Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:38, курсовая работа
С развитием глобальной сети и доступа к ней, Интернет занял особое место среди средств массовой информации. Если еще десятилетие назад всемирная паутина несла лишь информативную цель, то сегодня мы можем констатировать факт рождения нового вида СМИ – сетевых медиа, средой распространения которых стала компьютерная сеть Интернет, так прочно укрепившаяся практически в каждом доме, каждой семье, где есть компьютер...
Введение
Глава 1. Жанры в арсенале современной журналистики
Жанрообразующие факторы.
Понятие жанра
Глава 2. Жанровая структура сетевых публикаций
2.1. Интернет как новое информационное пространство. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики
2.2 Специфика сетевых средств массовой информации
2.3 Характеристика информационных жанров массовых Веб – изданий
(на примере он-лайн газеты Lenta.ru)
2.4 Феномен «Живого Журнала»
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Югорский государственный университет
Гуманитарный институт
Кафедра
журналистики и литературы
Чекина
Мария Сергеевна
Своеобразие
жанров интернет-журналистики (на примере
газеты «Lenta.ru»)
Курсовая работа
студентки 3 курса Гуманитарного института
Научный руководитель:
ст. преподаватель
И.
С. Шевченко
Ханты-Мансийск
– 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Жанры в арсенале современной журналистики
Глава 2. Жанровая структура сетевых публикаций
2.1. Интернет
как новое информационное
2.2 Специфика сетевых средств массовой информации
2.3 Характеристика информационных жанров массовых Веб – изданий
(на примере он-лайн газеты Lenta.ru)
2.4 Феномен «Живого Журнала»
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема жанровой структуры в широком смысле остается одним из самых актуальных направлений научной мысли в современной российской журналистике. Теория жанров и сегодня задается все теми же вопросами: что такое жанр, в чем его функция и насколько тот или иной жанр устойчив. Но если в традиционной, печатной, журналистике, исследователи смогли найти какие-либо общие параметры для характеристики жанра, то электронные СМИ, и, в первую очередь, интернет-издания, в этом отношении остаются менее всего изученными. В этом заключается актуальность нашей работы.
С
развитием глобальной сети и доступа
к ней, Интернет занял особое место
среди средств массовой информации.
Если еще десятилетие назад
С
каждым годом, а в последнее время
и с каждым месяцем, количество сетевых
изданий увеличивается в сотни раз.
Наряду с аналогом печатных газет и журналов,
в Интернете то и дело появляются исключительно
сетевые публикации. Они имеют свои типологические
признаки и жанровые особенности. Но в
тоже время особенность и одновременно
проблема в том, что практически в каждой
веб-публикации можно найти черты тех
или иных традиционных жанров журналистики.
А вот найти оригинальный веб-репортаж
достаточно трудно.
Научная новизна исследования заключается в том, что мы попытались систематизировать и классифицировать жанровые разновидности веб-публикаций. Кроме того, мы рассматриваем жанровые разновидности веб-публикаций в сравнении с традиционными СМИ.
Объектом исследования являются публикации Интернет-изданий (на примере газеты Lenta.ru).
Предметом исследования является жанровая разновидность он-лайн публикаций.
Цель моей работы – охарактеризовать жанровое своеобразие публикаций Интернет-изданий.
Для этого предлагается решение следующих задач:
1.Дать
теоретическое обоснование
2.Обосновать специфику жанровой структуры интернет-изданий.
3. Выявить жанровые особенности веб-публикаций, сравнить их с печатными аналогами
4.Определить специфику подачи информации в сетевых изданиях различной жанровой направленности.
Соответственно поставленной цели и обозначенным задачам были выбраны и методы исследования: типологический метод и метод сравнения.
Исследования
жанров в сфере газетно-журнальной
периодики подготовили
ГЛАВА 1
Жанры в арсенале современной журналистики
1.1 Жанрообразующие факторы
Измерение
жанрового пространства определяется
тем, что жанровая форма предполагает
определенный способ организации материала
с изображением жизненных явлений.
Жанр определяется совокупностью структурно-
Это позволяет рассматривать жанр как типологическое явление, исторически устойчивое, свойственное произведениям разных эпох и направлений.
К жанрообразующим факторам относят:
• содержание произведения (тематика, проблематика);
• способ повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, героев;
• отношение автора к изображаемому;
• способы и приемы изображения, изобразительно-выразительные средства;
• стилевая манера;
• пафос произведения;
• характер конфликтов и их развитие в сюжете.
Качества, которые отличает он-лайн журналистику от традиционной - это интерактивность и постоянное обновление. Интернет позволяет оставаться актуальным, оперативно реагируя на события. Новость может быть вставлена в быстро подготовленный аналитический обзор, который посредством гипертекстовых ссылок связывается с другими материалами. Новость, таким образом, автоматически порождает смысловой контекст и становится центром новой темы. Это стирает какие-либо жанровые границы в сетевых изданиях и является важной особенностью интернет-журналистики.
Но даже в общепринятой науке о журналистике единого мнения относительно понятия «жанр» в настоящее время не сложилось. Одни выделяют новостную журналистику, интервью, оперативное комментирование, репортерское расследование, а также аналитическую, художественную (эссе, очерк) и сатирическую (фельетон, памфлет, пародия, сатирическая реплика, сатирический комментарий) публицистику.
Другие включают в информационные жанры заметку, отчет, интервью, информационную корреспонденцию, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог; к аналитическим относят аналитические отчет, корреспонденцию, интервью, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендацию (совет), аналитический пресс-релиз; а к художественно-публицистическим — очерк, фельетон, памфлет, пародию, сатирический комментарий, житейскую историю, легенду, эпиграф, эпитафию, анекдот, шутку, игру.
Такая несогласованность говорит о том, что в теории жанров пока не найдено общих критериев для описания многообразия жанров. А сетевые издания, как новый вид средств массовой информации, до сих пор остаются подробно не исследованными. Причина тому не только то, что в России существует небольшое количество интернет-изданий, но и тот факт, что изучение Интернета требует специальных профессиональных навыков работы в виртуальном пространстве. До сих пор не существует специалистов в этой сфере и определенного метода для описания сетевых публикаций, тем более типологии жанров интернет-изданий.
Степень
изученности проблемы определяется лишь
попытками дать описания зарождающимся
жанрам интернет-журналистики, это видно
в работах А.А. Калмыковой и Л.А. Кохановой
в учебном пособии «Интернет–журналистика».
Но даже в ней авторы отмечают, что «первое,
с чем сталкивается исследователь Интернета,
взявшийся выявить жанровую типологию
публикаций в сети, это присутствие всего
во всем, и в каждом, и везде. Черты традиционных
журналистских жанров — репортажа, очерка,
фельетона, корреспонденции и других —
можно найти, если поискать, в любой сетевой
публикации. А вот типичный веб-репортаж
или типичный веб-фельетон, оказывается,
отыскать весьма проблематично. Подобные
чистые жанровые формы можно встретить
только в изданиях-клонах, но, как мы уже
договорились, к веб-изданиям копии несетевых
публикаций имеют такое же отношение,
как показ по телевизору фотографии газетной
полосы к телевизионной новостной передаче»[1]
1.2 Понятие жанра
Понятие жанр происходит от французского слово «genre», что означает в дословном переводе – род, вид. Жанр – эта форма, в которой читателю (зрителю, слушателю) представляется подготовленный материал. Впрочем, исходное значение термина нам вовсе не помогает прояснить, что такое жанр. Проблема заключается в том, что не существует единого определения понятия жанр, как и единой системы жанрового деления. Причин этому несколько: жанр, вид и род являются смежными понятиями, в результате чего их путают (то, что в одном источнике называют жанром, в другом относят к видам, и наоборот); жанры менялись, исчезали и появлялись в процессе исторического развития искусства, литературы и журналистики, поэтому границы между ними порой весьма расплывчаты.
«Жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы»[2].
Сам термин «жанр» возник в эстетике французского Классицизма середины XVII в., хотя жанровое самоопределение существовало много раньше. В XVI в. теоретики академического искусства разделили его на «высокий» и «низкий» жанр в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Это деление укрепилось в практике европейских художественных академий XVII-XIX вв. В живописи «высоким» считались исторический (героический) и мифологический жанры, «низким» — портрет, пейзаж, натюрморт. В литературе существовало противопоставление трагедии и комедии. Разделение на «высокие» и «низкие» жанры существовало уже в античном искусстве.
Если говорить о
журналистике, то в ней, в отличие от
других видов искусства, нежелательно
смешение жанров. И если, например, в изобразительном
искусстве взаимопроникновение жанров
исторически обусловлено и неизбежно,
то в журналистике «чистота» жанра является
качественной характеристикой. И размытые
жанровые границы характерны лишь для
«бульварных» изданий и низкопробных
теле- и радиопередач.
Жанр всегда остается
наилучшей формой решения творческой
задачи. Поэтому он всегда жестко детерминирован:
цель, лежащая в основе решения любой творческой
задачи, определяет выбор жанра. Разрабатывая
тему, анализируя попавшие в поле его зрения
факты, корреспондент еще на предварительной
стадии своей работы осуществляет определенный
выбор жанра, останавливаясь, в конечном
счете, на том, который представляется
ему наиболее подходящим. Бытующее среди
журналистов убеждение, будто о жанре
предстоящего текста он не думает и тот
складывается сам собой, на самом деле
противоречит правилам творческого процесса.
Интуиция как составная часть творчества
способствует рождению целостного текста:
текст вбирает в себя необходимые жанровые
элементы, подчиняясь логике развития
мысли автора.
ГЛАВА 2
Жанровая
структура сетевых
публикаций
Информация о работе Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примере газеты «Lenta.ru»)