Анализ проблем коллективно-правового регулирования трудовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблем коллективно-правового регулирования трудовых отношений.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
выявление сущности и значения коллективного договора как основной формы социального партнерства;
всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования коллективного договора;
рассмотрение проблем применения права в области реализации норм о коллективно-договорном регулировании труда.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Теоретическая часть. Общая характеристика коллективного договора
1.1. Понятие коллективного договора ……………………………………………5-6
1.2. Стороны коллективного договора ……………………………………………..6-10
1.3. Содержание и структура коллективного договора …………………………..10-14
1.4. Порядок заключения и сроки действия коллективного договора ………...14-19
1.5. Контроль за выполнением коллективных договоров ………………………19-21
1.6. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах ………………………………………………………………………………………21-24
Глава 2. Нормативная часть
2.1. Трудовые отношения …………………………………………………………...25
2.2. Служебные отношения ……………………………………………………….25-27
Заключение ………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая ..doc

— 153.50 Кб (Скачать)

1.5. Контроль за выполнением коллективных договоров

     В соответствии со ст. 51 ТК РФ контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

     В ч. 1 ст. 50 ТК РФ закреплена обязанность работодателя, представителя работодателя (работодателей) в течение семи дней со дня подписания коллективного договора, соглашения направить его в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации. Направление коллективного договора в орган по труду является одной из форм контроля за их содержанием, поскольку в ходе уведомительной регистрации выявляются недействительные условия договоров о труде. По этой причине неполучение органом по труду коллективного договора следует рассматривать в качестве необходимой информации для осуществления контроля за его содержанием, в частности для выявления недействительных условий.19

     В ч. 2 ст. 50 ТК РФ закреплено правило о  том, что вступление коллективного  договора в силу не зависит от факта  их уведомительной регистрации. В связи с этим отказ от применения условий коллективных договоров, которые не прошли процедуру уведомительной регистрации, является незаконным. В связи с чем судебные органы, органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства не могут отказать в применении условий коллективных договоров, которые не прошли уведомительную регистрацию. Вместе с тем названные органы государственной власти могут возбудить административное производство в отношении представителей работодателя, не выполнивших обязанность по направлению коллективного договора в орган по труду для уведомительной регистрации.

     Из  содержания ст. 50 ТК РФ можно сделать  вывод о том, что орган по труду, осуществляя уведомительную регистрацию  коллективного договора, выявляя условия договора о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, доводит сведения о недействительных условиях до представителей сторон.

     После получения уведомления о недействительности условий коллективного договора представители сторон обязаны сообщить об этом лицам, на которых распространяется данный коллективный договор или соглашение. В связи с этим стороны коллективного договора, лица, по отношению к которым применено недействительное условие, могут в судебном порядке обжаловать содержание уведомления органа по труду в части признания недействительным условий коллективного договора.

     Из  ч. 3 ст. 50 ТК РФ следует, что сообщение  о недействительных условиях коллективного  договора должно быть сделано в соответствующую государственную инспекцию труда. На основании данного сообщения государственная инспекция труда может выдать представителям работодателя предписание о неприменении недействительного условия коллективного договора. Применение недействительного условия коллективного договора, представителями работодателя является нарушением трудового законодательства.

     Стороны коллективного договора также осуществляют контроль за их выполнением. Стороны  могут требовать выполнения условий  коллективного договора. Представители работников могут использовать для этой цели установленные законодательством процедуры для разрешения индивидуальных трудовых споров и урегулирования коллективных трудовых споров. Выполнение условий коллективного договора стороны могут также требовать путем обращения в органы государственной инспекции труда, полномочные представители которой вправе выдать предписание, обязывающее работодателя выполнить условия коллективного договора.20

     Стороны могут требовать от органов по труду или в судебном порядке признания недействительными условий коллективных договоров, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством, а также принятых без участия полномочных представителей сторон. Стороны могут потребовать от государственных органов контроля за соблюдением трудового законодательства в судебном порядке признания недействующими условий коллективного договора, которые противоречат законодательству или вышестоящему по юридической силе договору о труде. Признание условия коллективного договора недействующим означает, что такое условие не может применяться с момента вступления в законную силу судебного решения или предписания органа государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

     Органы  по труду могут осуществлять контроль за содержанием коллективного договора только после его получения от представителей работодателя (работодателей) для уведомительной регистрации.

     Органы  государственного контроля за соблюдением  трудового законодательства и суд  могут контролировать содержание и выполнение коллективных договоров только после обращения к ним полномочных представителей сторон, работодателей, работников, по отношению к которым применяется коллективный договор.21

1.6. Ответственность  за нарушение законодательства  о коллективных  договорах

     За  нарушение законодательства о коллективных договорах предусмотрена административная ответственность.

     В ст. 5.28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее, КоАП РФ) предусмотрена ответственность работодателя или лиц, его представляющих, за уклонение от участия в переговорах о заключении, об изменении или дополнении коллективного договора либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно за необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей. Дела о привлечении к данному виду административной ответственности отнесены к компетенции должностных лиц государственной инспекции труда. При совершении перечисленных в данной норме нарушений на федеральном уровне для привлечения виновных лиц к административной ответственности следует обращаться в федеральную инспекцию труда, состоящую в ведении Минтруда РФ. Если указанные правонарушения совершены на региональном или местном уровне, то с заявлением о привлечении к административной ответственности необходимо обращаться в государственную инспекцию труда соответствующего субъекта Российской Федерации.22

     В ст. 5.29 КоАП РФ установлена ответственность работодателя или лиц, его представляющих, за непредоставление в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора. За совершение перечисленных административных проступков также предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей. Для привлечения к административной ответственности по данной статье КоАП РФ необходимо доказать следующие правовые обстоятельства. Во-первых, наличие связи между запрашиваемой информацией и проведением коллективных переговоров либо осуществлением контроля за соблюдением условий коллективного договора. Во-вторых, получение полномочными представителями работодателя от полномочных представителей работников, органов государственной власти, органов местного самоуправления письменного запроса указанной информации. В-третьих, истечение месячного срока с момента получения такого запроса до даты отправления полномочными представителями работодателя данной информации либо отказ полномочных представителей работодателя от предоставления такой информации в течение месяца со дня получения соответствующего запроса.23

     В ст. 5.30 КоАП РФ установлена ответственность за необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора. Для привлечения к ответственности за совершение данного административного проступка необходимо доказать следующие обстоятельства, имеющие правовое значение. Во-первых, наличие представленного полномочным представителям работодателя проекта коллективного договора. Во-вторых, отказ полномочных представителей работодателя от заключения коллективного договора на предлагаемых полномочными представителями работников условиях. В-третьих, необоснованность отказа полномочных представителей работодателя от заключения коллективного договора. Ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора установлена в виде административного штрафа от трех тысяч до пяти тысяч рублей.24

       В ст. 5.31 КоАП РФ установлена  ответственность работодателя или  лица, его представляющего, за  нарушение или невыполнение обязательств  по коллективному договору. Нарушение обязательств по коллективному договору предполагает совершение виновных действий со стороны полномочных представителей работодателя или работодателей. В то время как невыполнение таких обязательств может произойти и при отсутствии виновных действий со стороны полномочных представителей работодателя, например при невыполнении заказчиками обязанности по оплате выполненных работ. В связи с изложенным основанием для привлечения к административной ответственности по данной статье не является либо нарушение обязательств по коллективному договору, либо невыполнение обязательств по коллективному договору. Истечение срока коллективного договора не освобождает полномочных представителей работодателя не только от обязанности выполнить условия коллективных договоров, которые не были реализованы в течение срока их действия, но и от административной ответственности за нарушение либо невыполнение условий коллективного договора. Невыполнение или нарушение обязательств по коллективному договору может стать основанием для привлечения к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

     Кроме того, полномочные представители  работодателей за невыполнение законодательства о коллективных договорах и соглашениях  могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. При причинении материального ущерба работодателю в связи с нарушением законодательства о коллективных договорах полномочные представители работодателя могут быть привлечены к материальной ответственности.

     Профсоюзы, которые организовали забастовку вопреки условиям коллективного договора, могут быть привлечены работодателем к имущественной ответственности в виде возмещения убытков, причиненных проведением незаконной забастовки. Данная категория дел возникает из трудовых отношений и потому на основании пп. 1 п. 1 ст. 22 ГПК РФ должна рассматриваться в судах общей юрисдикции по месту нахождения профсоюза.25 
 
 

Глава 2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ. 

    1. Трудовые  отношения

  Данному вопросу посвящена глава 7(«Коллективные  договоры и соглашения», ст. 40-44, 50-51, 54-55) Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 1.09.2008 г.). Согласно ч. 1 ст. 40 данного нормативно-правового акта: «Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей».

  Так  же, согласно ч. 2 ст. 9 ТК РФ: «Коллективные  договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень  гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению».

     Глава 9 ТК РФ предусматривает ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения: «Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом» (в частности, согласно ст. 5.31 Кодекса РФ  об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 1.07.2008 г.) нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению – влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей»).

2.2. Служебные отношения

  1. Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 9.05.2005 г.): «Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом».
  2. Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона «О производственных кооперативах» от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ (ред. от 18.12.2006 г.): «Правление кооператива заключает с наемными работниками кооператива коллективный договор».
  3. Согласно ч. 4 ст. 45 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ  (ред. от 29.03.2008 г.): «Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней».
  4. Согласно ч. 5 ст. 17 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»  от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 24.04.2008 г.): «Для работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, совмещающих учебу в высших учебных заведениях с работой, коллективным договором или трудовым договором (контрактом) могут предусматриваться увеличение продолжительности дополнительных отпусков, предоставление отпуска с сохранением заработной платы вместо отпуска без сохранения заработной платы и иные меры поддержки».
  5. Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ» от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ (ред. от 8.11.2007 г.): «Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций работникам железнодорожного транспорта общего пользования регулируются настоящим Федеральным законом, трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами».
  6. Согласно ч. 3 ст. 13 Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 18.10.2007 г.): «Гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям – детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации».
  7. Согласно п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ: «В соглашения, коллективные договоры и трудовые договоры между работодателями, их объединениями и работниками или их полномочными представителями могут включаться положения о:

Информация о работе Анализ проблем коллективно-правового регулирования трудовых отношений