ГБОУ СПО Политехнический
колледж №39
Реферат на тему:
«Особенности и основные
направления национальной стандартизации
на современном этапе»
Выполнила студентка группы
РТ-31
Антипина Александра
Москва, 2012
Особенности национальной
стандартизации на современном этапе.
Тенденции и основные направления
развития стандартизации в Российской
Федерации
Особенности организации
проведения работ по стандартизации
на современном этапе, выбора
приоритетных направлений стандартизации
определяются тремя обстоятельствами:
- необходимостью выполнения Соглашения по техническим барьерам в торговле как условия присоединения России к ВТО и членства в этой организации;
- условиями проекта "Развитие стандартизации", финансируемого главным образом за счет займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР);
- необходимостью финансирования работ по государственной стандартизации не только за счет государственного бюджета, но и внебюджетных источников (средств хозяйствующих субъектов и пр.).
В перспективе предстоит
решать ряд задач.
- Интенсивное развитие работ по стандартизации в приоритетных направлениях. Как и прошлое пятилетие (1992-1997 гг.), приоритетными направлениями остаются: экология и безопасность (в первоочередном порядке должны решаться задачи стандартизации детского питания, пищевых продуктов с повышенным риском токсикологического воздействия на человека, потенциально опасной техники); информационные технологии; ресурсосбережение. В число приоритетных за последнее время выдвинулись: нормативное обеспечение качества продукции с целью защиты прав потребителей - внесение в стандарты на продукцию требований безопасности, стандартизация идентификационных параметров и методов их определения для предотвращения фальсификации продукции (алкогольная и табачная продукция, косметика и парфюмерия и т.п.); стандартизация бухгалтерской и банковской деятельности; стандартизация услуг по оценке имущества.
- Формирование технического законодательства в области стандартизации. Развитие технического законодательства (технических регламентов) должно осуществляться в следующих направлениях: разработка по конкретным группам и видам продукции или деятельности законодательных актов, которые должны определять особенности (или более жесткие режимы, чем это принято в основополагающих законах) проведения работ по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации; включение непосредственно в законодательные акты - законы, постановления Правительства РФ и т.д. (как аналоги применяемых в ВТО технических регламентов) - конкретных требований, в частности нормативов, т.е. норм прямого действия. Предполагается, что законы должны разрабатываться в двух основных случаях: если в рамках процедур разработки стандартов не удается достигнуть консенсуса, в связи с чем принятие стандартов затягивается или откладывается на неопределенное время, а необходимость регулирования параметров продукции (работ, услуг) на общегосударственном уровне стала очевидной; когда несоблюдение требований по ранее принятым действующим стандартам, имеющим общегосударственное значение, приобретает систематический характер.
- Выполнение условий присоединения России к ВТО. Основные условия членства в ВТО в части стандартизации предполагают решения двух задач: обеспечение гармонизации отечественных стандартов с международными; информационное взаимодействие с государствами - членами ВТО. Решение первой задачи следует увязывать с возможностью финансирования работ. В первую очередь должна осуществляться гармонизация стандартов в тех областях, где зафиксировано наличие технических барьеров. Для решения задачи информационного взаимодействия с государствами - членами ВТО создан Центр обработки запросов (НИЦ ВТО), касающихся отечественных и зарубежных стандартов. Технически работа этого Центра должна обеспечиваться телекоммуникационной компьютерной сетью, основными пользователями которой будут международные и зарубежные экспортеры и импортеры. Как уже отмечалось выше, разработка и внедрение уникальной сети - основной объект, финансируемый МБРР. Взаимодействие в рамках ВТО также предполагает опубликование не реже одного раза в шесть месяцев программы работ по стандартизации; выявление отступлений (различий) в отечественных НД от международных стандартов и направление в секретариат ВТО соответствующих уведомлений (нотификаций); представление по запросам членов ВТО копий проектов НД.
- Актуализация действующего фонда государственных стандартов. Она должна осуществляться в темпах, соответствующих передовой зарубежной практике стандартизации (сейчас в России ежегодное обновление НД находится в пределах 2%, тогда как в ЕС, США, Японии - 10 - 12%). 5. повышение роли добровольных стандартов. Добровольные стандарты, заключая в себе рекомендуемые требования, предпочтительны для применения в целях повышения конкурентоспособности продукции (услуг). Переход в России на полностью добровольный характер применения стандартов должен быть постепенным *. Его полному завершению должны предшествовать: расширение масштабов законодательного регулирования безопасности и качества продукции; более широкое использование субъектами хозяйствования практики применения ссылок на стандарты в договорах (контрактах) и другой коммерческой документации. К сугубо добровольным стандартам на современном этапе можно отнести в первую очередь стандарты с перспективными требованиями, опережающими возможности традиционных технологий; стандарты разных категорий на основе международных (региональных) стандартов и национальных стандартов ведущих стран, уровень требований которых превосходит отечественные государственные стандарты, а их массовое внедрение является капиталоемким мероприятием.
- Широкое участие субъектов хозяйствования и иностранных инвесторов в финансировании разработки новых стандартов. Сознавая особую социальную значимость обеспечения населения безопасными и высококачественными продуктами питания, разработку стандартов на продовольственные товары спонсируют, например такие организации, как Калининградский ЦСМ, Ростест*- Москва, журнал "Стандарты и качество", Национальный фонд защиты потребителей.
Стратегические цели стандартизации
В современном мире стандарты
существуют в динамичной и изменяющейся
среде. Глобализация рынков, появление
новых секторов бизнеса, сокращение
жизненного цикла продукции за счет
ускоренной разработки и сменяемости
видов, усиливающееся взаимопроникновение
технологий, приводят к тому, что
национальная и международная стандартизация
сталкиваются с множеством новых
острых проблем. Перед лицом этих
вызовов определение стратегии
национальной стандартизации является
ответом на изменяющуюся ситуацию и
новые запросы отечественной и мировой
экономики.
При разработке стратегии
развития национальной стандартизации
приняты общепризнанные в мировой
практике принципы и подходы:
- - добровольность применения национальных стандартов Российской Федерации и обязательность соблюдения их требований при принятии решения об их использовании;
- - максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
- - применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов Российской Федерации за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным, вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и/или технологическим различиям или, когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
- - недопустимость создания препятствий для производства и обращения продукции, выполнения работ и оказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
- - обеспечение условий для единообразного применения национальных стандартов;
- - открытость процессов разработки стандартов;
- - обеспечение доступности стандартов и информации о них для пользователей;
- - однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, излагаемых в национальных стандартах;
- - прогрессивность и оптимальность требований, включаемых в стандарты и содействие научно-техническому прогрессу;
- - применение национальных стандартов в контрактных отношениях между изготовителем и потребителем.
Стратегические цели стандартизации
для многих стран имеют единую
основу, однако этапы их реализации
определяются развитием национальных
экономик. В Российской Федерации
можно выделить следующие основные
цели стандартизации:
- - содействие достижению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическом отношении стран;
- - повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
- - обеспечение национальной, экологической, технической и технологической безопасности в Российской Федерации, обороноспособности, мобилизационной готовности и единства измерений;
- - повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- - обеспечение научно-технического прогресса;
- - повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, в том числе на международном рынке;
- - снижение нагрузки на законодательство Российской Федерации путем максимального использования государством компетентности частного сектора и бизнес - сообщества, реализованной в национальных стандартах;
- - содействие глобализации торговых отношений и устранению технических барьеров в торговле;
- - рациональное использование ресурсов;
- - техническая и информационная совместимость;
- - содействие сохранению приоритетных рынков для промышленных предприятий России, торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства со странами СНГ;
- - содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики через стандарты;
- сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
- -взаимозаменяемость продукции;
- -использование национальных стандартов для разрешения споров хозяйствующих субъектов.
Стратегические цели стандартизации
могут изменяться, дополняться и
корректироваться, исходя из приоритетов
социально-экономической политики,
определенных в Посланиях Президента
Российской Федерации Федеральному
Собранию и основных направлениях деятельности
Правительства Российской Федерации
на краткосрочную и долгосрочную
перспективу.
Проблемы существующей
системы стандартизации
Существующие проблемы стандартизации
во многом обусловлены переходным периодом
реформирования в области технического
регулирования и являются сдерживающим
фактором в достижении поставленных
перед стандартизацией стратегических
целей.
В первую очередь, это относится
к низкой эффективности стандартов
для экономики страны из-за отставания
научно-технического уровня стандартов
от современных достижений науки
и техники и замедления темпов
гармонизации национальных стандартов
с международными стандартами.
Наблюдается также устойчивая
тенденция снижения качества разработки
национальных стандартов в результате
отсутствия серьезных научных исследований
в области стандартизации и притока
новых профессиональных кадров, как
в технические комитеты, так и
в научно-исследовательские организации
по стандартизации.
Низкая активность промышленности
и общественных кругов в национальной
и международной стандартизации,
низкая управляемость секретариатами
технических комитетов привели
к тому, что стандарты не всегда
являются документами требуемого уровня
консенсуса.
В результате национальные
стандарты как инструмент технического
регулирования не получили надлежащей
оценки при разработке стратегий
экономического развития Российской Федерации,
формировании и реализации федеральных
целевых программ, организации закупок
для государственных нужд, реализации
программ государственного кредитования
и обязательного страхования.
Снижение участия России
в разработке международных стандартов
привело к тому, что в них
в должной мере не отражены интересы
России, что затрудняет продвижение
отечественных технологий и наукоемкой
продукции на мировые рынки.
Низкий уровень обновления
фонда национальных стандартов объясняется
отсутствием ряда факторов и в
первую очередь:
- авторского права на стандарты и их распространение;
- эффективного экономического механизма разработки стандартов.
В результате стоимость стандартов
определяется исключительно себестоимостью
их издания и распространения
и не учитывает затраты на их разработку,
что практически не позволяет
осуществлять разработку стандартов за
счет средств, получаемых от их распространения.
Кроме того, механизм «возвратного
финансирования» процесса разработки
национальных стандартов отсутствует
в бюджетном законодательстве.
Тот факт, что около 80 % действующих
сегодня в России стандартов фактически
являются межгосударственными стандартами,
сроки обновления которых существенно
превосходят сроки разработки и обновления
национальных российских стандартов,
и лишь 20 % фонда составляют национальные
стандарты Российской Федерации, принятые
в одностороннем порядке Россией для обеспечения
своих национальных интересов, приводит
к тому, что фонд российских стандартов
не в должной мере обеспечивает потребности
промышленности.