Отчет о прохождении информационной практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:35, отчет по практике

Описание работы

Целью настоящей работы является систематизация и анализ организационно-правовых форм хозяйственной деятельности для возможного последующего использования результатов исследования на практике.
Поставленная цель предполагает решение следующих конкретных задач:
проанализировать источники права, научную и справочную литературу по теме работы;
определить и систематизировать существующие организационно-правовые формы;
провести анализ каждой формы с целью выявления в них основных особенностей и отличий

Содержание

Введение....................................................................................................... 3
Глава I Понятие юридического лица. Государственные и муниципальные предприятия.
1.1 Определение юридического лица ........................................................... 4
1.2 Классификация и виды юридических лиц............................................ 5
1.3 Государственные и муниципальные унитарные предприятия......... 8
1.4 Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.............................................................................................................. 10
1.5 Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления....................................................................................................... 10
Глава II Хозяйственные товарищества и общества. Производственные кооперативы
2.1 Понятие хозяйственных товариществ и обществ............................... 12
2.2 Полное товарищество.................................................................................. 13
2.3 Товарищество на вере или коммандитное товарищество................. 16
2.4 Общество с ограниченной ответственностью...................................... 18
2.5 Общество с дополнительной ответственностью................................... 22
2.6 Акционерное общество............................................................................... 23
2.7 Производственные кооперативы.............................................................. 26
Глава III Некоммерческие организации
3.1 Потребительский кооператив.................................................................... 29
3.2 Общественные и религиозные организации (объединения)............ 30
3.3 Фонды.............................................................................................................. 31
3.4 Учреждения.................................................................................................... 32
3.5 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).................... 33
Заключение................................................................................................... 35
Литература.................................................................................................... 36

Работа содержит 1 файл

Осн.-хоз-ва и тр пр-ва.docx

— 78.23 Кб (Скачать)

 В кооперативах с числом участников более 50 допускается создание наблюдательного совета - постоянно действующего представительного органа членов кооператива, осуществляющего контроль за деятельностью его исполнительных органов.

Компетенцию исполнительных органов  кооператива составляют все вопросы не вошедшие в исключительную компетенцию общего собрания и наблюдательного совета. Абзац 4 п.1 ст.110 ГК РФ исключает возможность избрания в руководящие органы кооператива лиц, не являющихся его членами, то есть привлечения наемных управляющих. Запрещено также совмещение членства в наблюдательном совете и в исполнительных органах кооператива одними и теми же гражданами, что должно способствовать предотвращению возможных злоупотреблений. Равенство прав (голосов) в управлении делами всех членов кооператива закреплено п.4 ст.110 ГК РФ.

 Производственный кооператив является единым и единственным собственником своего имущества (п.2 ст.48, п.3 ст.213 ГК РФ). Деление этого имущества на паи, предусмотренное п.1 ст.109 ГК РФ, не приводит к созданию общей долевой собственности, ибо является лишь способом определения размера возможных требований члена производственного кооператива к этой коммерческой организации в случае выхода из нее или определения ликвидационной квоты.

 Поскольку членами кооператива в основном являются граждане, не осуществляющие прямо предпринимательскую деятельность, предусмотрена значительная льгота по оплате ими паевого взноса: в течение первого года работы кооператива они должны оплатить 90 процентов его суммы и лишь 10 процентов внести к моменту его регистрации.

 Кооператив вправе выпускать ценные бумаги, в том числе облигации, без ограничений (которые пока не предусмотрены действующим законодательством). Он не вправе выпускать лишь акции.

 Как прибыль, так и ликвидационная квота делятся в кооперативе не по размеру паевых взносов, а по трудовому участию (п.4 ст.109 ГК РФ).

 

Глава III

Некоммерческие организации.

3.1  Потребительский кооператив

 Потребительский кооператив в отличие от производственного является некоммерческой организацией, которая объединяет на основе членства не только граждан, но и юридических лиц. Она не предполагает обязательного личного участия своих членов в общих делах.

 К числу потребительских кооперативов относятся самые разнообразные виды кооперативов: жилищные и жилищно-строительные, гаражные, дачные, садоводческие товарищества и др. Поэтому Гражданский кодекс предусматривает, что особенности правового положения отдельных видов кооперативов должны определятся специальными законами о них как, например, организационно-правовой статус сельскохозяйственных кооперативов определяется Законом РФ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 года .

 Единственным учредительным документом потребительского кооператива является его устав. Согласно п.2 ст.116 ГК РФ к числу его обязательных условий отнесены условия о размере паевых взносов его членов, сроках и порядке их внесения, о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, включая перечень вопросов, решения по которым могут быть приняты только единогласно или большинством голосов, а также условие о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

 Высшим органом кооператива является общее собрание, имеющее исключительную компетенцию и формирующие исполнительные органы, в ведение которых входит решение всех вопросов, не отнесенных к исключительной компетенции общего собрания.

 Имущество кооператива принадлежит ему на праве собственности (п.2 ст.48, п.3 ст.213 ГК РФ). Именно кооператив как юридическое лицо является единым и единственным собственником своего имущества, которое не составляет объекта ни «коллективной», ни долевой, ни какой-либо иной собственности его членов (участников). В потребительских кооперативах с участием граждан (жилищных, гаражных, дачных и т.п.) согласно п.4 ст.218 ГК РФ полное внесение паевого взноса за квартиру, дачу, гараж или иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, влечет появление у них права собственности на указанные объекты и соответственно утрату на них права собственности самим кооперативом.

 Основу имущественной самостоятельности кооператива составляет его паевой (уставный) фонд, формируемый за счет паевых взносов его участников (членов). Он также является гарантией удовлетворения имущественных интересов кредиторов кооператива. Поэтому обязанность внесения паевых взносов является важнейшей обязанностью члена потребительского кооператива.

 Закон и устав потребительского кооператива могут предусматривать осуществление им некоторых видов предпринимательской деятельности. Полученные от такой деятельности доходы распределяются между членами кооператива либо идут на иные нужды, определяемые общим собранием (п.5 ст.116 ГК РФ). Такого рода деятельность в целом не меняет основных уставных задач и объема целевой правоспособности потребительского кооператива, а потому и не ведет к превращению его в производственный кооператив или в хозяйственное общество. Участие потребительского кооператива в предпринимательских отношениях остается ограниченным рамками уставных задач и он не получает общей правоспособности, свойственной коммерческой организации.

3.2  Общественные и религиозные организации (объединения)

 Право граждан Российской Федерации на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, закреплено в ст.30 Конституции Российской Федерации, устанавливающей также гарантию свободы деятельности объединений.

 В новом Гражданском кодексе объединения определяются как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан для удовлетворения их духовных и иных нематериальных потребностей.

 В категорию общественных и религиозных организаций входит большое число разнообразных объединений граждан: политические партии и профессиональные союзы, добровольные общества и союзы творческих деятелей, организации общественного самоуправления и религиозные организации и т.д. Статья 117 ГК РФ предусматривает лишь некоторые основные положения, касающиеся их участия в имущественном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Общественные и религиозные организации как юридические лица являются едиными и единственными собственниками своего имущества. Их участники - граждане не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на это имущество (п.3 ст.48, п.п.3 и 4 ст.213 ГК РФ) и не приобретают от участия в них никаких имущественных выгод. Имущество, которое они передали в виде членских взносов, становится собственностью организаций и не подлежит возврату участникам ни в случае их выхода из организации, ни в случае ее ликвидации после расчетов с кредиторами. Члены общественных и религиозных организаций не несут ответственности по долгам своих организаций, а последние не отвечают по обязательствам своих членов.

 Полученные общественными и религиозными организациями доходы от разрешенной им предпринимательской деятельности, включая доходы от деятельности созданных ими коммерческих организаций, не могут быть распределены между участниками и могут расходоваться только на нужды самих этих юридических лиц.

 Следует отметить, что Гражданский кодекс рассматривает общественные и религиозные организации под углом зрения участия их в имущественных отношениях. Деятельность общественных и религиозных объединений в определенных сферах регламентируется специальными Федеральными Законами. Например, уже действует Закон РФ «Об общественных объединениях»  от 14 апреля 1995 года, а также Законы РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»  от 8 декабря 1995 года, «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»  от17 августа 1995 года, «О некоммерческих организациях»  от 8 декабря 1995 года, Закон РСФСР от 25 октября 1990 года «О свободе вероисповедания» .

3.3  Фонды

 Фонды - относительно новый вид юридических лиц, успевший широко распространиться в нашем имущественном обороте, несмотря на отсутствие сколько-нибудь развитой правовой базы. В п.1 ст.118 ГК РФ определяется понятие фонда лишь для целей правового регулирования имущественного оборота, то есть в качестве юридические лица.

 Закон РФ от 14 апреля 1995 года «Об общественных объединениях» ввел понятие фонда, определение которого сходно с указанным в Гражданском кодексе, но имеет и определенные отличия. По Закону возможно функционирование фондов как получивших государственную регистрацию, так и незарегистрированных. В последнем случае фонд не приобретает гражданской правоспособности. Кроме того, допускается создание иных видов фондов: частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других. Их создание, деятельность, реорганизация и ликвидация могут регулироваться соответствующими законами о фондах.

 Фонд -некоммерческая организация, основанная на членстве его участников (учредителей), которые не обязаны участвовать в его деятельности, но лишены возможности прямо участвовать в управлении ее делами. Вместе с тем фонд является собственником своего имущества, на которое у его участников отсутствуют какие-либо имущественные права (п.3 ст.48, пп.3 и 4 ст.213 ГК РФ).

 Учредители (участники) фонда вынуждены доверять его органам во всем, что касается надлежащего использования имущества фонда. Фонд же должен преследовать в своей деятельности исключительно социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные цели. Для контроля за деятельностью органов фонда введены обязательные требования создания его попечительского совета, осуществляющего постоянный контроль за деятельностью фонда и его должностных лиц (п.4 ст.118 ГК РФ), и публичного ведения фондом своих имущественных дел (п.2 ст.118 ГК РФ). В уставе фонда обязательно должны содержаться сведения о цели его деятельности и об органах фонда, включая попечительский совет. Там же устанавливается порядок назначения и освобождения должностных лиц фонда (например, с обязательного согласия или утверждения попечительского совета). При отсутствии таких условий фонд не подлежит регистрации.

 Имущественная база фонда составляется за счет взносов его учредителей и пожертвований (даров) любых других лиц. Поскольку фонд не имеет фиксированного членства и постоянных источников доходов, ему разрешено участвовать в предпринимательских отношениях как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной или дополнительной ответственностью). Однако непосредственная предпринимательская деятельность фонда подвергается целевым ограничениям (п.1 ст.49 ГК РФ). Она должна полностью соответствовать полезным целям деятельности фонда и быть необходимой для из достижения.

 Основания ликвидации фонда определены законом (в том числе ГК РФ (п.2 ст.119)), а не его уставом. Фонд может быть ликвидирован только в судебном порядке. К числу главных оснований ликвидации фондов отнесены невозможность достижения целей его создания либо уклонение от этих целей в своей деятельности. Закон допускает и банкротство фонда. При ликвидации фонда остаток его имущества после расчетов с кредиторами не подлежит распределению ни между учредителями или участниками фонда, ни между его должностными лицами (п.3 ст.119, п.4 ст.213 ГК РФ), а направляется на цели, предусмотренные его уставом и соответствующие задачам создания фонда.

3.4  Учреждения

 Учреждения - единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества (п.3 ст.120 ГК РФ).

 К числу учреждений относится большое количество разнообразных некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты и т.д. Учитывая это многообразие, Гражданский кодекс не определяет наименования их учредительных документов: в одних случаях это может быть устав, а в других - общее положение об организациях данного вида (п.1 ст.52). Исходя из многообразия видов учреждений, ГК РФ допускает регламентацию их правового статуса как специальными законами, так и подзаконными актами (п.3 ст.120). Например, Законом РФ от 10 июля 1995 года «Об образовании» , Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года , Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года  и др.

 Будучи несобственником, учреждение обладает весьма ограниченным правом оперативного управления на переданное ему собственником имущество (абз.2 п.1 ст.120, ст.296 ГК РФ). Оно не предполагает участия такой организации в предпринимательских отношениях, за исключением некоторых случаев, прямо предусмотренных ее учредительными документами. Зато при недостатке у учреждения денежных средств для расчетов с кредиторами последние вправе предъявить требования к собственику-учредителю, который в этом случае полностью отвечает по долгам своего учреждения. С учетом этого обстоятельства закон не предусматривает возможности банкротства учреждений.

3.5  Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

 Ассоциации или союзы рассматриваются пю1 ст.121 ГК РФ как объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями, хотя созданы они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими юридическими лицами.

 Объединения юридических лиц могут создаваться исключительно на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо функции управления организациями, находящимися в их составе. Цели их создания - координация деятельности участников и представление и защита общих интересов - исключают необходимость постоянного участия в предпринимательстве. Для ведения предпринимательской деятельности ассоциация или союз вправе создать хозяйственное общество (в том числе в форме «компании одного лица») либо участвовать в нем. Однако полученные от такой деятельности доходы не могут распределяться между участниками объединения и должны идти на нужды объединения в целом. Если же участники возлагают на ассоциацию (союз) ведение какой-либо предпринимательской деятельности, она подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, участниками которого становятся ее члены (п.1 ст.121. ГК РФ)

Участники ассоциации (союза) как юридические  лица сохраняют полную самостоятельность (п.3 ст.121 ГК РФ), сами определяют характер созданного ими объединения и  управляют его деятельностью. Поэтому  одно и тоже юридическое лицо одновременно может состоять в нескольких ассоциациях и союзах.

 Ассоциации (союзы) действуют на основании двух учредительных документов - договора и устава. В учредительном договоре участники выражают свою волю на создание объединения, определяют условия участия в нем, а также цели деятельности объединения. В уставе определяется статус ассоциации или союза, включая порядок образования и компетенцию органов управления, условия и порядок реорганизации и ликвидации объединения и тому подобные вопросы (п.2 ст.52, п.2 ст.122 ГК РФ). Перечень обязательных требований, предъявляемых законом к учредительным документам ассоциации (союза) (п.2 ст.122 ГК РФ), должен позволить четко определить структуру управления ею, включая порядок формирования и компетенцию ее органов, условия приема и исключения из объединения, а также порядок распределения и использования имущества, оставшегося после его ликвидации. Указанное в учредительных документах ассоциации (союза) фирменное наименование должно содержать указание на основной предмет деятельности ее участников (с добавлением слова «ассоциация» или «союз»).

Информация о работе Отчет о прохождении информационной практики