Автор: Елена Фролова, 06 Декабря 2010 в 11:40, реферат
Источниками трудового права являются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Если нормы трудового права, которые содержатся в нормативно-правовых актах, имеющих низшую юридическую силу, противоречат Трудовому кодексу, то применяются нормы Трудового кодекса.
1.Источники
трудового права
Источниками трудового права являются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Если нормы трудового права, которые содержатся в нормативно-правовых актах, имеющих низшую юридическую силу, противоречат Трудовому кодексу, то применяются нормы Трудового кодекса. Нормы трудового Кодекса не должны противоречить Конституции, так как регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами:
Трудовым законодательством, которое включает в себя Трудовой кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права
Иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права
Указами Президента РФ
Постановлениями Правительства РФ и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти
Нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ
Коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права
Нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции
Виды занятости перечислены в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в РФ», согласно которой занятыми признаются следующие граждане:
работающие по трудовому договору (контракту), в том числе временно отсутствующие на работе по уважительным причинам (например, в связи с нетрудоспособностью, отпуском, приостановкой производства и т.д.), а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временных и сезонных работников (за исключением участвующих в общественных работах);
выполняющие
работы по договорам гражданско-
занимающиеся
предпринимательской
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
члены производственных кооперативов (артелей);
проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
обучающиеся на очных отделениях образовательных учреждений всех видов, а также проходящие обучение по направлению органов службы занятости;
являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Под
трудоустройством в широком значении понимается
совокупность мероприятий (экономических,
организационных, финансовых,
правовых, медицинских) по обеспечению
занятости трудоспособного населения.
Трудоустройство в узком значении рассматривается
как осуществляемый, в том числе при содействии
государственных органов и негосударственных
организаций, процесс поиска безработными
подходящей работы, устройства на нее
и подбора работодателями необходимых
работников.
2. Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Правовые мероприятия в области трудоустройства заключаются в правовом регулировании:
гарантий реализации права граждан на труд, профессиональную ориентацию, подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов занятости;
особенностей
трудоустройства отдельных
круга субъектов отношений по трудоустройству и их правового статуса;
контроля за соблюдением законодательства в этой области и видов ответственности за его нарушение.
Основные гарантии реализации права граждан на труд, профессиональную ориентацию, подготовку и повышение квалификации предусмотрены ст. 40 КЗоТ РФ и ст. 12 Закона РФ «О занятости населения в РФ». К ним относятся:
свобода выбора вида занятости (работа по трудовому договору, индивидуальная трудовая деятельность и иные);
бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны государственных органов занятости;
предоставление работодателями в соответствии с поданными заявками работы выпускникам учебных заведений;
правовая защита от необоснованных отказа в приеме на работу и увольнения с работы;
заключение срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых работах;
компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению государственных органов занятости;
бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии.
Особенности
трудоустройства отдельных
Существенной гарантией трудоустройства
отдельных социальных групп населения
является квотирование рабочих мест в организациях.
Квотированием называется определение
органами местного самоуправления в процентном
отношении к среднесписочной численности
предприятия, учреждения, организации
минимального количества рабочих мест
для трудоустройства граждан, особо нуждающихся
в социальной защите и испытывающих трудности
в поиске работы, а именно:
инвалидов;
выпускников
общеобразовательных
молодежи из числа сирот и детей, лишенных попечения родителей, и других лиц моложе 18 лет;
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;
родителей, воспитывающих детей до 3 лет и являющихся единственными кормильцами в семье;
лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости);
лиц, продолжительное время не имеющих работы;
беженцев и вынужденных переселенцев;
лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
граждан, имеющих на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор;
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
лиц, осужденных к лишению свободы и не обеспеченных работой по независящим от них причинам, а также некоторых других граждан.
Квотирование
осуществляется в соответствии с Законом
РФ от. 19 апреля 1991 г. «О занятости населения
в РФ», ст. 21 Федерального закона от 24 ноября
1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов
в РФ», а также согласно Рекомендациям по
квотированию рабочих мест на предприятиях,
в учреждениях, организациях для лиц, нуждающихся
в социальной защите, утвержденным Постановлением
Минтруда России от 6 февраля 1995 г. № 9.
Размер квоты и порядок ее введения определяется
органом местного самоуправления ежегодно
на срок не менее одного года. При этом
квота инвалидов устанавливается в размере
не менее 3% (с учетом
работающих на предприятии
инвалидов).
В ряде случаев законодательством о труде
(ст. 170,235,250 КЗоТ РФ
и другими нормативными
актами) на работодателя возлагаются
обязанности по трудоустройству своих
бывших работников. Данные нормы следует
одновременно рассматривать и как особенности
трудоустройства отдельных категорий
граждан, и как дополнительные гарантии
приема граждан на работу. К их числу относятся
следующие обязанности работодателей
по трудоустройству прежних работников:
по окончании срочного трудового договора (контракта) с:
беременной женщиной и женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет (ст. 170 КЗоТ РФ);
одинокой матерью или одиноким отцом, имеющими ребенка в возрасте до 14 лет (ст. 170 КЗоТ РФ);
работниками, имеющими детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (ст. 170 КЗоТ РФ);
любыми
работниками организаций в
уволенных в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. № 4892–10 «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными Действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей»);
по окончании выборных должностных полномочий в профсоюзных органах (ст. 235 КЗоТ РФ);
депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — по окончании срока его полномочий (п. 3 ст. 25 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ);
уволенных с военной службы — в течение 3 месяцев до обращения за работой, только для государственных организаций (ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих в Российской Федерации»);
в других случаях по решению судебных органов (ст. 213 КЗоТ РФ).
Законом РФ «О занятости населения в РФ» установлен круг субъектов отношений по трудоустройству и их правовой статус. Ими признаются:
органы и организации по содействию занятости населения (гл. 4 Закона);
безработные и иные незанятые граждане, не зарегистрированные в органах занятости (ст. 3,4 и гл. 2 Закона);
работодатели (гл. 5 Закона);
профсоюзы и иные представительные органы работников (ст. 21 Закона);
координационные комитеты по содействию занятости населения из представителей объединений профсоюзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите (ст. Закона);
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ст. 22 Закона);
исполнительные органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (ст. 7,15 и 21 Закона).
В законодательстве
по трудоустройству органы и организации
по содействию занятости населения представлены
государственными органами по вопросам
занятости и негосударственными организациями
по трудоустройству.
Система государственных органов по вопросам
занятости населения состоит из общих
и специальных органов Министерства труда
и социального развития РФ. К общим органам
относятся: Минтруд России; министерства
управления (комитеты) по труду и социальным
вопросам органов исполнительной власти
субъектов РФ; управления (комитеты,
отделы) по труду и социальным вопросам
органов местного самоуправления. Специальными
органами являются территориальные органы
по вопросам занятости. По Постановлению
Правительства РФ от 8 августа 1997 г. № 992
в Министерстве труда и социального развития
РФ вопросами занятости населения занимаются
Департамент комплексных проблем занятости
и Департамент программ и услуг по содействию
занятости населения.
Негосударственные организации по трудоустройству
оказывают гражданам услуги по содействию
занятости на территории России, а также
по трудоустройству граждан Российской
Федерации за рубежом. В соответствии со
ст. 18 и 19 Закона названные виды деятельности
осуществляются на сновании лицензий
юридическими лицами, причем последняя
из них — только российскими организациями.
Безработными признаются трудоспособные
граждане, которые не имеют работы и заработка
и зарегистрированы в органах по вопросам
занятости (далее —
органы занятости) в целях поиска подходящей
работы, ищут работу и готовы приступить
к ней.
При этом безработные должны отвечать
требованиям, предусмотренным ст. 3 Закона
РФ от 19 апреля 1991 г. Согласно им безработными
могут быть признаны следующие граждане: