Безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. За последние десятилетие в реальности нашей жизни произошло немало существенных изменений, многие из которых, к сожалению, оказали негативное влияние на психологию людей. Сюда относятся и последствия безработицы - понятия, появившегося в нашей стране в период реформирования экономики, развития рыночных отношений. Создание рынка труда превратило безработицу в реальное социальное явление. Проблемы особенностей безработных в нашем обществе актуальна тем, что группа людей поражается безработицей в стадии становления и многими воспринимается не как порок капиталистической системы, а как личная неудача. Это объясняется ситуацией, в которую попал молодой человек: снижен социальный статус, ухудшилось материальное положение, отсутствует профессиональная среда, трудовые отношения.
Выявление личностных особенностей безработных людей позволит разработать более адекватные и эффективные формы психолого-педагогической поддержки, помощи и обучения. По своим социально-демографическим характеристикам, психологическому состоянию, умонастроению, безработные - это особая социальная группа общества, требующая к себе, соответственно, особого подхода.

Работа содержит 1 файл

безработица.doc

— 378.31 Кб (Скачать)

Третий подход назовем функциональным. Он основывается на оптимальном сочетании гуманистических и формальных моментов, реализуемых в деятельности службы занятости в рамках существующего законодательства. Это та самая «золотая середина» (баланс прав и обязанностей, консенсус, баланс интересов), которую социальные работники стремятся найти в решении практических задач управления общественными процессами. Применительно к проблеме взаимоотношений безработного и службы занятости это означает, что фиксация времени приема инспектором посетителя (ищущего работу или безработного) не исключает психологического аспекта взаимодействия.

Здесь надо обратить внимание на два момента. Во-первых, психологическая инициатива инспектора в плане снятия стрессового состояния, эмоционального напряжения может не уложиться в отведенное для приема время даже при относительно подвижных его границах, да и глубина психологического контакта инспектора первичного или вторичного приема неизбежно ограничена технологией работы. Поэтому функции социальной и психологической адаптации безработных возлагаются на специальное структурное подразделение службы занятости. Целесообразно проведение семинаров для безработных по проблемам межличностной коммуникации, правовым и психологическим аспектам трудоустройства, деятельность клубов поиска работы, индивидуальное психологическое консультирование и даже в некоторых случаях клиническая помощь.

Во-вторых, с учетом разнообразных форм специальной социально-психологической поддержки безработных применение инспекторами психологических знаний и навыков должно быть направлено, главным образом, на установление рабочего контакта с посетителем. Психология изучения личности безработного (ищущего работу) и психология влияния на его поведение должны войти в инструментарий практической работы инспектора. Исследованный нами спектр психологических установок безработных, в том числе по вопросам трудоустройства; но практика работы показывают, что не всегда и не все клиенты при посещении службы занятости и регистрации в качестве безработных преследуют цель обязательного трудоустройства.

Имеющиеся правовые «прорехи» в действующем законодательстве о занятости населения, вызванные главным образом недопониманием законодателем всего комплекса проблем рынка труда в реформируемом обществе и упорным нежеланием советоваться с практиками и учеными в этой области, к сожалению, позволяют немалой части безработных получать на законном основании пособие по безработице (не говоря уже о незаконных приемах его получения) и не проявлять ожидаемой активности в поисках подходящей работы. Поэтому формализованный и психологический диалог «инспектор-посетитель» закладывает основы последующего взаимодействия уже в структуре службы занятости, причем это взаимодействие не будет ограничиваться только коммуникацией безработного с инспектором, но будет касаться многих сторон функционирования службы занятости.

В этой связи очевиден управленческий аспект организационной и психологической работы инспекторов и всей службы занятости, их влияние на активность безработных и даже на уровень безработицы в том или ином регионе. Квалифицированное влияние со стороны службы занятости на структуру социального поведения безработного, его мотивационный комплекс, органически включается в систему управления занятостью населения. Вместе с тем все это повышает значимость для функционирования службы занятости как вопросов практической подготовки ее специалистов по вопросам практической психологии, так и научно ориентированных социологических и психологических исследований реального поведения индивида на рынке труда. Некоторые результаты таких исследований, ориентируемые на практику работы социального работника в системе службы занятости населения, приведена в следующих главах.

 

1.5 Социально-психологические особенности безработных, утративших прежний социальный статус

безработный социальный защита занятость

Группа безработных, считающих, что их социальный статус снизился в результате утраты работы, имеет достаточно много отличительных особенностей по сравнению с теми, кто считают, что их социальный статус не изменился или даже повысился.

Снижение статуса не связано с уровнем образования работника, с причинами его увольнения или длительностью пребывания в качестве безработного. Однако для людей старшего возраста снижение общественного статуса более ощутимо, чем для молодых14.

У людей с чувством сниженного статуса отмечаются более радикальные, полярные требования к работе: среди них больше как тех, кто желал бы работать только по своей специальности, так и тех, кому безразлично, кем работать. Представители этой группы считают себя менее приспособленными к новым экономическим условиям.

В целом для них характерно менее адаптивное поведение, перенос ответственности с себя на других. Доминирующими чувствами для них являются тревога, страх перед будущим, состояние неопределенность (этим они весьма сильно отличаются от безработных, не снизивших социального статуса). Они также далеко не уверены, что сейчас люди стали лучше работать, чем раньше, при социализме (в отличие от безработных, которые не снизили своего статуса и которые считают, что все осталось примерно одинаковым).

Материальное положение семьи у безработных этой группы худшее по сравнению с безработными второй группы, а материальная сторона их жизни значительно ухудшилась после утраты работы. Естественно, что ухудшение материального положения и снижение социального статуса привело и к ухудшению взаимоотношений в семье.

Чувство, что его социальный статус снизился как в глазах других людей, так и в собственных, приводит безработных к тому, что многие из них готовы ради получения работы пойти на ещё большее снижение статуса.

Отвечая на вопрос «Готовы ли Вы при смене работы пойти на снижение своего социального статуса?» более половины мужчин (51%) и треть женщин (39%) подтвердили, что готовы к такому психологически болезненному шагу. Различия между полами в данном случае существенны и не совсем понятны.

Для мужчины социальный статус имеет несравненно более важное значение, чем для женщины, он дорожит им. Но оказывается, что сравнительно большее число мужчин готовы пренебречь статусом ради работы. Женщины на это идут с меньшей охотой, хотя, конечно, в целом сам тот факт, что практически каждый второй безработный готов пожертвовать своим положением ради работы, говорит о многом. Это свидетельство и того, что работа является для значительной части людей очень важной составляющей их жизни, и того, что социальный статус среднего человека реально весьма низок и не представляет большой ценности для него самого. Возможно также, что социальный статус связывается в сознании человека прежде всего или исключительно с работой, с его трудовой деятельностью.

Безработные, готовые пойти на снижение социального статуса, одновременно готовы работать и за меньшую, чем они имели на последнем месте работы, заработную плату. Среди них больше людей с ригидными чертами личности (вязким, малоподвижным, или, как обычно говорят, флегматичным темпераментом), они в большинстве своем менее общительны, но в сильной степени социально зависимы (конформны).

Кроме того, это тревожные, робкие и склонные к подчинению индивиды. Особенность адаптивных реакций таких людей в том, что они скорее ожидают помощи от государства и мало полагаются на свои собственные силы, они ориентированы на то, чтобы добиваться возвращения к прежнему социальному и профессиональному состоянию (что определенно совпадает с повышенной психологической ригидностью) или вообще отказаться от каких-либо усилий по поиску работы и ничего не предпринимать.

Эти люди почти совершенно не готовы использовать сложившуюся сейчас, далеко не благоприятную ситуацию для того, чтобы постараться изменить свою жизнь к лучшему. Поэтому они и больше надеются на помощь извне, чем на свои силы. При этом важно то, что они не ухудшили самооценки себя как личности, а в ряде случаев даже повысили ее.

 

 

 

1.6 Типы безработных

 

В настоящее время все клиенты службы занятости в Новосибирске могут быть подразделены на хорошо различимые типы по мотивам и структуре их потребностей. Представления специалистов службы и самих безработных об этих типах поведения достаточно хорошо согласуются между собой.

I. Типы безработных по мотивам обращения их в службу занятости

С точки зрения специалистов службы занятости выделяются, по крайней мере, пять различных категорий безработных.

1. Безработные, которые, не регистрируясь в службе, приходя в информационные залы, пользуются её услугами в самостоятельных поисках работы. Это значительная часть реально ищущих работу безработных. То, что они не регистрируются в службе, снижает относительную долю настоящих безработных среди всех зарегистрированных. Это люди, которые пока ещё не нуждаются в государственной поддержке собственных усилий по поиску работы. Однако ясно, что многие из них через некоторое время придут сюда. Именно такой процесс знакомства с возможностями службы занятости способствовал, в частности, тому, что сейчас безработные в массовом порядке начинают приходить в службу занятости.

2. Те, кто являются клиентами службы в полном смысле слова - люди, реально ищущие работу и пользующиеся услугами службы занятости. Они составляют сейчас относительно небольшую долю среди всех безработных: по разным оценкам не более 25 - 30%, но и не менее 10%. Они весьма активны, постоянно интересуются вакансиями и в течение короткого времени (в сроки от двух недель до 2 - 3 месяцев) самостоятельно или с помощью службы занятости находят работу.

3. Группа действительно нуждающихся в помощи людей, которые хотели бы работать, но не знают что делать и не могут трудоустроиться по разным причинам. Эту группу составляют безработные двух типов: (1) молодые женщины с маленькими детьми, которые только по данной причине не могут трудоустроиться; (2) одинокие мужчины и женщины в среднем возрасте, которым некому помочь и которые не умеют «продавать» себя на рынке труда. Желая работать, они, в то же время, вынуждены стоять на учёте в службе иногда по несколько периодов. Численность этой группы составляет до 30% и более от всех безработных (среди них соотношение женщин и мужчин составляет 2: 1). Это также настоящие клиенты службы занятости, но вероятность их трудоустройства в настоящее время невелика, и для того, чтобы оказать им реальную помощь, необходимо существенно изменить многие элементы в деятельности службы занятости. Среди этих людей есть «трудные» безработные, находящиеся в состоянии невротического расстройства и требующие серьёзной психологической помощи.

4. Безработные, преимущественно женщины, занятые частным бизнесом, в основном уличной торговлей, или являющиеся домохозяйками, но обратившиеся в службу занятости с тем, чтобы получить определенные льготы, сохранить непрерывный стаж работы или получить пособие. Таких людей может стоять на учёте в районном отделе службы от трети до половины среди всех зарегистрированных.

5. «Нахлебники» и «иждивенцы», которые используют службу занятости для получения пособия по безработице, которое является для них основным источником существования. Это люди, не желающие работать, способные оставаться клиентами службы до конца жизни. В целом это небольшая, но уже постоянная группа людей (3 - 5%).

Таким образом, по оценкам специалистов, среди официально зарегистрированных безработных до половины людей не являются настоящими клиентами службы занятости.

II. Типология безработных по их реальным потребностям

По структуре потребностей и типу отношений со службой занятости вся совокупность зарегистрированных и давно стоящих на учёте безработных подразделяется как специалистами, так и самими безработными на две категории: 1) настоящих клиентов службы занятости, основной потребностью которых является поиск работы, и в службу они обращаются прежде всего ради этого; 2) людей, которые пользуются услугами службы занятости для достижения целей, не связанных с поиском работы и трудоустройством и значительная часть которых по существенным признакам не может быть отнесена к социальной группе безработных, используют службу занятости как источник для получения дополнительного дохода в данный момент и обеспечения такой возможности в будущем, по выходе на пенсию. Приблизительное соотношение (в процентах) первой и второй категории безработных показано в табл. 3.

Как видим (хотя приведённые данные и совершенно приблизительны), доля лиц среди безработных, которые по характеру своих отношений со службой (а также, вероятнее всего, и по формальным признакам) не имеют права быть зарегистрированными в качестве официальных безработных и получать пособие, слишком велика, чтобы ещё не обращать на это внимания. Это как минимум половина всех лиц, стоящих на учёте в службе занятости.

К тому же, эта доля значительно возрастает по мере удаления от крупного города. На селе лица, не составляющие контингент «настоящих» безработных, находятся по отношению к ним как минимум в пропорции 4:1. Наличие такой группы безработных обусловливает появление целого ряда проблем, которые службе занятости приходится или ещё придётся в ближайшем будущем решать.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. В последнее десятилетие перед государствами разных стран стоит дилемма: либо смириться с ростом безработицы, что может привести к социальной нестабильности, либо попытаться не допустить появления крупномасштабной безработицы и осуществление некоторых мер по сокращению рабочего времени.

Информация о работе Безработица