Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 14:49, реферат

Описание работы

Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленным настоящим Кодексом, "иными федеральными законами, а так же привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (ст. 419 ТК).

Работа содержит 1 файл

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

     Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

     Лица, виновные в нарушении трудового  законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленным настоящим Кодексом, "иными федеральными законами, а так же привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (ст. 419 ТК).

     Впервые в Трудовой кодекс введена норма, допускающая привлечение лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к гражданско-правовой ответственности. Этот вид ответственности предполагает особые условия ее наступления, а так же иные правила определения размеров, подлежащего возмещению вреда ( ст. 15 ГК).

     Гражданско-правовая ответственность может наступить  лишь в случаях, установленных федеральными законами (ст. 277 ТК).

     Так, лица, виновные в нарушении правил охраны труда, приведшем к причинению вреда здоровью работников, несут материальную ответственность перед организацией также в порядке регресса (обратного требования - п. 1 ст. 1081 ГК), когда данная организация возместила вред здоровью пострадавшего работника.

     К таким случаям относится, например, возмещение работодателем утраченного заработка в части оплаты труда пострадавшему, который выполнил работу в этой организации по гражданско-правовому договору, не предусматривающему обязанность работодателя уплачивать страховые взносы (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об обязательном государственном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

     Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 8 указанного Закона непосредственно работодатель (причинитель вреда) возмещает пострадавшим моральный вред в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.

     Возмещая  моральный вред работнику, пострадавшему  в результате несоблюдения требований охраны труда руководителем организации, работодатель вправе взыскать с него в порядке регресса выплаченные пострадавшему денежные средства.

     Руководитель, как мы уже говорили, несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

     Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

     Рассматривать дела об административных правонарушениях  имеют право: судьи, органы и должностные  лица, перечисленные в гл. 23 КоАП. Среди органов и должностных лиц в ст. 23.12 КоАП названа Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда.

     Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5. 28-5.35, 5.44 КоАП.

     Так, ст. 5.27 КоАП предусматривает что:

     1) нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда;

     2) нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутом административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию от одного года до трех лет.

     Дисквалификация - новый вид административного взыскания установленный Трудовым кодексом.

     Дисквалификация заключается в лишении физического  лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством.

     Административное  наказание в виде дисквалификации  назначается судьей.

     Дисквалификация устанавливается на срок от шести  месяцев до трех лет.

     Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к чле нам совета директоров, а так же к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

       Уголовная ответственность за преступления против трудовых прав граждан предусмотрена следующими статьями Уголовного кодекса:

     ст. 143 - Нарушение правил охраны труда;

     ст. 145 - Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет;

     ст. 146 - Нарушение авторских и смежных прав;

     ст. 147 - Нарушение изобретательских и патентных прав;

     ст. 215 - Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ;

     ст. 217 - Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах.

     Так, за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежала обязанность соблюдать данные правила, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, согласно ст. 143 УК наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, или исправительными работами на срок до 2 лет либо лишением свободы на срок до 2 лет. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

     Субъектами  преступления, предусмотренного данной статьей, могут быть как лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работ, так и руководители организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосред ственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

     В ст. 215-217 УК предусмотрена ответственность за нарушение: правил безопасности на объектах атомной энергетики; правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ; правил безопасности на взрывоопасных объектах; правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легко воспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий.

     Субъектами  названных преступлений могут быть как руководители организаций и другие работники, на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения правил безопасности, так и лица, обязанные соблюдать эти правила.

Информация о работе Ответственность за нарушение законодательства об охране труда