Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:08, реферат
Социальное значение охраны труда заключается в содействии росту эффективности общественного производства путем непрерывного совершенствования и улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения производственного травматизма и заболеваемости. В связи с этим социальное значение охраны труда проявляется, прежде всего, во влиянии на изменение следующих трех основных показателей, характеризующих уровень развития общественного производства: рост производительности труда в результате увеличения фонда рабочего времени, сохранение трудовых ресурсов и повышение профессиональной активности работающих, увеличение совокупного национального продукта.
Основным документом,
посредством которого реализуются
меры по вопросам охраны труда, является,
согласно названному Положению, План мероприятий
по охране труда, который является составной
частью коллективного договора либо
самостоятельным документом.
Планирование и разработка мероприятий,
включаемых в План, осуществляются на
основе нормативных правовых актов и исходных
данных и с учетом Основных направлений
планирования и разработки мероприятий
по охране труда.
Мероприятия по охране труда направлены
на осуществление главной цели - сохранения
жизни и здоровья работников в процессе
трудовой деятельности и предусматривают
решение следующих задач:
В данном Плане должны быть предусмотрены следующие графы:
Запланированные мероприятия
обязательны для исполнения. Лица,
которые не обеспечивают их выполнение,
могут быть привлечены к ответственности
в соответствии с законодательством.
Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда.
Любое виновное нарушение трудовых
прав и обязанностей должно влечь
за собой юридическую
Должностные лица, виновные в нарушении
законодательства о труде и правил по
охране труда, в невыполнении обязательств
по коллективным договорам и соглашениям
по охране труда, несут ответственность
в порядке, установленном действующим
законодательством.
Ответственность может быть дисциплинарной,
административной и уголовной.
В качестве дисциплинарной ответственности
за нарушение трудовой дисциплины, в том
числе норм по охране труда, наниматель
может применять следующие дисциплинарные
взыскания: замечание, выговор, увольнение.
Так же может применяться: лишение премий,
изменение времени предоставления трудового
отпуска.
Административная ответственность заключается
в наложении штрафов на должностных лиц,
виновных в нарушении законодательства
о труде. При этом на должностных лиц может
быть наложен штраф в размере до 10 базовых
величин. Наниматели (юридические лица)
за указанные нарушения могут быть подвергнуты
штрафу в размере до 300 базовых величин.
Государственными органами надзора и
контроля привлекаются к административной
ответственности должностные лица, виновные
в нарушении законодательства о труде,
в соответствии со ст.41 Кодекса Республики
Беларусь об административной ответственности.
Уголовная ответственность за нарушение
правил охраны труда и пожарной безопасности
предусмотрена ст.302-308 Уголовного кодекса
Республики Беларусь (далее - УК). Должностные
лица, в зависимости от тяжести последствий
допущенного нарушения, наказываются
лишением свободы, или исправительными
работами, или штрафов, или увольнением
от должности. Меру наказания за уголовно
наказуемые деяния определяет суд.
Как вывод из этой главы следует то, что
законодательство в сфере охраны труда
разработано, и если выполнять его, то
можно не только избежать трагических
происшествий на производстве, но и сделать
условия труда здоровыми и безопасными.
Но при одном условии - выполнении его
требований. Не зря ведь замечено, что
законодательство в области охраны труда
разгильдяйства не прощает. Закон дает
нам право вернуться с работы домой, но
реализуем-то его мы сами. Так же планирование,
организация охраны труда и ответственность
за его нарушение имеет огромное значение
в предотвращении и избежании несчастных
случаев на производстве, так как нарушение
влечет за собой юридическую ответственность
IV
Охрана
труда отдельных категорий
В трудовом законодательстве
Республики Беларусь кроме норм, предусмотренных
для всех граждан, вступивших в трудовые
отношения, имеются отдельные главы
и статьи, регулирующие некоторые
вопросы по применению труда женщин,
лиц моложе 18 лет и инвалидов.
Эти нормы в основном определяют
особенности охраны труда этих категорий
работников в дополнение к общим
нормам трудового законодательства.
Охрана труда женщин
Статья 32 Конституции РБ закрепляет
одинаковые права мужчин и женщин
в получении образования, профессиональной
подготовке, в труде, вознаграждении
за него, в продвижении по работе
и т.д.
Однако специфика женского организма
в определенных условиях не позволяет
без ущерба для здоровья выполнять одинаковую
с мужчинами работу.
Законодательство запрещает применять
труд женщин на работах с тяжелыми и вредными
условиями труда, а также на подземных
работах. Список тяжелых работ и работ
с вредными условиями труда, на которых
запрещается применение труда женщин,
утвержден постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 26.05.2000 г. №765.
В целях обеспечения сохранения здоровья
работающих женщин постановлением Министерства
труда РБ от 08.12.1997 г. №111 "О нормах подъема
и перемещения тяжестей женщинами вручную"
установлены предельные нормы.
Запрещается привлекать к работам в ночное
время, сверхурочным работам, работам
в праздничные и выходные дни и направление
в служебную командировку беременных
женщин и женщин, имеющих детей в возрасте
до трех лет.
Женщины, имеющие детей в возрасте от трех
до четырнадцати лет (детей-инвалидов
до восемнадцати лег), могут привлекаться
к ночным, сверхурочным работам, работам
в выходные и праздничные дни и направляться
в служебную командировку только с их
согласия.
Беременным женщинам в соответствии с
медицинским заключением снижаются нормы
выработки, нормы обслуживания либо они
переводятся на другую работу, более легкую
и исключающую воздействие неблагоприятных
производственных факторов, с сохранением
среднего заработка.
Женщинам предоставляется отпуск по беременности
и родам продолжительностью 70 календарных
дней до родов и 56 (в случаях осложненных
родов или рождения двух и более детей
- 70) календарных дней после родов с выплатой
за этот период пособия по государственному
социальному страхованию.
Женщинам, работающим на территории радиоактивного
загрязнения, предоставляется отпуск
по беременности и родам продолжительностью
90 календарных дней до родов и 56 (в случаях
осложненных родов или рождения двух и
более детей - 70) календарных дней после
родов. При этом общая продолжительность
отпуска не может быть менее 146 (160) календарных
дней.
В соответствии со ст.185 ТК, по желанию
женщины, ей предоставляется отпуск по
уходу за ребенком до достижения им возраста
трех лет, с выплатой за этот период ежемесячного
государственного пособия. За время отпуска
по уходу за ребенком сохраняется место
работы (должность). Период нахождения
в отпуске засчитывается в общий и непрерывный
стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Матери, воспитывающей двоих и более детей
в возрасте до шестнадцати лет, ежемесячно
предоставляется один свободный от работы
день с оплатой в размере и на условиях,
предусмотренных в коллективном договоре.
Запрещается отказывать женщинам в заключении
трудового договора и снижать им заработную
плату по мотивам, связанным с беременностью
или наличием детей в возрасте до трех
лет, а одиноким матерям - с наличием ребенка
в возрасте до 14 дет.
Расторжение трудового договора но инициативе
нанимателя с беременными женщинами, женщинами,
имеющими детей в возрасте до трех лет,
одинокими матерями, имеющими детей в
возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов
- до 18 лет), не допускается, кроме случаев
ликвидации организации, прекращения
деятельности индивидуального предпринимателя,
а также по основаниям, предусмотренным
пп.4, 5, 7,9 ст.42 и пп.1,3ст.44 ТК.
Охрана труда молодежи.
Подростково-юношеский возраст (14-18 лет)
характеризуется рядом анатомо-физиологических
особенностей. Организм подростков сильнее
реагирует на действие вредных веществ,
пониженных и повышенных температур воздуха,
на шум, высокую физическую нагрузку, одинаковую
со взрослыми работу подростки выполняют
ценой больших энергетических затрат,
мышечная выносливость у них на 20.30% ниже.
Для работающей молодежи законодательство
предусматривает ряд льгот и ограничений.
На постоянную работу разрешено принимать
лиц не моложе 16 лет, в исключительных
случаях по согласию одного из родителей
с 14 лет школьников, учащихся профтехучилищ,
средних специальных учебных заведений,
достигших 14-летнего возраста, можно по
их желанию и с согласия одного из родителей
принимать на легкую работу как в период
каникул, так и в течение всего учебного
года в свободное от занятий время.
Все лица моложе 18 лет принимаются на работу
лишь после предварительного медицинского
осмотра и в дальнейшем, до достижения
18 лет, ежегодно подлежат обязательному
медицинскому осмотру. Им не устанавливается
испытание при приеме на работу, с ними
не заключаются договоры о полной материальной
ответственности, ежегодный отпуск предоставляется
до истечения шести месяцев непрерывной
работы в летнее время или, по их желанию,
в любое другое время года продолжительностью
не менее одного календарного месяца.
Запрещено применение труда несовершеннолетних
на тяжелых работах и на работах с вредными
и опасными условиями труда, также привлекать
их к ночным и сверхурочным работам, к
работам в государственные праздники,
выходные и праздничные дни.
Кроме того, в РБ предусмотрены нормы подъема
и перемещения тяжести вручную подростками
от 14 до 18 лет, утвержденные постановлением
Министерства труда РБ от 18.12.1997 г. №116.
На отдельных видах работ запрещается
применение труда лиц до 18 лет по всем
профессиям рабочих, например, связанных
с обслуживанием технологического оборудования
при производстве синтетического каучука
и продуктов нефтехимии.
Выпускникам государственных высших,
средних специальных и профессионально-технических
учебных заведений, а также военнослужащим
срочной службы, уволенным из Вооруженных
Сил РБ, гарантируется предоставление
первого рабочего места.
Труд работников моложе восемнадцати
лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается
по сдельным расценкам, установленным
для взрослых работников. За время, на
которое продолжительность их ежедневной
работы сокращается по сравнению с продолжительностью
ежедневной работы взрослых работников,
предусмотрена доплата по тарифной ставке.
Дополнительные гарантии предусмотрены
для работников моложе 18 лет при расторжении
трудового договора по инициативе нанимателя.
Расторжение трудового договора возможно
при ликвидации предприятия, несоответствии
работника занимаемой должности, вследствие
недостаточной квалификации или состояния
здоровья, препятствующего выполнению
данной работы.
Охрана
труда инвалидов.
Согласно ст.283 ТК инвалидам обеспечивается
право работать у нанимателей
с обычными условиями труда, а
также в специализированных организациях,
цехах и на участках.
Отказ в заключении трудового договора,
увольнение по инициативе нанимателя,
перевод инвалида на другую работу без
его согласия по мотивам инвалидности
не допускаются. Исключение составляют
случаи, когда в соответствии с медицинским
заключением состояние его здоровья препятствует
выполнению трудовых обязанностей либо
угрожает его здоровью и безопасности
труда. Не допускается расторжение трудового
договора по инициативе нанимателя с инвалидами,
проходящими медицинскую, медико-профессиональную,
трудовую и социальную реабилитацию в
соответствующих учреждениях независимо
от срока пребывания в них.
Наниматели обязаны выделять или создавать
новые рабочие места для трудоустройства
работников, получивших инвалидность
вследствие трудового увечья или профессионального
заболевания на данном производстве.
Условия труда инвалидов, в том числе оплата,
режим рабочего времени и времени отдыха,
продолжительность трудового отпуска,
устанавливаются трудовым договором,
коллективным договором, соглашением
и не могут ухудшать положение или ограничивать
права инвалидов по сравнению с другими
работниками (ст.287 ТК).
Организация охраны и труда в зарубежных странах.
Система трудовых отношений в странах
дальнего зарубежья включает как
общественные ценности (например, свобода
объединений, чувство групповой
солидарности, поиск максимальных прибылей),
так и процедуры (например, процедуры
ведения переговоров, организации
работы, консультаций и разрешения
споров). Традиционно системы трудовых
отношений разделяются на категории
по национальным признакам, границы
которых в последнее время
размываются вследствие глобализации
мировой экономики. Национальные системы
различаются но признаку организации
проведения централизованных переговоров
между нанимателями и профсоюзами об условиях
труда (почти все Скандинавские страны),
по признаку организации проведения переговоров
между нанимателями и профсоюзами об условиях
труда на уровне секторов или отраслей
экономики (Германия) или ведения таких
переговоров на уровне предприятий (Япония,
США).
Широко применяемое на Западе понятие
производственная среда распространяется
не только на производственные условия
труда. Оно так же включает в себя организацию
производства и различные элементы управления
им, в том числе совершенствование охраны
труда с использованием экономических
стимулов.
Установлены критерии классификации предприятий
по степени их вредности для здоровья
работающих, ответственность производителей
и поставщиков производственного оборудования,
нормы по обучению работников безопасным
методам труда.
Во многих странах имеются достаточно
обоснованные с точки зрения науки и техники
правила, которые обеспечивают поддержание
чистоты и соблюдение требований санитарии,
определяющие минимальный объем производственных
площадей на одного работника, конструкции
лестниц, проходов и проездов, персональных
шкафов для одежды, организацию коллективных
и индивидуальных средств защиты от производственного
риска. В последние годы появились нормативы,
касающиеся защиты от радиоактивного
излучения.
Основной целью законодательства по охране
труда является решение задачи: защита
работающих от воздействия вредных производственных
факторов, которые угрожают их здоровью
и физической безопасности на рабочем
месте, обеспечение компенсаций при несчастных
случаях на производстве и профессиональной
заболеваемости, а также проведение медицинской
и профессиональной реабилитации пострадавших
на производстве (социальное страхование).
В большинстве стран ЕС приняты правовые
акты общего характера, предусматривающие,
например, что представители работников
имеют доступ к любой информации, необходимой
им для выполнения своих задач (Бельгия),
или что с ними проводятся консультации
по всем вопросам, касающимся безопасности
труда, охраны здоровья и благосостояния
(Нидерланды). В некоторых странах (например,
во Франции) издана регламентация о порядке
проведения консультаций между нанимателями
и представительными органами
Законодательство по охране труда является
относительно новой отраслью законодательной
системы, и его развитие обусловлено развитием
современной промышленности и индустриализацией.
На первых этапах формирования правовых
подходов законодательство по охране
труда было направлено в целом на разрешение
таких проблем, как безопасная работа
машин и оборудования, защита работников
от воздействия опасных веществ, оказание
первой медицинской помощи, компенсация
в связи с несчастными случаями на производстве
и профессиональными заболеваниями. Позднее
возникла необходимость в охвате других
аспектов, например профилактики профессиональных
и общих заболеваний путем проведения
периодических медицинских осмотров и
улучшения производственной среды (борьба
с шумом, вибрацией, запыленностью, разработка
стандартов на нормирование освещения,
содержание вредных и токсических веществ
в воздухе рабочей зоны и т.д.). Было принято
немало законов, направленных на охрану
труда и здоровья отдельных категорий
работников либо в связи с их повышенной
уязвимостью (молодежь, женщины) или по
причине воздействия на них специфических
факторов (шахтеры, строители, моряки и
другие категории работников).
Основными тенденциями в развитии законодательства
в области охраны труда в развитых странах
является уточнение и развитие положений
о роли государства, прав рабочих, организации
служб охраны труда, должного уровня социального
страхования и обеспечения. Естественно,
что они сформировались в результате возникновения
комплекса факторов, основными из которых
являются: уровень промышленного и социального
развития страны, ее экономическое положение,
политический курс правительства.
Ответственность за создание на предприятиях
здоровых и безопасных условий труда возлагается
на администрацию предприятий. Рабочие
обязаны соблюдать требования безопасности
труда, применять средства индивидуальной
защиты. Намечены меры по усилению надзора
за состоянием производственной среды.
Установлена обязанность служб надзора
обмениваться опытом контроля, надзора
и другой информацией,
Во многих развитых странах коллективный
договор является законодательным, связующим
документом. Ответственность за выполнение
договорных отношений в этих условиях
становится более широкой по сравнению
с ответственностью нанимателя за выполнение
правовых норм в сфере охраны труда. В
этом плане коллективные договоры можно
рассматривать как дополнительное мощное
средство улучшения условий труда. Кроме
того, коллективные договоры более гибкие,
чем законодательные нормы, и лучше приспособлены
к местным особенностям. Они могут заключаться
на уровне предприятий, на региональном
отраслевом и межотраслевом уровнях.
Помимо традиционных проблем в области
охраны труда появились новые выгоды,
свойственные нашему времени. Например,
неполный рабочий день стал буквально
поветрием во всех странах. Получили распространение
удлиненные смены и работа в ночное время.
В странах ЕС в ночное время работают каждый
пятый мужчина и каждая десятая женщина
- постоянно и без достаточного отдыха.
Ситуация в сфере безопасности и охраны
труда в странах ближнего зарубежья медленно,
но верно меняется. Государство формально
расширяет свои функции в области охраны
труда, появляются новые нормативные правовые
акты и административные структуры, регулирующие
правоотношения в этой области. Международное
разделение труда, вовлечение наших стран
в общемировые процессы интеграции предполагает
учитывать требования международных организаций.
Вызывая определенные проблемы в сфере
трудовых стандартов, глобализация в то
же время объективно способствует их разрешению,
позитивно влияя на экономическое и социальное
развитие отдельных стран. Несомненно,
по мере вовлечения в мировую экономику,
опираясь на опыт таких стран, как, например,
Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Малайзия,
мы имеем возможность заметно продвинуться
в области улучшения условий труда.
Существовала система отраслевых соглашений
и коллективных договоров, где отражались
и вопросы охраны труда. Действовал государственный
и профсоюзный надзор и контроль в этой
области. Была создана система льгот и
компенсаций за работу в тяжелых и вредных
условиях. Действовала система обучения,
инструктажа и проверки знаний работников
по вопросам охраны труда. К недостаткам
системы государственного управления
охраной труда тех лет следует отнести
высокую степень централизации, неэффективные
способы экономического стимулирования,
декларативный характер законодательных
норм и др.
Сложные процессы формирования требований
и показателей безопасности на всех этапах
жизненного цикла изделий были пущены
на самотек. О них вспоминали только после
крупных аварий и происшествий.
Адаптированная к этому законодательная
и нормативная база во многом отстала
от требований современности, не обеспечивает
социальных гарантий работникам при появлении
новых форм собственности, не предусматривает
четкого разграничения прав, обязанностей
и ответственности всех участников производственного
процесса за создание благоприятных условий,
соблюдение норм и правил охраны труда.
Сегодня в большинстве стран ближнего
зарубежья приняты законы об охране труда,
основательно пересмотрены трудовые кодексы,
Следует отметить, что в законодательных
актах стран СНГ и Балтии понятие "охрана
труда" совпадает и определяется как
система социально-экономических, организационных,
технических, гигиенических и лечебно-профилактических
мероприятий и средств, обеспечивающих
безопасность, сохранение здоровья и работоспособности
человека в процессе труда. Однако эволюция
трудового законодательства в странах
ближнего зарубежья привела к определенным
изменениям ряда прежних норм, определяющих
уровень социальной защищенности работников.
В конституциях Кыргызстана (ст.29) и Туркменистана
(ст.31) провозглашено, что работники имеют
право на вознаграждение не ниже установленного
государством прожиточного минимума.
Трудовой кодекс Кыргызстана (ст.214) предусматривает
индексацию оплаты труда, осуществленную
на величину индекса потребительских
цен. В Законе "О трудовом договоре Эстонии
(ст.17) установлено, что в случае противоречий
в положениях законодательства применяется
норма, более благоприятная для работника.
Так, в Трудовом кодексе Узбекистана (ст.237)
отсутствуют гарантии для матерей-одиночек
при их увольнении. Допускается также
привлечение беременных женщин и женщин,
имеющих детей до 14 лет (детей-инвалидов
- до 16 лет), с их согласия к труду на ночных,
сверхурочных работах, работах в выходные
дни и направление в командировку. Беременные
женщины и женщины, имеющие детей до 3 лет,
допускаются к таким работам только при
наличии медицинского заключения, подтверждающего,
что такая работа не угрожай (здоровью
матери и ребенка (ст.228).
В трудовом законодательстве Эстонии,
сформированном но примеру США, по сравнению
с советскими временами расширена материальная
ответственность работников. В Латвийской
Республике система управления охраной
труда сформирована по образу и подобию
стран ЕС. В Трудовом кодексе Кыргызстана
(ст.164) расширены возможности использования
в качестве меры давления нанимателя на
работника отстранение от работы.
В отличие от развитых государств в странах
СНГ не разрабатываются государственные
прогнозы и на их основе программы улучшения
условий труда, отсутствует должная координация
и финансирование проведения межотраслевых
научно-исследовательских работ, не проводится
подготовка специалистов с высшим образованием
по данной специальности, слабо развито
производство средств коллективной и
индивидуальной защиты работающих, приборов
контроля и измерений элементов производственной
среды.
V
Заключение
В заключении хотелось бы сделать вывод,
что вопрос охраны труда является
одним из важнейших на современном
этапе жизни нашего общества, в
период когда работодатели ставят для
себя основной задачей как можно
быстрее и с минимальным вложением средств
извлечь наибольшее количество прибыли,
и пользуясь возникшим в последнее время
у нас в стране дефицитом рабочих мест,
когда наши граждане готовы за мизерную
оплату выполнять самую грязную работу
мало внимания уделяют, а порой и вообще
игнорируют требования безопасности труда.
Увеличение количества профессиональных
заболеваний, несчастных случаев на производстве,
приводящих к травмам, а иногда и к гибели
людей, всё это заставляет задуматься
о совершенстве нашего законодательства
в области охраны труда, и думается, что
нашим законодательным, исполнительным
и судебным органам государственной власти
предстоит ещё много работы в этом направлении.
Успешное решение проблем в области охраны
труда в большей степени зависит от выполнения
поставленных задач и приоритетов государственной
политики в области охраны труда. Однако
необходимо усовершенствовать содержание
не только нормативных правовых актов,
а одним из направлений деятельности государства
выбрать улучшение ситуации в области
охраны труда путем расширения использования
норм локального характера, что позволяет
особенности охраны труда конкретного
предприятия отразить в коллективных
и трудовых договорах.
Так же планирование, организация охраны
труда и ответственность за его нарушение
имеет огромное значение в предотвращении
и избежании несчастных случаев на производстве,
так как нарушение влечет за собой юридическую
ответственность как работника, так и
нанимателя.
Так же можно отметить, что охрана труда
является важной целью не только в нашей
республике, но и в зарубежных странах,
о чем можно судить о постоянном развитии
и совершенствовании норм по охране труда
зарубежных стран.
Подводя итог, можно сказать, что в Республике
Беларусь проводится активная государственная
политика, направленная на сохранение
жизни и здоровья граждан в процессе их
трудовой деятельности. Роль государства
в обеспечении охраны труда возрастает,
что подтверждают и происходящие изменения
трудового законодательства, так как действующее
законодательство об охране труда неразрывно
связано с трудовым законодательством.
Приложение 1.
Для анализа производственного травматизма и профессиональной заболеваемости статистическим методом используются следующие показатели:
Информация о работе Охрана труда отдельных категорий работников