Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:38, курсовая работа
Основная цель исследования в самой общей формулировке заключается в том, чтобы рассмотреть возможные способы разрешения коллективных трудовых споров, а так же особенности правового регулирования.
В соответствии с поставленной целью, задачами моей работы являются:
- определить сущность конфликта и трудовых споров
- рассмотреть коллективные трудовые споры
- изучит способы и порядок разрешения трудовых споров
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ПРИРОДА КОНФЛИКТА…………………………….5
Раздел 1.1 Сyщность конфликта………………………………………………...
Раздел 1.2 Управление конфликтной ситуацией ………………………………
Раздел 1.3 Причины и обстоятельства трудовых споров………………………
ГЛАВА 2 КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ…………
Раздел 2.1 Понятие коллективного трудового спора ……………………….
Раздел 2.2 Предмет, стороны и виды коллективных трудовых споров …….
ГЛАВА 3 РАЗРЕШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ……………………………………………………………..
Раздел 3.1 Порядок разрешения…………………………………………….
Раздел 3.2 Примирительная комиссия………………………………………..
Раздел 3.3 Посредничество…………………………………………………….
Раздел 3.4 Рассмотрение спора трудовым арбитражем……………………
Раздел 3.5 Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров…………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………..
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ПРИРОДА КОНФЛИКТА…………………………….5
Раздел 1.1 Сyщность конфликта………………………………………………...
Раздел 1.2 Управление конфликтной ситуацией ………………………………
Раздел 1.3 Причины и обстоятельства трудовых споров………………………
ГЛАВА 2 КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ…………
Раздел 2.1 Понятие коллективного трудового спора ……………………….
Раздел 2.2 Предмет, стороны и виды коллективных трудовых споров …….
ГЛАВА 3 РАЗРЕШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ…………………………………………………………….
Раздел 3.1 Порядок разрешения…………………………………………….
Раздел 3.2 Примирительная комиссия………………………………………..
Раздел 3.3 Посредничество…………………………………………
Раздел 3.4 Рассмотрение спора трудовым арбитражем……………………
Раздел 3.5 Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Для нормального функционирования государства, формирования высоконравственного и законопослушного общества, необходимо чтобы отношения между людьми строились на взаимном уважении и доверии.
Только в этом случае возможно развитие полноценной личности и подъема культурного уровня всего общества. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства. Определенное место в охране личности занимает трудовое законодательство, направленное на защиту законных прав и интересов работников.
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человек, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда…
Конституцией Республики Беларусь Граждане имеет право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.
В жизни неоднократно гражданам приходиться сталкиваться с конфликтными ситуациями не только в жизни, но и на производстве. Возникает вопрос: «Как защитить себя от ситуации и отстоять свои права?» Немногие люди знают свои права и умеют их отстаивать, как, правило, все надеяться на юристов, но по-моему мнению в обществе, где есть свои законы, которые мы сами создаём, чтобы жить с пользой, незнание этих законов может привести к серьёзным проблемам.
В этой курсовой работе я постараюсь раскрыть правовые вопросы понятия коллективных трудовых споров и их виды, а также разобрать сущность разрешения проблемы коллективных трудовых споров, которые являются неотъемлемой частью прав каждого человека, который вступает в трудовые отношения. Чтобы вступая в трудовые отношения можно было с уверенностью сказать: «Я знаю свои права и могу их отстоять и защитить».
Объектом данного исследования является общественные отношения складывающиеся в процессе разрешений трудовых споров.
При этом предметом исследования является законодательство Республики Беларусь регулирующее правовые основы, теоретические позиции и взгляды ученых на порядок и способы организации разрешений трудовых споров.
Основная цель исследования в самой общей формулировке заключается в том, чтобы рассмотреть возможные способы разрешения коллективных трудовых споров, а так же особенности правового регулирования.
В соответствии с поставленной целью, задачами моей работы являются:
- определить сущность конфликта и трудовых споров
- рассмотреть коллективные трудовые споры
- изучит способы и порядок разрешения трудовых споров
Общеметодологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных и специальных методов. Это логический, историко-правовой, системный формально-юридический и другие методы.
Общетеоретической и информационной базой являлись основные положения юриспруденции, работы видных ученых занимающихся проблемой рассмотрения коллективных трудовых споров.
В заключении - подвести итоги по проделанной работе, выработать пути решения возникших проблем.
ГЛАВА 1
ПРИРОДА КОНФЛИКТА
1.1 Сущность конфликта
Как и множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений. Одним из них является такое: отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.
Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.
Источником любого развития, в том числе и развития трудового коллектива, является противоречие, столкновение нового со старым, столкновение противоположных тенденций и сил. Конфликт представляет собой предельный случай обострения противоречий и, следовательно, является одним из факторов развития коллектива. Любой конфликт представляет собой не просто противоречие, возникшее между определенными социальными субъектами, а такое противоречие, которое так или иначе ими осознано и оценено. Конфликт - это ошибка антагонистических противоречий, получившая открытую форму.
Однако противоречие и конфликт не следует отождествлять. О конфликте можно говорить тогда, когда противоречие между членами коллектива обостряются настолько, что начинают препятствовать их нормальному взаимодействию в решение коллективных задач. Отношения между членами коллектива очень различны, их интересы многообразны. В связи с этим причины противоречий имеют очень широкий диапазон. Некоторые противоречия рождаются в самом коллективе, другие могут отражать существующие в обществе более глубокие противоречия. Однако любое противоречие приобретает характер конфликта лишь при условии, что он втягивает в психологическую сферу, влияет на мотивацию поведения людей. Степень вовлечённости людей в конфликт, его острота отнюдь не обязательно отражают глубину объективных противоречий. Некоторые конфликты вообще не имеют внешних причин и порождаются факторами сугубо психологического характера.
Термин “производственный конфликт” подразумевает столкновение систем, норм поведения, властных функций участников любых хозяйственных процессов. Это означает, что трудовой конфликт существует как в непосредственной сфере производства, так и в сферах обмена, распределения, потребления. Такие конфликты нацелены на изменение сложившихся схем разделения труда, властных структур, принципов распределения и потребления производимых продуктов и услуг.
Конфликты в трудовых коллективах классифицируются по различным признакам, имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны. Эмоциональные конфликты имеют сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости, то есть между оппонентами разных рангов и одного ранга;
- конструктивные, полезны и находят выражение в спорах и дискуссиях, деструктивные тормозят развитие трудового коллектива;
- групповые, между отдельными личностями и группой;
- межорганизационные - это, соответственно, конфликты в интересах одной личности, конфликты между отдельными личностями, конфликты между различными производственными группами.
Все конфликты без исключения негативно влияют на нервно-психологическое состояние людей. Человек, переживающий нервное напряжение постоянно находится в напряжении. Его организм в это время очень ослаблен, что может привести к различным заболеваниям. Это может быть как агрессивность, характеризующаяся гневом, злобностью и грубостью, так и депрессия, при которой человек охвачен чувством печали, бессилия, а иногда и отчаяния. Депрессия характерна для людей с ослабленной нервной системой. Однако многие люди способны быть равнодушными к происходящим конфликтным ситуациям. Напряженные отношения в коллективе с другими субъектами не могут вывести их из нормального психологического состояния.
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.
Возможность конфликта растет по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что подразделения могут сами формулировать свои цели и большее внимание уделять их достижению, чем достижению целей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции и ее разновидностей, потому что это повышает конкурентоспособность и увеличивает объем сбыта. Однако, цели производственного подразделения, выраженные в категориях затраты и эффективность выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразна. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей. Различия в ценностях весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный может выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно выполнять то, что ему говорят. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Нередко встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. Такие личности часто создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом.
Плохая передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Например, если руководство не может донести до сведения рабочих, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не “выжимать соки” из рабочих, а увеличить прибыль компании и ее положение среди конкурентов, подчиненные могут отреагировать так, что темп работы замедлится. Другие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должноcтные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубиться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.
Для возникновения конфликта необходимо наличие следующих компонентов: конфликтной ситуации и инцидента. Основой конфликта являются участники и объект конфликта, вызвавший эту ситуацию. Если конфликтом не управляли или управляли неэффективно, то могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей:
- Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.
- Меньшая степень сотрудничества в будущем.
- Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами в организации.
- Представление о другой стороне как о “враге”; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.
- Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.
Смещение акцента: придание “победе” в конфликте большего значения, чем решению реальной проблемы.
1.2 Управление конфликтной ситуацией
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Не следует считать причиной конфликтов простое различие характеров, хотя, конечно, и оно может стать единственной причиной конфликтной ситуации, но в общем случае это всего лишь один из факторов. Нужно начать с анализа фактических причин, а затем применить соответствующую методику.
Это один из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт. Нужно разъяснить, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определена политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет эти вопросы не для себя, а доносит их до подчиненных с тем, чтобы они поняли, чего от них ожидают в той или иной ситуации.