Источники трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:56, реферат

Описание работы

Основой правового регулирования труда являются его источники. Источником трудового права называется нормативный правовой акт трудового законодательства, t.je. акт, содержащий нормы этой отрасли права. Как форма выражения трудового законодательства источник может содержать нормы только трудового права, например Трудового кодекса РФ, но может быть и комплексным, т. е. содержать нормы и других отраслей права, например ранее приведенные федеральные законы о производственной кооперации и о сельскохозяйственной кооперации.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.36 Кб (Скачать)

2.   Трудовой кодекс  восполнил пробелы КЗоТ тем,  что:

а)   дал в ст. 1 более развернуто цели, задачи, а также определил предмет трудового права;

б)   впервые легально закрепил принципы трудового права;

в)   почти по всем институтам трудового права закрепил на уровне Кодекса основные понятия, выделив  их в общих положениях по каждому разделу Кодекса;

г)   четко в ст. 6 разграничил  компетенцию Федерации и ее субъектов по каким вопросам они издают нормативные правовые акты трудового права;

д)   основной упор сделал в регулировании труда на коллективные переговоры и социально-партнерские отношения, поставив регулирование этих отношений даже впереди трудового договора  (что  представляется  нам  спорным,   поскольку  трудовой договор    опосредует    главные    ведущие    отношения — трудовые, а остальные, в том числе социально-партнерские,— это иные непосредственно связанные с трудовыми как главным предметом трудового права, и возникают они у работника, если только он заключил трудовой договор).

52

Другие достоинства Трудового  кодекса, а также его недостатки отмечаются в соответствующих темах — главах Учебника. Но здесь при общей характеристике Кодекса следует отметить следующие три важнейших его недостатка.

1.   Трудовой кодекс сократил ряд прав профсоюзного органа организации по участию в правоприменении работодателем трудового законодательства, превратив этот орган из органа согласительного характера (по КЗоТ 1971 г.) при увольнении и принятии локальных актов в совещательный, т. е. лишь с запросом работодателем мнения профсоюзного органа, которое он может и не учитывать;                                                            •"*

2.   Трудовой кодекс  пошел по пути сокращения производственной демократии, не закрепляя полномочия трудовых коллективов, хотя развитые страны Запада ее ныне расширяют и многое берут из советского опыта, как на это указывают российские политологи1.

3.   Трудовой кодекс  сократил ряд гарантий, имевших  место в ранее   действовавшем   КЗоТе   у   работающих   женщин-матерей (одиноких отцов),—  дополнительные гарантии их права  на труд, что противоречит п. 2 ст. 55  Конституции  РФ и международно-правовым актам по защите материнства. Нет в нем и норм об обеспечении занятости.

Ныне резко возрастает роль индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений путем заключения трудового договора. Новый Кодекс позволяет при поступлении на работу сторонам трудового договора договариваться о любых условиях труда, лишь бы они не ухудшали положение работника по сравнению с действующим законодательством. Но трудовой договор не является источником права. Это акт индивидуального применения трудового законодательства к конкретному работнику.

Ряд новых законов Российской Федерации о труде по-новому урегулировали многие институты данной отрасли права. Так, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями определил принципы обеспечения занятости, закрепил понятия «занятость», «подходящая работа», «безработный» и урегулировал отношения государственной службы занятости с работодателями и безработными.

В соответствии с этим Законом  ныне строится институт содействия занятости и трудоустройства. Данный Закон дополняют другие нормативные акты по этим вопросам, предусматривая га-

См.: Демократия на производстве. Практика передовых стран Запада. М., Наука, 2001.

2

Последние   изменения   и   дополнения   внесены   Федеральным   законом   от Ю января 2003 г. (см. СЗ РФ. 2003. №2. Ст. 160).

53

рантии занятости для отдельных категорий высвобождаемых работников (на конверсируемых предприятиях ВПК и др.).

Закон РФ «О коллективных договорах  и соглашениях» от 11 марта 1992 г. в  ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. с изменениями от 1 мая 1999 г. создал новый институт в трудовом праве, регулирующий отношения социального партнерства, и предусмотрел новый порядок заключения коллективного договора. До этого Закона правом не были урегулированы отношения социальных партнеров на более высоком, чем предприятие, уровне и не заключались соглашения между ними на федеральном, отраслевом, региональном и ином уровнях. Указанный Закон этот пробел восполнил. Он установил также порядок ведения коллективных переговоров по заключению соглашений и коллективных договоров. Основные его положения вошли в Трудовой кодекс.

Широкую сферу действия имеет  Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.1, который по-новому урегулировал вопросы охраны труда. В соответствии с ним строится теперь и институт охраны труда Особенной части трудового права. В ст. 2 Закона предусматривается, что законодательство об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из настоящих Основ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации. Его основные положения также вошли в Кодекс.

Закон РФ «О статусе судей  в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. в ред. Федерального закона от 21 июня 1995 г.2 и Положения от 13 мая 1993 г. «О квалификационных коллегиях судей» и «О квалификационной аттестации судей»3 предусмотрели особенности правового регулирования труда судей.

Федеральный закон «Об  основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г." впервые урегулировал прием, перевод, отставку государственных служащих, установил их права и обязанности. В этом акте специального трудового законодательства содержится много специальных норм-льгот (об отпусках, выходных пособиях и др.), но есть и нормы-изъятия, ограничивающие общие права или устанавливающие дополнительные обязанности (ст. 11). На государственных служащих распространяется действие российского законодательства о труде с изъятиями, установленными данным Законом. Он ввел кон-

1  СЗ РФ.  1999. № 29. Ст. 3702.

2 Ведомости РФ.  1992. №30. Ст.  1792; СЗ РФ.  1995. № 26. Ст. 2399.

3 Ведомости РФ.  1993. № 24. Ст. 856. 4СЗ РФ.  1995. №31. Ст. 2990.

54

курсный прием и квалификационные экзамены при приеме этих работников, периодическую их аттестацию, присвоение классных чинов и новые для них дисциплинарные взыскания и основания увольнения, отставки, о чем более подробно будет сказано в соответствующих главах Учебника.

Мы указали лишь важнейшие  источники трудового права России, принятые в последние 10 лет, по-новому урегулировавшие многие институты трудового права. О других новых законах будет сказано в соответствующих главах Учебника.

Среди источников трудового  права есть нормативные акты комплексного характера, относящиеся к разным отраслям права, в том числе и  к трудовому. Например, в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 г.', ряд статей направлен на охрану здоровья работника в процессе труда (ст. 21, 23, 24, 27, 49 и др.).

Все федеральные законы принимаются  Государственной Думой и одобряются Советом Федерации РФ (ст. 105 Конституции РФ). Некоторые нормативные правовые акты по труду принимаются указами Президента РФ. Это указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, если иная сфера в них не оговорена. Так, Указом от 18 февраля 1993 г. утверждено Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России2, а Указом от 9 марта 1996 г.— Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего . Указ «О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации» от 21 апреля 1993 г." предусмотрел ряд трудовых прав граждан, в том числе об установлении органами исполнительной власти с учетом состояния занятости допустимого уровня (предела) безработицы, и др.

Постановлениями Министерства труда и социального развития РФ принимаются нормативные акты по оплате труда и другим вопросам труда. Например, постановлением от 19 января 1993 г. утверждено Положение о Федеральной службе занятости России5. Это Министерство утверждает также инструкции и разъяснения по применению действующего трудового законодательства. Все акты Министерства труда и социального развития РФ публикуются в ежемесячном Бюллетене Министерства труда РФ. Акты некоторых других специальных министерств (ведомств) обязательны для

'Ведомости РФ.  1993. №33. Ст.  1318. 2САПП РФ. 1993. №8. Ст. 657. 3СЗ РФ. 1996. №11. Ст. 1036. 4 САПП РФ. 1993. № 17. Ст. 1448.

Бюллетень Министерства труда  РФ.  1993. № 5. С. 24—28.

55

выполнения во всех производствах. Например, инструкции и другие нормативные акты государственных инспекций: Федеральной инспекции труда, Госгортехнадзора, Госатомнадзора и др.

Нормативные правовые акты по труду органов субъектов Федерации, глав администраций и органов местного самоуправления регулируют трудовые отношения в пределах компетенции этих органов. Они большей частью касаются вопросов занятости, высвобождения работников, социальной защиты особо нуждающихся в ней.

Среди источников трудового  права есть акты рекомендательного характера или утверждающие типовые правила и перечни, ориентируясь на которые организации разрабатывают и утверждают свои локальные акты. Так, постановлением Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме и Примерной формы трудового договора (контракта)» от 14 июля 1993 г.1 даны рекомендации и Примерная форма трудового договора (контракта). Ориентируясь на них, организации принимают свои подобные правила. Рекомендательные акты сами не устанавливают права и обязанности, а лишь рекомендуют (может быть, в двух-трех вариантах) их установить, т. е. это диспозитивные нормы в отличие от централизованных императивных общеобязательных норм. Локальные нормативные акты, разработанные на основе рекомендательных централизованных актов, лучше учитывают условия и особенности труда на данном производстве. Они разрабатываются и принимаются работодателем с учетом мнения профкома. К локальным источникам относятся местные правила внутреннего трудового распорядка, премиальные положения, в том числе о выплате вознаграждений по итогам года, соглашения по вопросам охраны труда, а также нормативная часть коллективных договоров.

Трудовой договор также  регулирует условия труда конкретного работника. Он не является источником трудового права.

Трудовое законодательство распространяется на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, на всей территории России независимо от организационно-правовых форм организации и форм собственности. Трудовое законодательство не распространяется на военнослужащих при исполнении ими военной службы; на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением тех, кто заключил трудовой договор с этой организацией); на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам; других лиц, если это установлено федеральным законом (ст. 11 ТК). Трудовой кодекс впервые закрепил действие источников трудового

права во времени (ст. 12) и  в пространстве (ст. 13), а также  порядок течения сроков и их исчисления (ст. 14).

Для правоприменительной  практики норм трудового законодательства и его совершенствования большое значение имеют решения Конституционного Суда РФ и руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ по трудовым делам. Так, постановлением от 27 января 1993 г. Конституционный Суд РФ признал обыкновение правоприменительной практики, сложившейся на основании ст. 213 КЗоТ, которая ограничивала оплату вынужденного прогула незаконно уволенному или переведенному на другую работу лицу не более чем за один год, не соответствующей Конституции РФ. После такого решения оплату стали производить за все время вынужденного прогула без ограничения сроком и с соответствующей индексацией. Это положение затем было закреплено в Федеральном законе от 17 марта 1997 г.1, который внес изменения в ст. 213 КЗоТ.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ по трудовым делам не являются источником трудового права, так  как согласно ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд дает разъяснения  по вопросам судебной практики. Следовательно, он не правотворческий, а правоприменительный орган. Но его постановления разъясняющего характера имеют большое значение для единообразного применения норм трудового законодательства, поскольку разъясняют судам, как надо применять конкретные нормы. Такие разъяснения могут восполнить и имеющиеся пробелы в трудовом законодательстве. Так, в важнейшем постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» от 22 декабря 1992 г. № 16 разъясняется применение норм о приеме на работу, переводах и увольнениях при рассмотрении споров о них, а также о подведомственности споров по данным вопросам. При этом разъяснением о порядке применения нормы ст. 214 КЗоТ восполнялся пробел в законодательстве, так как законодатель, указывая в данной статье на явное нарушение закона, нигде не предусмотрел, что оно означает, в отличие от просто «с нарушением закона». В данном постановлении в п. 48 перечислены увольнения, относящиеся к явным нарушениям закона. Виновное в этом должностное лицо привлекается судом к материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю оплатой вынужденного прогула восстановленному работнику. Содержание ст. 214 КЗоТ не перенесено в Трудовой кодекс. Поэтому и термина «с явным нарушением закона» в нем нет, также как и второго предела (до трех месячных окладов) ограниченной материальной ответственности.

 

Действие нормативных  актов во времени Для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия, т. е. их временных границ. Такое установление осуществляется, как правило, актами высших органов государственной власти и государственного управления.

Нормы и положения Конституции РФ, регламентирующие социально-трудовые отношения, вступают в силу, как и другие статьи этого основного источника российского права, со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции РФ. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. Отдельные нормативные положения Конституции РФ, как и она сама в целом, действуют до принятия в установленном порядке новой Конституции либо до принятия конституционного федерального закона, вносящего изменения и дополнения в эти положения.

Информация о работе Источники трудового права