Особенности регулирования труда работников отдельных возрастных категорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить возраст как юридический факт в трудовом праве.
Задачи курсовой работы:
1) Определить роль возраста для существования трудовой правосубъектности, а для этого:
– выявить сущность правосубъектности в трудовом праве;
– рассмотреть виды трудовой правосубъектности.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль возраста для существования трудовой правосубъектности работника
1.1. Сущность правосубъектности в трудовом праве
1.2. Виды трудовой правосубъектности
Глава 2. Особенности регулирования труда работников отдельных возрастных категорий
2.1. Особенности регулирования труда несовершеннолетних
2.2. Особенности регулирования труда пенсионеров
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Возраст как юридический факт в трудовом праве.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Федеральный законодатель, предусматривая гарантии работникам при устройстве на работу и заключении трудового договора, направленные на формирование стабильных (длительных) трудовых отношений, вправе установить неодинаковый объем таких гарантий с учетом различий в фактическом положении лиц, которые еще не приобрели право на назначение пенсии по возрасту (по старости), и лиц, получающих эту пенсию, для которых работа по трудовому договору выступает дополнительным к пенсии источником средств к существованию, в частности предоставить работодателю более широкие возможности по заключению с пенсионерами по возрасту срочного трудового договора.

С учетом того, что срочный трудовой договор с пенсионерами по возрасту может заключаться по соглашению сторон, данная норма предоставляет сторонам трудового договора свободу выбора в определении вида договора: по взаимной договоренности он может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок.

Поскольку срочный трудовой договор заключается по соглашению сторон, то есть на основе добровольного согласия работника и работодателя, в случае, когда согласие на заключение договора было дано работником вынужденно, он вправе оспорить правомерность заключения с ним срочного трудового договора в суде общей юрисдикции. Если судом на основе исследования и оценки всех фактических обстоятельств дела будет установлено, что согласие работника на заключение такого договора не является добровольным, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок.

Кроме того, при установлении в ходе судебного разбирательства факта многократного заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции суд вправе с учетом обстоятельств конкретного дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок (п. 13 и 14 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 в редакции Постановления от 28.12.2006 № 63). Рассматривающий такой трудовой спор суд общей юрисдикции должен проверить и соблюдение работодателем установленного ч. 6 ст. 58 ТК РФ запрета на заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.

Таким образом, Конституционный суд установил, что нормативное положение абз. 3 ч. 2 ст. 59 ТК РФ не может расцениваться как нарушающее равенство граждан при осуществлении ими права на труд, и следовательно, отсутствуют основания для принятия запроса Челябинского городского суда к рассмотрению.

Что касается увольнения лиц пенсионного возраста, то в первую очередь необходимо сказать, что в ст. 77 ТК РФ достижение работником пенсионного возраста не рассматривается как основание для расторжения с ним трудового договора, однако в соответствии со ст. 77 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами. Так, особые требования к возрасту работников установлены п. 5 ст. 25 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», согласно которому с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет. Во всех иных случаях достижение пенсионного возраста не влияет на трудовые отношения работника и работодателя. Тем не менее, ранее в трудовом законодательстве имело место включение в законодательство возможности расторжения трудового договора по инициативе администрации с лицами, достигшими пенсионного возраста, при наличии у них права на полную пенсию по старости (п. 1.1 ст. 33 КЗоТ РСФСР). В современном законодательстве подобные положения отсутствуют, и пенсионеры могут быть уволены только по тем же основаниям, что и другие работники. В вопросе увольнения пенсионеров необходимо коснуться расторжения трудового договора с лицами пожилого возраста в случае сокращения численности или штата работников.

Порядок увольнения по п. 2 ст. 81 ТК РФ един для всех работников: увольнение лица пожилого возраста вследствие сокращения численности (штата) работников признается правомерным лишь при полном соблюдении работодателем правил, установленных законодательством и коллективным договором данной организации. В частности, увольнение допускается при условии, если работника невозможно перевести с его согласия на другую работу или работник отказался от предложенной ему работы. При этом под другой работой, которая может быть предложена работнику, понимается работа (должность), соответствующая той, которую он выполнял до увольнения, а при отсутствии таковой - вакантная должность (нижеоплачиваемая работа), которую он может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья. Работодатель обязан предложить все имеющиеся вакансии, в том числе появившиеся после уведомления работника о предстоящем увольнении, что характерно для случаев, когда в интересах производства в штатное расписание вместо упраздненных должностей вводятся другие без уменьшения общей численности работников. Предложение высвобождаемому работнику о переводе на вакантную должность не может ограничиваться рамками подразделения, где он трудился: ему должны предлагаться и вакансии, имеющиеся в других структурных подразделениях организации, являющихся частью юридического лица.

Нередко можно встретить то мнение, что увольнение по п. 2 ст. 81 ТК РФ касается прежде всего лиц, достигших пенсионного возраста. Однако это не согласуется с требованием ч. 1 ст. 179 ТК РФ о преимущественном праве на оставление на работе лиц с более высокой производительностью труда и квалификацией. Достижение пенсионного возраста не является основанием для первоочередного увольнения таких лиц, они могут быть уволены только в соответствии с общими правилами.

При увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию работник вправе оставить работу до истечения двухнедельного срока, предусмотренного для предупреждения работодателя. К сожалению, в отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 124 КЗоТ РФ), исключающего в этом случае удержание из заработной платы работника отпускных за неотработанные дни полученного авансом отпуска, ныне действующее законодательство (ст. 137 ТК РФ) такой льготы для лиц пенсионного возраста при их увольнении не предусматривает. Кстати, при увольнении лиц по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости их непрерывный стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе.

Что касается дополнительных гарантий, связанных с особыми условиями труда, то ст. 128 ТК РФ устанавливается, что работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы работающим пенсионерам по старости (возрасту) продолжительностью до 14 календарных дней в году.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания оказывают помощь гражданам пожилого возраста в профессиональной подготовке и трудоустройстве. Граждане пожилого возраста, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, также могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора. Этим работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Как уже отмечалась, потребность в особых условиях труда является одним из главных факторов, выделяющих пенсионеров в самостоятельную группу работников. Вместе с тем можно констатировать отсутствие какой-либо специальной регламентации труда пенсионеров в ТК РФ. Следовательно, основную роль здесь играют коллективные договоры, которые могут повышать общие гарантии для пенсионеров, и непосредственно трудовой договор, закрепляющий условия, на которых достигнуто соглашение между работником и работодателем в рамках положений ТК РФ. Так, хотелось бы отметить, что несмотря на то, что у работающих пенсионеров, как правило, квалификация не снижается, они нередко нуждаются в сокращении объема работ, в изменении производственного ритма. Поэтому условия труда, в частности режим рабочего времени и времени отдыха, должны соответствовать трудоспособности конкретного пожилого человека. Не случайно при трудоустройстве пенсионеры отдают предпочтение тем видам трудовой деятельности, которые не требуют единого ритма и темпа работ, а наоборот, допускают индивидуальное моделирование режима труда и отдыха, выполнение рабочего задания по количеству и качеству сообразно собственным возможностям. При наличии таких условий продолжать трудовую деятельность готово большинство лиц пожилого возраста.

Исследования показывают, что отсутствие желания работать у определенной части пожилых людей связано либо с состоянием здоровья, либо с занятостью домашним хозяйством. Однако влияние этих и других факторов, сдерживающих возможность трудиться, может быть ослаблено путем широкого распространения для пожилых людей надомного труда и режима неполного рабочего времени в производственных условиях. Организация труда по режиму неполного рабочего времени представляет особый интерес и с позиции расширения занятости пожилых людей, и с позиции увеличения продолжительности их трудовой жизни. Автору статьи представляется, что неполный рабочий день в большей степени, нежели неполная рабочая неделя, отвечает интересам как производства, так и работников. Неполный рабочий день исключает сверхурочную и ночную работу. У лиц, работающих неполный рабочий день, часовая выработка обычно выше, у них реже наблюдается неявка на работу по уважительным причинам. Неполное рабочее время дает возможность приспосабливать время работы в день, в неделю к возможностям и потребностям лиц пожилого возраста. Для пожилого человека такой режим может явиться переходным этапом между временем, когда он выполнял полную нагрузку, и окончательным оставлением работы.

Трудовая деятельность пенсионеров имеет чрезвычайно важное значение как для них самих, так как предоставляет возможность реализации потенциала, применения полученных навыков и является, как правило, основным источником средств к существованию, так и для государства в целом, поскольку формирует дополнительный резерв трудовых ресурсов. Поэтому работодатели должны всеми способами поддерживать инициативу пенсионеров начать или продолжить трудовую деятельность, а также создавать наиболее благоприятные для них условия труда.

Заключение

 

Анализ, возраста как юридического факта в трудовом праве, позволяет сделать некоторые выводы:

Возраст выступает, как правило, либо как правопорождающий, либо как правоизменяющий, либо как правопрекращающий юридический факт. И тем не менее в ряде случаев достижение определенного возраста является юридическим фактом, порождающим одновременно возникновение одних и прекращение других прав и обязанностей. Определенный возраст лица может повлечь за собой как одно правовое последствие, так и несколько правовых последствий. Различные возрасты могут быть основанием возникновения одного и того же правоотношения.

Возраст в трудовом праве может выступать и как самостоятельный юридический факт, и как элемент юридического состава. В любом случае возраст в качестве юридического факта должен быть оформлен и зафиксирован в соответствующих документах. Возраст в трудовом праве относится к числу определенных юридических фактов, поскольку, закрепляя в норме права возраст лица, законодатель устанавливает и связанные с ним правовые последствия в области трудового права.

Трудовая правосубъектность характеризуется законодательством как равная для всех граждан (физических лиц). Это означает, что граждане свободны в реализации своих прав, и естественные различия между ними, например пол, возраст, раса, национальность или имущественное положение, наличие или отсутствие регистрации по месту жительства, либо отношение к религии и другие обстоятельства не должны носить характер дискриминации в сфере труда.

Равная трудовая правосубъектность физических лиц (граждан) не может быть ограничена ничем, кроме федерального закона или приговора суда. Физическое лицо, вступившее в трудовое правоотношение с работодателем на основании трудового договора, приобретает правовой статус работника как участника данного правоотношения. В ТК работник определяется как физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ч. 2 ст. 20).

Трудовая правосубъектность устанавливается действующим законодательством по достижении гражданами шестнадцатилетнего возраста.

Юридическая природа возрастного критерия трудовой правосубъектности граждан состоит в том, что именно с этим возрастом связывается по закону достижение ими трудового совершеннолетия: в трудовых правоотношениях они приравниваются к гражданскому совершеннолетию, а в области охраны труда, рабочего времени и некоторых других условий труда пользуются определенными льготами и преимуществами.

В правовой теории и на практике различают три основных вида правоспособности: общую, отраслевую и специальную.

Общая правосубъектность – это способность лица в рамках данной политической и правовой системы быть субъектом права вообще. Вопрос об общей правосубъектности представляет собой социально-политический вопрос, признает ли право данных индивидов, организации, общественные образования субъектами права или нет. В социалистическом обществе все люди с момента рождения обладают общей правосубъектностью.

Отраслевая правосубъектность – это способность лица быть участником правоотношений той или иной отрасли права. Различаются, в частности, правосубъектности: политическая (государственно-правовая), гражданская, трудовая, семейная, процессуальная и т.д.

Специальная правосубъектность – это способность лица быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках данной отрасли права. Специальной правосубъектностью, например, обладают юридические лица в советском гражданском праве, органы государственного управления и должностные лица – в пределах административных правоотношений.

Действующим законодательством в отношении несовершеннолетних работников установлены особые социальные гарантии, о которых следует напомнить как самим подросткам, так и их работодателям. Однако, некоторые вопросы и спорные моменты все же остаются нерешенными. Представляется, что ответы на эти вопросы должны быть даны законодателем при обновлении Трудового кодекса РФ, а также законодательства о защите прав несовершеннолетних в Российской Федерации.

Трудовая деятельность пенсионеров имеет чрезвычайно важное значение как для них самих, так как предоставляет возможность реализации потенциала, применения полученных навыков и является, как правило, основным источником средств к существованию, так и для государства в целом, поскольку формирует дополнительный резерв трудовых ресурсов. Поэтому работодатели должны всеми способами поддерживать инициативу пенсионеров начать или продолжить трудовую деятельность, а также создавать наиболее благоприятные для них условия труда.

 

 

 


Список использованной литературы

Информация о работе Особенности регулирования труда работников отдельных возрастных категорий