Основные функции трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:20, реферат

Описание работы

Под функциями трудового права следует понимать основные направления правового воздействия норм на отношения, составляющие предмет данной отрасли права.

Главной функцией трудового права необходимо признать регулятивную, которая заключается в обеспечении реализации норм трудового права в отношения, на регулирование которых они направлены.

Работа содержит 1 файл

Основные функции трудового права.docx

— 24.80 Кб (Скачать)

Основные  функции трудового права.

Под функциями  трудового права следует понимать основные направления правового  воздействия норм на отношения, составляющие предмет данной отрасли права.

Главной функцией трудового права необходимо признать регулятивную, которая заключается в обеспечении реализации норм трудового права в отношения, на регулирование которых они направлены.

Из регулятивной вытекает социальная функция, подчеркивающая приоритет прав и свобод человека и гражданина в процессе трудовой деятельности.

Еще одной  функцией трудового права является согласование интересов работников и работодателей, государства при  соблюдении существующего уровня трудовых прав работников.

Воспитательная  функция трудового права проявляется  в проведении мероприятий, направленных на предотвращение и устранение работодателями нарушений прав и свобод человека и гражданина в сфере труда. Данное направление связано с деятельностью  полномочных государственных органов  по предотвращению и устранению нарушений  трудового законодательства. Воспитательная функция реализуется и в деятельности представителей работодателя по предотвращению и устранению правонарушений, допущенных при исполнении трудовых обязанностей работниками.

Защитная  функция трудового права проявляется  в обязанности государственных  органов обеспечить соблюдение всеми  работодателями прав и свобод человека и гражданина в сфере труда. С  целью защиты прав и интересов  работников и работодателей могут  быть созданы соответствующие представительные органы и организации. Их деятельность вписывается в рамки защиты прав и интересов соответственно работников или работодателей.

Определение предмета, а также характеристика метода и механизма правового  регулирования обеспечивают возможность  раскрыть содержание функций, осуществляемых отраслью российского трудового  права.

 

 

Юридические функции - не единственный вид функций, которые выполняет право. Однако, если вести речь именно о них, то в качестве таковых принято понимать те направления правового воздействия, где право реализуется через специальные правовые средства, присущие только ему как уникальной нормативной системе5. В число данных юридических функций современные отечественные теоретики права обычно включают охранительную и регулятивную функции.

Регулятивную  функцию права, как правило, определяют как направление правового воздействия, призванное обеспечить четкую организацию  общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. В свою очередь охранительную функцию права характеризуют как направление правового воздействия, которое нацелено на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю.

В основе подразделения  функций права на указанные виды, по сути дела, лежат различия в способах правового воздействия на поведение  людей и, соответственно, на общественные отношения. С этой точки зрения основная задача, решаемая правом в рамках регулятивной функции, состоит в создании статического блока механизма правового регулирования  или, иначе говоря, в нормативной  фиксации правовых средств, наличие  которых в принципе делает возможным  юридическое воздействие на субъектов права. В свою очередь суть охранительной функции заключается в нормативной фиксации правовых средств, создающих необходимые условия для обеспечения должного поведения субъектов общественных отношений посредством определения составов деяний, образующих основания юридической ответственности (гражданской, уголовной, административной, дисциплинарной, материальной и проч.) и соответствующих санкций. Принято считать, что в основе регулятивной функции лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы, а в основе охранительной находятся главным образом запрещающие нормы.

 

В итоге получается, что регулятивная функция права  реализуется посредством установления (нормативного закрепления) позитивных правил поведения, адресованных участникам общественных отношений, а охранительная  функция осуществляется при помощи установления (нормативного закрепления) различных видов и мер юридической  ответственности за негативное поведение  участников общественных отношений, нарушающих данные правила поведения. В этом смысле и регулятивная, и охранительная  функции имеют дело с одним  и тем же юридическим феноменом, коим является нормативная фиксация правовых средств воздействия на участников общественных отношений. Разница  между ними в данном случае состоит  только в том, что посредством  регулятивной функции нормативно закрепляются одни правовые средства (дозволения и  предписания), а с помощью охранительной - другие (запреты и меры юридической  ответственности).

Таким образом, если подходить к содержанию юридических  функций с отмеченных выше позиций, то подразделение нормативной функции  на регулятивную и охранительную  разновидности оказывается достаточно условным. Подобное утверждение связано  с тем, что сама охранительная  функция фактически представляет собой  разновидность регулятивной функции. Хотя ее назначение и состоит в  охране общезначимых и наиболее важных устоев общественной жизни, но реально  эта охрана осуществляется путем  опять-таки регулирования или, точнее говоря, своеобразного "дерегулирования" отклоняющегося от позитивных правил поведения людей с помощью применения к ним специфических юридических средств, каковыми выступают негативные санкции различных правовых норм. Под этим углом зрения дифференциация функций права на регулятивную и охранительную, конечно, может иметь место, но должна сопровождаться пониманием ее условного характера, что, впрочем, вполне допустимо в целях уяснения сущности права и изучения механизма правового регулирования.

С точки зрения трех стадий правового регулирования, о которых шла речь в предыдущей главе, нормативная функция права  реализуется только на первой стадии - общего, неперсонифицированного, неиндивидуализированного воздействия права членов общества. В данном случае нормы права с помощью зафиксированных в них юридических средств как бы информируют участников общественной жизни об объеме и содержании их прав и обязанностей, границах правомерного и неправомерного поведения, а также предупреждают о возможностях наступления как позитивных, так и негативных последствий за использование (неиспользование) своих прав, исполнение (неисполнение) обязанностей и соблюдение (несоблюдение) запретов.

Российскому трудовому праву, как и любой  другой отрасли, свойственны и нормативная  функция в целом, и ее регулятивное и охранительное проявления, поскольку  нормы трудового права, вне всякого  сомнения, призваны регулировать трудовые и связанные с ними общественные отношения, а также способствовать охране правопорядка в сфере данных отношений.

Регулятивно-статическая функция обычно характеризуется как функция закрепления и стабилизации общественных отношений. Она, как считает ряд ученых, наиболее отчетливо проявляет себя при определении правового статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц. В таком понимании реализация данной функции фактически связывается с управомочивающими и запрещающими нормами и возникающими на их основе правоотношениями пассивного типа.

Несколько другими  признаками принято характеризовать  регулятивно-динамическую функцию. Считается, что по своему назначению она призвана решать иные задачи, нежели регулятивно-статическая функция, в частности, обеспечивать воздействие права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Однако когда дело доходит до описания ее проявлений, то обнаруживаются явные черты сходства с теми, которые уже отмечались ранее применительно к регулятивно-статической функции. Например, к наиболее характерным путям (способам) осуществления регулятивно-динамической функции относят: определение посредством норм права правоспособности граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции госорганов, полномочий должностных лиц; установление правового статуса юридических лиц; определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами права; определение оптимального правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

Простое сравнение  приведенных суждений о содержании двух разновидностей регулятивной функции  показывает, что какой-либо четкости в их разграничении, как, впрочем, и  в самом их выделении, нет. В частности, сказанное подтверждается тем, что  установление правового статуса  различных субъектов и определение  компетенции органов и должностных  лиц одновременно включается в содержание и статической, и динамической ипостасей  регулятивной функции.

Регулятивная  функция права в целом реализуется  на всех стадиях правового регулирования  и является в этом смысле атрибутом  не только собственно права, но и всей системы правовых явлений, включающих: правореализацию, правоотношения, правоохрану, юрисдикцию и проч. Однако если право понимается в объективном смысле, т.е. как система юридических норм, то оно реально "работает" только на первой стадии правового регулирования - стадии общего, неперсонифицированного и неиндивидуализированного воздействия права на субъектов общественных отношений. На второй стадии функцию правовых регуляторов поведения участников конкретных общественных отношений выполняет уже не право, а юридические факты, порождаемые ими в рамках конкретных правоотношений субъективные права и юридические обязанности и, наконец, сами правовые отношения. На третьей стадии регуляторами поведения людей становится правоохранительная, правоприменительная и юрисдикционная деятельность компетентных органов и должностных лиц.

Таким образом, функцию регулирования общественных отношений реально выполняет  вся система правовых явлений. Что  же касается права в позитивно-объективном смысле, то оно в состоянии выполнять прежде всего нормативную функцию.

Наряду с  нормативной право выполняет  также распределительную и организационную функции.

В распределительной, или дистрибутивной, функции права  осуществляется наделение отдельных  индивидов и групп различными социальными благами, которые зависят  от поведения членов общества по отношению  друг к другу. Эта функция, которая соответствует атрибутивной природе права, более всего проявляется, как отмечал Л.И. Петражицкий, в области народного (и международного) хозяйства, например, при распределении частей плодородной почвы, орудий производства, предметов потребления и вообще хозяйственных благ между индивидами и группами.

Основу распределения  материальных благ и главный базис  экономической и социальной жизни  составляет собственность. При этом индивидуальная собственность выступает  основным базисом так называемого частнохозяйственного, или "капиталистического", социального строя, а коллективная - основой первобытного и любого другого (включая социализм) коллективистского социального строя.

Правовое  регулирование отношений, связанных  с возникновением, изменением или  прекращением прав индивидов и их объединений на определенное имущество, составляет, как известно, удел не трудового, а гражданского права. Однако это  обстоятельство отнюдь не означает, что  трудовое право вообще не выполняет  распределительную функцию. Фактически оно ее выполняет, причем в объеме, вероятно, не меньшем, чем в области  гражданского права, но только в совершенно другой сфере. К этой сфере следует  отнести отношения в области  нормирования труда и его оплаты, рабочего времени, времени отдыха, участия  работников в прибылях работодателя и проч.

Организационная функция права вытекает из его  регулятивной природы. Само правовое регулирование, являясь разновидностью социального  управления, призвано, как известно, достигать определенной упорядоченности, а значит, и организации, общественных отношений. В этом смысле организационная  функция права воплощается в  некоем совокупном итоге правового  регулирования. Но, кроме того, она  проявляется и в результате сознательной и целенаправленной правотворческой  деятельности, с помощью которой  остов, или структура, механизма  правового регулирования наполняется  конкретными правовыми средствами. Иначе говоря, в рамках организационной  функции права достигается упорядочение не только общественных отношений, но и самого правового регулирования  посредством нормативной фиксации компонентов различных частей соответствующего механизма, с помощью которого и  осуществляется нормативное регулирование  общественных отношений.

Несомненно, что для трудового права характерно выполнение и этой функции, коль скоро  данная отрасль права представляет собой в позитивном смысле совокупность юридических норм, призванных регулировать отношения в сфере применения общественного труда.

Трудовое право обеспечивает свободу трудовой деятельности. Это, в частности, подтверждается тем, что провозглашенное ст. 37 Конституции РФ право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию гарантируется рядом норм трудового права. Так, ст. 2 ТК РФ предоставляет каждому право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. Принудительный труд, согласно этой же статье, запрещен. Запрещены и необоснованный отказ в приеме на работу, и какая-либо дискриминация в труде (ст. 3, 64 ТК РФ). В силу закона работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 60 ТК РФ). Право на свободный выбор труда дополняется для работника правом расторжения заключенного с работодателем трудового договора по собственной инициативе в любое время и без указания причин (ст. 80 ТК РФ).

Информация о работе Основные функции трудового права