Особенности профсоюзных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Российская Федерация есть правовое демократическое государство, характерной чертой которого является активное участие граждан в политической жизни страны, наличие форм прямой и представительной демократии, широкой системы прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации. В соответствии со ст. 30 Конституции РФ граждане имеют право на объединение, включая право на создание профсоюзов для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРОФСОЮЗОВ…. …………………………………………………..5
ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОФСОЮЗОВ…………….8
ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ…………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….19

Работа содержит 1 файл

контрольная по трудовому праву.docx

— 40.43 Кб (Скачать)

 Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления. Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - морали, традиции и др. Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.

 Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ

Современное законодательство позволяет профессиональным союзам сосредоточиться на выполнении основной задачи - представлять и защищать социально-экономические  интересы работников, эти права характеризуют  отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами решений  в сфере труда. По отношению к  государственным и хозяйственным  органам осуществление профсоюзами  подобных полномочий является реализацией  ими своих прав. Но по отношению  к трудящимся, от имени и в интересах  которых выступают профсоюзы, осуществление  полномочий профсоюзов составляет их обязанность. Поэтому полномочия профсоюзов принято характеризовать как  права-обязанности: права по отношению  к государственным и хозяйственным  органам и обязанности перед  трудящимися.

Основные права и обязанности  профсоюзов перечислены в гл. II Законе о профсоюзах, согласно которых профсоюзы  вносят предложения и высказывают  свое мнение по проектам законодательных  и других нормативных актов, затрагивающих  социально-трудовые права работников. Системы оплаты труда и норм труда  устанавливаются работодателями с  учетом мнения профсоюзных органов  и закрепляются в коллективных договорах.

Профсоюзы участвуют в  разработке государственных программ занятости, они должны быть уведомлены о предстоящем приостановлении  производства и сокращении рабочих  мест. В установленных законодательством  случаях увольнение работника - члена  профсоюза может быть произведено  только с учетом мнения выборного  профсоюзного органа (ст. 12 Закона о  профсоюзах).

Профсоюзы ведут коллективные переговоры и заключают от имени  работников коллективные договоры и  соглашения, а также осуществляют контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений. Профсоюзы имеют право участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, в соответствии с законом проводить забастовки и другие коллективные действия. Отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами строятся на основе социального партнерства. Профсоюзы наравне с другими социальными партнерами участвуют в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов (ст. 13, 14, 15 Закона о профсоюзах).

Для осуществления своей  уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от государственных и хозяйственных  органов информацию по социально-трудовым вопросам. Профсоюзы имеют право  на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о  труде и создают для этой цели собственные инспекции труда.4

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют  право:

1) осуществлять контроль  за соблюдением трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права;

2) проводить независимую  экспертизу условий труда и  обеспечение безопасности работников  организации;

3) принимать участие в  расследовании несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний;

4) получать информацию  от руководителей и иных должностных  лиц организаций о состоянии  условий и охраны труда, а  также о всех несчастных случаях  на производстве и профессиональных  заболеваниях;

5) защищать права и  интересы членов профессионального  союза по вопросам возмещения  вреда, причиненного их здоровью  на производстве (работе);

6) предъявлять работодателям  требования о приостановке работ  в случаях непосредственной угрозы  жизни и здоровью работников;

7) направлять работодателям  представления об устранении  выявленных нарушений законов  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права, обязательные для рассмотрения;

8) осуществлять проверку  состояния условий и охраны  труда, выполнения обязательств  работодателей, предусмотренных  коллективными договорами и соглашениями;

9) принимать участие в  работе комиссий по испытаниям  и приему в эксплуатацию производственных  объектов и средств производства  в качестве независимых экспертов;

10) принимать участие в  рассмотрении трудовых споров, связанных  с нарушением законодательства  об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными  договорами в соглашениями, а  также с изменениями условий  труда;

11) принимать участие в  разработке законов и иных  нормативных правовых актов, содержащих  нормы трудового права;

12) принимать участие в  разработке проектов подзаконных  нормативных правовых актов об  охране труда, а также согласовывать  их в порядке, установленном  Правительством РФ;

13) обращаться в соответствующие  органы с требованием о привлечении  к ответственности лиц, виновных  в нарушении законов и иных  актов, содержащих нормы трудового  права, сокрытии фактов несчастных  случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении  указанных полномочий взаимодействуют  с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить  обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений, требования охраны труда.5

По-новому осуществляют профсоюзы  защиту интересов в органах по рассмотрению трудовых споров. В случаях  нарушения законодательства о труде  профсоюзы имеют право либо по просьбе членов профсоюзов, других работников, либо по собственной инициативе обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие  индивидуальные трудовые споры.

Для более квалифицированной  помощи в деле защиты социально-трудовых и других прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы  могут создавать собственные  юридические службы и консультации. Полномочия профсоюзов обладают различной  юридической силой. Юридическую  силу характеризует степень обязательности предложений профсоюзов для государственных  и хозяйственных органов. Одни полномочия носят совещательный (рекомендательный) характер, таково, например, участие  профсоюзов в рассмотрении проектов законодательных и других нормативных  актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Соответствующие  государственные органы обязаны  запросить мнение профсоюзов, выслушать  это мнение и обсудить его, но решение  принимают самостоятельно. Другие полномочия профсоюзов носят паритетный характер: например, коллективные договоры, соглашения принимаются на паритетных началах с профсоюзными органами.6

Возможны случаи, когда  профсоюзы принимают самостоятельные  решения в сфере трудовых отношений, например, решения о проведении забастовок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональные союзы  возникли как добровольные объединения  рабочих и служащих по профессиям.

В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. Прежде всего профсоюзы декларируют  твердую приверженность защите интересов  трудящихся и отказ от выполнения производственных функций. В новых  условиях профсоюзы перешли от организационного монизма, обусловленного однопартийной  системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют профсоюзы  различных направлений.

Правовая основа деятельности профсоюзов в России заключается  в закреплении права граждан  на объединение в профсоюзы для  защиты своих интересов (ст. 30 Конституции  РФ). 12 января 1996 г. был принят Закон  о профсоюзах, в котором дана достаточно полная и подробная регламентация  прав и обязанностей этих общественной организации.

С 1 февраля 2002 г. с момента  вступления в силу ТК РФ, в статьях  гл. 58 и других закреплены права профессиональных союзов, гарантии этих прав и ответственность  за их нарушения, именно поэтому нормы  Закона о профсоюзах следует применять  в соответствии их ТК РФ.

Первичная профсоюзная организация  объединяет членов профсоюзов, как  правило, одного предприятия, организации  независимо от форм собственности и  подчиненности, действует на основании  положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной  организации соответствующего профсоюза.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций - защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных, непосредственно  связанных с ним отношений.

Основные права и обязанности  профсоюзов перечислены в гл. II Законе о профсоюзах, согласно которых профсоюзы  вносят предложения и высказывают  свое мнение по проектам законодательных  и других нормативных актов, затрагивающих  социально-трудовые права работников. Системы оплаты труда и норм труда устанавливаются работодателями с учетом мнения профсоюзных органов и закрепляются в коллективных договорах.

Накопленный за последние  десять лет опыт реформирования российских профсоюзов, в частности, в регионах, нуждается в изучении, систематизации и практическом использовании.

Сегодня профсоюзы - это самые  крупные общественные объединения  в России, один из важнейших социальных институтов, включенных в процесс  регулирования социально-трудовых отношений. В деятельность профсоюзов вовлечены миллионы людей, профсоюзы  располагают большими материальными  и финансовыми ресурсами влияния  на социальные процессы.

Однако сегодня налицо противоречие между социально-институциональными функциями профсоюзов и реальными  возможностями их осуществления. Это  является следствием слабости российских профсоюзов, их недостаточной действенности, а также отчасти, негативного  восприятия профсоюзов обществом, слабой мотивированности и недостаточной  компетентности профсоюзных кадров и руководителей.

Итак, в нынешних условиях необходим поиск новых форм и  методов работы профсоюзов для эффективного выполнения ими своих функций  по обеспечению защиты интересов  трудящихся. Это актуально как  для федеральных, так и региональных органов российских профсоюзов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской  Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.

2. Трудовой кодекс Российской  Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской  Федерации. 2002. N 1. Ст. 3.

3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных  союзах, их правах и гарантиях  деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

4. Башмаков В.И., Санатулов Ш.З. Профсоюзы современной России: Социологический аспект. - М.: АТиСО, 2007. 65 с.

5. Карабельников Б.Р. Отношения работодателей с профсоюзами и представительными органами работников в свете норм ТК РФ // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2008. N 2.

6. Колобова С.В. Трудовое  право России: Учебное пособие  для вузов. – М.: Юстицинформ, 2005. – С.45-47.

7. Кузнецов М.В. Правовая  природа деятельности профсоюзов // Гражданин и право. 2004. N 8.

8. Миронов В.И. Трудовое  право России. Учебник. – СПб:  Питер, 2004. 130 с.

9. Рыженков А.Я., Мелихов  В.М., Шаронов С.А. Трудовое право  России: Курс лекций. – М.: ООО  "Новая правовая культура", 2007. – С. 65

10. Титова Г. Профсоюзы и работодатели // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2005. N 11.

1Башмаков В.И., Санатулов Ш.З. Профсоюзы современной России: Социологический аспект. - М.: АТиСО, 2007. 65 с.

2 Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник. – СПб: Питер, 2004. – С. 45

3 Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое право России: Курс лекций. – М.: ООО "Новая правовая культура", 2007. – С. 35

4Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. – М.: Юстицинформ, 2005. – С.45-47.

 

5Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое право России: Курс лекций. – М.: ООО "Новая правовая культура", 2007. – С. 65

6 Там же. С.-65

 


Информация о работе Особенности профсоюзных организаций