Журналистское расследование

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

В работе раскрыта тема журналистское расследование, как жанр. Перечислены этапы и методы журналистского расследования.Телевизионная специфика журналистского расследования.

Работа содержит 1 файл

Контрольная Власова.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

     - детективная – происходившее излагается в хронологическом порядке, но результат остается для читателя неизвестным до последнего абзаца. Это вариант хорош для изложения событий, ход которых замысловат и может держать читателя в напряжении;

     - очерковая – используется в том случае, если цель – не предоставить читателю информацию, а поделиться с ним впечатлениями. Необходимо выделить основную посылку, обозначить ее в самом начале текста и разрабатывать на протяжении всей статьи, доказывая ее правильность, приводя аналогии, примеры, цитаты и т.д.;[21,с.105]

     - аналитическая – в начале материала дается описание проблемы, затем – точка зрения экспертов и других лиц, которые имеют прямое или косвенное отношение к обсуждаемой проблеме, в заключение – соображения автора по поводу дальнейшего развития событий.[21,с.106]

      

1.3. Телевизионная специфика журналистского расследования 

     Текст для видеосюжета пишется специальным языком, по специальным правилам; он должен легко восприниматься на слух и быть предельно понятным.

     Готовясь  к съемке, необходимо подумать и сформулировать не только то, какую историю можно рассказать, но и какое впечатление необходимо произвести на зрителя.

     Запись интервью с участниками события, будет гораздо достоверней пересказа журналиста или закадрового текста.

     Сценарием может считаться любой, даже самый приблизительный план предстоящего материала, из которого всем будут ясны ответы на вопросы:

     1. Какая задача стоит перед съемочной группой?

     2. В каком жанре предстоит работать?

     3. Какова структура сюжета?

     4. Кто герои материала?

     5. Каков объем работы, какими творческими  и техническими средствами она  должна быть выполнена?

     Объединив эти ответы и придав им литературную форму, можно получить настоящий сценарий.

     Наиболее распространены три жанра, «правильно» отражающие ход журналистского расследования:

     1. Репортаж – съемка одного события  или их цепочки, при этом  автор является почти участником и предоставляет зрителю возможность ощутить происходящее в реальном времени (real time).[17,с.216] Так работают корреспонденты «новостийных» программ, программ «Криминал» и «Чистосердечное признание» на НТВ, «Дежурная часть» на РТР, «Взгляд» на ОРТ и др.

     2. Очерк или фильм – произведение  того или иного формата, позволяющее  абстрагироваться от повествования  в реальном времени, совершить  экскурс в прошлое, проследить судьбу персонажа или ход событий, осветить глобальную проблему и т.д.[17,с.216] В качестве примеров можно назвать программы «Профессия – репортер» и «Совершенно секретно» на НТВ, «Специальный репортаж» на РТР и пр.; из крупных форм – фильм «Криминальная Россия» на НТВ.

     3. Ток-шоу – сравнительно молодой  для России жанр.[17,с.217] В пример можно привести программы НТВ «Независимое расследование» и «Ищу тебя».

     Стоит отметить методы, многие из которых прямо продиктованы жанром:

     1. Репортажная съемка – чаще всего применяется в репортаже. Она отражает некое участие в событиях, придает «картинке» оперативность, темп, подчеркнутую документальность. Репортажная съемка часто ведется «с плеча» оператора.

     2. Реконструкция событий – метод,  применяемый в разных жанрах. Отличается от других своей «постановочностью» и более высоким бюджетом. Использование этого метода иногда приносит очень яркие результаты [17,с.218] – так, например, фильм «Криминальная Россия» построен по этому принципу, его часто берут на вооружение создатели программ «Совершенно секретно» и «Служба спасения». 

Структура сюжета 

     Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего  надо понимать, что любой видеосюжет складывается из нескольких компонентов. Материал состоит из звуковой дорожки и видеоряда, а они делятся на свои составляющие. Звук состоит из закадрового текста (З/К), интершума, музыки, а также звука, записанного в синхроне и стэнд-апе. Видеоряд, в свою очередь, создают постановочные съемки, т.е. подготовленные, с выстроенными светом, картинкой, композицией кадра и т.д., и репортажные – спонтанные, однако не менее продуманные. К последним можно отнести оперативные съемки спецслужб, архивы и пр. В то же время элементом постановочных съемок являются стэнд-апы и синхроны.

     Следует немного охарактеризовать терминологию. Стэнд-ап (stand-up) – текст, который журналист, находясь в кадре, произносит непосредственно с места события. Вместе с З/К они составляют весь авторский текст. Сам стэнд-ап должен появляться в сюжете только тогда, когда без него не обойтись. Это хороший способ сменить темп или место действия, но есть и множество «против».[15, с.63]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

     1. Ахмадулин Е.В. Краткий курс  теории журналистики: учеб. пособие  / Е.В. Ахмадулин.-М.; Ростов н/Д: МарТ, 2006.-271 с.- (Филология и журналистика).

     2. Введение в теорию журналистики. Учеб. пособие / Прохоров Е.П., Гуревич С.М., Ибрагимов А.Х. – Г. и др. – М.: Высш. школа, 1980 – 287 с.

     3. Ворошилов В.В. Журналистика: базовый  курс: Учебник/ В.В. Ворошилов; Санкт-Петербург. гос. ун-т сервиса и экономики, фак-т журналистики.-Изд. 5-е.СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.-639 с.-(Библиотека профессионального журналиста).

     4. Журналист в поисках информации. / Отв. ред. А.Симонов. - М.: Галерия, 2000. - 112 с.

     5. Инжиев А.А. Универсальный справочник начинающего журналиста / Инжиев А.А.-Ростов н/Д: Феникс,2007.-495 с.-(Профессиональное мастерство).

     6. Информационные жанры газетной публицистики: Хрестоматия. / Сост. В.Д. Пельт, М.З. Тузова. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 295 с.

     7. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.-308 с.

     8. Ким М.Н. Жанры современной  журналистики.-СПб.: Изд-во Михайлова  В.А.,2004.-335 с.-(Библиотека профессионального  журналиста).

     9. Константинов А. Журналистское расследование. История метода - М.: Олма-Пресс, 2003.-213 с.

     10. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. – М.: Аспект  Пресс, 2002.-287 с.

     11. Костюков Л. Основы творческой деятельности журналиста: Лекция. - М.: ИЖЛТ, 2002. - 13 с.

     12. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 240 с.

     13. Мельник Г.С. Основы творческой  деятельности журналиста: Учеб. пособие/ Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина.-СПб.: Питер, 2006.-271 с.- (Краткий курс).

     14.Олешко  В.Ф. Журналистика как творчество: учеб. пособие для студ. вузов/ В.Ф. Олешко.-М.: РИП-Холдинг,2004.-220 с.-(Практическая журналистика).

     15. Основы творческой деятельности журналиста:Учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. – СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. – 272 с.

     16. Основы творческой деятельности  журналиста: Учебное пособие/А.М. Шестерина; М-во образования и науки Рос. Федерации; Тамб. гос. ун-т. им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004.-282 с.

     17. Самарцев О.Р. Творческая деятельность  журналиста: очерки теории и практики: учебн. пособие для вузов/ О.Р. Самарцев.-М.: Акад. проект, 2007.-527 с.: ил.-(Gandeamus. Журналистика).

     18. Станько А.И. «Журналистское расследование: поиски жанра» //РЭГ. - №20(74). - 28 окт. 2001 г.

     19. Теория и практика журналистики: учебно-метод. пособие для вузов/Ю.А. Михеев и др., Тамб. гос. ун-т. им. Г.Р. Державина.-Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006.-134 с.

     20. Тертычный А.А. Жанры периодической печати:учеб. пособие для вузов / А.А. Тертычный.-Изд. 3-е, испр. и доп.-М.: Аспект Пресс, 2006.-320 с.

     21. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 384 с.

     22. Уллмен Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника. - М., 1988.-506.

     23. Ученова В.В. Беседы о журналистике.М., «Молодая гвардия», 1978. – 208 с. с ил. (Эврика).

     24. Шум Ю. Журналистское расследование: Методич. рекомендации. - М.: Барс, 2000. - 80 с.

Информация о работе Журналистское расследование