Особенности и основные направления национальной стандартизации на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 22:56, реферат

Описание работы

Особенности организации проведения работ по стандартизации на современном этапе, выбора приоритетных направлений стандартизации определяются тремя обстоятельствами:

необходимостью выполнения Соглашения по техническим барьерам в торговле как условия присоединения России к ВТО и членства в этой организации;
условиями проекта "Развитие стандартизации", финансируемого главным образом за счет займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР);
необходимостью финансирования работ по государственной стандартизации не только за счет государственного бюджета, но и внебюджетных источников (средств хозяйствующих субъектов и пр.).

Работа содержит 1 файл

ГБОУ СПО Политехнический колледж.docx

— 2.51 Мб (Скачать)

ГБОУ СПО Политехнический  колледж №39

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Особенности и основные направления национальной стандартизации на современном этапе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы РТ-31

Антипина Александра

 

 

Москва, 2012

Особенности национальной стандартизации на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

Тенденции и основные направления  развития стандартизации в Российской Федерации

 

 Особенности организации  проведения работ по стандартизации  на современном этапе, выбора  приоритетных направлений стандартизации  определяются тремя обстоятельствами:

 

  • необходимостью выполнения Соглашения по техническим барьерам в торговле как условия присоединения России к ВТО и членства в этой организации;
  • условиями проекта "Развитие стандартизации", финансируемого главным образом за счет займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР);
  • необходимостью финансирования работ по государственной стандартизации не только за счет государственного бюджета, но и внебюджетных источников (средств хозяйствующих субъектов и пр.).

 В перспективе предстоит  решать ряд задач. 

  1. Интенсивное развитие работ по стандартизации в приоритетных направлениях. Как и прошлое пятилетие (1992-1997 гг.), приоритетными направлениями остаются: экология и безопасность (в первоочередном порядке должны решаться задачи стандартизации детского питания, пищевых продуктов с повышенным риском токсикологического воздействия на человека, потенциально опасной техники); информационные технологии; ресурсосбережение. В число приоритетных за последнее время выдвинулись: нормативное обеспечение качества продукции с целью защиты прав потребителей - внесение в стандарты на продукцию требований безопасности, стандартизация идентификационных параметров и методов их определения для предотвращения фальсификации продукции (алкогольная и табачная продукция, косметика и парфюмерия и т.п.); стандартизация бухгалтерской и банковской деятельности; стандартизация услуг по оценке имущества.

 

  1. Формирование технического законодательства в области стандартизации. Развитие технического законодательства (технических регламентов) должно осуществляться в следующих направлениях: разработка по конкретным группам и видам продукции или деятельности законодательных актов, которые должны определять особенности (или более жесткие режимы, чем это принято в основополагающих законах) проведения работ по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации; включение непосредственно в законодательные акты - законы, постановления Правительства РФ и т.д. (как аналоги применяемых в ВТО технических регламентов) - конкретных требований, в частности нормативов, т.е. норм прямого действия. Предполагается, что законы должны разрабатываться в двух основных случаях: если в рамках процедур разработки стандартов не удается достигнуть консенсуса, в связи с чем принятие стандартов затягивается или откладывается на неопределенное время, а необходимость регулирования параметров продукции (работ, услуг) на общегосударственном уровне стала очевидной; когда несоблюдение требований по ранее принятым действующим стандартам, имеющим общегосударственное значение, приобретает систематический характер.

 

  1. Выполнение условий присоединения России к ВТО. Основные условия членства в ВТО в части стандартизации предполагают решения двух задач: обеспечение гармонизации отечественных стандартов с международными; информационное взаимодействие с государствами - членами ВТО. Решение первой задачи следует увязывать с возможностью финансирования работ. В первую очередь должна осуществляться гармонизация стандартов в тех областях, где зафиксировано наличие технических барьеров. Для решения задачи информационного взаимодействия с государствами - членами ВТО создан Центр обработки запросов (НИЦ ВТО), касающихся отечественных и зарубежных стандартов. Технически работа этого Центра должна обеспечиваться телекоммуникационной компьютерной сетью, основными пользователями которой будут международные и зарубежные экспортеры и импортеры. Как уже отмечалось выше, разработка и внедрение уникальной сети - основной объект, финансируемый МБРР. Взаимодействие в рамках ВТО также предполагает опубликование не реже одного раза в шесть месяцев программы работ по стандартизации; выявление отступлений (различий) в отечественных НД от международных стандартов и направление в секретариат ВТО соответствующих уведомлений (нотификаций); представление по запросам членов ВТО копий проектов НД.

 

  1. Актуализация действующего фонда государственных стандартов. Она должна осуществляться в темпах, соответствующих передовой зарубежной практике стандартизации (сейчас в России ежегодное обновление НД находится в пределах 2%, тогда как в ЕС, США, Японии - 10 - 12%). 5. повышение роли добровольных стандартов. Добровольные стандарты, заключая в себе рекомендуемые требования, предпочтительны для применения в целях повышения конкурентоспособности продукции (услуг). Переход в России на полностью добровольный характер применения стандартов должен быть постепенным *. Его полному завершению должны предшествовать: расширение масштабов законодательного регулирования безопасности и качества продукции; более широкое использование субъектами хозяйствования практики применения ссылок на стандарты в договорах (контрактах) и другой коммерческой документации. К сугубо добровольным стандартам на современном этапе можно отнести в первую очередь стандарты с перспективными требованиями, опережающими возможности традиционных технологий; стандарты разных категорий на основе международных (региональных) стандартов и национальных стандартов ведущих стран, уровень требований которых превосходит отечественные государственные стандарты, а их массовое внедрение является капиталоемким мероприятием.

 

  1. Широкое участие субъектов хозяйствования и иностранных инвесторов в финансировании разработки новых стандартов. Сознавая особую социальную значимость обеспечения населения безопасными и высококачественными продуктами питания, разработку стандартов на продовольственные товары спонсируют, например такие организации, как Калининградский ЦСМ, Ростест*- Москва, журнал "Стандарты и качество", Национальный фонд защиты потребителей.

 

Стратегические цели стандартизации

В современном мире стандарты  существуют в динамичной и изменяющейся среде. Глобализация рынков, появление  новых секторов бизнеса, сокращение жизненного цикла продукции за счет ускоренной разработки и сменяемости  видов, усиливающееся взаимопроникновение  технологий, приводят к тому, что  национальная и международная стандартизация сталкиваются с множеством новых  острых проблем. Перед лицом этих вызовов определение стратегии  национальной стандартизации является ответом на изменяющуюся ситуацию и  новые запросы отечественной и мировой экономики.

При разработке стратегии  развития национальной стандартизации приняты общепризнанные в мировой  практике принципы и подходы:

  • - добровольность применения национальных стандартов Российской Федерации и обязательность соблюдения их требований при принятии решения об их использовании;
  • - максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  • - применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов Российской Федерации за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным, вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и/или технологическим различиям или, когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
  • - недопустимость создания препятствий для производства и обращения продукции, выполнения работ и оказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
  • - обеспечение условий для единообразного применения национальных стандартов;
  • - открытость процессов разработки стандартов;
  • - обеспечение доступности стандартов и информации о них для пользователей;
  • - однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, излагаемых в национальных стандартах;
  • - прогрессивность и оптимальность требований, включаемых в стандарты и содействие научно-техническому прогрессу;

 

  • - применение национальных стандартов в контрактных отношениях между изготовителем и потребителем.

Стратегические цели стандартизации для многих стран имеют единую основу, однако этапы их реализации определяются развитием национальных экономик. В Российской Федерации  можно выделить следующие основные цели стандартизации:

  • - содействие достижению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическом отношении стран;
  • - повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
  • - обеспечение национальной, экологической, технической и технологической безопасности в Российской Федерации, обороноспособности, мобилизационной готовности и единства измерений;
  • - повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • - обеспечение научно-технического прогресса;
  • - повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, в том числе на международном рынке;
  • - снижение нагрузки на законодательство Российской Федерации путем максимального использования государством компетентности частного сектора и бизнес - сообщества, реализованной в национальных стандартах;
  • - содействие глобализации торговых отношений и устранению технических барьеров в торговле;
  • - рациональное использование ресурсов;
  • - техническая и информационная совместимость;
  • - содействие сохранению приоритетных рынков для промышленных предприятий России, торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства со странами СНГ;
  • - содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики через стандарты;
  • сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
  • -взаимозаменяемость продукции;
  • -использование национальных стандартов для разрешения споров хозяйствующих субъектов.

 

Стратегические цели стандартизации могут изменяться, дополняться и  корректироваться, исходя из приоритетов  социально-экономической политики, определенных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации  на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

 

Проблемы существующей системы стандартизации

Существующие проблемы стандартизации во многом обусловлены переходным периодом реформирования в области технического регулирования и являются сдерживающим фактором в достижении поставленных перед стандартизацией стратегических целей.

В первую очередь, это относится  к низкой эффективности стандартов для экономики страны из-за отставания научно-технического уровня стандартов от современных достижений науки  и техники и замедления темпов  гармонизации национальных стандартов с международными стандартами.

Наблюдается также устойчивая тенденция снижения качества разработки национальных стандартов в результате отсутствия серьезных научных исследований  в  области  стандартизации и притока  новых профессиональных кадров, как  в технические комитеты, так и  в научно-исследовательские организации  по стандартизации.

Низкая активность промышленности и общественных кругов в национальной и международной стандартизации, низкая управляемость секретариатами технических комитетов привели  к тому, что стандарты не всегда являются документами требуемого уровня консенсуса.

В результате национальные стандарты как инструмент технического регулирования не получили надлежащей оценки при разработке стратегий  экономического развития Российской Федерации, формировании и реализации федеральных  целевых программ, организации закупок  для государственных нужд, реализации программ государственного кредитования и обязательного страхования.

Снижение участия России в разработке международных стандартов привело к тому, что в них  в должной мере не отражены интересы России, что затрудняет продвижение  отечественных технологий и наукоемкой продукции на мировые рынки.

Низкий уровень обновления фонда национальных стандартов объясняется  отсутствием ряда факторов и в  первую очередь:

  • авторского права на стандарты и их распространение;
  • эффективного экономического механизма разработки стандартов.

В результате стоимость стандартов определяется исключительно себестоимостью их издания и распространения  и не учитывает затраты на их разработку, что практически не позволяет  осуществлять разработку стандартов за счет средств, получаемых от их распространения. Кроме того, механизм «возвратного финансирования» процесса разработки национальных стандартов отсутствует  в бюджетном законодательстве.

Тот факт, что около 80 % действующих  сегодня в России стандартов фактически являются межгосударственными стандартами, сроки обновления которых существенно превосходят сроки разработки и обновления национальных российских стандартов, и лишь 20 % фонда составляют национальные стандарты Российской Федерации, принятые в одностороннем порядке Россией для обеспечения своих национальных интересов, приводит к тому, что фонд российских стандартов не в должной мере обеспечивает потребности промышленности.

Информация о работе Особенности и основные направления национальной стандартизации на современном этапе