Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа
Государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной.
1. Правовое регулирование экономических отношений.
2. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности.
3. Экономические споры и их виды.
4. Трудовое право как отрасль.
5. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
6. Трудовой договор.
7. Рабочее время и время отдыха.
8. Заработная плата.
9. Трудовая дисциплина и ее виды.
10. Материальная ответственность сторон трудового договора.
11. Трудовые споры.
12. Социальное обеспечение граждан.
13. Административные правонарушения и ответственность.
ФГОУ СПО «Омский колледж профессиональных технологий»
Выполнил: студент Багров В.С.
группа № з-561
Проверил: Дундукова А.С.
Омск 2012
ПЛАН
1. Правовое регулирование экономических отношений.
2. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности.
3. Экономические споры и их виды.
4. Трудовое право как отрасль.
5. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
6. Трудовой договор.
7. Рабочее время и время отдыха.
8. Заработная плата.
9. Трудовая дисциплина и ее виды.
10. Материальная ответственность сторон трудового договора.
11. Трудовые споры.
12. Социальное обеспечение граждан.
13. Административные правонарушения и ответственность.
Вопрос 1. Правовое регулирование экономических отношений.
Государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной.
Правовое государственное регулирование - это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права.
Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».
Административно-правовое институциональное обеспечение рыночной экономики направлено на реализацию государственной политики в этой сфере, положений и требований, закрепленных в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах отраслевого, комплексного и функционального характера, на дальнейшее укрепление единства экономического пространства и режима законности.
Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются в первую очередь нормы Конституции РФ: о социальном государстве (статья 7 Конституции РФ); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (статья 8); о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (статья 34) и т.д.
Первая часть статьи 8 Конституции РФ устанавливает и гарантирует единство экономического пространства в России. Это понятие охватывает единство рынка, установление правовых основ которого, находится в ведении РФ. Единство рынка означает не только свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу законной экономической деятельности на территории всей России и недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, но также свободное перемещение рабочей силы.
Свободное предпринимательство, свободный обмен товарами и услугами, свободная продажа собственного интеллекта и рабочих рук требуют регулирования.
Конституция фактически говорит о двух типах собственности: частной (индивидуальной и коллективной) и публичной, т.е. государственной (федеральной и принадлежащей субъектам РФ) и муниципальной. Не исключены также признание и защита иных форм собственности; так, в настоящее время явно растет церковная собственность. Коллективная частная собственность может быть кооперативной, принадлежать иным общественным организациям, акционерным обществам и т.д.
Вопрос 2. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности.
Субъект предпринимательского права - это лило, которое в силу присущих ему признаков может быть участником хозяйственного (предпринимательского) правоотношения.
Признаками субъектов предпринимательского права являются:
1. зарегистрированность в установленном порядке или легитимация иным образом;
2. наличие хозяйственной компетенции;
3. наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;
4. самостоятельная имущественная ответственность.
Правовое положение субъектов малого предпринимательства определяется Федеральным законом от 14 июня 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному Или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней, установленных дифференцированно по отраслям (напр., в промышленности - и человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек). Численность определяется с учетом всех работников организации, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Субъекты предпринимательского права не только ведут предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели, организации), но и руководят ею (организации в отношении своих подразделений), осуществляют государственное регулирование предпринимательской деятельностью (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования);
б) форме собственности (частная, государственная или муниципальная), на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность;
в) по тому, каким образом определен их правовой статус: на базе только Гражданского кодекса РФ или одновременно и на базе других законодательных актов ("Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О производственных кооперативах", "О банках и банковской деятельности" и др.);
г) зависимости от наличия или отсутствия статуса юридического лица;
д) виду хозяйственной компетенции субъекта: общая, ограниченная, специальная, исключительная;
е) характеру объединения предпринимателей: на организационной или договорной (в форме простого товарищества, финансово-промышленной группы) основе.
Организации, в свою очередь, можно классифицировать:
по цели деятельности - на коммерческие и некоммерческие организации;
по соотношению прав на имущество, принадлежащих участникам (учредителям) и принадлежащих самой организации. Так, участники (учредители) могут иметь обязательственные права по отношению к данной организации (хозяйственные общества, товарищества, кооперативы), вещные права на имущество организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия) или вообще не иметь имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения);
в зависимости от того, может ли имущество организации быть распределено по вкладам (корпоративные организации) или оно является неделимым (унитарные предприятия);
по их организационно-правовой форме.
Вопрос 3. Экономические споры и их виды.
Экономический спор - это такой вид конфликта, определяющим которого является предпринимательская (ст. 23 ГК РФ), а также иная экономическая деятельность хозяйствующих субъектов. законодатель под экономическими спорами имеет в виду конфликт интересов, возникающий из осуществления гражданских, административных, публично-правовых отношений отдельными участниками хозяйственного оборота, в ходе ведения ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Экономические споры возникают вследствие экономической деятельности сторон. Исходя из этого, различают такие виды экономических споров, как споры по железнодорожным перевозкам, а также морским и авто транспортом; по пересылкам почтовых отправлений и услугам связи; споры по требованиям об изменении и расторжении договора и другие.
Рассмотрением всех видов экономических споров занимается арбитражный суд. В его функции входит: защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов организаций и граждан; содействие укреплению законности; содействие предупреждению правонарушений.
К разрешению экономических споров посредством арбитражного суда прибегают в том случае, если спорщики не могут найти компромисс, удовлетворяющий обе стороны и создающий предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества.
Вопрос 4. Трудовое право как отрасль.
Трудовое право - это отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру охраны труда и порядок рассмотрения трудовых споров. Нормы трудового права регулируют не технологические процессы, а социальные связи субъектов трудовых правоотношений, то есть общественные формы труда. С этой точки зрения труд ученого, изобретателя, писателя и другие индивидуальные формы труда не подлежат регуляции нормами трудового права, так как совершаются вне общественных отношений. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые возникают по поводу применения и реализации способности к труду.
Предметом трудового права являются трудовые отношения, возникающие при применении работником своей способности к труду в процессе трудовой деятельности, а также другие общественные отношения, связанные с трудовыми. К ним относятся: - отношения между работником и работодателем; - организационно-управленческие отношения профсоюзного органа, представляющего интересы трудового коллектива, с администрацией предприятия по поводу улучшения условий труда, быта и отдыха работников; - отношения по перераспределению рабочей силы; - отношения по поводу занятости и трудоустройства; - отношения, связанные с возмещением материального ущерба; - процессуальные отношения, возникающие при разрешении трудовых споров.
Вопрос 5. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
Согласно Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором каждый имеет право на защиту от безработицы.
Трудовой кодекс РФ также регулирует отношения в сфере занятости и трудоустройства, так как в нем зафиксированы основания заключения и прекращения трудовых договоров. Важнейшим источником правового регулирования отношений в сфере занятости и трудоустройства является закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 14 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями (далее — Закон о занятости). В Закон «О занятости населения в РФ» 1991г. постоянно вносятся изменения и дополнения, в результате которых режим правового регулирования в сфере занятости становится более жестким. Это свидетельствует о том, что государственная политика в сфере занятости направлена на стимулирование поиска работы самим безработным гражданином.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности»