Общая характеристика законодательства о занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:42, реферат

Описание работы

Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.) предусматривает полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации говорит (ст. 10) об обеспечении занятости. Как ранее указывалось, Трудовой кодекс ничего не предусматривает (к сожалению) по данной проблеме. Законодательство о занятости в настоящее время представляет собой целую систему нормативных актов. В нее входят:

Работа содержит 1 файл

Регулирование занятости и государственная политика в этой области.docx

— 29.98 Кб (Скачать)

Общая характеристика законодательства о  занятости населения

 

Государственное регулирование обеспечения  занятости и трудоустройства  является не только защитой и помощью  ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства.

 

Международный пакт ООН  «Об экономических, социальных и  культурных правах» (1966 г.) предусматривает полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации говорит (ст. 10) об обеспечении занятости. Как ранее указывалось, Трудовой кодекс ничего не предусматривает (к сожалению) по данной проблеме. Законодательство о занятости в настоящее время представляет собой целую систему нормативных актов. В нее входят:

1.Ст. 37 Конституции РФ, предусматривающая право на защиту от безработицы. Важнейшей гарантией этого права являются обеспечение занятости и трудоустройства, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

 

2. Ст. 23 (п. 1) Всеобщей декларации  прав человека ООН (1948 г.), предусматривающая, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы.

 

3. Закон РФ «О занятости  населения в Российской Федерации»  от 19 апреля 1991 г. с последующими  изменениями и дополнениями.

 

4. Положение о Департаменте  федеральной государственной службы  занятости, утвержденное приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2000 г.

 

5. Постановление Правительства  РФ «Об организации общественных  работ» от 14 июля 1997 г. с изменениями и дополнениями от 12 ноября 1999 г Эти рабочие места создают местные органы власти для безработных. Они временные, оплачиваемые, и безработный, занятый на них по его желанию, продолжает числиться безработным и получать пособие по безработице.

 

6. Постановление Правительства  РФ «О системе профессиональной  подготовки, профессиональной квалификации, переподготовки высвобождаемых  работников и незанятого населения» от 14 мая 1992 г.

 

7. Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Российской Федерации» от 3 мая 1994 г. Оно рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в указанных ситуациях приостанавливать высвобождение работников, предусматривать меры по сокращению рабочего времени без уменьшения численности работников. То же самое предусмотрено в Рекомендациях мер при массовом высвобождении.

 

8. Положение об организации работ по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1995 г. Оно определило критерии массового высвобождения, которыми являются численность увольняемых за определенный календарный период, а именно: а) ликвидация предприятия с 15 и более работниками; б) сокращение численности или штата на 50 и более человек за 30 календарных дней; в) сокращение 200 и более человек в течение 60 календарных дней; г) сокращение 500 и более человек за 90 календарных дней. Следовательно, если за месяц увольняется 50 и более работников или за 2 месяца — 200 и более, или за 3 месяца 500 и более, то это массовое увольнение. Массовым считается также увольнение 1 % общего числа работающих в течение 30 календарных дней в тех регионах, где общая численность всех занятых меньше 5 тыс. человек, т. е. в малых городах.

Органы местного самоуправления могут  устанавливать и иные критерии, усиливающие  социальную защищенность работников в  зависимости от особенностей экономики  и уровня безработицы в этой местности.

Трудоустройство российских граждан  за границей осуществляется на основе лицензий, полученных российскими юридическими лицами на территории Российской Федерации (согласно постановлению Правительства  РФ от 14 июня 2002 «О лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан  Российской Федерации за пределами  Российской Федерации).

 

Есть ряд специальных актов: о льготах пострадавшим от Чернобыльской аварии, работникам районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работникам конверсируемых предприятий ВПК, государственным служащим и другим, содержащих также нормы об обеспечении занятости этих категорий граждан.

 

Много нормативных актов принято Федеральной службой занятости, находящейся в системе Минтруда России, в том, числе акты, разъясняющие применение Закона о занятости. Положение о Федеральной службе занятости предусматривает, что все органы занятости действуют на основе этого Положения.

 

Порядок регистрации безработных  граждан утвержден постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. с изменениями и дополнениями от 9 июля 1999 г.

 

Нормативные части социально-партнерских  соглашений на всех их уровнях и  коллективных договоров (локальные  нормы), содержащие условия об обеспечении  занятости, также являются компонентами законодательства о занятости, например Генеральные соглашения, заключаемые между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

 

В системе российского законодательства о занятости населения находятся  и международно-правовые акты по данной проблеме, ратифицированные Россией.

 

В конвенциях и рекомендациях МОТ  много внимания уделено вопросам занятости. Так, Конвенция МОТ № 122 (1964 г.) «О политике в области занятости»; Конвенция и Рекомендация МОТ (1948 г.) «О службе занятости» и другие были использованы нашим законодателем в Законе РФ «О занятости населения в Рос­сийской Федерации» при формулировке политики государства в области занятости и других его положений.

 

В системе законодательных актов  о занятости центральным, определяющим содержание института правового  регулирования занятости и трудоустройства, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Он состоит из семи глав и 39 статей.

 

В гл. I «Общие положения» (ст. 1—7) даются понятия: «занятость», «кто считается занятым», «безработного», «подходящая и неподходящая работа»; закреплена государственная политика (принципы) в области занятости, разграничены полномочия в этой области Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

 

Глава II «Права граждан в области занятости» (ст. 8—11) закрепляет право граждан на выбор места работы, профессию, на профессиональную подготовку и переподготовку, на трудоустройство, на профессиональную деятельность за границей.

 

Глава III «Гарантии государства в области занятости» (ст. 12—13) устанавливает общие гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для отдельных категорий населения, в том числе квотирование (бронирование) рабочих мест для инвалидов, молодежи и других граждан, нуждающихся в специальной защите.

 

Глава IV «Регулирование и организация занятости населения» (ст. 14—24) предусматривает организацию работы службы занятости по трудоустройству граждан, переподготовку и организацию общественных работ для безработных в качестве их дополнительной социальной поддержки.

 

Главы V—VII предусматривают участие работодателей в обеспечении занятости, в том числе уплату ими взносов в фонд занятости, закрепляют социальные гарантии, порядок выплаты пособий по безработице, компенсаций и другой материальной помощи безработным, устанавливают контроль и ответственность за нарушение Закона.

 

При характеристике гл. VI следует учитывать Федеральные законы от 7 августа 2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», и от 10 января 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения Российской Фе­дерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения».

 

Закон о занятости помогает высвобождаемым работникам, а также лицам, впервые  ищущим работу, и другим категориям безработных в подыскании работы, а организациям — в подборе  необходимых кадров.

 

Закон о занятости урегулировал отношения граждан со службой  занятости и отношения этой службы с работодателями, установил определенную социальную защищенность безработных  и материальную помощь им.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие формы занятости

 

Содержание термина «занятость»  включает в себя как потребность  людей в различных видах общественно  полезной деятельности, так и степень  удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать  особенности занятости различных  социально-демографических групп  населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы. Целью  обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста  эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования  отраслевой и региональной структуры  производства, учет социально-демографических  факторов.

 

Кроме того, под занятостью как  экономической категорией следует  понимать совокупность социально-экономических  отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в  различных сферах хозяйственной  деятельности и выполняющих функцию  связующего звена в воспроизводстве  рабочей силы на всех уровнях организации  общественного труда и производства.

 

Закон «О занятости населения  в Российской Федерации» дает следующее определение занятости: «Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход» (ст. 1).

 

Отметим, что в российской научной  литературе даются и иные понятия  занятости, чем в законе. Так, О.М. Медведев определяет занятость как  «…неотъемлемое естественное состояние  любого человека в отношениях между  гражданами, их объединениями, государством и т.д.».

 

Некоторые российские правоведы рассматривают  содержание понятия «занятость»  в широком и узком аспектах, тогда как в законодательстве данное понятие зафиксировано только в широком смысле. Например, Л. Сыроватская, М. Кучма, Б. Шеломов и другие определяют занятость так, как она дается в законе, и иногда снабжают свои доводы комментариями к статьям Конституции.

 

А.С. Пашков и М.Ю. Лаврикова рассматривают понятие занятости в двух аспектах – широком и узком. Отмечая, что в широком смысле категория занятости включает в себя все виды общественно полезной деятельности граждан, приносящих, как правило, заработок (трудовой доход), А.С.Пашков пишет: «В узком смысле занятость понимается как трудовая деятельность по найму или по другим основаниям, приносящая регулярный трудовой доход».

 

Занятыми  в соответствии с законом считаются  граждане:

  • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
  • занимающиеся предпринимательской деятельностью;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой;

 

  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
  • проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной государственной службы занятости населения (органы службы занятости);
  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

 

В специальной литературе можно  встретить большое количество определений занятости: продуктивная, рациональная, оптимальная, сбалансированная, эффективная. Все они лишь уточняют основное содержание занятости, состоящее в необходимости поддержания такого соответствия между занятой рабочей силой и ее свободным резервом, между личными и вещественными факторами производства, которое способствовало бы достижению максимальной эффективности функционирования производства и росту доходов населения.

 

Свободно избранная занятость  все еще воспринимается россиянами несколько неадекватно, так как  противоречит выработанными годами традициям и установкам советской  экономики. Необходим коренной поворот  в экономическом мышлении и социальных императивах. Новым законодательством о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Провозглашается демократический принцип добровольности труда, согласно которому занятость граждан основывается исключительно на их свободном волеизъявлении. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода.

 

Несмотря на то что принятие подобных положений имеет самостоятельное  значение, не находится в прямой, непосредственной связи с переходом  к рыночной экономике, вне сомнения, что новая концепция занятости  гораздо ближе к канонам рыночного  хозяйства, чем к принципам административно-государственной  экономики. Она легализует совершенно законные, общественно признанные формы  трудовой деятельности – работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами.

 

В широком смысле слова речь идет о свободном выборе не только вида занятости, но и ее меры, то есть временного режима занятости и трудовой деятельности. Конечно, во многом такой режим предопределен  технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной занятостью, на равных с ней правах, на принципах равнодоступности должны иметь место работа по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику.

 

Принципиальное значение таких  форм организация труда состоит  в том, что их раскрепощенность, внутренняя свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики. Не менее важно следствие свободно избранной занятости и режима труда: возрастающие возможности получения и использования свободного времени – одного из главных достояний человека и человечества.

Информация о работе Общая характеристика законодательства о занятости населения