Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:55, курс лекций
Трудовое право занимает одно из ведущих мест в системе права России. Оно определяется прежде всего самим предметом отрасли. Во все времена, во всех общественно-экономических формациях труд был и остается основой жизнедеятельности людей, источником общественного богатства и благосостояния каждого человека.
Однако в отношении несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний применяется обязательное социальное страхование - все работники должны быть застрахованы работодателем и возмещение вреда производится страховым фондом в соответствии со специальным законодательством. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" все физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это правило распространяется и на иностранных граждан, и лиц без гражданства.
Работодатель обязан выплачивать страховые взносы по обязательному социальному страхованию на каждого работника в Фонд социального страхования РФ (таким образом, работники являются застрахованными).
В случае несчастного случая или профессионального заболевания работнику возмещается причиненный вред из средств Фонда, однако максимальный размер такого возмещения ограничен.
В случае несчастного случая или профессионального заболевания работнику назначаются и выплачиваются единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты, а также дополнительные расходы, связанные с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного.
А если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного, то эти выплаты производятся лицам, имеющим право на их получение.
116) Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства
В соответствии со ст. 370 ТК контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда осуществляют профессиональные союзы. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов вправе беспрепятственно проверять соблюдение работодателями требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений.
На работодателей возложена обязанность в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Таким образом, требования профсоюзных органов не могут быть оставлены без внимания и принятия необходимых мер. Профессиональные союзы и их объединения для контроля за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда вправе создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Инспекции наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми соответствующими профессиональными союзами и их объединениями.
Профсоюзные инспекторы труда вправе:
♦ беспрепятственно посещать любых работодателей для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и условий коллективных договоров, соглашений;
♦ контролировать соблюдение работодателями законодательства о труде и правил по охране труда;
♦ проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
♦ участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также проводить самостоятельное расследование;
♦ получать необходимую информацию от работодателей и других должностных лиц о состоянии и условиях охраны. труда, обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
♦ предъявлять работодателям требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;
♦ направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, обязательные для рассмотрения;
♦ участвовать в рассмотрений трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
♦, принимать участие в разработке проектов нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
♦ обращаться в правоохранительные органы с требованием о привлечении к ответственности виновных в нарушении трудового законодательства, правил об охране труда и т. д.
По инициативе работодателя, работников или их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда, в состав которых на паритетных началах входят представители работодателя, профсоюза или иных уполномоченных работниками органов. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду. Комиссия планирует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Кроме того, она организует проверки условий и охраны труда на рабочих местах и информирует работников о результатах проверок, осуществляет сбор предложений работников по результатам проверок и сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда (ст. 218 ТК).
117) Государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда. Органы надзора и их компетенция
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является одним из способов защиты трудовых прав и законных интересов работников. Он распространяется в равной мере на предприятия и организации всех форм собственности и всех организационно-правовых форм, а также на работодателей — индивидуальных предпринимателей и физических лиц
Законодательством определены система и компетенция специальных органов государства, основным направлением деятельности которых является надзор за соблюдением законодательства о труде, правил и норм охраны труда. Высший надзор за исполнением законодательства о труде осуществляется органами прокуратуры РФ.
Основным контролирующим государственным органом является Федеральная инспекция труда, деятельность которой регулируется ст. 354-365 ТК.
Федеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.
Основными задачами инспекции являются:
♦ обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
♦ обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;
♦ обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных методах соблюдения норм трудового законодательства;
♦ доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений или злоупотреблений, не подпадающих под действие трудового законодательства.
В соответствии со ст. 357 ТК государственные инспекторы труда имеют право:
♦ в порядке, установленном законодательством, в любое время беспрепятственно при наличии соответствующего удостоверения посещать организации любой организационно-правовой формы, работодателей — физических лиц;
♦ осуществлять проверки и расследования причин нарушений трудового законодательства и правил охраны труда;
♦ получать от любых должностных лиц и органов объяснения, документы и другую информацию, необходимую для осуществления своих полномочий;
♦ давать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
♦ изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
♦ направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
♦ расследовать несчастные случаи;
♦ запрещать использование не имеющих сертификатов или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной защиты;
♦ выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение и инструктажи по охране труда, технике безопасности;
♦ составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, готовить и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством;
♦ выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства.
Кроме Федеральной инспекции труда функционируют и другие специальные государственные органы и инспекции. Они осуществляют государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (ст. 366 ТК); государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК); государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК); государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 369ТК) и др.
Компетенция всех контролирующих органов четко регламентирована законом. Их должностные лица вправе проводить проверки подконтрольных им объектов по всем вопросам, относящимся к кругу их полномочий. Они могут требовать от работодателей представления всех необходимых документов и объяснений по выявленным нарушениям; давать предписания об устранении нарушений; в установленном порядке привлекать (либо передавать в компетентные органы материалы о привлечении) виновных к административной или иной правовой ответственности и т. д.
В целях проверки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда введена государственная экспертиза условий труда. Она проводится Министерством здравоохранения и социального развития РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда.
118) Ответственность за нарушение трудового законодательства в трудовом праве
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности.
Дисциплинарная ответственность наступает по нормам трудового права. Ее несут лица независимо от занимаемой должности или выполняемой работы, но только работающие по трудовому договору, виновные в нарушении трудового законодательства и правил охраны труда. Она заключается в применении к виновному мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных ст. 192 ТК, вплоть до увольнения с работы.(замечание, выговор, увольнение)
Дисциплинарная, ответственность руководителя, его заместителей может наступить по требованию представительного органа работников за нарушения законодательства о труде, условий коллективного договора или соглашения (ст. 195 ТК).
Если в результате допущенного нарушения законодательства о труде или правил охраны труда работнику или работодателю причинен имущественный ущерб, виновный может быть привлечен к материальной ответственности (она может наступить наряду с дисциплинарной, административной или уголовной ответственностью) с целью возмещения ущерба. Вид ответственности и пределы возмещения определяются в соответствии с общими нормами трудового законодательства о материальной ответственности сторон трудового договора.
119) Уголовная и административная ответственность за нарушение трудового законодательства
Административная ответственность за правонарушения, связанные с трудовыми отношениями, наступает по нормам административного права в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП) и иными нормативными актами, устанавливающими административную ответственность.
В большинстве случаев применяются административные наказания в виде штрафа. Однако возможны и другие виды наказаний.
Основными составами административных правонарушений в области трудового законодательства и охраны труда являются следующие.
1.Нарушение законодательства о труде и об охране труда.
2. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
3. Уклонение работодателя от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров.
4. Необоснованный отказ работодателя (или лица, его представляющего) от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение штрафа от 3 до 5 тыс. руб. (ст. 5.30 КоАП).
5. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение штрафа в размере от 4 до 5 тыс. руб. (ст. 5.34 КоАП).
6. Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого.
7.Нарушения прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Здесь в соответствии
8. и др.
Уголовная ответственность за нарушения трудового законодательства и правил охраны труда
За некоторые нарушения трудового законодательства и правил по охране труда при определенных условиях, предусмотренных уголовным законодательством, может наступить уголовная ответственность виновных. Она возможна, если нарушения повлекли или могли повлечь тяжкие последствия, либо если они причинили существенный ущерб личности, сопряжены с нарушением конституционных прав граждан и т. д.