Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:20, реферат
Под функциями трудового права следует понимать основные направления правового воздействия норм на отношения, составляющие предмет данной отрасли права.
Главной функцией трудового права необходимо признать регулятивную, которая заключается в обеспечении реализации норм трудового права в отношения, на регулирование которых они направлены.
Основные функции трудового права.
Под функциями
трудового права следует
Главной функцией трудового права необходимо признать регулятивную, которая заключается в обеспечении реализации норм трудового права в отношения, на регулирование которых они направлены.
Из регулятивной вытекает социальная функция, подчеркивающая приоритет прав и свобод человека и гражданина в процессе трудовой деятельности.
Еще одной функцией трудового права является согласование интересов работников и работодателей, государства при соблюдении существующего уровня трудовых прав работников.
Воспитательная
функция трудового права
Защитная
функция трудового права
Определение предмета, а также характеристика метода и механизма правового регулирования обеспечивают возможность раскрыть содержание функций, осуществляемых отраслью российского трудового права.
Юридические функции - не единственный вид функций, которые выполняет право. Однако, если вести речь именно о них, то в качестве таковых принято понимать те направления правового воздействия, где право реализуется через специальные правовые средства, присущие только ему как уникальной нормативной системе5. В число данных юридических функций современные отечественные теоретики права обычно включают охранительную и регулятивную функции.
Регулятивную
функцию права, как правило, определяют
как направление правового
В основе подразделения
функций права на указанные виды,
по сути дела, лежат различия в способах
правового воздействия на поведение
людей и, соответственно, на общественные
отношения. С этой точки зрения основная
задача, решаемая правом в рамках регулятивной
функции, состоит в создании статического
блока механизма правового
В итоге получается,
что регулятивная функция права
реализуется посредством
Таким образом,
если подходить к содержанию юридических
функций с отмеченных выше позиций,
то подразделение нормативной
С точки зрения трех стадий правового регулирования, о которых шла речь в предыдущей главе, нормативная функция права реализуется только на первой стадии - общего, неперсонифицированного, неиндивидуализированного воздействия права членов общества. В данном случае нормы права с помощью зафиксированных в них юридических средств как бы информируют участников общественной жизни об объеме и содержании их прав и обязанностей, границах правомерного и неправомерного поведения, а также предупреждают о возможностях наступления как позитивных, так и негативных последствий за использование (неиспользование) своих прав, исполнение (неисполнение) обязанностей и соблюдение (несоблюдение) запретов.
Российскому трудовому праву, как и любой другой отрасли, свойственны и нормативная функция в целом, и ее регулятивное и охранительное проявления, поскольку нормы трудового права, вне всякого сомнения, призваны регулировать трудовые и связанные с ними общественные отношения, а также способствовать охране правопорядка в сфере данных отношений.
Регулятивно-статическая функция обычно характеризуется как функция закрепления и стабилизации общественных отношений. Она, как считает ряд ученых, наиболее отчетливо проявляет себя при определении правового статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц. В таком понимании реализация данной функции фактически связывается с управомочивающими и запрещающими нормами и возникающими на их основе правоотношениями пассивного типа.
Несколько другими признаками принято характеризовать регулятивно-динамическую функцию. Считается, что по своему назначению она призвана решать иные задачи, нежели регулятивно-статическая функция, в частности, обеспечивать воздействие права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Однако когда дело доходит до описания ее проявлений, то обнаруживаются явные черты сходства с теми, которые уже отмечались ранее применительно к регулятивно-статической функции. Например, к наиболее характерным путям (способам) осуществления регулятивно-динамической функции относят: определение посредством норм права правоспособности граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции госорганов, полномочий должностных лиц; установление правового статуса юридических лиц; определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами права; определение оптимального правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.
Простое сравнение
приведенных суждений о содержании
двух разновидностей регулятивной функции
показывает, что какой-либо четкости
в их разграничении, как, впрочем, и
в самом их выделении, нет. В частности,
сказанное подтверждается тем, что
установление правового статуса
различных субъектов и
Регулятивная
функция права в целом
Таким образом,
функцию регулирования
Наряду с нормативной право выполняет также распределительную и организационную функции.
В распределительной, или дистрибутивной, функции права осуществляется наделение отдельных индивидов и групп различными социальными благами, которые зависят от поведения членов общества по отношению друг к другу. Эта функция, которая соответствует атрибутивной природе права, более всего проявляется, как отмечал Л.И. Петражицкий, в области народного (и международного) хозяйства, например, при распределении частей плодородной почвы, орудий производства, предметов потребления и вообще хозяйственных благ между индивидами и группами.
Основу распределения материальных благ и главный базис экономической и социальной жизни составляет собственность. При этом индивидуальная собственность выступает основным базисом так называемого частнохозяйственного, или "капиталистического", социального строя, а коллективная - основой первобытного и любого другого (включая социализм) коллективистского социального строя.
Правовое регулирование отношений, связанных с возникновением, изменением или прекращением прав индивидов и их объединений на определенное имущество, составляет, как известно, удел не трудового, а гражданского права. Однако это обстоятельство отнюдь не означает, что трудовое право вообще не выполняет распределительную функцию. Фактически оно ее выполняет, причем в объеме, вероятно, не меньшем, чем в области гражданского права, но только в совершенно другой сфере. К этой сфере следует отнести отношения в области нормирования труда и его оплаты, рабочего времени, времени отдыха, участия работников в прибылях работодателя и проч.
Организационная
функция права вытекает из его
регулятивной природы. Само правовое регулирование,
являясь разновидностью социального
управления, призвано, как известно,
достигать определенной упорядоченности,
а значит, и организации, общественных
отношений. В этом смысле организационная
функция права воплощается в
некоем совокупном итоге правового
регулирования. Но, кроме того, она
проявляется и в результате сознательной
и целенаправленной правотворческой
деятельности, с помощью которой
остов, или структура, механизма
правового регулирования
Несомненно,
что для трудового права
Трудовое право обеспечивает свободу трудовой деятельности. Это, в частности, подтверждается тем, что провозглашенное ст. 37 Конституции РФ право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию гарантируется рядом норм трудового права. Так, ст. 2 ТК РФ предоставляет каждому право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. Принудительный труд, согласно этой же статье, запрещен. Запрещены и необоснованный отказ в приеме на работу, и какая-либо дискриминация в труде (ст. 3, 64 ТК РФ). В силу закона работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 60 ТК РФ). Право на свободный выбор труда дополняется для работника правом расторжения заключенного с работодателем трудового договора по собственной инициативе в любое время и без указания причин (ст. 80 ТК РФ).