Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 11:23, курсовая работа
Цель исследования – выявить государственные гарантий трудовых прав и свобод граждан, проследить нормативное закрепление права на труд.
Для достижения названной цели в исследовании будут решены следующие задачи:
- рассмотрены права на труд, закрепленные в Конституции Республики Беларусь;
- прослежено нормативное закрепление права на труд.
Основой для выполнения работы стала существующая научная и учебная литература и нормативно-правовые акты.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................5
ГЛАВА 1 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ ПРАВ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ......................................................9
1.1 Конституция Республики Беларусь……………………………………….....9
ГЛАВА 2 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ ПРАВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ………………………………19
1.1 Международная организация труда...............................................................19
2.2 Всеобщая декларация прав человека…………………………………...…..28
2.3 Международные пакты о правах человека……..........................................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................32
В последние годы
нормотворческая и
Трудовое право, являясь инструментом преобразования общественных отношений, содержит ряд норм, с которыми эти отношения должны быть приведены в соответствие несмотря на действие препятствующих факторов. Таковыми, например, являются сегодня нормы законодательства о рабочем времени и времени отдыха, повсеместному и неуклонному соблюдению которых противодействуют явления объективного характера: излишек рабочей силы, недостатки в организации производства, нарушения хозяйственных связей, устаревшее законодательство. Методом принуждения, проводником которого выступают органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, нельзя добиться выполнения тех норм права, которые не отвечают реалиям жизни. Из сказанного можно сделать вывод о необходимости установления более тесных связей между законодателем и органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Хотя на эти органы не может быть возложена функция систематической оценки эффективности действия норм трудового права, они все же располагают наиболее полной и достоверной информацией о тех нарушениях трудового законодательства, которые чаще всего встречаются на практике. Информация о таких нарушениях должна оперативно доводиться до высших органов власти и управления для принятия необходимых мер. Это может быть отмена или изменение отдельных норм, а в надлежащих случаях - напротив, их подкрепление дополнительными правовыми гарантиями, увеличение санкций, усиление надзора и контроля за их применением путем увеличения численности или расширения полномочий соответствующих органов.
Статья 42 Конституции
Республики Беларусь
ГЛАВА 2
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ ПРАВ В
МЕЖДУНАРОДНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
2.1 Международная организация труда
Под международно-правовым регламентированием труда следует понимать регламентирование трудовых и связанных с ним отношений с помощью международно-правовых средств. Выражением такого регламентирования являются нормы труда, закрепленные в международных актах. Акты могут быть приняты ООН, МОТ, региональными объединениями, а также в двусторонних соглашениях государств.
Среди субъектов важное место занимает МОТ (Международная организация труда), образованная в 1919г. МОТ является специализированным учреждением ООН, объединяющих 170 государств. Это единственное международная организация, в рамках которой представителем правительств, предпринимателей, трудящихся могут совершенно независимо и равноправно отстаивать свои позиции, то есть она строится на принципе трипартизма.
Официальной целью МОТ, в соответствии с Филадельфийской декларацией принятой в 1944г. и включенной в качестве приложения в устав МОТ, является установление прочного мира на основе социальной справедливости и обеспечение экономической и социальной стабильности.
Помимо этого МОТ оказывает
государствам техническую помощь в
проведении исследований в сфере
труда и распространение
За период с 1919 по 1995 было принято 175 конвенции и 182 рекомендации. Конвенции и рекомендации не обладают равной юридической силой, но процедура их принятия одинакова.
По своему содержанию нормативные акты МОТ принято делить на следующие группы:
РБ является членом МОТ с 1954, однако тесное сотрудничество началось с 1991 г. На 1 января 1996 парламентом Республики Беларусь было ратифицировано 45 конвенций. 6 конвенций были денонсированы.
Субъектами международно-
Конвенция №29 «о принудительном труде» обязывает государство, которое ее ратифицирует, упразднить применение принудительного труда во всех его формах. Конвенция не применяется в отношении 5 видов труда или службы:
1) обязательной военной службы;
2) некоторых
видов обязательной
3) исправительные работы;
4) работы, необходимость которых вызвана чрезвычайными ситуациями;
5) мелких сельскохозяйственных работ
Конвенция №105 «упразднение принудительного труда» расширяет круг обязательств государства по устранению принудительного труда. Запрещаются все виды принудительного труда в следующих случаях:
1) в качестве средств политического воздействия или воспитания;
2) в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
3) в качестве средств наказания за участие в забастовках;
4) в качестве средств
поддержания трудовой
5) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности.
Нормы, содержащиеся в конвенции №100 «равенство вознаграждения», №111 «дискриминация в области труда и занятий», №156 «трудящиеся с семейными обязательствами» направленные против дискриминации в сфере трудовых отношений.
Конвенция №100 провозглашает
принцип равного вознаграждения
за труд равной ценности без дискриминации
по признакам пола. Конвенция №156
распространяется на трудящихся мужчин
и женщин, которые имеют семейные
обязанности в отношении
Право на ассоциацию закреплено
в конвенциях №87 «свобода ассоциаций
и защита прав на организацию», №98 «право
на организацию и ведение
Конвенция №154 «о содействии коллективных договоров» предусматривает принятие мер, соответствующих для содействия коллективным переговорам. Коллективные переговоры – переговоры, которые проводятся между предприятиями, группой предпринимателей и трудящихся в целях:
Национальным
Документы, фиксирующие важные трудовые права человека принимались и другими международными организациями. К таким документам можно отнести акты, принятые европейскими региональными объединениями государств (совет Европы, ЕС).
Советом Европы было принято более 130 конвенций. Среди них можно выделить европейскую социальную хартию, которая с учетом специфики воспроизводит универсальные права человека в области труда, закрепленные в актах ООН и МОТ.
В европейской конвенции «о защите прав человека и основных свобод» запрещен принудительный труд и закреплена свобода ассоциаций, включая право образовывать профсоюзы и вступать в них.
В хартии «основных прав работников», принятой ЕС в 1989г. закреплены важнейшие социальные и экономические права граждан, проживающих на европейском континенте. Общее положение о защите от безработицы, предусмотренное во всеобщей декларации прав человека были развернуты и конкретизированы в актах МОТ. Среди них можно выделить акты общего действия и акты, относящиеся к определенным группам трудящихся – инвалидам, женщинам, молодежи, эмигрантам или к определенным отраслям – сельскому хозяйству, морскому судоходству.
Конвенция №122 «политика
в области занятости» провозглашает
в качестве главной цели активную
политику, направленную на содействие
полной занятости трудоспособного
населения в целях
Конвенция №88 «организация
службы занятости» обязывает создавать
бесплатные организации службы занятости,
основной задачей которых является
обеспечение наилучшей
В конвенции №159 «прекращение
трудовых отношений» установлены критерии
прекращения трудовых отношений
и предусмотрена защита работников
против произвольных увольнений. Не является
законным для прекращения трудовых
отношений членство в профсоюзе,
цвет кожи, религиозная принадлежность,
беременность, временная нетрудоспособность.
Конвенция предусматривает
1) трудящихся, проходящих испытательный срок;
2) трудящихся, заключивших
трудовой договор для
Конвенция №169 «профессиональной
реабилитации и занятости инвалидов»
гарантирует инвалидам
В развитии документов ООН, закрепляющих право на благоприятные и справедливые условия труда конвенция МОТ №47 «сокращение рабочего времени» обязывает государство стремиться к установлению 40-часовой рабочей недели;
Рекомендация №117 устанавливает, что часы, которые работник проработал сверх рабочего времени считаются сверхурочными и должны оплачиваться по ставкам, превышающим ставки оплаты труда не менее, чем на 25%;
Конвенция №171 «о ночном труде» применяется ко всем лицам, работающим по найму, за исключением тех, кто занят в сельском хозяйстве, животноводстве, морском и речном флоте. Ночной промежуток времени – между полночью и 5 часов утра.
Конвенция №175 «о неполном рабочем времени» предусматривает защиту работников, занятых неполное рабочее время. Это относится к основным трудовым правам человека, к охране труда, к отпускам, к порядку увольнения.
Информация о работе Основные трудовые права и их закрепление