Образовательное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

Цель данной работы - изучить образовательное право как отрасль права.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-дать общую характеристику образовательному праву;
· рассмотреть метод и предмет правового регулирования;
· охарактеризовать источники образовательного права;
· изучить принципы образовательного права.

Работа содержит 1 файл

Право.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Введение

    Актуальность темы. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в России, оказали и продолжают оказывать существенное влияние на российское образование. Адаптации российского образования к принципиально новым условиям жизни способствовало разработанное и принятое за последние десять лет законодательство об образовании. За это время появилось множество образовательных учреждений, развился негосударственный сектор, утвердилась автономия высших учебных заведений, сформировались функционирующие государственно-общественные формы управления.

    В настоящее время активно развивается образовательная политика России; ее общие принципы определены в законах об образовании, о высшем послевузовском профессиональном образовании. Эти принципы раскрыты в Национальной Доктрине образования Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, в Концепции модернизации российского образования, одобренной Государственным советом при Президенте России.

    Изучая ситуацию в сфере образования, можно отметить, что в последние годы появились некоторые обнадеживающие тенденции в развитии образования в России, которые носят, однако, достаточно противоречивый характер. С одной стороны, можно отметить, что начиная с 1999 года наблюдается некоторый рост расходов на образование в бюджетах всех уровней; с другой - российскую общественность не может не беспокоить состояние экономики образования в целом, обострение проблем в ее правовом регулировании, противоречие реальной практики действующему законодательству.

    Все это происходит в обстановке отсутствия единого взгляда на роль и значение образовательного права в регулировании реально существующих образовательных отношений. Как верно отмечает один из ведущих ученых в области образовательного права профессор В. М. Сырых, тезис об образовательном законодательстве как самостоятельной отрасли права не является общепризнанным в юридической литературе. (Сырых В.М. Образовательное право как отрасль Российского права. М., 2000.)Значительная часть российских правоведов по традиции, идущей еще от советских времен, рассматривает массив этих норм в качестве комплексной отрасли законодательства, содержащей нормы административного, гражданского, трудового и иных отраслей права и не имеющей свойств, присущих отрасли права - собственного оригинального предмета и метода правового регулирования.

    Актуальность темы реферата в том,что в настоящее время образовательное право следует признать отраслью права. Объективный ход развития современной системы права Российской Федерации привел к появлению образовательного права в качестве новой отрасли права. Особому предмету этой отрасли, наличие которого доказано предшествующим изложением, соответствуют и юридические признаки отрасли, о чем идет речь в реферате.

  Цель данной работы - изучить образовательное право как отрасль права.

  Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

 -дать общую характеристику образовательному праву;

 · рассмотреть метод и предмет правового регулирования;

 · охарактеризовать источники образовательного права;

 · изучить принципы образовательного права.

     Ведущие  ученые в области образовательного права:профессор В. М. Сырых,д.т.н.,профессор Солдаткин В.М.,к.ю.н. Шкатулла В.И.,д.ю.н.,профессор Федорова М.Ю.,к.ю.н. Александрова Л.Б.

 

  Глава 1. Образовательное право: понятие, метод и предмет его регулирования

  1.1 Понятие образовательного права и метод его правового регулирования

    Под образованием в Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Образовательное право - отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм в сфере образовании.

    Термин «образовательное право» уже прочно вошел в язык педагогической и правовой наук, широко он используется и представителями юридической и педагогической практики. «Образовательно-правовая» библиография пусть и медленно, но неуклонно расширяется. В учебных планах педагогических и юридических вузов, институтов и факультетов повышения квалификации педагогических работников всех уровней образования все чаще отводится место учебной дисциплине «Образовательное право», а для специальности 032700 Юриспруденция она входит в число дисциплин предметной подготовки федерального компонента соответствующего государственного образовательного стандарта.( Сырых,В.М. Введение в теорию образовательного права./В.М.Сырых.-М.:Готика,2002.-С.4-6.)

    В самом общем плане можно выделить следующие основные значения данного термина:

 а) образовательное право как комплексная отрасль права;

 б) образовательное право как нормативно-правовой массив (образовательное законодательство);

 в) образовательное право как элемент системы конституционных прав и свобод, в том числе как элемент системы международных стандартов прав и свобод («право на образование»);

 г) образовательное право как элемент образовательных прав участников образовательных отношений;

 д) «Образовательное право» как учебная дисциплина;

 е) образовательное право как актуальное направление теоретико-правовых, социолого-правовых и отраслевых юридических научных исследований;

 ж) образовательное право как элемент (сторона) системы образования в целом. (Александрова Л. Б. Образовательное право России :Становление и развитие в условиях реформ : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 :Волгоград, 2005.-С.115)

    Образовательное право как комплексная отрасль права. В современной классификации отраслей, представленной в научной и учебной юридической литературе, образовательному праву как отрасли самостоятельного места практически не отводится. Такое положение обусловлено достаточно острыми дискуссиями среди ученых-юристов относительно того, считать ли образовательное право правовой отраслью или нет. Основным аргументом противников является то, что у образовательного права отсутствуют собственные предмет и метод правового регулирования общественных отношений - главные критерии отраслевой дифференциации. Представленная структура отношений в сфере образования и дает основания говорить о действительно уникальной особенности предмета образовательного права.

    Образовательное право как синоним образовательного законодательства. Известно, что термин «законодательство» может применяться как в «узком», так и в «широком» смыслах. В первом случае под законодательством понимается совокупность только законодательных актов (в России - федеральных законов и законов субъектов РФ). В широком же смысле законодательство представляет собой всю совокупность нормативно-правового массива (законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также локальных нормативно-правовых актов).

    Термин «образовательное право», употребляемый в ином значении, чем обозначение комплексной отрасли права, чаще всего выступает синонимом термина «образовательное законодательство» именно в широком его толковании. Именно в этом значении он будет использоваться и в дальнейшем изложении материала настоящего пособия. Следует лишь уточнить, что локальные нормативно-правовые акты, т.е. акты, издаваемые администрацией образовательного учреждения, не следует, думается, включать в понятие законодательства (в широком смысле). В то же время локальные акты с полным основанием могут и должны включаться в понятие «нормативно-правовой образовательный массив».( Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. - М.: Изд-во НОРМА, 2001.-С.98-105)

    Образовательное право как элемент права на образование. Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) как элемент системы прав и свобод человека, непосредственно проявляется в реальной образовательно-правовой практике в виде вполне конкретного юридического субъективного права как мера дозволенности (возможности) действия участников образовательных отношений по удовлетворению ими в рамках действующего законодательства своих образовательных потребностей, обеспечению и защите соответствующих законных интересов. В этом плане понятия «образовательное право» и «субъективное юридическое право» (как элемент содержания образовательного правоотношения) являются однопорядковыми и совпадают по своему содержанию.

    Образовательное право как учебная дисциплина. В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) 032700 Юриспруденция, действующего с 2000 г. (ГОС-2000), учебная дисциплина «Образовательное право» занимает особое место. Вместе с дисциплиной «Теория и методика обучения праву», близость с которой очевидно уже из названий обеих дисциплин, «Образовательное право» определяет, по сути дела, профиль образовательно-правовой подготовки будущего учителя правовых дисциплин.

    Нужно заметить, что дисциплина «Образовательное право» начинает сегодня постепенно вводиться в учебные планы подготовки «классических юристов, а также в университетские учебные планы, что совершенно оправдано и своевременно в условиях модернизации современного российского образования.

    Образовательное право как направление научных исследований. Начиная со второй половины 1990-х годов прошлого столетия в теоретико-правовой, социолого-правовой и отраслевых юридических науках развернулись активные исследования в области образовательного права. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других крупных центрах правовой науки проводятся международные, всероссийские и региональные научно-практические конференции, научные семинары, «круглые столы» по самым различным теоретическим и практическим аспектам образовательного права. При Министерстве образования и науки Российской Федерации создан Федеральный Центр образовательного законодательства, являющийся сегодня крупным и авторитетным исследовательским и издательским центром, аккумулирующим самые последние достижения правовой и педагогической наук в области образовательного права. Развивается в последние годы «образовательно-правовая компаративистика», что особенно важно в контексте вступления России в европейское образовательное пространство («болонский процесс»). В ряде вузов страны, и не только педагогических, началась целенаправленная подготовка специалистов в области образовательного права посредством создания соответствующих отделений и институтов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь). Открываются кафедры образовательного права (Москва, Екатеринбург), готовятся и защищаются кандидатские и докторские диссертации по образовательно-правовой проблематике. Вопросы образовательного права становятся предметом пристального интереса со стороны уже не только вузовской и академической научной общественности, но и органов государственной власти и местного самоуправления. К примеру, в Уральском федеральном округе активно предпринимаются научные и организационные меры по повышению эффективности регионального образовательного законодательства, прошли три большие научно-практические конференции в гг. Екатеринбурге и Тюмени с участием представителей - правовой, педагогической, социологической наук, системы образования субъектов РФ, органов государственной власти и местного самоуправления.( 9.Шкатулла,В.И. Образовательное право: Учебник для вузов./В.И.Шкатулла. -.М.: НОРМА, 2001.-С.110-117)

    Задачи законодательства Российской Федерации в области образования представлены в ст. 4 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1"Об образовании".

    Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:

 1) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

 2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

 3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

 4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.( Солдаткин,В.И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты./В.И.Солдаткин.-М.:Владос,1999.С.66)

    Метод правового регулирования образовательного права

    Своеобразие правового режима образовательного права, выраженное в его принципах, последовательно завершается в методе правового регулирования отрасли. Действующее законодательство достаточно последовательно и полно закрепляет целостную и достаточно развитую совокупность юридических средств, способов, применяемых в процессе регулирования и применения образовательных отношений. 
В числе наиболее характерных черт метода правового регулирования данной отрасли права следует отметить: 
1) применение императивного и императивно-диспозитивного методов регулирования образовательных отношений;  
2) своеобразие правового статуса участников образовательных отношений;  
3) общедоступность и бесплатность начального и основного общего образования, а также среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования; 
4) сочетание нормативно-правового регулирования образовательных отношений на уровне Федерации с нормативно-правовым регулированием субъектами Российской Федерации и локальным регулированием образовательными учреждениями; 
5) единство и дифференциация нормативно-правового регулирования образовательных отношений; 
6) сочетание государственного контроля за качеством образования с автономностью образовательных учреждений, свободой и плюрализмом в образовании; 
7) специфику правоприменительной деятельности в процессе текущей и итоговой аттестации обучающихся; 
8) особенности применения юридической ответственности за противоправные посягательства на образовательные отношения, на порядок в образовательной сфере. 
В настоящее время образование остается единственной сферой социального бытия, которая успешно посрамляет современных теоретиков права, утверждающих, что суть права кроется в формальном равенстве, а фактическое равенство представляет собой фантазм типа «деревянного железа». В Российской Федерации образование на уровне начального и основного общего является не только общедоступным, фактически равным, но и обязательным. Согласно ч. 3 и 4 ст. 19 Закона РФ “Об образовании” основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными для каждого обучающегося, не достигшего 15-летнего возраста. 
Всеобщность и обязательность основного общего образования в Российской Федерации гарантируются как экономически, материально, так и юридически, с помощью специальных правовых средств. Именно эти средства и составляют содержание метода правового регулирования образовательного права. 
    Во-первых, как уже говорилось ранее, законодательство устанавливает самые простые, общедоступные всем факты, наличие которых служит основанием для возникновения образовательных отношений ?Достижение ребенком определенного возраста, с которого допускается прием в образовательное учреждение для обучения программе начального общего образования и проживание на близлежащей к данному учреждению территории. Поступающему не может быть отказано в приеме в государственное или муниципальное образовательное учреждение по мотивам его неподготовленности к прохождению образовательной программы, отсутствия у него необходимых материальных ресурсов, свободных мест в учреждении или педагогических кадров. 
    Весьма прост и перечень юридических фактов необходимых для поступления в государственное или муниципальное образовательное учреждение, реализующее программы среднего(полного) общего и начального профессионального образования. Названные учреждения обязаны принимать без конкурса всех желающих, которые проживают на близлежащей к ним территории и имеют право на получение образования данного уровня. 
    Гражданское, трудовое, административное, финансовое и другие отрасли права не закрепляют столь простого и общедоступного для возникновения правоотношений перечня юридических фактов. В этих отраслях устанавливается пропасть между формальным юридическим и фактическим, реальным правом, которую способно преодолеть далеко не всякое уполномоченное лицо. Так, для вступления в имущественные гражданские правоотношения нужно обладать соответствующим имуществом. Не каждый трудоспособный гражданин, желающий вступить в трудовые правоотношения, способен реализовать это желание, о чем свидетельствует армия безработных в России и любой иной стране. Административные правоотношения также возникают и существуют, как правило, при наличии достаточно сложного фактического состава. 
    Во-вторых, социально незащищенным обучающимся государство оказывает материальную помощь, полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования, в частности на основе полного государственного обеспечения содержатся в образовательных учреждениях дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей). 
    В-третьих, образовательные отношения между образовательным учреждением и обучающимися на стадии освоения ими образовательной программы начального общего и основного общего образования регулируются при помощи императивного, общеобязательного метода. Успешная учеба является не только правом, но и обязанностью обучающегося, т.е. создается такой редкий правовой режим, когда правомочие и обязанность у лица совпадают. Право выбора сохраняется лишь на уровне формы обучения и образовательного учреждения.  
Императивный метод регулирования образовательных отношений на уровне усвоения обучающимися образовательных программ начального общего и среднего общего образования присущ не только образовательному праву. Это основной метод и административного права. И все же метод образовательного права отличается от метода административного права тем, что для образовательного права он не является всеобщим. Образовательные отношения на уровне освоения образовательных программ среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования регулируются при помощи диспозитивно-императивного метода. 
   Диспозитивность метода образовательного права выражается в праве граждан Российской Федерации по своему желанию решать вопрос о продолжении образования после освоения программы основного общего образования, об уровне и форме образования.( 10.Федорова,М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов./М.Ю.Федорова.- М.: «ВЛАДОС», 2004.С.38-42)

1.2 Предмет правого регулирования образовательного права

    В современном обществе образовательные отношения, будучи самостоятельным и развитым видом общественных отношений, стабильность и действенность которых обеспечивается благодаря правовому регулированию, выступает объективным основанием образовательного права. Эта новая отрасль российского правоведения, заявившая о себе лишь сравнительно недавно, не требует передела сфер влияния между традиционными отраслями права, сохраняет их предметы в прежней целостности и неприкосновенности. Предметом образовательного права выступает ничейное, «дикое» правовое поле, до которого у законодателя до недавнего времени не доходили руки в силу «огосударствления» и недостаточной развитости образовательных отношений. 
    В настоящее время, когда интенсивно развивающиеся рыночные отношения внесли значительные коррективы в нормативно-правовое регулирование всех сфер общества, в том числе и образования, законодатель вынужден был изменить свое правовую политику в образовательной сфере и спешно наверстывать свое отставание принятием ряда законов и значительного числа подзаконных нормативно-правовых актов. В образовательной сфере, ставшей притягательной для законотворческих и иных право-творческих органов государства, весьма четко и ясно определился непосредственный предмет правового регулирования – образовательные отношения.  
    Образовательные отношения, содержанием которых выступают отношения, устанавливаемые между обучающимися, педагогическими работниками и образовательным учреждением с целью получения обучающимися общего или профессионального образования, обладают всеми свойствами предмета правового регулирования отдельной отрасли права. Они являются устойчивыми, массовидными и способствуют удовлетворению жизненно важных потребностей общества, государства и личности. Процесс социализации личности, без чего не могут существовать современная экономика, наука, культура и другие сферы общества, становится возможным благодаря обучению и воспитанию личности в процессе полу-чения ею общего и профессионального образования.  
    Как показано ранее, образовательные отношения действуют в особой, самостоятельной сфере предметно-практической деятельности общества и государства, принципиально отличаются от гражданских, административных, трудовых и иных общественных отношений и в силу этого обособляются в качестве отдельного вида общественных отношений. Образовательные отношения обладают сложной и динамичной структурой. Длящиеся, как правило, в течение нескольких лет и подразделяющиеся на ряд иерархически взаимосвязанных стадий ( четвертей, семестров, учебных годов и др.) образовательные отношения предстают одновременно многосторонними, многоаспектными, основанными на личном участии в них субъектов образовательного отношения.  
    Законодательство об образовании устанавливает не только права и обязанности участников образовательных отношений, но и действенные механизмы их реализации. применительно к специфике каждого уровня образовательных отношений. Такие механизмы закреплены в главе П «Система образования» Закона РФ «Об образовании», а также в положения о типах, видах образовательных учреждений, утверждаемых Правительством Российской Федерации.  
    Таким образом, нормативно-правовое опосредствование образовательных отношений, имеющих сложный и динамичный характер, не может ограничиваться одним или двумя правовыми институтами. Для полного и всестороннего отражения этих отношений в нормах права , а также для закрепления механизма их реализации в конкретных отношениях требуется развитая совокупность норм и правовых институтов. 
    В законодательстве об образовании можно выделять 17 правовых институтов по общим вопросам нормативно-правового регулирования собственно образовательных отношений: 1) объекты образовательных отношений; 2) государственные стандарты образовательных отношений; 3) документы об образовании; 4) итоговая аттестация выпускников образовательных отношений; 5) образовательные программы; 6) общие требования к содержанию образования; 7) общие требования к организации образовательного процесса; 8) общий правовой статус обучающихся и их родителей; 9) общий правовой статус педагогических работников; 10) общий правовой статус образовательных учреждений; 11) основания для возникновения, изменения или прекращения образовательных отношений; 12) общие положения о порядке приема лиц, в образовательные учреждения; 13) процессуальные правоотношения в образовательной сфере; 14) время обучения и время отдыха; 15) гарантии и компенсации обучающимся; 16) учебная дисциплина; 17) меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям образовательных отношений.  
    Установлением правовых институтов по общим вопросам образовательных отношений их нормативно-правовое регулирование не завершается. На каждом отдельном уровне образовательного процесса общественные отношения имеют свою специфику. Поэтому общие институты образовательного права дополняются институтами, закрепляющими особенности образовательных отношений с учетом специфики отдельных уровней образовательного процесса, некоторых других факторов. Соответственно значительно расширяется и круг институтов, регулирующих образовательные отношения.( Сырых,В.М.Образовательное право как отрасль Российского права./В.М.Сырых.-М.:Готика,2000.С.150-163)

    Так, по мнению авторов Концепции общей части Кодекса РФ об образовании, система таких институтов выглядит следующим образом: 1) Дошкольное образование; 2) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование; 7) дополнительное образование; 8) образование лиц с ограниченными возможностями здоровья; 9) образование лиц, находящихся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, 10) образование лиц с девиантным поведением, находящихся в специальных учреждениях открытого и закрытого типа; 11) Образование иностранных граждан и лиц без гражданства в образовательных учреждениях Российской Федерации; 12) военное образование ( 36. С. 11-12). 
    Вопрос о системе институтов Особенной части образовательного права является пока что дискуссионным. Однако несомненным является сложный состав этой системы, наличие в нем самостоятельных институтов, требующих особого внимания законодателя и нуждающихся в специальном нормативно- правовом регулировании.  
Таким образом, в целях полного и последовательного отражения образовательных отношений в праве требуется формирование и функционирование около 30 правовых институтов. Именно они образуют основу образовательного права, над которой надслаиваются правовые институты, действующие в образовательной сфере и находящиеся в тесной связи с нормами и институтами, регулирующими собственно образовательные отношения. Это - обеспечительные и комплексные институты, содержание которых ранее, а их система представлена следующим образом.  
В предмет образовательного права входят прежде всего общественные отношения, которые регулируются образовательным правом, но лежат за пределами образовательных отношений. Это отношения, в которые вступают обучающиеся, педагогические работники и руководство образовательного учреждения в процессе управления учреждением, а также отношения, связанные социальной защитой обучающихся и привлечением их к дисциплинарной и материальной ответственности. 
    В числе институтов управления делами образовательного учреждения можно выделить: 1) участие коллектива образовательного учреждения в избрании его руководителя; 2) участие коллектива образовательного учреждения в формировании иных руководящих органов образовательного учреждения; 3) участие коллектива образовательного учреждения в принятии его устава, иных локальных нормативно-правовых актов; 4) функционирование в образовательном учреждении общественных и религиозных организаций. 
    В системе образовательного права имеется, как минимум, три правовых института, которыми регулируются отношения обучающихся, вытекающие из образовательных отношений, но лежащие за их пределами. Это прежде всего отношения, связанные: 1) с закреплением социальных прав и гарантий обучающихся; 2) с порядком применения дисциплинарных взысканий к обучающимся; 3)с порядком привлечения обучающихся к материальной ответственности.  
    Значительной и развитой предстает система комплексных институтов образовательного права. 
     Предметом комплексных институтов гражданского и образовательного права выступают отношения, связанные с определением: 1) правового статуса учредителей образовательных учреждений; 2) правового статуса образовательных учреждений как юридических лиц; 3) содержания устава образовательных учреждений; 4) порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений; 5) особенностей регулирования прав образовательных учреждений на имущество; 6) особенностей регулирования платной образовательной и иной предпринимательской деятельности образовательных учреждений; 7) особенностей регулирования индивидуальной трудовой деятельности педагогических работников; 8) порядка привлечения к материальной ответственности образовательных учреждений за некачественное образование; 
    Предмет комплексных институтов административного и образовательного права составляют отношения, связанные с закреплением структуры и компетенции органов управления образованием (1); компетенция органов местного самоуправления в области образования (2); компетенции и ответственности образовательных учреждений (3); порядка создания, реорганизации и прекращения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений (4); форм и методов осуществления государственного контроля за качеством образования (5).  
На стыке трудового и образовательного права лежат общественные отношения, связанные с установлением: 1) особых требований к лицам, осуществляющим педагогическую деятельность; 2) особенностей трудового договора в образовательной сфере; 3) особенностей оплаты труда педагогических работников; 4) продолжительности рабочего времени и времени отдыха для работников образовательных учреждений; 5) академических свобод, а также дополнительных гарантий и социальных льгот педагогическим работникам; 6) порядка применения дисциплинарного взыскания к работникам образовательных учреждений. 
    Совокупность названных сопутствующих и комплексных институтов - необходимая часть предмета образовательного права. Благодаря этим институтам возникают правоотношения, призванные обеспечивать стабильный, устойчивых характер образовательным правоотношениям и тем самым создавать надлежащие условия для реального действия субъективных прав и надлежащего исполнения юридических обязанностей участниками этих отношений. 
    Предмет правового регулирования, где специфические для отрасли отношения органично сочетаются с нетипичными отношениями, имеет не только образовательное право, но и трудовое, семейное и другие отрасли права. Следовательно, способы обоснования правомерности нахождения в предмете этих отраслей права нетипичных, в том числе комплексных, отношений могут быть использованы и при определении структуры предмета образовательного права. 
Так, представители науки трудового права четко отличают собственно трудовые отношения и другие тесно связанные с ними отношения. В их число включаются отношения по обеспечению занятости трудящихся, отношения органов управления профсоюзного органа на производстве с работодателем и его администрацией, отношения по материальной ответственности участников трудового отношения за ущерб, причиненный по вине одной стороны другой, отношения по разрешению трудовых споров и др.( В.Н. Толкунова, К.Н. Гусов . 88. С. 9). 
    Заслуживает внимания и классификация нетипичных, входящих в предмет трудового права отношений на три вида : 1) отношения, предшествующие трудовым; 2) отношения, сопутствующие трудовым; 3) отношения, вытекающие из трудовых.  
Отношениями, предшествующими трудовым, признаются отношения по обеспечению занятости населения и отношения по производственному ученичеству. Отношения, вытекающие из трудовых, признаются таковыми при условии, что им предшествуют трудовые отношения. В эту группу включают процессуальные отношения, связанные с разрешением трудовых споров, а также отношения по поводу возмещения материального вреда, причиненного одним участником трудового отношения другому. В отношения, сопутствующие трудовым, включаются отношения по управлению трудом, включая отношения, связанные с участием работников в управлении, а также отношения по охране труда и надзору за соблюдением законодательства о труде ( 41. Т.1. С. 106-108). 
    В системе образовательного права также могут быть выделены отношения, которые предшествуют образовательным, сопутствуют им или вытекают из них. Это прежде всего отношения в сфере дошкольного образования. Ст. 9 Закона РФ «Об образовании» включает в число общеобразовательных программ, программы дошкольного образования. Ст. 19 Закона признает дошкольные учреждения в качестве самостоятельного типа образовательных учреждений, а ст. 18 Закона закрепляет основы правового регулирования дошкольного образования. Тем самым создается впечатление, что отношения в сфере дошкольного образования представляют собой один из видов общего образования.  
    Однако, как справедливо отмечается в юридической литературе, отношения в сфере дошкольного образования не в полной мере обладают признаками образовательного отношения. Согласно преамбуле Закона РФ «Об образовании», образование это процесс воспитания и обучения, сопровождающийся констатацией гражданином установленных государством образовательных цензов и подтверждаемый определенным документом. Однако дошкольное образование может, во-первых, проводиться силами родителей, без участия дошкольных образовательных учреждений; во-вторых, завершаться без итоговой аттестации знаний обучающихся и без выдачи соответствующего документа. Кроме того, для возникновения отношений на уровне начального общего образования не требуется представление документа об усвоении программы дошкольного образования.  
    Таким образом, отношения в сфере дошкольного образования, лишенные существенных признаков образовательного отношения, не могут рассматриваться в качестве его самостоятельного вида. Ибо непременным признаком последнего является наличие в нем всех признаков рода. Недостаточно четкое отличие дошкольного образования от собственно образования, представленного общим и профессиональным образованием, приводит к известной коллизии между легальным определением понятия «образование», закрепленным в Преамбуле Закона РФ «Об образовании», и понятием «дошкольное образование». 
    Сказанное однако не означает, что отношения в сфере дошкольного образования не входят в предмет образовательного права. Такие отношения, будучи тесно связанными с образовательными отношениями, предшествуют им во времени и создают условия для их функционирования - формируют необходимые качества обучающихся, способность успешно усваивать школьную программу. Все это свидетельствует о том, что отношения в сфере дошкольного образования признаются предшествующими образовательным и входят в предмет образовательного права. 
В законодательстве следует более четко отразить сущность дошкольного образования, его тесную связь со стадиями и уровнями образовательного процесса с тем, чтобы устранить наблюдаемую ныне коллизию между общим понятием «образования» и содержанием понятия «дошкольное образование».  
    Другой институт, предшествующий образовательным отношениям, образуют нормативные положения по вопросам создания образовательных учреждений. Согласно ст. 33 Закона РФ «Об образовании» права образовательного учреждения как юридического лица возникают с момента его регистрации, а право на ведение образовательной деятельности с момента получения лицензии. Таким образом, правовой статус образовательного учреждения как участника образовательных отношений напрямую зависит от успешного прохождения им процедур регистрации и лицензирования. Прежде чем образовательное отношение будет признано обучающимися в качестве субъекта образовательных отношений, сможет вступать с ними в такие отношения, оно должно быть признаны таковым компетентными государственными органами. 
    Законодательство об образовании устанавливает особые требования к работникам, осуществляющим педагогическую деятельность. Однако нормативные положения по этому вопросу не могут рассматриваться в качестве института, предшествующего образовательным отношениям. Профессиональные качества (образовательный ценз) педагогические работники приобретают в соответствии с общими нормами образовательного права, которые используются всеми лицами, получающими профессиональное образование. Каких-то особых правовых институтов для подготовки педагогических работников действующее законодательство об образовании не знает. Процесс формирования моральных качеств, а также состояние здоровья, которым должны удовлетворять педагогические работники, образовательным правом не регулируются.  
    Поэтому, нормативные положения, устанавливающие особые требования к педагогическим работникам, образуют институт, сопутствующий образовательным отношений. В эту же группу входит большая часть комплексных институтов, возникающих на стыке образовательного права с гражданским, административным и трудовым правом. Это, например, институты, закрепляющие правовой статус учредителей образовательных учреждений и статус образовательных учреждений как юридических лиц, структуру и компетенцию государственных и муниципальных органов управления образованием, особенности трудового договора, заключаемого с педагогическими работниками, особенности оплаты их труда и др. В число сопутствующих входят также институт управления образовательными учреждениями и институты по вопросам социальной защиты обучающихся

2. Источники и принципы образовательного права

2.1 Источники образовательного  права

    Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы регулирования отношений в области образования. (Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002,С.75)

  МЕЖДУНАРОДНЫЕ

    При разработке собственных норм государства ориентируются не только на сложившиеся национальные образовательные традиции, но и на международные правовые акты и соглашения. По оценкам специалистов наиболее крупных из них насчитывается более тридцати:

 -1948 Всеобщая декларация прав человека Article 26 (Статья 26)

 -1989 Конвенция о правах ребенка Article 28 (Статья 28)

 -1960 Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Ст.1)

 -Другие международные документы

  Федеральное законодательство об образовании

    К основным законам государства, прямо или опосредовано регулирующих отношения, возникающие на всех уровнях образования, устанавливающие нормативную основу деятельности образовательных учреждений всех уровней и типов, всех субъектов образовательного процесса, а также вопросы образовательной политики в целом и рассчитанных на длительную временную перспективу, относятся два ныне действующих закона: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.).

    Кроме базовых законов, выделяются:

-профильные, «сегментарные», т.е. регулирующие отдельные стороны функционирования системы образования (Федеральный закон от 10.04.2000 №51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»; Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» от 16 мая 1995 г. № 74-ФЗ и др.). Несмотря на всю их важность, они все же не имеет статуса системообразующего закона;

-непрофильные законы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере образования; эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в образовательной сфере.

    Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:

    -Указы Президента РФ, среди которых можно выделить две основные группы: а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (к примеру, указы Президента РФ от 24.12.1996 №1759 «О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.) и б) указы, содержащие отдельные положения, касающиеся проблематики образования (например, основы государственного управления системой образования закреплены в указах Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).

    -Постановления Правительства РФ, посвященные регулированию образования (например, постановления от 05.07.2001 №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», от 18.10.2000 №796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», от 05.04.2001 №264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»), либо содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (постановление Правительства РФ от 13.09.1994 №1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»).

    -Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования. Этот исключительно многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов может быть сгруппирован следующим образом:

 1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (до 9 марта 2004 года - Министерство образования РФ) (приказ Минобразования России от 25.03.2003 №1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и т.д.);

  2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе: а) «профильные», т.е. принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (совместный приказ Минюста России №31 и Минобразования России №31 от 09.02.1999 "Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах") и б) «непрофильные», в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 № 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации» и др.)( Александрова,Л. Б. Образовательное право России. Становление и развитие в условиях реформ./Л.Б.Александрова.-Волгоград:НОРМА,2005.-С.48-57)

  Образовательное законодательство субъектов Российской Федерации

    Особое место в механизме правового регулирования финансовой деятельности в сфере образования занимает региональное и местное законодательство. Региональный уровень законодательства об образовании (законодательство субъектов РФ) также, как федеральный, характеризуется множественностью и разнообразием видов законодательных и подзаконных актов. (Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. - М.: Готика, 2002,С.99)

    К первой группе следует отнести так называемые общие законы субъектов Российской Федерации об образовании, в основу которых положен Закон РФ "Об образовании". Практически все республики, входящие в состав Российской Федерации, разработали на основе федерального закона и приняли свои законы, предмет регулирования которых совпадает с предметом регулирования федерального закона. Единая правовая основа этих законов объясняет и практическое единообразие в их названии - законы "Об образовании".

    Вторую группу образуют законы и иные нормативно-правовые акты, принятые на уровне субъектов Российской федерации в развитие общего закона. В них в качестве самостоятельного предмета регулирования взят тот или иной круг вопросов, регулирование которых на федеральном уровне недостаточно, по мнению законодателя субъекта Российской Федерации, для успешного осуществления образовательной деятельности. В эту группу входят такие законы, как Закон Курганской области "О правовом регулировании сферы образования Курганской области", Закон Челябинской области "О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке" и другие.

    Третья группа - "экономические законы". Эту группу образуют законы, в которых предметом регулирования являются вопросы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений на территории субъекта Российской Федерации.

    Четвертая группа - достаточно широк круг законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, в которых устанавливается специальное правовое регулирование трудовых, социальных и иных отношений работников образовательных учреждений.

    К пятой группе можно отнести законы и правовые акты по вопросам правового и социального статуса детей и подростков, установления законодательных мер помощи отдельным категориям учащихся и студентов, а также вопросам социальной и трудовой адаптации выпускников образовательных учреждений.

    Шестая группа законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации включает акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной. Такие виды деятельности, как научная, культурно-просветительная и некоторые другие, всегда сопутствовали образовательной. Например, Закон Пермской области "О науке и научно-технической политике в Пермской области" и др.

    Седьмая группа - это законы и иные нормативные акты по другим вопросам обеспечения образовательного процесса и смежных с ним отношений. (Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. - М.: Готика, 2002,С.19)

  2.2 Принципы образовательного права

    Образовательное право в полной мере обладает таким признаком отрасли права, как комплекс принципов, общих положений, действующих в пределах отрасли образовательного права.(Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004,С.68)

    Принципы образовательного права остаются неизвестными действующему законодательству. Вместо них в Законе РФ «Об образовании» закреплены принципы государственной политики. В статье говорится: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей среде, Родине, семье;

  2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

  4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

  5) свобода и плюрализм в образовании;

  6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений». Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп.). - Ст. 2.

    Все изложенные принципы, так или иначе, лежат в основе Закона РФ «Об образовании», его конкретных статей и нормативных предписаний. Законодатель, формулируя принципы государственной политики в области образования, дал образец их соблюдения и творческого воплощения в тексте Закона. При этом в нем содержится достаточно развитая система мер, призванных обеспечить действие принципов на стадии реализации закона, его воплощения в конкретных правоотношениях. (Солдаткин В.И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты. - М.:Владос,1999,С.103)

    В этой ситуации возникает вопрос: можно ли принципы государственной политики, примененные в законотворческой деятельности при подготовке законов и иных нормативно-правовых актов, признавать принципами образовательного права? Если нет, то почему? Чтобы аргументировано ответить эти вопросы, следует дать некоторые дополнительные пояснения.

    Система действующих норм образовательного права основывается не только на вышеприведенных принципах государственной политики, но и на собственно правовых принципах, ведущую роль среди которых играют конституционные принципы.

    Не может противоречить конституционным нормам и принципам и образовательное право. Призванная обеспечивать реальное действие конституционного права жителей России на образование, данная отрасль права органично переводит положения Конституции РФ на уровень конкретных нормативных предписаний.

    Хотя в конкретных отраслях права применяются практически все конституционные принципы, однако в ранг принципов отрасли права переходят лишь те из них, которые прямо и непосредственно относятся к предмету соответствующей отрасли права. Так, в УК РФ принципами уголовного права признаны принципы: законности; равенства граждан перед законом и др. Принципами семейного права признаются такие конституционные положения, как равенство прав супругов, право и обязанность родителей заботиться о своих детях и их воспитании. Поэтому можно полагать, что принципами образовательного права выступают общедоступность и бесплатность образования, закрепленные ст. 43 Конституции РФ.

    Образовательное право может быть представлено совокупностью из шести принципов:

 1) общедоступность образования;

 2) обязательность основного общего образования;

 3) бесплатность общего, начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования;

 4) государственная социальная помощь обучающимся;

 5) свобода и плюрализм в образовании (право обучающихся на выбор образовательного учреждения и формы образования, академические свободы педагогическим работникам и автономия образовательным учреждениям);

 6) светский характер образования.

    В конечном итоге современная номенклатура понятий образовательного права в полной мере отражает специфику ее предмета и метода правового регулирования и позволяет законодателю без какого-либо труда формулировать нормативные предписания, способные полно и всесторонне отразить специфику регулируемых ими отношений. (Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004,С.89)Для образовательного права, имеющего собственную теоретическую основу в виде его принципов и развитой номенклатуры понятий, характерна своя структура, т.е. устойчивая система связей на уровне норм права, объединенных в правовые институты, которые образуют единое целое - отрасль.

 

  Заключение

    Проведенные исследования в рамках настоящей работы позволили сформулировать ряд основных выводов.

    Термин «образовательное право» уже прочно вошел в язык педагогической и правовой наук, широко он используется и представителями юридической и педагогической практики. «Образовательно-правовая» библиография пусть и медленно, но неуклонно расширяется.

    Образовательное право - отрасль права представляющая собой совокупность правовых норм в сфере образовании

    В самом общем плане можно выделить следующие основные значения данного термина:

 а) образовательное право как комплексная отрасль права;

 б) образовательное право как нормативно-правовой массив (образовательное законодательство);

 в) образовательное право как элемент системы конституционных прав и свобод, в том числе как элемент системы международных стандартов прав и свобод («право на образование»);

 г) образовательное право как элемент образовательных прав участников образовательных отношений;

 д) «Образовательное право» как учебная дисциплина;

 е) образовательное право как актуальное направление теоретико-правовых, социолого-правовых и отраслевых юридических научных исследований;

 ж) образовательное право как элемент (сторона) системы образования в целом.

    Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы регулирования отношений в области образования. При разработке собственных норм государства ориентируются не только на сложившиеся национальные образовательные традиции, но и на международные правовые акты и соглашения.

    К основным законам государства, прямо или опосредовано регулирующих отношения, возникающие на всех уровнях образования, относятся два ныне действующих закона: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.).

    Кроме базовых законов, выделяются профильные, «сегментарные», т.е. регулирующие отдельные стороны функционирования системы образования и непрофильные законы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

    Образовательное право может быть представлено совокупностью из шести принципов:

 1) общедоступность образования;

 2) обязательность основного общего образования;

 3) бесплатность общего, начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования;

 4) государственная социальная помощь обучающимся;

 5) свобода и плюрализм в образовании (право обучающихся на выбор образовательного учреждения и формы образования, академические свободы педагогическим работникам и автономия образовательным учреждениям);

 6) светский характер образования.

   Список источников и использованной литературы

  Нормативно-правовые акты

1.Конвенция о правах ребенка.-М.:Терра,2000-48с;

2.Закон РФ  от 10.07.1992 N 3266-1(ред. от 29.12.2010)"Об  образовании";

3.Федеральный  закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ(ред. от 28.12.2010) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (принят ГД ФС РФ 19.07.1996);

4.Федеральный  закон от 10.04.2000 N 51-ФЗ(ред. от 26.06.2007)"Об  утверждении Федеральной программы  развития образования".

  Литература

5.Александрова,Л. Б. Образовательное право России. Становление и развитие в условиях реформ./Л.Б.Александрова.-Волгоград:НОРМА,2005.-223 c.;

6.Солдаткин,В.И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты./В.И.Солдаткин.-М.:Владос,1999.-123с.;

7.Сырых,В.М.Образовательное право как отрасль Российского права./В.М.Сырых.-М.:Готика,2000.-347с.;

8.Сырых,В.М. Введение в теорию образовательного права./В.М.Сырых.-М.:Готика,2002.-326с.;

9.Шкатулла,В.И. Образовательное право: Учебник для вузов./В.И.Шкатулла. -.М.: НОРМА, 2001.-389с.;

10.Федорова,М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов./М.Ю.Федорова.- М.: «ВЛАДОС», 2004.-341с

Информация о работе Образовательное право