Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 08:40, курсовая работа
Наряду с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов все большую силу обретает теперь и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами.
Международный рынок рабочей силы характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы.
Введение 4
Мировой рынок труда 6
Международный рынок труда и тенденции его развития 6
Конкурентоспособность российской рабочей силы 17
Международные миграции населения 22
Причины международной миграции населения, ее основные виды. 22
Государственное регулирование иммиграции рабочей силы. 25
Государственное регулирование международной трудовой миграции в странах-донорах. 30
Основные центры международной трудовой миграции. 35
Заключение 39
Список используемой литературы 42
Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.
Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений.
Международные соглашения
могут быть двусторонними и
Эти соглашения, как правило, реализуется через национальные ведомства, занимающиеся вопросами труда (например, в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда; в Финляндии - Министерство труда; в Китае - Государственное управление по делам иностранных специалистов).
Процедура реализации соглашений об иммиграции заключается в следующем. Сторона, направляющая работников за рубеж, проводит предварительный отбор кандидатов в соответствии с критериями, согласованными с другой стороной. Уполномоченный орган отправляющей стороны проверяет соответствие предлагаемых кандидатов-мигрантов условиям международного соглашения, а затем переправляет данные об этих кандидатах уполномоченному органу принимающей стороны.
В основном ограничения
принимающих стран не распространяются
на следующие категории
1. Работники, претендующие на малооплачиваемую работу, работу с тяжелыми и вредными условиями труда, не престижную и малоквалифицированную работу.
2. Специалисты быстроразвивающихся и приоритетных сфер экономической деятельности.
3. Представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин и старинных рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения).
4. Специалисты высшей квалификации и представители свободных профессий (выдающиеся ученые, музыканты).
5. Руководящий персонал фирм и их подразделений, а также предприниматели, которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают новые рабочие места.
Следует отметить, что
государственный аппарат
В последние годы
многие страны, например, Австрия, Швеция,
Финляндия пытаются ужесточить контроль
за въездом в них иностранных
работников. Так Швеция намерена требовать
от иммигранта не только предъявления
уже подписанного контракта на работу,
но и знание шведского или английского
языка, а также подтверждение
о найме жилья. Но это не дает ощутимых
результатов. Естественно, что достоверных
данных о размерах нелегальной иммиграции
мало. По оценкам специалистов в
последнее десятилетие она
Количество нелегальных
иммигрантов пополняется не только
за счет людей, нелегально въехавших
в страну. Серьезной проблемой
для принимающих стран является
возвращение иностранных
В ряде западноевропейских стран принимались программы, направленные на стимулирование репатриации.
Так, например, во Франции и в Германии вводились материальные выплаты в случае добровольного увольнения иностранных рабочих, а также их возвращения на родину. В 1982 году в ФРГ были введены выплаты турецким и португальским рабочим, которые выплачивались лишь через полгода после их возвращения на родину. Однако эти меры не привели к существенному снижению численности иностранцев.
Аналогичные меры пыталось
принять правительство
Кроме программ, стимулирующих
репатриацию путем выплаты
Одним из средств, направленных
на ограничение численности
Наряду с "мягкими"
методами регулирования нелегальной
иммиграции (выплата премий за возвращение
на родину и т.п.), правительства стран-
В целом можно
сказать, что процесс репатриации
иностранных рабочих из развитых
стран происходил и происходит медленно,
несмотря на принимаемые меры экономического
и внеэкономического характера.
Увеличение репатриации стало бы
возможным лишь в случае сокращения
различий в уровне жизни и труда
между странами-реципиентами и странами-донорами,
улучшения социально-
Государственное регулирование
международной трудовой миграции в
странах-донорах.
Наряду с государственным
регулированием иммиграции, существует
и государственное
Государственное регулирование экспорта рабочей силы преследует следующие цели.
1. Защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в принимающих странах, противодействие их дискриминации в стране временного пребывания.
2. Возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны.
Эмиграционная политика основывается на следующих принципах:
1. Гарантия возможности возвращения мигрантов на родину.
2. Обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов.
3. Содействие смягчению "внутренней" безработицы благодаря выезду тех контингентов трудящихся, которые не пользуются спросом на этом рынке.
4. Ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены.
5. Оздоровление внутреннего рынка труда благодаря приему репатриантов, которые за время пребывания за рубежом повысили свой квалификационный уровень.
Нормативно-правовая
база, обеспечивающая регулирование
трудовой эмиграции, основывается на соответствующих
статьях Конституции страны, национальном
эмиграционном
Ответственность за нарушение эмиграционного законодательства возлагается как на самого эмигранта, так и на посредников. Лица, незаконно эмигрировавшие, или не выполняющие условий контракта, после возвращения на родину подвергаются определенным санкциям в виде штрафа или даже тюремного заключения (как, например, в Турции).
Фирма-посредник при ненадлежащем выполнении своих обязанностей может быть лишена лицензии, а также на нее могут быть наложены финансовые взыскания.
Экспорт рабочей
силы, особенно малоквалифицированной,
имеет целый ряд позитивных последствий
для стран-доноров. При отъезде
безработных уровень
Страна-донор имеет четыре прямых источника валютных поступлений от экспорта рабочей силы.
1. налоги с прибыли фирм-посредников;
2. непосредственные переводы эмигрантов на родину для поддержки семей и родственников;
3. личное инвестирование мигрантов в экономику своей родины (привоз на родину современных средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, ценных бумаг);
4. капиталы от стран-импортеров рабочей силы, выделяемые в рамках программ, направленных на стимулирование экономического роста стран-экспортеров.
Необходимо отметить, что доходы от экспорта рабочей силы вполне сравнимы с доходами от товарной торговли.
Для основных мировых экспортеров рабочей силы денежные переводы эмигрантов являются весьма значительным источником поступления валюты в страну и составляют значительную часть платежного баланса страны, в котором имеется специальная статья "денежные переводы работников из-за рубежа". Так, валютные переводы эмигрантов составляют в Египте, Пакистане, Португалии порядка 12-13% ВВП, а в Ливане - 64% ВВП. В некоторых случаях дефицит торгового баланса страны превращается в избыток платежного баланса, благодаря валютным поступлениям от эмигрантов.
Кроме того, возвращаясь на родину, эмигранты, по оценкам специалистов, привозят с собой сбережений еще на такую же сумму, что они перевели в страну.
Следовательно, чтобы оценить реальные поступления, общую сумму переводов можно удвоить. Расчеты показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы как минимум в 5 раз превышает валютную эффективность товарного экспорта. Многие государства, такие как бывшая Югославия, Египет, Пакистан, Индия и др. создали у себя экспортную специализацию по трудовым услугам, которая является прочным источником валютных доходов.
В последнее время
реэмигранты привозят на родину все
больше товаров производственного
назначения с целью организации
небольших производств у себя
на родине. В подавляющем большинстве
стран правительства
Еще одним положительным моментом для стран-экспортеров является то, что по возвращении эмигрантов на родину они, нередко, обладают достаточно высокой квалификацией и могут быть организаторами трудового процесса, передавать приобретенные за границей профессиональные навыки другим. Таким образом, страна получает как бы "обогащенные" трудовые ресурсы. Необходимо лишь создать возвращающимся благоприятные экономические и социальные условия для реализации их потенциала.
Таким образом, выгоду от экспорта рабочей силы получает не только государственный бюджет страны, но и вся экономика в целом.
Иная ситуация складывается
при миграции высококвалифицированных
работников - рабочих высокой квалификации,
инженерно технических