Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:43, реферат
Цель данной работы - изучить образовательное право как отрасль права.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-дать общую характеристику образовательному праву;
· рассмотреть метод и предмет правового регулирования;
· охарактеризовать источники образовательного права;
· изучить принципы образовательного права.
Введение
Актуальность темы. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в России, оказали и продолжают оказывать существенное влияние на российское образование. Адаптации российского образования к принципиально новым условиям жизни способствовало разработанное и принятое за последние десять лет законодательство об образовании. За это время появилось множество образовательных учреждений, развился негосударственный сектор, утвердилась автономия высших учебных заведений, сформировались функционирующие государственно-общественные формы управления. В настоящее время активно развивается образовательная политика России; ее общие принципы определены в законах об образовании, о высшем послевузовском профессиональном образовании. Эти принципы раскрыты в Национальной Доктрине образования Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, в Концепции модернизации российского образования, одобренной Государственным советом при Президенте России. Изучая ситуацию в сфере образования, можно отметить, что в последние годы появились некоторые обнадеживающие тенденции в развитии образования в России, которые носят, однако, достаточно противоречивый характер. С одной стороны, можно отметить, что начиная с 1999 года наблюдается некоторый рост расходов на образование в бюджетах всех уровней; с другой - российскую общественность не может не беспокоить состояние экономики образования в целом, обострение проблем в ее правовом регулировании, противоречие реальной практики действующему законодательству. Все это происходит в обстановке отсутствия единого взгляда на роль и значение образовательного права в регулировании реально существующих образовательных отношений. Как верно отмечает один из ведущих ученых в области образовательного права профессор В. М. Сырых, тезис об образовательном законодательстве как самостоятельной отрасли права не является общепризнанным в юридической литературе. (Сырых В.М. Образовательное право как отрасль Российского права. М., 2000.)Значительная часть российских правоведов по традиции, идущей еще от советских времен, рассматривает массив этих норм в качестве комплексной отрасли законодательства, содержащей нормы административного, гражданского, трудового и иных отраслей права и не имеющей свойств, присущих отрасли права - собственного оригинального предмета и метода правового регулирования. Актуальность темы реферата в том,что в настоящее время образовательное право следует признать отраслью права. Объективный ход развития современной системы права Российской Федерации привел к появлению образовательного права в качестве новой отрасли права. Особому предмету этой отрасли, наличие которого доказано предшествующим изложением, соответствуют и юридические признаки отрасли, о чем идет речь в реферате. Цель данной работы - изучить образовательное право как отрасль права. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: -дать общую характеристику образовательному праву; · рассмотреть метод и предмет правового регулирования; · охарактеризовать источники образовательного права; · изучить принципы образовательного права. Ведущие ученые в области образовательного права:профессор В. М. Сырых,д.т.н.,профессор Солдаткин В.М.,к.ю.н. Шкатулла В.И.,д.ю.н.,профессор Федорова М.Ю.,к.ю.н. Александрова Л.Б.
Глава 1. Образовательное право: понятие, метод и предмет его регулирования 1.1 Понятие образовательного права и метод его правового регулирования Под образованием в Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Образовательное право - отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм в сфере образовании. Термин
«образовательное право» уже прочно вошел
в язык педагогической и правовой наук,
широко он используется и представителями
юридической и педагогической практики.
«Образовательно-правовая» библиография
пусть и медленно, но неуклонно расширяется.
В учебных планах педагогических и юридических
вузов, институтов и факультетов повышения
квалификации педагогических работников
всех уровней образования все чаще отводится
место учебной дисциплине «Образовательное
право», а для специальности 032700 Юриспруденция
она входит в число дисциплин предметной
подготовки федерального компонента соответствующего
государственного образовательного стандарта.(
Сырых,В.М. Введение в теорию образовательного
права./В.М.Сырых.-М.:Готика, В самом общем плане можно выделить следующие основные значения данного термина: а) образовательное право как комплексная отрасль права; б) образовательное право как нормативно-правовой массив (образовательное законодательство); в) образовательное право как элемент системы конституционных прав и свобод, в том числе как элемент системы международных стандартов прав и свобод («право на образование»); г) образовательное право как элемент образовательных прав участников образовательных отношений; д) «Образовательное право» как учебная дисциплина; е) образовательное право как актуальное направление теоретико-правовых, социолого-правовых и отраслевых юридических научных исследований; ж) образовательное право как элемент (сторона) системы образования в целом. (Александрова Л. Б. Образовательное право России :Становление и развитие в условиях реформ : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 :Волгоград, 2005.-С.115) Образовательное право как комплексная отрасль права. В современной классификации отраслей, представленной в научной и учебной юридической литературе, образовательному праву как отрасли самостоятельного места практически не отводится. Такое положение обусловлено достаточно острыми дискуссиями среди ученых-юристов относительно того, считать ли образовательное право правовой отраслью или нет. Основным аргументом противников является то, что у образовательного права отсутствуют собственные предмет и метод правового регулирования общественных отношений - главные критерии отраслевой дифференциации. Представленная структура отношений в сфере образования и дает основания говорить о действительно уникальной особенности предмета образовательного права. Образовательное право как синоним образовательного законодательства. Известно, что термин «законодательство» может применяться как в «узком», так и в «широком» смыслах. В первом случае под законодательством понимается совокупность только законодательных актов (в России - федеральных законов и законов субъектов РФ). В широком же смысле законодательство представляет собой всю совокупность нормативно-правового массива (законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также локальных нормативно-правовых актов). Термин «образовательное право», употребляемый в ином значении, чем обозначение комплексной отрасли права, чаще всего выступает синонимом термина «образовательное законодательство» именно в широком его толковании. Именно в этом значении он будет использоваться и в дальнейшем изложении материала настоящего пособия. Следует лишь уточнить, что локальные нормативно-правовые акты, т.е. акты, издаваемые администрацией образовательного учреждения, не следует, думается, включать в понятие законодательства (в широком смысле). В то же время локальные акты с полным основанием могут и должны включаться в понятие «нормативно-правовой образовательный массив».( Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. - М.: Изд-во НОРМА, 2001.-С.98-105) Образовательное право как элемент права на образование. Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) как элемент системы прав и свобод человека, непосредственно проявляется в реальной образовательно-правовой практике в виде вполне конкретного юридического субъективного права как мера дозволенности (возможности) действия участников образовательных отношений по удовлетворению ими в рамках действующего законодательства своих образовательных потребностей, обеспечению и защите соответствующих законных интересов. В этом плане понятия «образовательное право» и «субъективное юридическое право» (как элемент содержания образовательного правоотношения) являются однопорядковыми и совпадают по своему содержанию. Образовательное право как учебная дисциплина. В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) 032700 Юриспруденция, действующего с 2000 г. (ГОС-2000), учебная дисциплина «Образовательное право» занимает особое место. Вместе с дисциплиной «Теория и методика обучения праву», близость с которой очевидно уже из названий обеих дисциплин, «Образовательное право» определяет, по сути дела, профиль образовательно-правовой подготовки будущего учителя правовых дисциплин. Нужно заметить, что дисциплина «Образовательное право» начинает сегодня постепенно вводиться в учебные планы подготовки «классических юристов, а также в университетские учебные планы, что совершенно оправдано и своевременно в условиях модернизации современного российского образования. Образовательное право как направление научных исследований. Начиная со второй половины 1990-х годов прошлого столетия в теоретико-правовой, социолого-правовой и отраслевых юридических науках развернулись активные исследования в области образовательного права. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других крупных центрах правовой науки проводятся международные, всероссийские и региональные научно-практические конференции, научные семинары, «круглые столы» по самым различным теоретическим и практическим аспектам образовательного права. При Министерстве образования и науки Российской Федерации создан Федеральный Центр образовательного законодательства, являющийся сегодня крупным и авторитетным исследовательским и издательским центром, аккумулирующим самые последние достижения правовой и педагогической наук в области образовательного права. Развивается в последние годы «образовательно-правовая компаративистика», что особенно важно в контексте вступления России в европейское образовательное пространство («болонский процесс»). В ряде вузов страны, и не только педагогических, началась целенаправленная подготовка специалистов в области образовательного права посредством создания соответствующих отделений и институтов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь). Открываются кафедры образовательного права (Москва, Екатеринбург), готовятся и защищаются кандидатские и докторские диссертации по образовательно-правовой проблематике. Вопросы образовательного права становятся предметом пристального интереса со стороны уже не только вузовской и академической научной общественности, но и органов государственной власти и местного самоуправления. К примеру, в Уральском федеральном округе активно предпринимаются научные и организационные меры по повышению эффективности регионального образовательного законодательства, прошли три большие научно-практические конференции в гг. Екатеринбурге и Тюмени с участием представителей - правовой, педагогической, социологической наук, системы образования субъектов РФ, органов государственной власти и местного самоуправления.( 9.Шкатулла,В.И. Образовательное право: Учебник для вузов./В.И.Шкатулла. -.М.: НОРМА, 2001.-С.110-117) Задачи законодательства Российской Федерации в области образования представлены в ст. 4 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1"Об образовании". Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются: 1) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления 2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; 3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; 4) определение
прав, обязанностей, полномочий и ответственности
физических и юридических лиц в области
образования, а также правовое регулирование
их отношений в данной области.( Солдаткин,В.И.
Современная государственная образовательная
политика: социальные императивы и приоритеты./В.И.Солдаткин.-М.: Метод правового регулирования образовательного права Своеобразие
правового режима образовательного права,
выраженное в его принципах, последовательно
завершается в методе правового регулирования
отрасли. Действующее законодательство
достаточно последовательно и полно закрепляет
целостную и достаточно развитую совокупность
юридических средств, способов, применяемых
в процессе регулирования и применения
образовательных отношений. 1.2 Предмет правого регулирования образовательного права В современном
обществе образовательные отношения,
будучи самостоятельным и развитым видом
общественных отношений, стабильность
и действенность которых обеспечивается
благодаря правовому регулированию, выступает
объективным основанием образовательного
права. Эта новая отрасль российского
правоведения, заявившая о себе лишь сравнительно
недавно, не требует передела сфер влияния
между традиционными отраслями права,
сохраняет их предметы в прежней целостности
и неприкосновенности. Предметом образовательного
права выступает ничейное, «дикое» правовое
поле, до которого у законодателя до недавнего
времени не доходили руки в силу «огосударствления»
и недостаточной развитости образовательных
отношений. Так,
по мнению авторов Концепции общей части
Кодекса РФ об образовании, система таких
институтов выглядит следующим образом:
1) Дошкольное образование; 2) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование;
6) послевузовское профессиональное образование;
7) дополнительное образование; 8) образование
лиц с ограниченными возможностями здоровья;
9) образование лиц, находящихся в учреждениях,
исполняющих наказание в виде лишения
свободы, 10) образование лиц с девиантным
поведением, находящихся в специальных
учреждениях открытого и закрытого типа;
11) Образование иностранных граждан и
лиц без гражданства в образовательных
учреждениях Российской Федерации; 12)
военное образование ( 36. С. 11-12). 2. Источники и принципы образовательного права 2.1 Источники образовательного права Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы регулирования отношений в области образования. (Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002,С.75) МЕЖДУНАРОДНЫЕ При разработке собственных норм государства ориентируются не только на сложившиеся национальные образовательные традиции, но и на международные правовые акты и соглашения. По оценкам специалистов наиболее крупных из них насчитывается более тридцати: -1948 Всеобщая декларация прав человека Article 26 (Статья 26) -1989 Конвенция о правах ребенка Article 28 (Статья 28) -1960 Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Ст.1) -Другие международные документы Федеральное законодательство об образовании К основным законам государства, прямо или опосредовано регулирующих отношения, возникающие на всех уровнях образования, устанавливающие нормативную основу деятельности образовательных учреждений всех уровней и типов, всех субъектов образовательного процесса, а также вопросы образовательной политики в целом и рассчитанных на длительную временную перспективу, относятся два ныне действующих закона: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.). Кроме базовых законов, выделяются: -профильные, «сегментарные», т.е. регулирующие отдельные стороны функционирования системы образования (Федеральный закон от 10.04.2000 №51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»; Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» от 16 мая 1995 г. № 74-ФЗ и др.). Несмотря на всю их важность, они все же не имеет статуса системообразующего закона; -непрофильные законы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере образования; эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в образовательной сфере. Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы: -Указы Президента РФ, среди которых можно выделить две основные группы: а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (к примеру, указы Президента РФ от 24.12.1996 №1759 «О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.) и б) указы, содержащие отдельные положения, касающиеся проблематики образования (например, основы государственного управления системой образования закреплены в указах Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»). -Постановления Правительства РФ, посвященные регулированию образования (например, постановления от 05.07.2001 №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», от 18.10.2000 №796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», от 05.04.2001 №264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»), либо содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (постановление Правительства РФ от 13.09.1994 №1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»). -Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования. Этот исключительно многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов может быть сгруппирован следующим образом: 1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (до 9 марта 2004 года - Министерство образования РФ) (приказ Минобразования России от 25.03.2003 №1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и т.д.); 2) нормативные
правовые акты иных федеральных органов
исполнительной власти, в том числе: а)
«профильные», т.е. принятые для регулирования
отношений, складывающихся исключительно
в сфере образования (совместный приказ
Минюста России №31 и Минобразования России
№31 от 09.02.1999 "Об утверждении Положения
о порядке организации получения основного
общего и среднего (полного) общего образования
лицами, отбывающими наказания в виде
лишения свободы в исправительных колониях
и тюрьмах") и б) «непрофильные», в которых
содержатся лишь отдельные положения
прямо или опосредованно связанные с проблематикой
образования (приказ Минздрава Росси от
26.07.2000 № 284 «О специальных экзаменах для
лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую
подготовку в иностранных государствах»,
приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 №
575 «О подготовке национальных военных
кадров и технического персонала иностранных
государств в воинских частях и организациях
Вооруженных сил Российской Федерации»
и др.)( Александрова,Л. Б. Образовательное
право России. Становление и развитие
в условиях реформ./Л.Б.Александрова.- Образовательное законодательство субъектов Российской Федерации Особое место в механизме правового регулирования финансовой деятельности в сфере образования занимает региональное и местное законодательство. Региональный уровень законодательства об образовании (законодательство субъектов РФ) также, как федеральный, характеризуется множественностью и разнообразием видов законодательных и подзаконных актов. (Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. - М.: Готика, 2002,С.99) К первой группе следует отнести так называемые общие законы субъектов Российской Федерации об образовании, в основу которых положен Закон РФ "Об образовании". Практически все республики, входящие в состав Российской Федерации, разработали на основе федерального закона и приняли свои законы, предмет регулирования которых совпадает с предметом регулирования федерального закона. Единая правовая основа этих законов объясняет и практическое единообразие в их названии - законы "Об образовании". Вторую группу образуют законы и иные нормативно-правовые акты, принятые на уровне субъектов Российской федерации в развитие общего закона. В них в качестве самостоятельного предмета регулирования взят тот или иной круг вопросов, регулирование которых на федеральном уровне недостаточно, по мнению законодателя субъекта Российской Федерации, для успешного осуществления образовательной деятельности. В эту группу входят такие законы, как Закон Курганской области "О правовом регулировании сферы образования Курганской области", Закон Челябинской области "О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке" и другие. Третья группа - "экономические законы". Эту группу образуют законы, в которых предметом регулирования являются вопросы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений на территории субъекта Российской Федерации. Четвертая группа - достаточно широк круг законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, в которых устанавливается специальное правовое регулирование трудовых, социальных и иных отношений работников образовательных учреждений. К пятой группе можно отнести законы и правовые акты по вопросам правового и социального статуса детей и подростков, установления законодательных мер помощи отдельным категориям учащихся и студентов, а также вопросам социальной и трудовой адаптации выпускников образовательных учреждений. Шестая группа законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации включает акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной. Такие виды деятельности, как научная, культурно-просветительная и некоторые другие, всегда сопутствовали образовательной. Например, Закон Пермской области "О науке и научно-технической политике в Пермской области" и др. Седьмая группа - это законы и иные нормативные акты по другим вопросам обеспечения образовательного процесса и смежных с ним отношений. (Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. - М.: Готика, 2002,С.19) 2.2 Принципы образовательного права Образовательное право в полной мере обладает таким признаком отрасли права, как комплекс принципов, общих положений, действующих в пределах отрасли образовательного права.(Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004,С.68) Принципы образовательного права остаются неизвестными действующему законодательству. Вместо них в Законе РФ «Об образовании» закреплены принципы государственной политики. В статье говорится: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей среде, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений». Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп.). - Ст. 2. Все изложенные принципы, так или иначе, лежат в основе Закона РФ «Об образовании», его конкретных статей и нормативных предписаний. Законодатель, формулируя принципы государственной политики в области образования, дал образец их соблюдения и творческого воплощения в тексте Закона. При этом в нем содержится достаточно развитая система мер, призванных обеспечить действие принципов на стадии реализации закона, его воплощения в конкретных правоотношениях. (Солдаткин В.И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты. - М.:Владос,1999,С.103) В этой ситуации возникает вопрос: можно ли принципы государственной политики, примененные в законотворческой деятельности при подготовке законов и иных нормативно-правовых актов, признавать принципами образовательного права? Если нет, то почему? Чтобы аргументировано ответить эти вопросы, следует дать некоторые дополнительные пояснения. Система действующих норм образовательного права основывается не только на вышеприведенных принципах государственной политики, но и на собственно правовых принципах, ведущую роль среди которых играют конституционные принципы. Не может противоречить конституционным нормам и принципам и образовательное право. Призванная обеспечивать реальное действие конституционного права жителей России на образование, данная отрасль права органично переводит положения Конституции РФ на уровень конкретных нормативных предписаний. Хотя в конкретных отраслях права применяются практически все конституционные принципы, однако в ранг принципов отрасли права переходят лишь те из них, которые прямо и непосредственно относятся к предмету соответствующей отрасли права. Так, в УК РФ принципами уголовного права признаны принципы: законности; равенства граждан перед законом и др. Принципами семейного права признаются такие конституционные положения, как равенство прав супругов, право и обязанность родителей заботиться о своих детях и их воспитании. Поэтому можно полагать, что принципами образовательного права выступают общедоступность и бесплатность образования, закрепленные ст. 43 Конституции РФ. Образовательное право может быть представлено совокупностью из шести принципов: 1) общедоступность образования; 2) обязательность основного общего образования; 3) бесплатность общего, начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования; 4) государственная социальная помощь обучающимся; 5) свобода и плюрализм в образовании (право обучающихся на выбор образовательного учреждения и формы образования, академические свободы педагогическим работникам и автономия образовательным учреждениям); 6) светский характер образования. В конечном итоге современная номенклатура понятий образовательного права в полной мере отражает специфику ее предмета и метода правового регулирования и позволяет законодателю без какого-либо труда формулировать нормативные предписания, способные полно и всесторонне отразить специфику регулируемых ими отношений. (Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004,С.89)Для образовательного права, имеющего собственную теоретическую основу в виде его принципов и развитой номенклатуры понятий, характерна своя структура, т.е. устойчивая система связей на уровне норм права, объединенных в правовые институты, которые образуют единое целое - отрасль.
Заключение Проведенные исследования в рамках настоящей работы позволили сформулировать ряд основных выводов. Термин «образовательное право» уже прочно вошел в язык педагогической и правовой наук, широко он используется и представителями юридической и педагогической практики. «Образовательно-правовая» библиография пусть и медленно, но неуклонно расширяется. Образовательное право - отрасль права представляющая собой совокупность правовых норм в сфере образовании В самом общем плане можно выделить следующие основные значения данного термина: а) образовательное право как комплексная отрасль права; б) образовательное право как нормативно-правовой массив (образовательное законодательство); в) образовательное право как элемент системы конституционных прав и свобод, в том числе как элемент системы международных стандартов прав и свобод («право на образование»); г) образовательное право как элемент образовательных прав участников образовательных отношений; д) «Образовательное право» как учебная дисциплина; е) образовательное право как актуальное направление теоретико-правовых, социолого-правовых и отраслевых юридических научных исследований; ж) образовательное право как элемент (сторона) системы образования в целом. Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы регулирования отношений в области образования. При разработке собственных норм государства ориентируются не только на сложившиеся национальные образовательные традиции, но и на международные правовые акты и соглашения. К основным законам государства, прямо или опосредовано регулирующих отношения, возникающие на всех уровнях образования, относятся два ныне действующих закона: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.). Кроме базовых законов, выделяются профильные, «сегментарные», т.е. регулирующие отдельные стороны функционирования системы образования и непрофильные законы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Образовательное право может быть представлено совокупностью из шести принципов: 1) общедоступность образования; 2) обязательность основного общего образования; 3) бесплатность общего, начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования; 4) государственная социальная помощь обучающимся; 5) свобода и плюрализм в образовании (право обучающихся на выбор образовательного учреждения и формы образования, академические свободы педагогическим работникам и автономия образовательным учреждениям); 6) светский характер образования. Список источников и использованной литературы Нормативно-правовые акты 1.Конвенция о правах ребенка.-М.:Терра,2000-48с; 2.Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1(ред. от 29.12.2010)"Об образовании"; 3.Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ(ред. от 28.12.2010) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (принят ГД ФС РФ 19.07.1996); 4.Федеральный
закон от 10.04.2000 N 51-ФЗ(ред. от 26.06.2007)"Об
утверждении Федеральной Литература 5.Александрова,Л.
Б. Образовательное право России. Становление
и развитие в условиях реформ./Л.Б.Александрова.- 6.Солдаткин,В.И.
Современная государственная образовательная
политика: социальные императивы и приоритеты./В.И.Солдаткин.-М.: 7.Сырых,В.М.Образовательное
право как отрасль Российского права./В.М.Сырых.-М.:Готика, 8.Сырых,В.М. Введение
в теорию образовательного права./В.М.Сырых.-М.:Готика, 9.Шкатулла,В.И. Образовательное право: Учебник для вузов./В.И.Шкатулла. -.М.: НОРМА, 2001.-389с.; 10.Федорова,М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов./М.Ю.Федорова.- М.: «ВЛАДОС», 2004.-341с |