Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 23:33, реферат
По данным вопросам МОТ издаются различные документы в виде Конвенций и Рекомендаций МОТ, среди которых такие как Конвенция МОТ № 95 и Рекомендация МОТ № 85 об охране заработной платы, Конвенция № 131 об охране минимальной заработной платы, Конвенция № 173 и Рекомендация № 180 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя. Рассмотрев данные документы, можно проанализировать международно-правовую регламентацию вопроса оплаты труда.
Министерство образования Республики беларусь
юридический факультет Белорусского государственного университета
Кафедра гражданского процесса и трудового права
Реферат
Международная регламентация оплаты труда
Выполнил: студент
5 курса 10 группы
Стругов А.А.
Научный руководитель:
Кандидат юридических наук, доцент
Постовалова Т.А.
Минск 2011
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях МОТ уделяет самое пристальное внимание вопросам оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха, охраны труда в рамках Программы достойного труда, роль которой постоянно возрастает в связи с процессами глобализации. По данным вопросам МОТ издаются различные документы в виде Конвенций и Рекомендаций МОТ, среди которых такие как Конвенция МОТ № 95 и Рекомендация МОТ № 85 об охране заработной платы, Конвенция № 131 об охране минимальной заработной платы, Конвенция № 173 и Рекомендация № 180 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя. Рассмотрев данные документы, можно проанализировать международно-правовую регламентацию вопроса оплаты труда.
В Конвенции МОТ № 95 и Рекомендации МОТ № 85 от 1949 г. об охране заработной платы указывается, что термин «заработная плата» означает, независимо от названия и метода исчисления, всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемые в деньгах и устанавливаемые соглашением или национальным законодательством, которые в силу письменного или устного договора о найме работодатель уплачивает работнику за труд, который выполнен либо должен быть выполнен, или за услуги, которые оказаны либо должны быть оказаны. Особое внимание в данном акте уделяется формам заработной платы (денежной и натуральной) — денежная заработная плата выплачивается исключительно в валюте, имеющей законное обращение в данной стране, а уплата в форме долговых обязательств, расписок, купонов или в какой-либо иной форме, якобы соответствующей законной валюте, запрещается; компетентный орган власти может разрешить или предписать выплату заработной платы банковскими чеками или почтовыми переводами, если такая форма выплаты является обычной или необходимой ввиду особых обстоятельств, или если коллективный договор или решение арбитражного органа это предусматривают, или при отсутствии таких постановлений, если заинтересованный трудящийся согласен на это. Законодательство страны, коллективные договоры и арбитражные решения могут разрешить частичную выплату заработной платы натурой в тех отраслях промышленности или профессиях, где такая выплата является обычной или желательной; выплата заработной платы в виде спиртных напитков с высоким содержанием алкоголя, а также в виде вредных для организма наркотиков не разрешается ни при каких обстоятельствах. В тех случаях, когда разрешается частичная выплата заработной платы в виде пособия натурой, принимаются соответствующие меры для обеспечения того, чтобы подобного рода пособия способствовали личному потреблению работника и его семьи или приносили ему пользу; стоимость такой выдачи была справедливой и разумной. Заработная плата выплачивается непосредственно заинтересованному работнику, за исключением тех случаев, когда иной способ ее выплаты предусматривается законодательством данной страны, коллективными договорами или арбитражными решениями или когда имеется личное согласие на то самого работника. Кроме того, в Конвенции формулируется принцип свободного распоряжения заработной платой - работодателям запрещается в какой бы то ни было мере стеснять работников в свободном распоряжении своей заработной платой. Когда на предприятиях существуют магазины для продажи работникам предметов первой необходимости или предоставляются другие виды обслуживания, связанного с предприятием, трудящиеся данного предприятия не будут принуждаться к пользованию такими магазинами или другими видами обслуживания. Когда доступ к другим магазинам или видам обслуживания невозможен, компетентным органом власти принимаются соответствующие меры к тому, чтобы работникам была предоставлена возможность покупать товары или пользоваться обслуживанием по справедливым и доступным для них ценам или чтобы магазины, открытые предприятием, или предоставляемое им обслуживание осуществляли свои функции не с целью получения предприятием прибыли, а в интересах занятых на нем работников. В ст. 8—11 Конвенции закрепляется механизм охраны заработной платы: 1) вычеты из заработной платы разрешаются только при соблюдении условий и в размерах, определяемых законодательством данной страны или устанавливаемых коллективными договорами или арбитражными решениями; 2) работники уведомляются наиболее подходящим, по усмотрению компетентных органов власти, образом о том, при каких условиях и в каких размерах могут производиться такие вычеты; 3) запрещаются всякие отчисления из заработной платы, производимые у работников е пользу работодателя, или его представителя, или какого-либо посредника (например, подрядчика или вербовщика) с целью путем прямого или косвенного вознаграждения обеспечить себе получение или сохранение работы; 4) заработная плата может явиться объектом ареста или цессии лишь в форме и пределах, предписываемых национальным законодательством; 5) заработная плата охраняется от ареста и цессии в той мере, в какой это считается необходимым для обеспечения содержания работника и его семьи; 6) случае банкротства предприятия или его ликвидации в судебном порядке работники, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов либо в отношении заработной платы, которая им причитается за услуги, оказанные в предшествовавший банкротству или ликвидации период, который определяется национальным законодательством, либо в отношении заработной платы, сумма которой не превосходит суммы, предписанной национальным законодательством.
Конвенция определяет также и порядок выплаты заработной платы — она выплачивается регулярно за исключением тех случаев, когда существуют иные соответствующие способы, обеспечивающие ее выплату в определенные регулярные сроки. Сроки выплаты заработной платы устанавливаются законодательством данной страны. Выплата заработной платы, когда она производится в деньгах, должна происходить только в рабочие дни и в самом месте работы или поблизости от него, если национальное законодательство, коллективный договор или решение арбитражного органа не предусматривают иного или если другие известные работникам способы не признаются более целесообразными. Запрещается производить выплату заработной платы в тавернах или других подобных заведениях, а также, если необходимо предотвратить злоупотребления, в магазинах розничной торговли и в местах увеселения, за исключением тех случаев, когда заработная плата выплачивается работающим в таких учреждениях лицам.
Немаловажное значение среди международных актов о заработной плате имеет Конвенция №131 об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран от 1970 г. Так, в ст. 2 Конвенции указывается, что минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению; неприменение этого положения влечет за собой соответствующие уголовные или другие санкции в отношении ответственного лица или лиц. Кроме того, необходимо также учитывать при определении уровня минимальной заработной платы определенные факторы, которые, насколько это возможно и приемлемо в соответствии с национальной практикой и условиями, включают: 1) потребности работников и их семей, принимая во внимание обший уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп; 2) экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости. Конвенция определяет процедуру установления заработной платы - каждый член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию, создает и/или сохраняет процедуру, учитывающую национальные условия и потребности, позволяющую устанавливать и время от времени пересматривать минимальную заработную плату групп работающих по найму лиц. В связи с учреждением, применением и изменениями такой процедуры предусматриваются исчерпывающие консультации с заинтересованными представительными организациями работников и работодателей или, где таковых не существует, с заинтересованными представителями работодателей и работников.
В Конвенции также указывается и на обязательное участие в данной процедуре организаций работников и работодателей — в случаях, когда это соответствует характеру процедуры установления минимальной заработной платы, предусматривается также непосредственное участие в ее применении: 1) представителей заинтересованных организаций работодателей и работникам или, где таковых не существует, заинтересованных представителей работодателей и работников на равной основе; 2) лиц. обладающих признанной компетенцией для представления общих интересов страны и назначенных после исчерпывающей консультации с заинтересованными представительными организациями работодателей и работников, где таковые существуют и где такие консультации соответствуют национальному законодательству или практике.
В 1992 г. Генеральная конференция Международной организации труда приняла на своем заседании Конвенцию №173 и Рекомендацию №180 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, в которой определяется 2 формы такой зашиты; 1) посредством привилегий; 2) при помощи гарантийных учреждений.
Так, в ст. 5 Конвенции отмечается, что в случае неплатежеспособности предпринимателя требования трудящихся, вытекающие из трудовых отношений, защищаются на основе привилегии, т. е. таким образом, чтобы они удовлетворялись из активов неплатежеспособного предпринимателя до того, как будут удовлетворены требования непривилегированных кредиторов. Кроме того, особое внимание уделяется и видам требовании работников, на которых распространяется привилегия: 1) требования по заработной плате за установленный период времени, который должен составлять не менее 3-х месяцев, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений; 2) требования по выплатам за оплачиваемые отпуска, право на которые возникло в связи с работой, выполненной в течение года наступления неплатежеспособности или прекращения трудовых отношений, а также в течение предшествующего года; 3) требования по суммам, причитающимся в отношении других видов оплачиваемою отсутствия на работе за установленный период времени, который должен составлять не менее 3-х месяцев, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений; 4) требования по выходным пособиям, причитающимся трудящимся в связи с прекращением трудовых отношений. Однако также предусматриваются и ограничения, которые будут состоять в следующем: национальное законодательство или регламенты могут ограничивать объем привилегированных требований трудящихся установленной суммой, которая должна быть не ниже социально приемлемого уровня; если привилегированные требования трудящихся ограничиваются таким способом, тогда размер этой суммы должен периодически корректироваться, с тем чтобы ее стоимость сохранялась.
Защите требований работников при помощи гарантийных учреждений посвящен раздел 3 Конвенции — удовлетворение вытекающих из трудовых отношений требований трудящихся, предъявляемых предпринимателю, обеспечивается при помощи гарантийных учреждений, если оплата не может быть произведена предпринимателем ввиду его неплатежеспособности. К таким требованиям в данном случае следует относить: 1) требования по заработной плате за установленный период времени, который должен составлять не менее восьми недель, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений; 2) требования по выплатам за оплачиваемые отпуска, право на которые возникло в связи с работой, выполненной в течение установленного периода, который составляет не менее шести месяцев, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений; 3) требования по суммам, причитающимся в отношении других видов оплачиваемого отсутствия на работе за установленный период времени, который должен составлять не менее восьми недель, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений; 4) требования по выходным пособиям, причитающимся трудящимся в связи с прекращением трудовых отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно отметить, что международным сообществом достаточно детально урегулированы общие вопросы оплаты труда. Все основополагающие документы по этому вопросу приняты профильной международной организацией МОТ. В документах данной организации первостепенное значение приобрели вопросы четкого закрепления самого понятия «заработная плата», а также основных вопросов по гарантиям работников в получении заработной платы, установления ее размеров, а также вопросов по выплате заработной платы.
Однако, несмотря на закрепление многих требований, эти международные документы не содержат практического механизма ответственности за нарушения актов МОТ. Поэтому положения данных документов скорее рассматриваются как определенные стандарты, которые государства смогут использовать при составлении своего трудового законодательства. Следовательно, все же международное законодательство по регулированию оплаты труда по своей эффективности все же уходит на второй план после национального законодательства самих стран.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Конвенция МОТ от 01.07.1949 № 95 «Об охране заработной платы»
2. Конвенция МОТ от 22.06.1970 № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран»
3. Конвенция МОТ от 23.06.1992 № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя»
4. Рекомендация МОТ от 01.07.1949 № 85 «Об охране заработной платы»
5. Рекомендация МОТ 23.06.1992 № 180 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя»
6. Лютов Н.Л., Морозов П.Е. Международное трудовое право. - М.: Проспект, 2011. - 216 с.
7. Черняева Д.В. Международные стандарты труда (международное публичное трудовое право). Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2010 – 232 с.
2
Информация о работе Международная регламентация оплаты труда