Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 12:10, реферат
Первый блок — аудит субъектов управления персоналом — предполагает оценку управленческой компетентности руководителей, а также профессиональных навыков специалистов кадровой службы. Существует несколько причин для того, чтобы компания сделала запрос на подобную форму аудита. Среди основных — неудовлетворенность квалификацией руководителей, смена команды управленцев или назначение нового топ-менеджера, возникновение новых направлений работы компании.
Кадровый аудит: основные элементы
Первый блок — аудит субъектов управления персоналом — предполагает оценку управленческой компетентности руководителей, а также профессиональных навыков специалистов кадровой службы. Существует несколько причин для того, чтобы компания сделала запрос на подобную форму аудита. Среди основных — неудовлетворенность квалификацией руководителей, смена команды управленцев или назначение нового топ-менеджера, возникновение новых направлений работы компании.
Ситуацию можно пояснить на примере компании «Удмуртэнерго», которая являлась монополистом в своем регионе. В ее составе существовали отдельные структурные подразделения, в результате выделения которых предполагалось сформировать независимые энергосбытовую, энергогенерирующую, энергосетевую компании. При этом вновь образованные структуры должны были выйти на рынок, где присутствовали серьезные конкуренты. Соответственно, директору одной из вновь выделенных из состава «Удмуртэнерго» компаний необходимо было понять, способны ли менеджеры справиться с подобной задачей, и подготовить их к работе в новых условиях.
Второй блок связан с аудитом объектов управления, т. е. с оценкой исполнителей и корпоративной среды компании. В рамках данного этапа проводится оценка персонала, исследуется эффективность корпоративной культуры и традиций, сложившихся в организации, а также особенности социально-психологического климата в коллективе. Изучаются, например, такие аспекты, как лояльность и степень удовлетворенности сотрудников уровнем заработной платы, системой материального стимулирования, условиями труда и т. д. Необходимость аудита объектов управления возникает в ситуации, когда в компании велика текучесть персонала, растет количество конфликтов, предстоят существенные организационные изменения.
Наконец, третий блок предполагает аудит системы управления персоналом (СУП). Здесь детальному анализу подвергаются технологии управления персоналом: как они представлены, насколько удовлетворяют стратегическим, тактическим, оперативным целям и задачам компании. В ходе аудита СУП, в частности, оценивается, корректно ли ведется кадровое делопроизводство; как обновляется качественный состав персонала и адекватно ли изменяются требования к нему; организована ли работа с молодежью и новыми сотрудниками; оптимальны ли процедуры отбора, приема на работу и адаптации; насколько эффективны системы оценки и обучения персонала, если компания использует таковые.
Аудит СУП необходим в следующих случаях:
Аудит СУП на практике
Рассмотрим основные этапы аудита СУП на примере ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Северного Кавказа» (МРСК ЦиСК). В результате объединения 26 электросетевых компаний, ранее входивших в состав региональных энергетических предприятий, была сформирована новая структура с единым исполнительным аппаратом в Москве, который координирует деятельность всех сетевых компаний на европейской части РФ. До этого момента, несмотря на то что РАО «ЕЭС России» задавало тон и общие принципы кадровой политики, каждая компания управляла своим персоналом самостоятельно.
Новой объединенной структуре предстояло сформировать общую кадровую политику и внедрить единые технологии работы с персоналом. Для этого необходимо было предварительно изучить как положительный, так и неудачный опыт HR-работы в региональных структурах. Другими словами, каждой из 26 компаний требовался аудит СУП.
Провести оценку систем управления персоналом всех компаний, вошедших в состав МРСК ЦиСК, предполагалось в три этапа. На первом планировался аудит восьми компаний, ставящий целью определение основных принципов кадровой политики. На втором этапе следовало оценить СУП еще десяти компаний и на этой основе разработать полную концепцию ее оптимизации до 2010 г. Третий этап подразумевал аудит СУП в оставшихся компаниях, позволяющий сформулировать программу мероприятий по ее усовершенствованию.
Аудит проводился по следующим основным направлениям:
Основными источниками информации о состоянии процессов СУП являлись сбор и анализ существующих документов и форм, реально действующих на предприятиях, а также анкетирование и структурированное интервью с руководителями различных уровней и специалистами служб по работе с персоналом. Соблюдение единого формата сбора данных обеспечило не только качественный, но и количественный их анализ. Собеседования с представителями компании использовались для дополнительной проверки соответствия получаемых сведений реальному положению дел, а также служили источником информации о специфике корпоративной культуры.
Работа с документами начиналась с обязательной проверки личных дел работников кадровой службы. Аудитору важно было понять, насколько квалифицированны данные специалисты, имеют ли необходимое образование и опыт работы, справляются ли с актуальными задачами компании и готовы ли к реализации перспективных задач. Работая на территории заказчика, консультанты внимательно наблюдали за всем происходящим. Обязательно посещали один, а по возможности несколько филиалов, проводили беседы с их руководством.
По окончании первого этапа аудита в МРСК ЦиСК была собрана и проанализирована информация по восьми компаниям. В результате наметились следующие общие для них проблемные зоны в области управления персоналом:
На основе полученных
данных был сформулирован набор
рекомендаций по оптимизации СУП
в компании. В качестве основного
направления предлагался
Для дальнейшего развития и становления современной и эффективной СУП в изученных компаниях были определены следующие необходимые этапы:
В завершение первого
этапа проекта была сформиро-вана
целевая модель основных процессов
управления персоналом (см. рисунок).
Целевая модель СУП МРСК — филиалы — сетевые компании
На втором этапе проекта был проведен аудит еще десяти компаний. Согласованная с руководством МРСК ЦиСК целевая модель и расширенное представление об управлении персоналом на предприятии послужили основой для разработки концепции совершенствования системы управления персоналом ОАО «МРСК Центра и Северного Кавказа».
В рамках данной концепции были обозначены целевое состояние СУП, общие принципы и правила его достижения по отдельным аспектам управления персоналом (см. рисунок). В частности, выделялись следующие приоритетные направления совершенствования СУП:
Предлагалось разнообразить способы поиска кадров, разработать механизм оценки кандидатов по компетенциям и внедрить процедуру адаптации сотрудников на плановой основе. Кроме того, речь шла о необходимости формирования кадрового резерва для всех ключевых должностей, а также о совершенствовании методов омоложения персонала. Кроме того, рекомендовалось разработать единые подходы и внедрить:
В концепции
были зафиксированы ожидаемые