Основные трудовые права и их закрепление

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить государственные гарантий трудовых прав и свобод граждан, проследить нормативное закрепление права на труд.
Для достижения названной цели в исследовании будут решены следующие задачи:
- рассмотрены права на труд, закрепленные в Конституции Республики Беларусь;
- прослежено нормативное закрепление права на труд.
Основой для выполнения работы стала существующая научная и учебная литература и нормативно-правовые акты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................5
ГЛАВА 1 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ ПРАВ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ......................................................9
1.1 Конституция Республики Беларусь……………………………………….....9
ГЛАВА 2 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ ПРАВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ………………………………19
1.1 Международная организация труда...............................................................19
2.2 Всеобщая декларация прав человека…………………………………...…..28
2.3 Международные пакты о правах человека……..........................................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................32

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 51.09 Кб (Скачать)

 В последние годы  нормотворческая и правоприменительная практика существенно изменили организационно-правовые средства охраны труда. Важные сдвиги произошли в приемах правового воздействия на поведение участников отношений по охране труда. Локальное регулирование этих отношений повысило актуальность данной проблемы. Встал вопрос о критериях эффективности соответствующих норм. Серьезные проблемы возникают и в связи с изменениями в законодательстве о формах собственности. Современные условия труда, особенно на негосударственных предприятиях (организациях), нередко сопровождаются сокращением вложения средств в эту область, что может негативно сказаться на безопасности жизни и здоровья наемных работников.

Трудовое право, являясь  инструментом преобразования общественных отношений, содержит ряд норм, с которыми эти отношения должны быть приведены  в соответствие несмотря на действие препятствующих факторов. Таковыми, например, являются сегодня нормы законодательства о рабочем времени и времени отдыха, повсеместному и неуклонному соблюдению которых противодействуют явления объективного характера: излишек рабочей силы, недостатки в организации производства, нарушения хозяйственных связей, устаревшее законодательство. Методом принуждения, проводником которого выступают органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, нельзя добиться выполнения тех норм права, которые не отвечают реалиям жизни. Из сказанного можно сделать вывод о необходимости установления более тесных связей между законодателем и органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Хотя на эти органы не может быть возложена функция систематической оценки эффективности действия норм трудового права, они все же располагают наиболее полной и достоверной информацией о тех нарушениях трудового законодательства, которые чаще всего встречаются на практике. Информация о таких нарушениях должна оперативно доводиться до высших органов власти и управления для принятия необходимых мер. Это может быть отмена или изменение отдельных норм, а в надлежащих случаях - напротив, их подкрепление дополнительными правовыми гарантиями, увеличение санкций, усиление надзора и контроля за их применением путем увеличения численности или расширения полномочий соответствующих органов.

 Статья 42 Конституции  Республики Беларусь определяет  право работника на вознаграждение  за выполненную работу в соответствии  с ее количеством, качеством  и общественным значением, но  не ниже установленного государством  минимального размера. Здесь же  закреплено право женщин и  мужчин, взрослых и несовершеннолетних  на равное вознаграждение за  труд равной ценности. Важным  средством повышения эффективности  общественного производства, совершенствования  его организации является стимулирование  высокопроизводительного труда,  что обусловливает необходимость  совершенствовать законодательство  о заработной плате работающих  путем устранения пробелов, замены  норм, которые не соответствуют  современному уровню развития  экономики, новым рыночным отношениям. Это касается отношений, связанных  с премированием за экономию  трудовых и материальных ресурсов, совмещением профессий и должностей, совместительством, исчислением  среднего заработка, оплатой труда,  выполняемого в ночное время  или во вредных для здоровья  условиях, оплатой брака и простоя  не по вине работника. Повышению эффективности труда, его производительности, улучшению качества выполняемой работы способствует расширение выплаты надбавок к заработной плате. В этой связи есть необходимость в нормативном порядке уточнить правовую природу таких выплат, отграничить их от надбавок, установленных для достижения других целей, определить порядок выплаты. Было бы целесообразно разработать специальный нормативный акт, предусматривающий порядок выплаты надбавок (доплат) к тарифным ставкам и окладам работающим (рабочим, инженерно-техническим работникам, служащим) за профессиональное мастерство и высокую квалификацию. Основное направление совершенствования законодательства о материальном поощрении работающих связано с необходимостью наиболее полно учитывать конкретный вклад каждого трудового коллектива и отдельного работника в достигнутые результаты. Большее внимание необходимо уделять стимулированию достижения высоких конечных результатов с наименьшими затратами. В условиях новых экономических отношений возрастает значимость экономии ресурсов всех видов, в том числе и экономии труда. Для решения этой проблемы важно развивать и стимулировать движение за расширение зон обслуживания в государственном секторе, совмещение профессий, освоение новых сложных профессий и специальностей. Это обусловливает необходимость поощрять совмещение профессий и должностей, совместительство, выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, сокращение численности персонала при увеличении производственных показателей. Следует разработать и принять специальные нормативные акты, позволяющие устранить множественность правовых предписаний, ликвидировать несоответствие правовых решений экономическим потребностям, обеспечить надлежащую охрану труда совместителей, преодолеть имеющиеся в законодательстве противоречия и пробелы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                ГЛАВА 2

       ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ ПРАВ В     

       МЕЖДУНАРОДНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

             2.1 Международная организация труда

 

Под международно-правовым регламентированием труда следует  понимать регламентирование трудовых и связанных с ним отношений с помощью международно-правовых средств. Выражением такого регламентирования являются нормы труда, закрепленные в международных актах. Акты могут быть приняты ООН, МОТ, региональными объединениями, а также в двусторонних соглашениях государств.

Среди субъектов важное место  занимает МОТ (Международная организация труда), образованная в 1919г. МОТ является специализированным учреждением ООН, объединяющих 170 государств. Это единственное международная организация, в рамках которой представителем правительств, предпринимателей, трудящихся могут совершенно независимо и равноправно отстаивать свои позиции, то есть она строится на принципе трипартизма.

Официальной целью МОТ, в  соответствии с Филадельфийской  декларацией принятой в 1944г. и включенной в качестве приложения в устав  МОТ, является установление прочного мира на основе социальной справедливости и обеспечение  экономической  и социальной стабильности.

Помимо этого МОТ оказывает  государствам техническую помощь в  проведении исследований в сфере  труда и распространение информации.

За период  с 1919 по 1995 было принято 175 конвенции и 182 рекомендации. Конвенции и рекомендации не обладают равной юридической силой, но процедура  их принятия одинакова.

По своему содержанию нормативные  акты МОТ принято делить на следующие  группы:

  • осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в области труда;
  • относящиеся к обеспечению занятости, защиты от безработицы;
  • регулирующие условия труда;
  • по технике безопасности и производственной санитарии;
  • регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой защите;
  • регулирование труда отдельных категорий работников;
  • регулирует сотрудничество организаций работников, нанимателей, государства.

РБ является членом МОТ  с 1954, однако тесное сотрудничество началось с 1991 г. На 1 января 1996 парламентом Республики Беларусь было ратифицировано 45 конвенций. 6 конвенций были денонсированы.

Субъектами международно-правового  регулирования труда являются объединения  государств, совет Европы, ЕС, СНГ.

Конвенция №29 «о принудительном труде» обязывает государство, которое  ее ратифицирует, упразднить применение принудительного труда во всех его  формах. Конвенция не применяется  в отношении 5 видов труда или  службы:

1)      обязательной  военной службы;

 

2)      некоторых  видов обязательной гражданской  службы;

 

3)      исправительные  работы;

 

4)   работы, необходимость которых вызвана чрезвычайными ситуациями;

 

5)      мелких  сельскохозяйственных работ

 

Конвенция №105 «упразднение принудительного труда» расширяет  круг обязательств государства по устранению принудительного труда. Запрещаются  все виды принудительного труда  в следующих случаях:

1)   в качестве средств  политического воздействия или  воспитания;

2)   в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

3)  в качестве средств наказания за участие в забастовках;

4)   в качестве средств  поддержания трудовой дисциплины;

5) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности.

Нормы, содержащиеся в конвенции  №100 «равенство вознаграждения», №111 «дискриминация в области труда и занятий», №156 «трудящиеся с семейными обязательствами» направленные против дискриминации в сфере трудовых отношений.

Конвенция №100 провозглашает  принцип равного вознаграждения за труд равной ценности без дискриминации  по признакам пола. Конвенция №156 распространяется на трудящихся мужчин и женщин, которые имеют семейные обязанности в отношении находящихся  на их иждивении детей и других родственников. Конвенция предусматривает, что им должны предоставлять оплачиваемую работу, не подвергая дискриминации.

Право на ассоциацию закреплено в конвенциях №87 «свобода ассоциаций и защита прав на организацию», №98 «право на организацию и ведение коллективных переговоров», №135 «представители трудящихся», №141 «организация сельских трудящихся», №151 «трудовые отношения на государственной  службе». В соответствии с конвенцией №87 трудящиеся и предприниматели  имеют право создавать свои организации  с целью выдвижения и защиты своих  интересов. Эти организации имеют  право вырабатывать свои уставы, регламенты, выбирать представителей, формулировать  программу действий. Они не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке. Государственные  власти не должны вмешиваться в их права или воспрепятствовать  их законному осуществлению. Рассматриваемые  положения о праве на ассоциацию носят универсальный характер и  относятся ко всем трудящимся за исключением  армии и полиции, но некоторые  государства могут их применять, если ратифицируют данную конвенцию. Конвенция №98 предусматривает право на коллективные переговоры.

Конвенция №154 «о содействии коллективных договоров» предусматривает  принятие мер, соответствующих для  содействия коллективным переговорам. Коллективные переговоры – переговоры, которые проводятся между предприятиями, группой предпринимателей и трудящихся в целях:

  • определения условий труд и занятости;
  • регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися;
  • регулирования отношений между предпринимателями или их организации и одной организацией, или несколькими организациями трудящихся.

Национальным законодательством  могут устанавливаться особенные  способы применения данной конвенции  в отношении государственной  службы, армии и полиции.

Документы, фиксирующие важные трудовые права человека принимались  и другими международными организациями. К таким документам можно отнести  акты, принятые европейскими региональными  объединениями государств (совет  Европы, ЕС).

Советом Европы было принято  более 130 конвенций. Среди них можно  выделить европейскую социальную хартию, которая с учетом специфики воспроизводит  универсальные права человека в  области труда, закрепленные в актах  ООН и МОТ.

В европейской конвенции  «о защите прав человека и основных свобод» запрещен принудительный труд и закреплена свобода ассоциаций, включая право образовывать профсоюзы  и вступать в них.

В хартии «основных прав работников», принятой ЕС в 1989г. закреплены важнейшие социальные и экономические  права граждан, проживающих на европейском  континенте. Общее положение о  защите от безработицы, предусмотренное  во всеобщей декларации прав человека были развернуты и конкретизированы в актах МОТ. Среди них можно  выделить акты общего действия и акты, относящиеся к определенным группам  трудящихся – инвалидам, женщинам, молодежи, эмигрантам или к определенным отраслям – сельскому хозяйству, морскому судоходству.

Конвенция №122 «политика  в области занятости» провозглашает  в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной занятости трудоспособного  населения в целях экономического роста и развития, повышения уровня жизни, решения проблемы безработицы. Усилия государств должны быть направлены на обеспечение того, чтобы у всех была работа, кто ее ищет и готов  приступить к ней. Даная конвенция  была дополнена рекомендациями №122 и №169, которые уточняют принципы политики, а также рассматривают  общие и специальные меры, необходимые  в рамках политики в области занятости. Они предполагают меры в области  экономического сотрудничества и международной  миграции.

Конвенция №88 «организация службы занятости» обязывает создавать  бесплатные организации службы занятости, основной задачей которых является обеспечение наилучшей организации  рынка труда. Она содействует  в подыскании работы и помогает предприятиям набирать необходимых лиц. Принимает  надлежащие меры, чтобы облегчить  перемещение профессий с учетом спроса рынка труда, облегчить перемещение  трудящихся из одной страны в другую, собирает и изучает информацию о  положении на рынке труда, сотрудничает в области страхования и безработицы.

В конвенции №159  «прекращение трудовых отношений» установлены критерии прекращения трудовых отношений  и предусмотрена защита работников против произвольных увольнений. Не является законным для прекращения трудовых отношений членство в профсоюзе, цвет кожи, религиозная принадлежность, беременность, временная нетрудоспособность. Конвенция предусматривает право  трудящегося, с которым намечено прекратить трудовые отношения, быть предупрежденным  об этом заблаговременно или иметь  право на денежную компенсацию, на выходное пособие и другие виды защиты доходов. Конвенция предусматривает процедуру  обжалования решения нанимателя о прекращении трудовых отношений. Конвенция распространяется на все  отрасли экономической деятельности и на всех работающих по найму лиц  за исключением:

1) трудящихся, проходящих  испытательный срок;

2) трудящихся, заключивших  трудовой договор для выполнения  определенных работ.

Конвенция №169 «профессиональной  реабилитации и занятости инвалидов» гарантирует инвалидам возможность  при полном равенстве и участии  иметь подходящую работу. Для таких  лиц должны создаваться службы профессиональной ориентации, профессиональное обучение занятости.

В развитии документов ООН, закрепляющих право на благоприятные  и справедливые условия труда  конвенция МОТ №47 «сокращение  рабочего времени» обязывает государство  стремиться к установлению 40-часовой рабочей недели;

Рекомендация №117 устанавливает, что часы, которые работник проработал сверх  рабочего времени считаются сверхурочными и должны оплачиваться по ставкам, превышающим ставки оплаты труда не менее, чем на 25%;

Конвенция №171 «о ночном труде» применяется ко всем лицам, работающим по найму, за исключением тех, кто  занят в сельском хозяйстве, животноводстве, морском и речном флоте. Ночной промежуток времени – между полночью и 5 часов  утра.

Конвенция №175 «о неполном рабочем  времени» предусматривает защиту работников, занятых неполное рабочее время. Это относится к основным трудовым правам человека, к охране труда, к  отпускам, к порядку увольнения.

Информация о работе Основные трудовые права и их закрепление