Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:25, сочинение
В последние десятилетия, в связи с ростом информационных ресурсов, особенно востребованной стала профессия журналиста.
В зависимости от того, где будущий журналист будет работать – ТВ, радио, печатные СМИ, интернет-СМИ – различается специфика подготовки. Если вы избираете приоритетом работу в информационных агентствах, вам заведомо не понадобится оттачивать мастерство публициста. Перерабатывать пресс-релизы и писать сухие новостные материалы – там требуются только эти умения.
Эссе
на тему: Журналист
без журналистского
образования...
В последние
десятилетия, в связи с ростом
информационных ресурсов, особенно востребованной
стала профессия журналиста.
В зависимости от того, где будущий журналист
будет работать – ТВ, радио, печатные СМИ,
интернет-СМИ – различается специфика
подготовки. Если вы избираете приоритетом
работу в информационных агентствах, вам
заведомо не понадобится оттачивать мастерство
публициста. Перерабатывать пресс-релизы
и писать сухие новостные материалы –
там требуются только эти умения.
Главная установка
журналиста, имеющая фундаментальное
влияние на его творчество – отношение
журналиста к аудитории, диалог автора
с аудиторией через журналистские
материалы.
Если говорить о журналистике на российских
просторах, то Нам ближе восточная модель
журналистики, когда новость не только
сообщается, но и живо обсуждается, ей
высказывается сопереживание.
Журналист не должен
настаивать на единственной точке зрения
– и это тоже очень важно. Сколько
людей, столько и мнений – а особенно
в реалиях масс-медиа.
Перейдём к советам по конкретным направлениям
журналистской деятельности.
Журналист, работающий в печатных СМИ,
пожалуй, должен обладать самым универсальным
уровнем подготовки по сравнению с коллегами
из других видов СМИ.
Для того чтобы работать на ТВ, нужно иметь
запоминающуюся внешность и дикторский
голос. Второму качеству можно обучиться,
посещая специальные курсы.
Из чего складывается профессионализм журналиста?
Первая составляющая
- это, конечно, знания. Какие именно?
Одним словом я бы сказала: все. Все знания,
какие вы только можете и способны усвоить,
вам понадобятся, пригодятся. Нет таких
знаний, которые оказались бы для журналиста
лишними.
Журналистика - профессия интеллектуальная,
и, значит, носитель ее должен быть интеллектуалом.
Вы приобретаете, накапливаете знания
прежде всего для самих себя, как личный
свой капитал, и эти знания - основа вашей
профессии. Впитывайте в себя все, что
попадается на глаза и на слух, как губка.
Никогда не говорите: мне это не нужно,
мне это неинтересно, мне это не пригодится.
Ваша будущая профессия такова, что нужно
и интересно вам должно быть все без исключения.
Журналист учится не только в студенчестве
(в это время только закладывается основа),
но и всю дальнейшую жизнь, чтобы никогда
не отставать от времени и всего нового,
что оно с собой несет. Главный и, по сути,
единственный способ учения - это постоянное
чтение. Журналист, который только пишет,
но сам не читает или читает мало, или читает,
скажем, одни детективы, - это плохой журналист.
А что читать? Ответ тот же: все! Прежде
всего - художественную литературу, классическую
и современную, поэзию и прозу, эссеистику
и мемуары и обязательно - публицистику
и текущую периодику. Чем чаще вы будете
заглядывать в умные книжки, тем лучше
вы сами будете писать.
Конечно, всего знать невозможно. Есть
даже такое выражение: «Журналист не может
знать все, но он должен знать, где найти
то, чего он не знает». В эпоху Интернета
сделать это не так уж трудно. Однако доступ
в Интернет и сегодня есть не у каждого,
тем более, начинающего журналиста. Хорошо,
если журналист смолоду собирает свою
личную библиотеку, в которой есть, помимо
любимых авторов, все необходимое для
работы, в том числе - словари, справочники,
энциклопедии, сборники документов и т.д.
Все это может быть чрезвычайно полезным
в работе.
О знаниях в журналистике необходимо
еще сказать следующее. Есть, по меньшей
мере, два уровня таких знаний. Первый
- общий, это широкие знания в самых разных
областях. Второй - специальный, это более
узкие и одновременно более глубокие знания
в какой-то одной сфере. Ведь в журналистике,
как и в любой профессии, существует своя
специализация. Есть журналистика политическая,
есть международная, военная спортивная
и т.д. Если вы ведете в газете театральную
рубрику, то, естественно, углубленно изучаете
все, что касается театра. Если вы - экономический
обозреватель, вам нужны дополнительные
и как можно более глубокие знания в области
экономики. И чем больше вы знаете в «своей»
сфере, тем более ценный вы сотрудник для
редакции и тем более авторитетный вы
автор для читателей и для тех, о ком пишите.
Надо заметить, что такого типа журналистика
лучше всего вырастает из другой профессии.
Когда, скажем, профессиональный ученый
или экономист, или спортсмен вдруг обнаруживает
у себя тягу и способность к журналистике.
Это тот случай, когда журналистика - не
первая, а вторая профессия для человека,
что само по себе очень ценно. Возможна
и обратная последовательность. Сначала
получают журналистское образование,
а потом, уже в процессе работы (как правило,
заочно) - еще одно: экономическое, юридическое
или, допустим, искусствоведческое - в
зависимости от той сферы, в которой хотят
специализироваться.
Но и тот, для кого журналистика - первая
и единственная профессия, при известной
степени усердия способен досконально
изучить ту сферу жизни, которая ему интереснее,
ближе, и стать в этой сфере авторитетным
аналитиком, комментатором, обозревателем.
Наконец, есть такая область знаний, которая
нужна всем без исключения и которую вообще-то
следовало бы поставить на первое место,
когда мы говорим о знаниях, необходимых
журналисту. Речь идет о знании русского
языка. Знание языка, на котором вы говорите
и пишете, должно быть идеальным. Безграмотный
или малограмотный журналист - это нонсенс.
Поэтому в годы обучения в вузе нужно максимально
добросовестно заниматься русским языком,
не считать, что это какой-то второстепенный
предмет, не имеющий прямого отношения
к журналистике. Как раз наоборот, это
предмет первостепенный, это основа основ,
фундамент профессии. И в дальнейшем, уже
работая в журналистике, нужно постоянно
свои знания языка проверять и освежать,
не стесняясь заглядывать в словари всякий
раз, когда вы в чем-то сомневаетесь. Лучший
учитель русского языка - это, конечно,
русская классическая литература (чего
совсем нельзя сказать о литературе современной),
поэтому опять-таки: чем больше вы будете
читать, тем грамотнее и лучше будете писать
и говорить.
Профессионализм в журналистике требует,
помимо знаний, определенных навыков ремесла.
Это и умение профессионально вести беседу
с людьми, и грамотная работа с документами,
и владение необходимыми техническими
средствами: пишущей машинкой, диктофоном,
компьютером, и умение работать непосредственно
с текстом - держать корректуру, редактировать.
Но главный журналистский навык - это,
конечно, умение писать. Одной фразой я
бы сформулировала это так: настоящий
профессионал - тот, кто может написать
материал на любую заданную тему, в любом
жанре, уложившись в любой заданный объем
и срок. При этом материал должен быть
читабельным, тема полностью раскрыта,
ошибок и неточностей не допущено. Навыки
ремесла приобретаются только одним способом
- ежедневной практикой. Тот, кто пишет
лишь время от времени, под настроение,
и только на избранные, приятные для себя
темы, профессионалом считаться не может
(хотя вполне может сойти за хорошего нештатного
автора).
Обязательно ли журналисту иметь талант?
Нет, не
обязательно. Журналистика - профессия
довольно массовая, а талант - вещь все-таки
штучная. Прекрасно, если журналист талантлив,
литературно одарен. Однако если этого
нет, но есть профессионализм, есть владение
ремеслом, можно довольно успешно работать
в журналистике.
Как узнать, есть у вас талант или нет?
Вообще-то талантливый человек всегда
знает про себя, что он талантлив, он это
чувствует. Кроме того, это всегда видно
со стороны, и окружающие люди обязательно
скажут: «Да ты талант!» Талант - это такая
штука, которая сама себя проявляет и,
как правило, не в одной какой-нибудь ипостаси,
а сразу в нескольких. Так, литературный
дар очень часто сочетается с даром художественным:
человек и пишет, и рисует, у кого-то еще
и музыкальные способности к тому же. Недаром
говорят, что «талантливый человек талантлив
во всем».
Но талант - это способности, данные человеку
от рождения, это подарок судьбы. Он подчас
и сам не может объяснить, почему умеет
то, чего многие другие не умеют. А вот
как человек распорядится этим Божьим
даром, зависит уже от него самого. Он может
растратить свой талант попусту, «зарыть
в землю», а может развить до совершенства.
Талант - это не только дар, но и бремя.
Талант капризен, эгоистичен, требует,
чтобы его лелеяли; он непостоянен, проявляется
то вдохновением, то - депрессией, он жаждет
признания, а если его нет - начинает чахнуть…
Вот почему и талантливому человеку, и
ему даже в большей степени, чем человеку
обычному, нужен профессионализм, крепкие
навыки ремесла и привычка к труду (последнее
особенно важно!) Талант без профессионализма
практически бесполезен, на нем одном
далеко не уедешь. Ведь в журналистике
много черновой, рутинной работы, требующей
не столько таланта, сколько усидчивости,
терпения, трудолюбия.
Сочетание таланта, профессионализма
и трудолюбия - это, собственно, и есть
формула успеха в журналистике.
Поэтому: есть у вас талант - берегите
его и развивайте, но на один талант никогда
не надейтесь, постигайте профессию и
не ленитесь трудиться. Нет у вас явно
выраженного таланта - ничего страшного,
делайте все то же самое, постигайте основы
ремесла, по-больше работайте, и успех
вам обеспечен. Звезд с неба вы, может,
и не нахватаете, но зато у вас в руках
будет хорошая, нужная и всегда востребованная
профессия.
Обязательно ли журналисту проффессиональное образование?
Скорее-да,
учитывая требования
Информация о работе Журналист без журналистского образования