Творческий портрет Василия Уткина

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: начиная свой разговор о творчестве журналиста на спортивном телевидении и в спортивной журналистике в целом, я хочу отметить, что вопросы физической культуры и спорта занимают видное место в современной журналистике. Средства массовой информации всегда были и остаются надежными помощниками физкультуры и спорта. Помимо изданий, специализирующихся исключительно в этой области («Советский спорт», «Спортивный экспресс» и т.д.), существуют спортивные отделы в редакциях газет и журналов «общего интереса», на комплексных телеканалах и радио созданы спортивные редакции. Иные каналы радио и телевидения и вовсе отдают все эфирное время только спортивному вещанию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Спортивное телевидение в России: история и особенности развития
1.1. История российского спортивного телевидения…………………6
1.2. Особенности российского спортивного телевещания…...............9
Глава 2. Характеристика творчества комментатора как спортивного журналиста.
2.1. Кто же он, спортивный комментатор?.................................................13
2.2. Особенности комментаторской деятельности……………................16
Глава 3. Творческий портрет спортивного телекомментатора Василия Уткина.
3.1. Творческий путь В.Уткина…………………………………………...20
3.2. В.Уткин в роли спортивного телекомментатора…………………....23
Заключение……………………………………………………………............27
Список использованной литературы………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Творческий портрет(курсовая).doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Конечно, Олимпийские  игры, чемпионаты мира по футболу и  хоккею, еще несколько крупных турниров показывать советскому зрителю не забывали. Но о большинстве популярных соревнований, для которых во всех цивилизованных странах времени в эфире не жалели, тогда просто запрещалось заводить разговоры (автогонки, теннисные турниры "Большого Шлема", финалы европейских футбольных кубков, ежегодная велогонка "Тур де Франс", игры баскетболистов НБА и хоккеистов НХЛ). Многие ли знали об этих состязаниях 35-40 лет назад в Советском Союзе? Лицензии стоили дорого, зритель о таких трансляциях и не мечтал, высоких руководителей, признававших только футбол и хоккей, все прочее мало интересовало. Так что простому болельщику, привычному к телевизионному спортивному рациону, вполне хватало и таких трансляций, как матчи ЦСКА - "Спартак" в хоккее, "Спартак" - "Динамо" (Киев) в футболе и других первоклассных поединков.

Своеобразие советского телевидения заключалось в том, что без строгого контроля не обходились в то время ни музыкальная, ни детская, ни литературно-драматическая, никакая иная редакция Гостелерадио СССР. Но что может сравниться со строжайшим контролем, постоянно витавшим над редакцией спорта?

Вы думаете, что этого  нет на современном российском телевидении? Вот яркий пример из новейшей истории. День выбора олимпийской столицы 2012 г. Среди претендентов - Москва. На Васильевском спуске доставленные на автобусах представители студенческих и трудовых коллективов с плакатами и лозунгами, призывающими Международный олимпийский комитет (МОК) принять решение в пользу Москвы. С эстрады развлекают публику комментатор канала "Спорт" Дмитрий Губерниев и разношерстные музыкальные ансамбли. Трансляцию происходящего показывают на втором государственном канале. Параллельно по "Евроспорту" идет прямой репортаж с заседания Международного олимпийского комитета. Но на большой телеэкран на Васильевском спуске эту "картинку" не выводят.

В первом же туре Москва из числа претендентов выбывает. Кроме "Евро-спорта", десятки других источников информации, такие как  радио, Интернет, и все, кого этот вопрос интересует, сообщают о поражении российской столицы. Конечно, знает об этом и Губерниев, но держит решение МОК в тайне. Более того, энергично "разогревает" аудиторию, и добросовестная публика продолжает самозабвенно скандировать лозунги в поддержку Москвы.

Минут через 50 перед последним туром, когда остаются два конкурента -Лондон и Париж - экран на эстраде наконец начинает показывать заседание МОК, и Губерниев оповещает собравшихся, что Москва из борьбы выбыла, как будто это произошло только что. Наконец избран Лондон, народ, оставляя на набережной выданные плакаты, начинает расходиться. Губерниев, почти час водивший всех за нос, кричит, что в следующий раз Москва обязательно победит.

Телевизионное политиканство  живет и процветает. Акция проведена  успешно, "истинный" патриотизм продемонстрирован, участники "представления" готовятся получать гонорар. Так что товарищ Лапин вернулся к нам в новом обличье молодого, энергичного Олега Добродеева, который в разгар перестройки считался одним из самых активных ее прорабов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА КОММЕНТАТОРА КАК СПОРТИВНОГО ЖУРНАЛИСТА.

2.1. КТО ЖЕ ОН, СПОРТИВНЫЙ КОММЕНТАТОР?

 

Итак, мы переходим к  рассмотрению непосредственно профессии  комментатора, но для начала дадим  определение самому жанру комментария  в журналистике.

Комментарий —  это жанр аналитической публицистики, разновидность выступления в кадре или закадровый комментарий под конкретный видеоряд, в связи с конкретным событием или проблемой. Транслируется в форме самостоятельной отдельной передачи или входит в состав сложной сценарной композиции, посвященной некоторой общественно–значимой проблеме. В настоящее время широко используется для перебивки новостной информации. Можно сказать, что новостные программы перенасыщены комментариями, смонтированными из различных и неожиданных сюжетов.4

Для обозначения самостоятельного жанра журналистики слово «комментарий»  стало применяться во второй половине XX века. Публикации, подходящие под  это определение, «комментировали» (объясняли, обсуждали, разъясняли) наиболее важные события. В общем ансамбле основных журналистских форм комментарий занимает свое важное место. С его помощью автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также высказывает их оценку, формулирует прогноз дальнейшего развития и т.д. Комментарий отличается от информационных жанров именно наличием анализа.5

Современный комментарий  преследует, как правило, следующие  цели:

      • направить внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценить их;
      • поставить комментируемое событие в связь с другими, выявить причины этого события;
      • сформулировать прогноз развития комментируемого события;
      • обосновать, как правило с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач.

Первым шагом при  подготовке комментария, как и при  подготовке любого иного материала, является выбор цели. Поэтому автор  должен четко ответить себе на вопросы:

      • какое явление я хочу осветить?
      • что я должен рассказать читателю, какое знание дать ему?
      • какие чувства у него пробудить?
      • какие знания, представления о предмете будущего выступления у меня уже есть?
      • какие могут возникнуть возражения у моего предполагаемого оппонента? Как их учесть, упредить в публикации?

Комментирование осуществляется с помощью следующих приемов:

      • разработка взаимосвязей между исходными и комментирующими фактами (например, обсуждение предыстории события);
      • детализация комментируемых событий, восстановление подробностей, признаков, которые важны для постановки вопросов;
      • сравнение фактов, разработка аналогий, например с прецедентами; проведение параллелей, которые могут быть привлечены в качестве демонстрационных моделей обнаруженных связей актуального события (предмета), комментария;
      • противопоставление, конфронтация различных или противоположных способов осуществления обсуждаемых действий;
      • интерпретация текста (разъяснение документов, «перевод» доводов оппонентов на ясный язык).

Но вернемся к рассмотрению профессии телекомментатора. В шестидесятые годы любого журналиста, работающего в кадре, называли «комментатор». С течением времени более точно определились основные «амплуа», в которых журналист предстает перед телезрителями:

1. Телерепортер (корреспондент);

2. Комментатор;

3. Обозреватель;

4. Интервьюер (мастер больших интервью, аналитик или «портретист»);

5. Ведущий (дискуссии или иной  диалогической передачи; за рубежом  именуется модератор);

6. Ведущий ток-шоу;

7. Ведущий информационной программы  .

Каждому из видов экранной деятельности присущи особая методика работы, особые правила, соответствующие его специализации; смешивать их было бы непрофессионально.6

В роли комментатора обычно выступает  опытный журналист, владеющий историей вопроса, специализирующийся на данной теме, имеющий моральное право выступать с прогнозами и оценками. Однако и он должен стремится упомянуть о существовании других точек зрения, возможно, подвергнув их сомнению или критике. Итак, комментатор появляется тогда, когда необходимо разъяснить какую-либо сложную политическую проблему, поставить только что сообщенный в новостях факт в определенный историко-политический контекст.

2.2. ОСОБЕННОСТИ КОММЕНТАТОРСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Экран – всегда зрелище, даже в журналистских передачах. Поэтому любому постоянному персонажу  экрана – поскольку он всегда обращается к массовой аудитории – надо сочетать в своем облике интеллект и демократичность, независимость суждений и следование общепринятым ценностям. Спортивный комментатор – один из таких персонажей и он постоянно на виду у публики. Это накладывает ряд особенностей не только на его профессиональную деятельность, но и на творчество.

Во-первых, комментатору жизненно необходимы актерские данные: ведь личность комментатора, весь его  облик на протяжении всего выступления служат важнейшим элементом аудиовизуального сообщения и могут либо усилить впечатление от произносимых слов, либо, наоборот, перечеркнуть весь эффект. Журналист, сознающий, что ему надо выступать перед миллионной аудиторией и испытывающий при этом трепет, безусловно, произведет лучшее впечатление, чем тот, кто выступает с ощущением, что все только его и ждали. Тот журналист, который начинает переоценивать себя, делает первый шаг к профессиональной деградации.7

Впрочем, некоторые телекомментаторы в противовес этой рекомендации предпочитают думать в момент выступления не о «миллионной аудитории», а об одном человеке, сидящем у телевизора, о таком, чьим мнением комментатор дорожит, на кого рассчитывает свое выступление. Умение видеть вместо телекамеры живого реального человека и обращаться к нему, а не в пустоту – один из признаков профессионализма на телевидении.

Во-вторых, комментатор  обычно полностью пишет для себя текст предстоящего выступления, придерживаясь  стиля устной речи. Об этом тексте зритель не должен догадываться: выступление выглядит как импровизация (опять-таки лишь в том случае, если перед нами телевизионный профессионал). Еще древние греки полагали, что искусство оратора состоит из трех частей: написание речи, разучивание ее и произнесение. В наше время предприняты серьезные попытки опровергнуть древних. Так, большой мастер экрана Ираклий Луарсабович Андроников утверждал, что всякая заранее написанная бумажка вредна для телевыступающего, что, вспоминая ее, он словно заглядывает к себе за лобную кость. Вместо текста Андроников предлагал проговаривать тему будущего выступления про себя или вслух. Сам он «обкатывал на слушателях» свои великолепные устные рассказы. Но следует учесть: метод Андроникова, как, впрочем, и древних греков, не универсален; все зависит от конкретной задачи, решаемой журналистом, от уровня его мастерства. Вероятно, текст не нужен, если есть уверенность, что в строго заданное время комментатор уложит все, что хотел сказать, не мучаясь над поиском формулировки, пользуясь яркими словесными образами, что найдется отточенная, захватывающая внимание первая фраза, будет обеспечена логика и четкость мысли и, наконец, эффектная запоминающаяся концовка.

В-третьих, комментатор  никогда не должен ограничивать себя лишь комментарием к футбольному матчу, к примеру.  Комментатор – одна из наиболее творческих профессий на телевидении, а творческим людям должно быть свойственно стремление расширить свой диапазон, полнее выявить свой потенциал на экране. Их уже не удовлетворяет сам факт «узнаваемости», присутствия на светских приемах и презентациях. «Известен тем, что известен...» Натуры послабее этим удовлетворяются. Сильный же творческий человек ищет другого. Таким был выпускник МГУ Владислав Листьев. Он ставил перед собой все новые задачи, придумывал себе передачи и амплуа, а потом щедро оставлял их, уходя дальше, вперед в постижении собственных возможностей. В «Поле чудес» он был элегантным шоуменом-затейником, в «Теме» нашел совсем иной стиль, созвучный поднимаемым социальным проблемам, а потом придумал «Час пик», взяв на себя роль интервьюера-аналитика (взяв у американцев вместе с подтяжками Ларри Кинга, как иронизировали критики). А Листьев и не скрывал: он хочет скорее освоить все наработанные мировым ТВ приемы, методы, роли.8

Специфика комментаторского творчества заключается в том, что  он ставит перед собой целью донести  до аудитории взгляды, мнения, суждения, оценки. Ведь комментарий – это  помимо прочего влияние на умы  и сердца людей. таким образом можно сказать, что комментатор существует на экране ради своих взглядов, суждений, эрудиции. Его личность знакома и интересна зрителю. Он, как правило, человек зрелого возраста, имеющий солидный жизненный опыт как основу для обобщений, сравнений, выводов. Комментатор блестяще владеет словом, и способен артистично произносить публицистические монологи.

Все чаще комментаторами становятся люди, не один год варившиеся в спортивном мире, или бывшие спортсмены. И не простые спортсмены, а те, кто оставили в своем виде спорта заметный след. И выступая в бассейне, на стадионе или в зале, имели склонность тщательно анализировать все, чем занимались они и их товарищи. К счастью, образование их и грамотность теперь ничуть не ниже, чем у инженеров, врачей, студентов, недавних школьников, стремящихся попробовать свои силы в тележурналистике.

О культуре и образовании  я заговорил не зря. Еще десятью  годами раньше многие закончившие выступления  спортсмены ничем подобным не блистали. Однако ж, профессия телекомментатора предъявляет соискателям весьма высокие требования.

Один из ветеранов  журналистики в разговоре с молодыми коллегами о профессионализме привел такое сравнение. Забить гвоздь в  доску может любой человек, раз  десять ударив молотком по гвоздю и  пару раз по пальцам. Профессиональный же плотник загоняет гвоздь с одного удара по самую шляпку, потому что он много лет занят этим. Так же и в журналистике. Когда человек сделает несколько сотен репортажей, тогда научится работать быстро, точно и красиво. Одним ударом – по шляпку. Только передачи, в отличие от гвоздей, не должны быть похожими друг на друга, штампованными.

Информация о работе Творческий портрет Василия Уткина