Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение деятельности профессиональных союзов как коллективных субъектов трудового права.
Данная цель тесно связана и реализуется через решение следующих задач:
- изучение теоретических и правовых основ положения профсоюзов в сфере труда как коллективных субъектов трудового права;
- выявление возможностей и условий эффективной защиты прав коллективных субъектов;
- влияние профсоюзов на политическую и социально-экономическую жизнь страны.
Введение…………………………………………………………………………..
1. Правовое положение профсоюзов в сфере труда…………………………..
1.1 Профсоюзные органы как субъект трудового права…………………...
1.2 Понятие профсоюзов, их задачи и функции,
нормативно-правовое регулирование их деятельности……………………
2. Защита трудовых прав коллективных субъектов ……………………….....
2.1 Защитная функция профессиональных союзов………………………...
2.2 Осуществление профсоюзами защиты трудовых прав работников…..
2.3 Профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда…………………………………………...
Заключение………………………………………………………………………..
Библиографический список……………………………………………………...
Право профсоюзов на социальное партнерство с работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления заключается в установлении взаимодействия в вопросах установления условий труда; выбора в представительные органы власти и управления; участия в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионными и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов; контроля за их использованием по целевому назначению; проведения и организации оздоровительных мероприятий в трудовых коллективах; развития санитарно-курортного лечения, отдыха, туризма, физкультуры и спорта.
Право на взаимодействие с представительными органами работников организации, органами управления организацией строится на основе сотрудничества.
Формирование в организациях различных представительных органов работников не может явиться препятствием к созданию и осуществлению деятельности профсоюзных органов, которые вправе рекомендовать своих представителей для участия в представительных органах данной организации. Но такое участие не лишает возможности профсоюзным органам обращаться непосредственно к работодателю для решения вопросов, касающихся трудовых отношений работников, участвующих в коллективном труде.
Профсоюзы имеют право на получение от работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления информации, касающейся социально-трудовых вопросов. Полученную информацию профсоюзные органы могут обсуждать с использованием средств массовой информации. Привлечение СМИ очень активно использовалось при обсуждении проектов нового Трудового кодекса РФ.
Таким образом, профсоюзный орган организации при его должной активности может эффективно защищать трудовые права работников по всем вопросам, по которым Трудовой кодекс предусматривает учет мнения выборного профсоюзного органа. Это ст. 73 (об изменении существенных условий трудового договора); ст. 82, 99 (об организации сверхурочных работ); ст. 113 (о привлечении к работе в выходные и праздничные нерабочие дни); ст. 123 (об очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков); ст. 144 (при установлении систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок); ст. 147 (при установлении перечня тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда и конкретных доплат к ним); ст. 154 (о конкретных размерах повышения оплаты за работу в ночное время); ст. 159 (при применении систем нормирования труда); ст. 162 (при введении, замене и пересмотре норм труда); ст. 180 (необходимые меры при массовых увольнениях); ст. 196 (определение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников), а также ряд статей по охране труда (ст. 218, 228 и др.).
На стадии применения трудового законодательства защита профсоюзами трудовых прав работников от их нарушения осуществляется и путем профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.
2.3 Профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда
Трудовой кодекс закрепил право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства в ст. 370, открывающей гл. 58 «Защита трудовых прав работников профессиональными союзами».
Почти 60 лет (с 1933 г.) советские профсоюзы, получив от государства при ликвидации Наркомтруда его право государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда, осуществляли это государственное надзорное право, а, следовательно, имели определенные властные полномочия.
Российское государство, ратифицировав Конвенцию МОТ № 81 (1947 г.) об инспекции труда, создало федеральную инспекцию труда в структуре Минтруда России с ее органами на местах, поскольку указанная Конвенция МОТ обязывает государства, к ней присоединившиеся, иметь государственный орган такого надзора. Поэтому от профсоюзов государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и охраны труда был передан государственной инспекции труда.
Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовой кодекс (ст. 370) сохранили право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, давая большую возможность выборным профсоюзным органам организации активно защищать права работников при осуществлении повседневно данного контроля.
Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства общероссийские профсоюзные органы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями об этих инспекциях, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями. Межрегиональные и территориальные организации профсоюзов на территории субъектов Федерации могут создавать правовые и технические инспекции, действующие на основании положений, принимаемых этими профсоюзами в соответствии с Типовым положением общероссийского объединения профсоюзов.
В практической работе по осуществлению профсоюзного контроля рекомендуется использовать следующие формы работы:
организация контроля за состоянием условий труда и техники безопасности непосредственно на рабочих местах, обеспечением работающих средствами индивидуальной защиты, выполнением мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами. Такой контроль может осуществляться путем регулярных проверок, проводимых профсоюзными инспекторами по охране труда, членами соответствующих комиссий, штатными и внештатными техническими инспекторами, другими специалистами по охране труда профсоюзных органов;
самостоятельное, в случае необходимости, расследование несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе;
предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
участие в работе комиссий по приему в эксплуатацию построенных вновь или реконструированных объектов производственного и социально-бытового назначения, а также средств производства и охраны труда;
проведение, в случае необходимости, независимой экспертизы объектов на соответствие их требованиям безопасности и производственной санитарии;
вызов представителей органов государственного надзора на предприятии при возникновении конфликтных ситуаций;
получение информации от руководителей предприятий, государственных органов власти, управления и надзора о состоянии охраны труда на конкретных предприятиях.
Осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов о труде осуществляется путем проверки законности правоприменительной деятельности работодателя в сфере труда, включая вопросы заключения, исполнения, изменения и расторжения трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ.
Профсоюзные инспекторы вправе принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных актов об охране труда и согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ; обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Анализируя указанные права профсоюзных инспекторов труда и доверенных лиц профсоюзов по охране труда, мы видим, что Трудовой кодекс предоставил им существенные права по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.
Если бы профсоюзы более активно, нежели сейчас, использовали эти права, то на практике имелось бы значительно меньше трудовых правонарушений.
Важную роль закон отводит защите профсоюзных работников с целью обеспечения стабильности сохранения трудовых отношений, избежание необоснованных увольнений, поскольку многие из них, входя в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов, не освобождаются от основной работы и сохраняют трудовые отношения с работодателем. Поэтому закон предоставляет определенные гарантии работникам, выполняющим профсоюзные функции без отрыва от производства.
Увольнение таких работников по инициативе работодателя допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего профсоюзного органа, а если его нет, то с согласия профсоюзного органа организации, где работает такой работник.
Кроме этой меры защиты законодательство позволяет таким работникам отвлекаться от основной работы в организации для участия в качестве делегатов на съездах профсоюзов и работе в выборных органах. Работникам, выбранным в профсоюзные органы с освобождением от основной работы, учитывая, что выполнение профсоюзной работы носит временный характер, гарантируется после исполнения профсоюзных функций восстановление на прежней должности. Если нет вакантной должности, то работнику с его согласия предоставляется равноценная другая работа в той же организации.
Указанные категории работников, выполняющих профсоюзные функции с отрывом от основной работы, сохраняют на весь период профсоюзной работы трудовые права, льготы и гарантии, которыми они пользовались до избрания в профсоюзный орган. Кроме того, период профсоюзной работы засчитывается им в общий и специальный стаж.
Заключение
Профсоюз врос всеми своими корнями в нашу жизнь. Теперь никто просто не представляет своей жизни без профсоюза. Другое дело – насколько он в настоящее время дееспособен и вооружен знаниями законодательных и правовых документов, для того, чтобы квалифицированно защищать интересы трудящихся. Без профсоюза все полностью зависели бы от воли администрации, которая зачастую либо не считается с интересами коллектива, либо не в состоянии принять независимое от основного заказчика решение.
Сегодня уже более 12 тысяч профсоюзных организаций. И рост идет снизу, по инициативе трудящихся. Они хотят иметь профсоюзы, которые бы действительно защищали их права.
Но наряду с этой отмечена и другая — тревожная! — тенденция: снижение роли профкомов в регулировании социально-трудовых процессов на предприятиях. Дело не только в позициях профсоюзных лидеров, хотя от этого зависит многое. Но и в том, что правовая база сильно отстает от происходящих процессов.
Сегодня нет, предположим, закона об объединениях работодателей. Само понятие “работодатель” размыто, не имеет определения. Это и мелкий лавочник, и тот, кто занимается челночным бизнесом, и собственник крупного акционерного предприятия и так далее. На каком основании им объединиться? Какими должны быть их обязанности? Все это должно быть отражено в законе об объединениях работодателей. И профсоюзы должны активно продвигать этот закон.
Многие работодатели оказывают давление на работников своих предприятий, с целью принудить их выйти из профсоюза, угрожая увольнениями, сокращениями, лишением премиальных выплат и т.п. Некоторые прогибаются под этим прессом и пишут заявление о выходе из профсоюза, пишут своими собственными руками.
Не далеко то время, когда возникали экстремальные ситуации из-за невыплаты в срок заработной платы или предстоящего сокращения работников предприятия. Именно профкому удавалось сдержать людей в рамках законности и правопорядка и действовать путем переговоров на различных уровнях власти. Профсоюзы по самой своей природе являются силой консервативной, «сдерживающей» и власть, и чрезмерные аппетиты бизнеса.
Для попавших в беду людей по разным причинам профсоюз является единственной инстанцией, которая поддерживает их. Да и в моральном плане профсоюзная организация имеет большое значение для трудящихся. Чувствовать себя защищенными в наше неспокойное и сложное время – это уже много для любого человека, особенно со скромным достатком.
Время и обстановка, царящая в стране, обязывают нас не стоять на месте, не ждать милостей от работодателей. Защищаться надо умно, квалифицированно, напористо, с достоинством и, безусловно, коллективно. И как тут не повторить давно всем известный лозунг: «Наша сила – в единстве». Так что профсоюз для нас осознанная необходимость.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2007.
3. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12.01.1996г. // Российская газета . 1996. 20 янв.
4. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995г. // Российская газета. 1995. 27 мая.
Дополнительная литература
1. Вдовиченко Л.Н. Конфликтогенные факторы в РФ / Л.Н. Вдовиченко // Вестник московского университета. Серия 18. 2005 № 3. – 92 с.
2. Лынев Р. Круглый стол «А есть ли в России профсоюзы?» / Лынев Р. // Российская федерация сегодня. 2008. № 22.
3. Лынев Р. Что собой представляют нынешние профсоюзы и кого они сегодня защищают / Лынев Р. // Российская федерация сегодня. 2008. № 22.
4. Тагиров Э.Р., Тронова Л.С. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию. Казань. 1996. – 52с.
5. Снигирева И.О. Профсоюзы и трудовое право. М., 1993. – 326 с.
6. Трудовое право России : учебник / под ред. В.И. Миронова. М.: Изд-во ООО Журнал «Управление персоналом», 2004. – 537 с.