Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:24, доклад
В допетровской Руси не существовало крупного ткацкого производства, дорогие высококачественные ткани были исключительно привозными. Шелковые и золотные ткани в Киевской Руси X-ХII веков имели общее название - паволоки. Они поступали по торговым договорам и как трофеи военных набегов. В сказании о походе князя Олега на Царьград, приведенном в "Повести временных лет", говорится о пошиве парусов из паволок, и о том, что Олег вернулся в Киев, "неся злато и паволоки".
История ткани и ткацкого производства
В допетровской Руси
не существовало крупного ткацкого производства,
дорогие высококачественные ткани
были исключительно привозными. Шелк
Паволоки были одной из мер богатства,
накапливались в государственной казне
и храмах и были одним из лучших и почетных
даров. Общее название "паволоки"
объединяло парчи, фофудьи, оловиры,
аксамиты и другие ткани разнообразных
цветов, среди которых славились пурпурные
и червленые (багряные). Из этих тканей
изготовляли одежду, постельное и столовое
белье, в том числе и предметы религиозного
культа. Из привозных шерстяных тканей
можно отметить ковры и тонкие дорогие
сукна (скорлаты), которые
даже у князей передавались по наследству.
Ковры использовались также для погребальных
целей.
Шерсть и лен - исконные русские ткани
Исконными текстильными
материалами на Руси были шерсть и
лен. Уже в "Повести временных
лет" отмечалось, что женщина "достав
шерсть и лен, делает все необходимое
руками своими". Очевидно, производство
сукон на Руси было известно ранее 921
года, когда русских людей в
суконной одежде видел в столице
волжских болгар арабский путешественник
Ибн-Фадлан. Грубые неокрашенные сукна
назывались сермягами. Для женской одежды
из шерсти коз изготовляли легкие суконца.
В славянских сказаниях и былинах многочисленны
упоминания о льняных тканях, называемых
там полотнами, ровнинами,
новинами и кроснами. В былинах шатры
у богатырей, как правило, белополотенные.
Из льняных полотен делали женские платья,
мужские рубахи, подвертки в сапоги, а
из новин, которые отбеливались на снежных
настах в конце зимы, - белье. Из тонких
полотен изготовляли в основном женскую
одежду, мужчинам шили только свадебные
рубашки.
Из льна изготовляли
также полотенца, убрусы
(узорные полотенца и платки), скатерти.
Для нижнего платья использовали пестрядь и посконь -
ткани из пеньковых (конопляных) нитей.
Из ровнины и пестряди выходила на диво
прочная одежда, служившая человеку многие
годы.
Что касается конопли, то для изготовления
тканей в основном использовали мужские
растения - посконь, которые
содержали больше волокна. В "Повести
об Акире Премудром" ХII века приводится
интересная пословица, не потерявшая своего
значения и в наше время: "Лучше посконные
одежды, да твои, чем шелковые, но которых
у тебя нет".
История названий тканей
У названий тканей своя интересная, часто непонятная жизнь. Возникали и широко распространялись одни названия, затем они постепенно вытеснялись другими, а потом и вовсе уходили из языка. Часто старые названия приобретали новое, более широкое значение или, наоборот, их значение сужалось.
Камка
Так, слово "камка" персидского происхождения полностью вытеснило "паволоки". Например, в древнерусском памятнике литературы конца XIV века "Задонщине" говорится: "Теперь уже русские сыновья захватили татарские узорочья, и доспехи, и коней, и волов, и верблюдов, и вина, и сахар, и другие убранства, тонкие ткани и шелка (камкы, насычеве) везут женам своим".
Позднее под камкой (камчатными полотнами) стали понимать дамастовые льняные ткани (дамассе, дама) - одноцветные полотна с крупными ткаными узорами, название которых происходит от сирийского города Дамаск, где было крупное производство таких тканей. У камчатных полотен, вырабатываемых в наше время, узор и фон ткут разными по световому эффекту переплетениями. Различное отражение света от участков ткани с разными переплетениями дает камчатный узор, хорошо заметный даже на одноцветных полотнах. Из таких полотен изготовляют столовое белье, скатерти и салфетки. Из китайской камки, или китайки, шили сарафаны и головные уборы - кики.
Часто упоминаются камки в русской эпической поэзии.
Их называли хрущатыми или круч
Возможно, так называли
камку с узором в виде кругов.
Второе возможное толкование происхождения
этих слов - от слов "хрустящая" или
"шуршащая". Из хрущатых камок шили
сарафаны особого покроя - сояны. В былине
о Дунае говорится: "...послал он Чурила
Пленковича выдавать платьица женское
цветное и выдавали они тут соян хрущатой
камки на тое княгиню новобрачную на Настасью-королевичну,
а цена тому сояну сто тысячей". Но ценилось
в камках не обилие золотных и серебряных
нитей, а своеобразие и богатство узора.
Соловей Будимирович в одноименной былине
подарил Любаве Путятичне "камочку
кручатую, которая камочка в красном золоте
не гнется, в чистом серебре не ломится;
не дорого на ней красное золото да чистое
серебро, столь дорого на ней - манеры узоры
заморские: нет таковых во Киеве и не водится".
Бархат
Среди драгоценных
шелковых тканей нельзя не упомянуть бархат - шелковую
ткань с мягким густым ворсом на лицевой
стороне, из которой шили парадные наряды,
чаще всего шубы, шапки и т.п.
С потерей Киева и южных торговых путей
в результате монголо-татарского нашествия
торговля с Западом в XIV - XVI веках проводилась
в рамках Ганзейского союза через Псков
и Новгород. Основную долю привозных тканей
составляли итальянские, среди которых
как раз и славились бархаты.
Существовало большое
количество видов этой ткани - легких
и тяжелых. Бостер - это средний
по качеству вид гладкого бархата. В золотном
бархате для создания узора использовали
золотные нити. Длина ворса у бархата составляла
1,5-2 миллиметра, бархаты с более длинным
ворсом называли косматыми. Ворс мог покрывать
не всю поверхность ткани, а только отдельные
участки, образуя узор. Самый простой из
узорчатыx «рытых» бархатов - дрогетовый, более
сложный с узорами из цветов - травный, или травчатый.
Если участки разрезанного ворса сочетались
с участками неразрезанного в виде петель,
такой бархат называли полуразрезным,
или вытяжным. Но лучшим бархатом считался
тяжелый киперный, который
по месту производства называли итальянским
или китайским. С XVII века стали выпускать
хлопчатобумажный бархат - полубархат и плис с
такими разновидностями, как вельвентин и вельверет (вельвет).
Шерстяной бархат называли плюшем. Все эти
названия пришли к нам из разных языков
и везде обозначают бархат: плис от шведского
"plys", плюш от немецкого "Plusch",
английского "plush" и французского
"реluchе", велюр от французского "velours",
вельвет от английского "velvet". Поэтому
те особенности, которые первоначально
отличали одну ткань от другой, позднее
стирались, происходило смешение понятий.
В настоящее время в зависимости от того,
какие нити образуют ворс, все ворсовые
ткани делятся на уточно-ворсовые и основовор