Лекции по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:55, курс лекций

Описание работы

Трудовое право занимает одно из ведущих мест в системе права Рос­сии. Оно определяется прежде всего самим предметом отрасли. Во все времена, во всех общественно-экономических формациях труд был и ос­тается основой жизнедеятельности людей, источником общественного богатства и благосостояния каждого человека.

Работа содержит 1 файл

trudovoe_pravo.doc

— 732.50 Кб (Скачать)

Однако в отношении несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний применяется обязательное социальное страхование - все работники должны быть застрахованы работодателем и возмещение вреда производится страховым фондом в соответствии со специальным законодательством. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" все физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это правило распространяется и на иностранных граждан, и лиц без гражданства.

Работодатель обязан выплачивать страховые взносы по обязательному социальному страхованию на каждого работника в Фонд социального страхования РФ (таким образом, работники являются застрахованными).

В случае несчастного случая или профессионального заболевания работнику возмещается причиненный вред из средств Фонда, однако максимальный размер такого возмещения ограничен.

В случае несчастного случая или профессионального заболевания работнику назначаются и выплачиваются единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты, а также дополнительные расходы, связанные с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного.

А если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного, то эти выплаты производятся лицам, имеющим право на их получение.

 

 

116) Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства

В соответствии со ст. 370 ТК контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда осуществляют профессиональные союзы. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов вправе беспрепятственно проверять соблюдение работодателями требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений.

На работодателей возложена обязанность в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах его рассмотре­ния и принятых мерах. Таким образом, требования профсоюзных органов не могут быть оставлены без внимания и принятия необходимых мер. Профессиональные союзы и их объединения для контроля за со­блюдением трудового законодательства и правил охраны труда вправе создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Инспекции наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми соответствующими профессиональными союзами и их объединениями.

Профсоюзные инспекторы труда вправе:

♦ беспрепятственно посещать любых работодателей для проведе­ния проверок соблюдения трудового законодательства и условий коллективных договоров, соглашений;

♦ контролировать соблюдение работодателями законодательства о труде и правил по охране труда;

♦ проводить независимую экспертизу условий труда и обеспече­ния безопасности работников;

♦ участвовать в расследовании несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний, а также проводить само­стоятельное расследование;

♦ получать необходимую информацию от работодателей и других дол­жностных лиц о состоянии и условиях  охраны. труда, обо всех несча­стных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

♦ предъявлять работодателям требования о приостановлении ра­бот в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

♦ направлять работодателям представления об устранении выявлен­ных нарушений трудового законодательства, обязательные для рас­смотрения;

♦ участвовать в рассмотрений трудовых споров, связанных с нару­шением трудового законодательства, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изме­нениями условий труда;

♦, принимать участие в разработке проектов нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

♦              обращаться в правоохранительные органы с требованием о привлечении к ответственности виновных в нарушении трудового  законодательства, правил об охране труда и т. д.

По инициативе работодателя, работников или их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда, в состав кото­рых на паритетных началах входят представители работодателя, профсо­юза или иных уполномоченных работниками органов. Типовое положе­ние о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду. Комиссия планирует совмест­ные действия работодателя и работников по обеспечению требований ох­раны труда, предупреждению производственного травматизма и профес­сиональных заболеваний. Кроме того, она организует проверки условий и охраны труда на рабочих местах и информирует работников о результатах проверок, осуществляет сбор предложений работников по результатам проверок и сбор предложений к разделу коллективного договора (согла­шения) об охране труда (ст. 218 ТК).

 

117) Государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда. Органы надзора и их компетенция

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового за­конодательства является одним из способов защиты трудовых прав и законных интересов работников. Он распространяется в равной мере на предприятия и организации всех форм собственности и всех орга­низационно-правовых форм, а также на работодателей — индивиду­альных предпринимателей и физических лиц

Законодательством определены система и компетенция специальных органов государства, основным направлением деятельности которых яв­ляется надзор за соблюдением законодательства о труде, правил и норм охраны труда. Высший надзор за исполнением законодательства о труде осуществляется органами прокуратуры РФ.

Основным контролирующим государственным органом является Федеральная инспекция труда, деятельность которой регулируется ст. 354-365 ТК.

Федеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Основными задачами инспекции являются:

♦ обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граж­дан, включая право на безопасные условия труда;

♦ обеспечение соблюдения работодателями трудового законодатель­ства;

♦ обеспечение работодателей и работников информацией о наибо­лее эффективных методах соблюдения норм трудового законодательства;

♦              доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений или злоупотреблений, не подпадающих под действие трудового законодательства.

В соответствии со ст. 357 ТК государственные инспекторы труда имеют право:

♦              в порядке, установленном законодательством, в любое время беспрепятственно при наличии соответствующего удостоверения посещать организации любой организационно-правовой формы, работодателей — физических лиц;

♦      осуществлять проверки и расследования причин нарушений трудового законодательства и правил охраны труда;

♦      получать от любых должностных лиц и органов объяснения, до­кументы и другую информацию, необходимую для осуществле­ния своих полномочий;

♦      давать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинар­ной ответственности или об отстранении их от должности в уста­новленном порядке;

♦      изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

♦      направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вслед­ствие нарушения требований охраны труда;

♦      расследовать несчастные случаи;

♦      запрещать использование не имеющих сертификатов или не со­ответствующих требованиям охраны труда средств индивидуаль­ной защиты;

♦      выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение и инструктажи по охране труда, технике безопасности;

♦      составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, готовить и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством;

♦      выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства.

              Кроме Федеральной инспекции труда функционируют и другие специальные государственные органы и инспекции. Они осуществляют государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (ст. 366 ТК); государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК); государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК); государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 369ТК) и др.

Компетенция всех контролирующих органов четко регламентирова­на законом. Их должностные лица вправе проводить проверки подконтрольных им объектов по всем вопросам, относящимся к кругу их пол­номочий. Они могут требовать от работодателей представления всех необходимых документов и объяснений по выявленным нарушениям; давать предписания об устранении нарушений; в установленном по­рядке привлекать (либо передавать в компетентные органы материалы о привлечении) виновных к административной или иной правовой от­ветственности и т. д.

В целях проверки соответствия условий труда государственным нор­мативным требованиям охраны труда введена государственная экспер­тиза условий труда. Она проводится Министерством здравоохранения и социального развития РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда.

 

118) Ответственность за нарушение трудового законодательства в трудовом праве

Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности.

Дисциплинарная ответственность наступает по нормам трудового права. Ее несут лица независимо от занимаемой должности или выпол­няемой работы, но только работающие по трудовому договору, виновные в нарушении трудового законодательства и правил охраны труда. Она заключается в применении к виновному мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных ст. 192 ТК, вплоть до увольнения с работы.(замечание, выговор, увольнение)

Дисциплинарная, ответственность руководителя, его заместителей может наступить по требованию представительного органа работников за нарушения законодательства о труде, условий коллективного договора или соглашения (ст. 195 ТК).

Если в результате допущенного нарушения законодательства о труде или правил охраны труда работнику или работодателю причинен имущественный ущерб, виновный может быть привлечен к материаль­ной ответственности (она может наступить наряду с дисциплинарной, административной или уголовной ответственностью) с целью возмещения ущерба. Вид ответственности и пределы возмещения определяются в соответствии с общими нормами трудового законодательства о материальной ответственности сторон трудового договора.

 

119) Уголовная и административная ответственность за нарушение трудового законодательства

Административная ответственность за правонарушения, связанные с трудовыми отношениями, наступает по нормам административного права в соответствии с Кодексом РФ об административных правона­рушениях (КоАП) и иными нормативными актами, устанавливающи­ми административную ответственность.

В большинстве случаев применяются административные наказания в виде штрафа. Однако возможны и другие виды наказаний.

Основными составами административных правонарушений в обла­сти трудового законодательства и охраны труда являются следующие.

1.Нарушение законодательства о труде и об охране труда.

2.              Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

3. Уклонение работодателя от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров.

4. Необоснованный отказ работодателя (или лица, его представляющего) от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение штрафа от 3 до 5 тыс. руб. (ст. 5.30 КоАП).

                            5. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение штрафа в размере от 4 до 5 тыс. руб. (ст. 5.34 КоАП).

6.              Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого.

              7.Нарушения прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Здесь в соответствии

              8. и др.

 

Уголовная ответственность за нарушения трудового законодательства и правил охраны труда

За некоторые нарушения трудового законодательства и правил по охране труда при определенных условиях, предусмотренных уголовным законодательством, может наступить уголовная ответственность ви­новных. Она возможна, если нарушения повлекли или могли повлечь тяжкие последствия, либо если они причинили существенный ущерб личности, сопряжены с нарушением конституционных прав граждан и т. д.

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"