители организаций или другие полномочные уставом данной организации или иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей или иные уполномоченные работодателями органы.
Моментом начала коллективного трудового спора является день сообщения работодателем его решения об отклонении всех или части требований работников (или несообщения в письменной форме в течение трёх рабочих дней со дня получения требований решения работодателя представителю работников), а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. При проведении контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.4
С этого момента стороны могут начать примирительные процедуры рассмотрения коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника и в трудовом арбитраже.
Коллективные трудовые споры по характеру спора делятся на два вида: 1) о применении трудового законодательства, выполнении коллективных договоров и соглашений при осуществлении полномочий трудового коллектива или соответствующего профсоюза;
2) об
установлении новых или
Например, к первому виду относятся споры по вопросам изменения организационной структуры предприятия, применения мер морального и материального поощрения за успехи в труде и т.п. Ко второму виду относятся споры по вопросам введения новых льгот для отдельных категорий работников, новых положений о премировании, новых условий коллективного договора нормативного характера и т.п.
По
уровню социально-партнёрских
1. споры на уровне трудового коллектива организации, филиала, представительства;
2. споры при коллективных переговорах на федеральном уровне по социально трудовым отношениям;
3. споры при коллективных переговорах на отраслевом уровне по заключению отраслевого тарифного соглашения;
4. споры на региональном уровне субъектов Российской Федерации по социально-трудовым отношениям;
5. споры на профессиональном уровне по социально-трудовым отношениям.
Этот вид коллективного трудового спора может совпадать с видом отраслевого уровня, а отраслевой уровень может быть как общероссийской отрасли, так и региональной — субъекта Российской Федерации.
6. Споры на территориальном уровне. В широком смысле слова все уровни споров идут по определённым территориям (Федерация, её субъект и т.д.).
Но территориальный уровень может быть ограничен, например, городом, районом. Это могут быть отдельные территории страны. Например, районы Крайнего Севера.
В
этих шести видах возможных
Споры,
возникающие между
Порядок
разрешения коллективных трудовых споров
Коллективный трудовой спор начинается только в момент, когда работодатель откажется удовлетворять требования, выдвинутые на общем собрании коллектива или конференции (Ст. 400 ТК).
Требования работников и их представителей должны быть оформлены в соответствии с Федеральным законом «О коллективных трудовых спорах», а именно: эти требования должны быть сформулированы и выдвинуты на общем собрании (конференции) работников. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих.
Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. На этом же собрании избираются полномочные представители для участия в разрешении коллективного трудового спора в случае полного или частичного отклонения выдвинутых требований. Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации излагаются в письменной форме и направляются работодателю.
Информация о работе Понятие и разрешение коллективных споров